Тема 2.5. Общая характеристика усвоения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.5. Общая характеристика усвоения.



  1. Усвоение как сложное многогранное понятие
  2. Этапы (стадии) усвоения знаний
  3. Психологические характеристики усвоения
  4. Усвоение знаний
  5. Сущность умений и навыков
  6. Основные закономерности формирования навыков

 

Вопрос.

       Усвоение, представляющее собой сложное понятие, может трактоваться с разных позиций:

  1. Усвоение – это механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта через приобретение социокультурного, общественно-исторического опыта как совокупности знаний, общественных способов действий (умений, навыков), а также нравственных норм и этических правил поведения. Такое усвоение осуществляется на протяжении всей жизни в результате наблюдения, обобщения опыта, принятия решений и собственных действий.
  2. Усвоение – это сложная интеллектуальная деятельность человека, которая включает все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала.
  3. Усвоение – это результат учения, учебной деятельности, по отношению к учебной деятельности усвоение выступает в качестве ее содержания, а также центральной части процесса обучения.

В самом общем виде, усвоение определяется как процесс приема, смысловой обработки, сохранения полученных знаний и применение их в новых ситуациях решения теоретических и практических задач.

 

Вопрос.

       Этапы (стадии) усвоения знаний (по Рубинштейну):

  1. первичное ознакомление с материалом или его восприятие в широком смысле слова;
  2. его осмысление;
  3. специальная работы по закреплению;
  4. овладение материалом, в смысле возможности оперировать им в разных условиях, применяя его на практике.

Все стадии взаимосвязаны и обусловлены характером взаимодействия учителя и ученика, каждая из них определяет конечный эффект усвоения.

Начальный этап ознакомления с учебным материалом имеет большое значение для всего процесса усвоения. Не менее важно на этом этапе то, что предпосылается восприятию – апперцепция. Она включает активное отношения личности к воспринимаемому, которое не исчерпывается содержание представлений и не сводится к их массе. Само восприятие включает в себя осмысление. Мыслительная работа охватывает восприятие со всех сторон (предворяя его, включаясь в него, настраиваясь над ним).

Осмысление (второй этап), входя в первый этап, является основой третьего этапа – запоминания. Закрепление учебного материала, по Рубинштейну, это не только постоянное осмысление и включение в новые смысловые связи, но и переосмысление этого материала. Важно, что все время должно осуществляться не только повторительное, но и свободное воспроизведение материала.

Исходя из этого вытекает два вывода:

1. собственное изложение учащегося должно быть специально предусмотрено в организации учебной деятельности;

2. важно готовить первое самостоятельное воспроизведение обучающегося усваемого материала.

Применение на практике есть не только результат учения, но и способ овладения знаниями, их закрепление и формирование прочных навыков. На этом этапе усвоения, овладение знаниями направлено уже не на учение, а на другие практические цели.

 

Вопрос.

1. Усвоение характеризуется прочностью, которая определяется независимостью использования усвоенных знаний и их применения. Прочность зависит от системности, смысла организованности, воспринимаемого материала, его личной значимости и того эмоционального отношения, которое вызывает этот материал у ученика. Лучше усваивается то, что включено в деятельность и нацелено на использование в будущей практике.

2. Управляемость усвоением. Управление усвоением может осуществляться по пути поэтапного формирования умственных действий, может реализовываться классическим, традиционным путем, программированным или проблемным обучением. Важно, чтобы усвоение было объектом управления.

3. Личностная обусловленность усвоения. Происходит влияние усвоения на формирование личности школьника. Это взаимовлияние реализуется в силу эффекта действия самого обучения на психическое развитие личности, формирование ее психических новообразований. По Рубинштейну, усвоение, вообще весь ход учения, существенно обусловлен теми специфическими отношениями, которые складываются у ученик а в процессе обучения (отношение ученика к учебному материалу, к учителю и к самому учению как к процессу).

4. Психологические особенности характера усвоения для разных возрастных периодов школьников (как по использованию средств, так и по соотношению репродуктивных и продуктивных действий). В младшем школьном возрасте наблюдается обычно большая зависимость учащегося от учебного материала, т.е. он склонен сохранять структуру подлинного материала, трудно реконструировать. У старшего школьника имеются все возможности для реконструирования и перекомбинирования учебного материала, если они не реализуются, то вина за это падает исключительно на постановку обучения.

5. Усвоение характеризуется готовностью актуализации знаний (определяют как легкость), их полнотой и системностью.

6. Важной характеристикой является то, что показателем усвоения служит действие, характер которого свидетельствует об усвоении.

 

Вопрос.

       Знания составляют ядро усвоения. Знания являются основой нравственных убеждений, этических взглядов и мировоззрения. С одной стороны, знания определяются как часть сознания, с другой стороны, как нечто общее в отношении предметного разнообразия, с третьей стороны, как способ упорядочивания действительности, с четвертой стороны, как некоторый продукт и результат познания, с пятой стороны, как способ воспроизведения в сознании познавательного объекта. Знания и правильный путь их усвоения являются предпосылкой умственного развития учащегося.

