Педагогическая деятельность. Проблема соответствия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая деятельность. Проблема соответствия



Качества личности, которые необходимы для пед деятельности предложены в структуре личности разработанной Платоновым. Согласно этой схеме структура личности состоит из четырех иерархически расположенных слоев или подструктур:

Четвертая низшая подструктура, в основном биологически обусловленная, включает: темперамент, возрастные и половые свойства, на которые невозможно повлиять социальными средствами.

Третья подструктура состоит из индивидуальных особенностей психических процессов, сформированных путем упражнения на основе биологических задатков.

Вторая подструктура представляет собой опыт, в который входят знания, умения, навыки и привычки приобретенные путем обучения.

Первая подструктура (высшая) обусловлена исключительно социальным и включает в себя направленность, мотивационную сферу, нравственные качества и другие особенности, которые формируются путем воспитания.

От слоя к слою роль биологических характеристик уменьшается и возрастает роль социальных.

Зимняя выделяет на основе данной структуры три плана соответствующих психологических характеристик деятельности педагога:

Характер соответствия пригодность готовность включаемость
Полное соответствие + + +
Неполное, но легко вырабатываемое в результате практики + + -
Неполное, но может быть сформировано временем трудовой работы по самосовершенствованию и самообразованию + - +
Отсутствует, но может быть сформировано в результате учебно-профессиональной деятельности и длительного самовоспитания + - -
Отсутствует и не может быть сформировано - - -

 

       Пригодность подразумевает то, может ли у данного индивида в перспективе быть сформировано психологическое соответствие требованиям той или иной профессиональной деятельности. Она определяется двумя низшими подструктурами личности (3, 4 стадии), т.е. биологическими, анатомо-физиологическими и когнитивными особенностями человека. Применительно к пед деятельности: норма интеллектуального развития, способность к эмпатии, преобладание стенических эмоций, нормальный уровень познания и коммуникативной активности, отсутствие противоречий профессии типа человек-человек.

       Готовность пед деятельности включает пед качества приобретенные с опытом и воспитанием. Готовность предполагает осознанную направленность       на профессии типа человек-человек, высокий уровень потребности в общении, потребность передавать свой опыт, знания и умения. Она опирается на 1ю и 2ю подструктуры.

       Включаемость во взаимоотношения с другими людьми, она предполагает легкость установления контакта с собеседником, адекватность реагирования на его высказывания и действия, умение следить за его реакцией, получение удовольствия от общения.

 

       Педагогические умения

       Пед умения представляют собой совокупность различных действий учителя, посредством которых осуществляется его деятельность, умения в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его профессиональной компетентности.

       Маркова выделяет четыре основных вида умений, которые включают девять групп:

  1. психолого-педагогические – умение работать в изменившихся пед ситуациях, учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся и заботиться об их психическом развитии:
    • умения поставить пед задачу и при постановке ориентироваться на ученика;
    • умения связанные с самим процессом обучения (Чему? Кого? Как учить?). чему? – умение работать с содержанием учебного материала, устанавливать межпредметные связи, обновлять предмет, умение формировать общеучебные умения и навыки у школьников; кого? – умение изучать психические функции учащихся и характеристики обученности и воспитанности, видеть реальные результаты и возможности школьников; как учить? – умение применять оптимальное сочетание приемов и форм учения, применять дифференциальный и индивидуальный подход к учащимся;
    • умение использовать психолого-педагогические знания, передовой пед опыт, фиксировать процесс и результаты своего труда, соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе.
  2. коммуникативные – умения связанные с созданием атмосферы психологической безопасности для другого человека (пед такт):

· умение ставит коммуникативные задачи, создавать условия для реализации внутренних резервов партнера по общению;

· умения, способствующие достижению высших уровней общения (умение понять позицию другого, проявит интерес к его личности, умение интерпретировать внутреннее состояние ученика по нюансам поведения).

  1. самонаправленные – умения необходимые для самореализации, самовыражения и развития личности самого учителя:

· умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимать значимость своей профессии, умение противостоять трудностям, умение управлять своими эмоциями, развивать пед способности и др.;

· умение осознавать перспективы своего профессионального развития.

  1. диагностико-прогностические – необходимы для составления верного представления об учащемся:

· умение определять знания учащихся в начале и конце учебного года, выявлять отдельные показатели обучаемости, определять причины отставания, стимулировать учащихся к самообучению;

· умение оценивать состояние воспитанности и воспитуемости школьников, распознавать по поведению учащихся их нравственные нормы и убеждения, умение видеть ученика в целом и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.005 с.)