Мотивация педагогической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация педагогической деятельности



Мотивация является одним из важнейших компонентов пед деятельности. Любой деятельностью человека руководят внутренние и внешние мотивы.

В мотивации пед деятельности выделяют две составляющие:

1. мотивация выбора профессии педагога;

2. мотивация продолжения пед деятельности.

Климов, отвечая на вопрос: «Что же определяет выбор профессии?», выделил восемь основных факторов:

Внешние мотивы Внутренние мотивы
  1. позиция семьи;
  2. позиция сверстников;
  3. позиция педагогов;
  4. притязание на общественное признание;
  1. способности и их проявления;
  2. личные профессиональные и жизненные планы;
  3. информированность о той или иной профессиональной деятельности;
  4. склонности.

 

       Преобладающая ориентация на внутренние мотивы свидетельствует о большой личной зрелости, об осознанности выбора и о подлинном интересе к выбираемой профессии. Если при выборе профессии решающими оказываются внешние мотивы, такой выбор является случайным, т.е. не до конца осознанным.

       Мотивы, которые движут педагогом в конкретных педагогических ситуациях (мотивационная сфера в терминах центрации по Орлову):

  1. эгоистическая – центрация на своих интересах;
  2. бюрократическая – центрация на интересах администрации, руководства;
  3. корпоративная – центрация на интересах коллег;
  4. авторитетная – центрация на интересах и запросах родителей учащихся;
  5. познавательная – центрация на требованиях средств обучения и воспитания;
  6. альтруистическая – центрация на интересах и потребностях учащихся;
  7. гуманистическая – центрация на проявлении сущности каждого человека.

 

Тема: Стиль педагогической деятельности

1. Общая характеристика стиля пед деятельности. Индивидуальный стиль пед деятельности

2. Виды стилей пед деятельности

Вопрос.

       Пед деятельность, как и любая деятельность характеризуется определенным стилем.

       Стиль деятельности – это устойчивая система способов и приемов, которая проявляется в разных условиях ее осуществления.

       Стиль обусловлен спецификой самой деятельности и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта. В настоящее время понятие «стиль» трактуется в очень широком контексте – стиль поведения, стиль руководства, стиль деятельности, стиль общения, когнитивный стиль и т.д. стиль пед деятельности, отражая специфику, включает в себя и стиль управления, стиль саморегуляции, стиль общения, когнитивный стиль учителя.

       Стиль пед деятельности выявляет воздействие, по меньшей мере, трех факторов:

1. индивидуально-психологические особенности субъекта;

2. особенности самой деятельности;

3. особенности обучающегося (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).

Перечисленные факторы также соотносятся с:

1. характером взаимодействия;

2. характером организации работы;

3. предметно-профессиональной компетентностью учителя;

4. характером общения.

Стиль пед деятельности – индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия учителя и ученика.

       В пед стиле выделяют содержательную (техническую) и формальную стороны.

Формальная Содержательная

Авторитарный стиль

Деловые, краткие распоряжения; запреты без снисхождения с угрозами; четкий язык, неприветливый тон; порицания и похвала субъективны; эмоции не принимаются в расчет; позиция вне группы. Дела в группе планируются заранее; определяется лишь непосредственные цели, дальние неизвестны; голос руководителя является решающим.

Демократический стиль

Инструкция в форме предложений; речь сухая; товарищеский тон; похвала и порицания с советами; распоряжения с дискуссиями; позиция лидера внутри группы. Мероприятия планируются не заранее, а в группе; за реализацию предложения отвечают все; все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.

Попустительский (либеральный) стиль

Отсутствие похвалы и порицаний; никакого сотрудничества; позиция лидера незаметна в стороне группы. Дела идут сами собой; лидер не дает никаких указаний; разделы работы складываются из отдельных интересов.

