Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.3. Общая характеристика учебной деятельности
Вопрос. Понятие «учебной деятельности» в пед психологии достаточно неоднозначно. В широком смысле она иногда неправильно рассматривается как синоним научения, учения, обучения. В узком смысле (по Эльконину) – это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность – это деятельность субъекта по овладению общими способностями учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем на основе внешнего контроля и оценки, преходящих в самоконтроль и самооценку. Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как его субъекта, т.е. совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному целенаправленному присвоению им социоультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение системных знаний, отработку обобщенных способов действия и их творческое применение в разных ситуациях. Отмечается пять основных характеристик, которые отличают учебную деятельность от других форм учения:
Вопрос. Исходя из определения учебной деятельности, можно выделить деятельностные характеристики. Учебная деятельность носит общественный характер, в связи с этим выделяют учебную деятельность:
Учебная деятельность характеризуется: субъективностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью, имеет определенную структуру и содержание.
Предметное содержание учебной деятельности:
Наиболее полное и развернутое описание способа представлено теорией поэтапного формирования умственных действий (Гальперин, Талызина). Согласно этой теории, предметное действие и выражающая его мысль составляют конечное, исходно разветвленное, но генетически связанные звенья единого процесса постепенного преобразования материального действия в идеальное, его интериоризацию.
Вопрос.
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих компонентов:
I. Мотивация является не только одним из основных компонентов, но и существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности. Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющий потребности учащегося в получении знаний. Мотивация формируется у учащегося под воздействием рада факторов:
II. Учебная задача является главным компонентом учебной деятельности, на ее материале учащийся готовится к решению жизненных задач. Учебная задача – это тот способ действия или знания, который должен усвоить ученик в заданных условиях. Учебная задача представляет собой определенное задание, постановка которого имеет важное значение для освоения учебного действия. Основное отличие учебной задачи от всех других задач заключается в том, что цель ее решения состоит в изменении не предметов, с которыми действует субъект, а в изменениях самого субъекта. Учебная задача представляет собой системное образование, в ее состав входят следующие части: 1. предметная область (класс объектов, о которых идет речь); 2. отношения связывающие объекты уходящие в предметную область; 3. требования: цель решения задачи то, что именно необходимо найти; 4. способ решения: совокупность действий и операций, которые надо произвести над условием задачи, чтобы получить ее решение. Для решения задачи учащийся должен располагать некоторым набором средств, которые не входят в саму задачу:
Учебная задача имеет ряд особенностей, которые отличают ее от жизненной:
К организации учебных задач предъявляется ряд психологических требований:
III. Учебные действия. Единицами любого вида деятельности являются действия. Учебные действия – структурный компонент учебной деятельности, определяемый ее мотивацией, подчиненный учебной цели и включающий совокупность операций, которые должен совершить обучаемый для решения учебной задачи. Деятельность в целом определяется мотивом, а каждое действие - своей целью. При этом, цели по-разному соотносятся с мотивами. Цель, выполняемого действия представлена в сознании. Обычно субъект в полной мере осознает эту цель. Сознательные действия, по мере овладения ими учеником, переходят на уровень операций – способов выполнения более сложных действий, т.к. действия, которыми учащийся уже овладел, в его дальнейшей деятельности повторяются многократно, то по законам формирования навыка постепенно перестают сознательно контролироваться и становятся способами выполнения действий более высокого уровня (напр, учение письму).
Управление операциями осуществляется на уровне фонового автоматизма. Процесс перехода действий в операции является проявлением автоматизированного навыка. Такие операции, которые раньше были самостоятельными действиями, называют сознательными. На ряду с ними в деятельности существуют операции, которые никогда не осознавались субъектом как самостоятельные действия (напр, ребенок не соотносит свою речь с эталоном). Учебные действия можно классифицировать по-разным основаниям: по последовательности:
Соотнося с познавательными процессами, учебные действия делят на: перцептивные (воплощают в себе процесс восприятия и включают осознание, идентификацию, выделение фигуры на фоне, отделение главного от второстепенного), мнемические действия (осуществляются на базе процесса памяти: заучивание, фильтрация информации, структурирование информации, сохранение, воспроизведение), мыслительные (включают логические операции, т.е. анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию). Учебные действия делят на: репродуктивные (воспроизведения действия, которое осуществляется по заданным критериям, шаблонам), продуктивные (действия целеобразования, преобразования, создания нового, выполнение самостоятельно по своим сформированным критериям). · Действия самоконтроля и самооценивания учащегося – представляют собой интериоризированные действия учителя. IV-V. действиям контроля и оценки отводится значительное место. Для установления правильности учебных действий учителем осуществляется контроль. Контроль учебной деятельности – это структурный компонент, который характеризуется сличением имеющегося результата с поставленной задачи. Действия контроля позволяют управлять ходом учебной деятельности, своевременно вносить коррективы и определять эффективность форм и методов организации учебной деятельности. Важно, чтобы постепенно субъектом контроля все в большей мере выступал сам ученик. Оценка учебной деятельности призвана подвести итог какому-то этапу учебной деятельности.
Оценка учебной деятельности – это подведение итогов учебной деятельности ученика на основании соотнесения его результата с поставленной целью. Благодаря действию оценки ребенок определяет действительно ли им решена учебная задача и овладел ли он требуемым способом действий, т.е. оценка становится ключевым моментом при определении на сколько реализуемая учебная деятельность оказала влияние на школьника как субъекта этой деятельности. Процесс контроля выполнения действий включает три обязательных компонента:
Эти три составляющие представляют собой структуру внутреннего контроля субъекта за ее реализацией.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.013 с.) |