       С учетом различных дидактических функций знания, пред учителем стоит несколько задач:

  1. перевести знание из его застывших, фиксированных форм в процесс познавательной активности обучаемых;
  2. преобразовать знание из плана его выражения в содержание мыслительной деятельности учащегося;
  3. сделать знание средством формирования человека как личности и субъекта деятельности.

Виды знаний: донаучные, житейские, художественные, научные (эмпирические и теоретические).

Знания характеризуются различной глубиной проникновения учащихся в их сущность, что обусловлено:

  1. целями обучения;
  2. индивидуальными особенностями учащихся;
  3. уже имеющимся у них запасом знаний;
  4. уровнем их умственного развития;
  5. адекватностью усваемого знания возрасту учащегося.

 

Вопрос.

       Овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают как следует выполнять то или иное умение или навык. Умение навык характеризуются как способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени овладения данным действием.

       Умение – это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

       Навык – это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано без осознания промежуточных шагов.

       Умение обычно соотносят с уровнем, выражается на начальном этапе в форме усвоенного знания, которое понято учащимся и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического применения оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполненного действия.

       Уровни овладения учащимся действиями:

  • нулевой – учащиеся совершенно не владеют действием (нет умений);
  • первый – учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя;
  • второй – учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, т.е. подражая;
  • третий – учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действие, осознавая каждый шаг;
  • четвертый – учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действие (навык).

Не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками.

 

Вопрос.

       Факторы, влияющие на формирование навыков:

  1. правильное распределение упражнений во времени;
  2. понимание и осмысление обучающимся принципа и основного плана выполнения действия;
  3. знание результатов выполняемого действия;
  4. влияние ранее усвоенных знаний и выработанных навыков на данный момент обучения;
  5. рациональное соотношение репродуктивности и продуктивности.

Все они действуют взаимосвязано, но каждый из них оказывает и автономное влияние.

Выработка навыков графически определяется кривой научения, они делятся на два типа:

  1. кривые с отрицательным ускорением – сначала формирование навыка идет быстро, затем замедляется, приближаясь к некоторому придельному уровню скорости;
  2. кривые с положительным ускорением – сначала овладение действием идет медленно, а затем все быстрее.

В процессе выработки навыка иногда наступает относительная стабилизация продвижения, ученик не прогрессирует и не регрессирует, т.е. стоит на месте. Это явление свидетельствует о том, что или содержание, или приемы обучения, или формы работы, или все вместе исчерпали себя.

Навыки оказывают влияние друг на друга. Положительное влияние, ранее выработанного навыка на последующий, называется переносом, отрицательное влияние – интерференцией. Перенос, который является внутренним механизмом научения, предполагает более целенаправленную работу преподавателя над каждым из трех основных планов обобщения: над принципом, программой и способами действия, над отбором учебного тренировочного материала.

Распределение упражнений во времени можно представить следующим образом: наибольшее количество упражнений должно быть в начале тренировки, затем, с увеличением времени тренировки, интервал между такими действиями должен также увеличится. Тренировка может осуществляться в очень маленьких объемах, но она должна целенаправленно сохраняться до конца обучения.

Схема распределения упражнений во времени:

  1. упражнение никогда не сходит на нет;
  2. интервал между упражнениями во время тренировки увеличивается;
  3. программа выработки одного навыка сочетается с программой выработки других.

Критерии свормированности навыка или его отработанности:

Внешние:

  1. правильность и качественность навыков оформления (отсутствие ошибок);
  2. скорость выполнения отдельных операций или их последовательности;

Внутренние:

  1. отсутствие направленности создания на форму выполнения действия;
  2. отсутствие напряжения.

Законы формирования навыка:

  1. эффекта (Торндайк) – для развития навыков необходимо знать результат каждого повторения или иметь желание при следующем повторении улучшить;
  2. изменения скорости – быстрое при первых повторениях улучшение продуктивности навыков вскоре все более замедляется;
  3. неравномерности развития навыка – улучшения навыка чередуется с временными ухудшениями под влиянием ряда субъективных и объективных причин, которые влияют на продуктивность;
  4. плато в развитии навыка – временное отсутствие улучшения или ухудшения продуктивности навыка говорит о перестройке их психологической структуры;
  5. переноса навыка – имеющиеся навыки облегчают развитие сходных по психологической структуре навыков, и затрудняют развитие навыков, имеющих резко различную структуру;
  6. отсутствия предела в развитии навыка – конечное плато в развитии навыка всегда может, за счет перестройки структуры навыка, дать хотя бы незначительное улучшение продуктивности;
  7. угасания навыка – при отсутствии повторений навык приобретает обратное влияние, т.е. деавтоматизироваться, но обратное возобновление повторений восстанавливает навык скорее, чем первоначальное его развитие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.016 с.)