 

Индивидуальный стиль деятельности – это индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов, к которым сознательно или стихийно прибегает индивид для достижения наилучшего соответствия своей индивидуальности требованиям осуществляемой деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности педагога проявляется:

1. в динамических характеристиках поведения и деятельности (скорость реакций, темп работы, эмоциональность общения и др.);

2. в характере и типичности реакций на разные пед ситуации;

3. в выборе методов обучения и воспитания;

4. в стиле пед общения;

5. в манере поведения, жестах, мимике и других невербальных средствах общения;

6. в предпочтении типичных видов поощрений и наказаний;

7. в особенностях применения методов индивидуально-психологического воздействия на детей.

Полноценное освоение пед профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять не только так как положено (по нормативно заданным образцам), но и привносит в эту деятельность свои собственные творческие элементы (через выработку индивидуального стиля деятельности).

 

Вопрос.

       Наиболее полное представление о стилях пед деятельности было предложено Марковой. Основаниями классификации стали:

1. ее содержательные характеристики (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда);

2. степень представленности ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в труде;

3. динамические характеристики (гибкость, устойчивость и т.д.);

4. результативность (уровень знаний и умений ученика, интерес к предмету).

На этой основе было выделено четыре типа индивидуального стиля деятельности учителя.

Группы стилей Эмоциональные Рассуждающие
Импровизационные ЭИС РИС
Методические ЭМС РМС

 

       Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Отличается преимущественной ориентацией на процесс обучения. Учитель логично и интересно строит объяснение нового материала, однако может настолько увлечься собственным объяснением, что теряет обратную связь с учениками. Не считает нужным прерываться или уточнять: поняли его или нет. Во время опроса такой учитель обращается к большому числу учеников, но чаще к сильным, т.к. замедление темпа работы, при ответе слабых, воспринимается как существенный недостаток. Опрос проводит в быстром темпе и часто недожидается ответа учеников. Главное в уроке для него интерес и разнообразие, и недостаточно представлено закрепление учебного материала и контроль знаний учащихся. Достоинство данного стиля – высокая оперативность и использование большого количества разных методов обучения. Учитель часто практикует коллективные обсуждения. Все особенности ЭИС обусловлены явным преобладанием интуитивности над рефлексивностью (учитель не умеет проанализировать результаты своей деятельности на уроке).

       Эмоционально-методический стиль (ЭМС). Для учителя характерна ориентация в равной степени на процесс и результат обучения. Он адекватно планирует учебный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний сильных и слабых учеников. Характерна оперативность, часто меняет виды работ на уроке, использует коллективное обсуждение, часто дает индивидуальные задания. В его деятельности постоянно присутствует закрепление учебного материала и контроль знаний. В отличии от ЭИС, учитель стремиться активизировать учеников не внешней развлекаемостью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета. Высокая степень рефлексивности, хотя интуитивность у него несколько преобладает.

       Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для учителя характерна ориентация на процесс и результат обучения. Адекватно планирует учебный процесс. По сравнению с учителями эмоциональных стилей, он проявляет меньшую изобретательность в подборе методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения. Во время опроса дает каждому возможность детально оформить ответ, сам старается говорить меньше, дает наводящие вопросы. При объяснении нового материала выделяет основные вопросы, логично излагает их, делает акцент на основной структуре, это считает залогом интереса. Применяет закрепление и контроль знаний. В его деятельности можно наблюдать некоторый интерес рефлекивности над интуитивностью, что позволяет анализировать свой труд, но ограничивает возможности спонтанного поведения на уроке.

       Рассуждающее-методический стиль (РМС). Учитель ориентирован преимущественно на результат обучения. Адекватно планирует учебный процесс. Его отличает консервативность в выборе средств и методов (использует малый набор методов, отдает предпочтение воспроизведению изучаемого материала, индивидуальные творческие задания не практикуются, коллективные обсуждения крайне редки). В процессе опроса учитель обращается к небольшому числу учеников, дает много времени на ответ, особое внимание уделяет слабым ученикам. Постоянно и систематически использует закрепление материала и контроль. Характерна высокая степень рефлексивности. Такие учителя способны наиболее полно провести анализ своей деятельности.

       Различие этих четырех типов отражает разницу в стилях управления, общения, поведения и когнитивных стилях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.008 с.)