Раздел 1. Введение в педагогическую психологию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Введение в педагогическую психологию.



Раздел 1. Введение в педагогическую психологию.

Тема 1.1. Современная пед психология: предмет, задачи, структура, методы.

  1. Место пед психологии среди других отраслей психологического знания
  2. Задачи пед психологии и проблемы, которые она изучает
  3. Структура пед психологии
  4. Методы пед психологии

 

Вопрос.

       Пед психология – пограничное комплексное знание, которое занимает определенное место между психологией и педагогикой.

       Педагогика исследует сущность обучения и воспитания, разрабатывает теории и технологии обучения и воспитания, определяет их принципы, содержание, формы и методы.

       Психология выявляет индивидуальные возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств обучения и воспитания.

       Пед психология связана со многими науками в силу целого ряда причин:

  1. она является конкретной отраслью общепсихологического знания;
  2. образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача педагога социокультурного опыта, в котором аккумулируются самые разноплановые цивилизационные знания;
  3. предметом ее изучения является сам познающий и обучающий этому знанию человек, что изучается другими человеческими науками (педагогика, физиология, философия, социология и др.).

Педагогическая психология тесно связана с другими отраслями психологического знания – социальной, дифферециальной психологией и, прежде всего, возрастной. Пед психология и возрастная психология тесно связаны между собой общностью объекта этих наук, которым является развивающийся человек. Но если возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека, то пед психология изучает условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием образования. В связи с этим все проблемы пед психологии рассматриваются на основе учета возрастных особенностей человека, находящегося в образовательном процессе. И возрастная, и пед психология основываются на знании общей психологии.

 

Вопрос.

       Проблемы пед психологии:

  1. соотношения развития и обучения;
  2. взаимосвязи обучения и воспитания;
  3. генотипической и средовой обусловленности психологических характеристик и поведения ребенка;
  4. сензитивных периодов в развитии;
  5. детской одаренности;
  6. готовности детей к обучению в школе;
  7. индивидуализации обучения;
  8. психолого-педагогической диагностики;
  9. оптимальной психолого-педагогической подготовки учителя и воспитателя.

Основные задачи пед психологии (по И.А. Зимней):

  1. раскрытие механизма и закономерности обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
  2. определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирование и сохранение в индивидуальном сознании обучаемого;
  3. определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия;
  4. определение особенности организации и управления учебной деятельностью обучаемых, влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
  5. определение психологических основ диагностики, уровня и качества усвоения и соотнесение с образовательными стандартами;
  6. изучение психологических основ педагогической деятельности;
  7. определение фактов, механизмов и закономерностей развивающего обучения;
  8. определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе.

Различные подходы к определению предмета пед психологии:

  1. Л.И. Божович

Пед психология изучает закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.

  1. В.А. Крутецкий

Пед психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует различия этих процессов, закономерностей формирования у школьников активного творческого мышления, изменения в психике.

  1. И.А. Зимняя

Предметом пед психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человека и вызываемые этим процессы изменения в уровне интеллектуального и личностного развития в разных условиях образовательного процесса.

  1. В.В. Давыдов

Предлагает считать пед психологию частью возрастной психологии. Аргументирует это тем, что специфика возраста определяет характер проявления законов усвоения у учащихся, поэтому преподавание той или иной дисциплины должно сопровождаться по-разному.

 

Вопрос.

       Традиционно пед психология рассматривается в составе трех разделов:

  1. психология обучения изучает закономерности протекания процесса обучения, особенности формирования учебной деятельности, вопросы ее мотивации, особенности формирования познавательных процессов на уроке, роль педагога в развитии творческого потенциала и позитивной Я-концепции ребенка. В рамках психологии обучения дается психологический анализ форм и методов обучения направленных на формирование знаний, умений, навыков;
  2. психология воспитания изучает закономерности формирования личности на разных возрастных этапах, рассматривает влияние ближнего и дальнего социального окружения на развитие ребенка, выявляет и проектирует оптимальные способы взаимодействия участников образовательного процесса;
  3. психология пед деятельности исследует структуру деятельности педагога, особенности его личности и общения, этапы и закономерности его профессионального становления. Особое внимание уделяется взаимоотношениям внутри пед коллектива, причинам и способам снятия конфликтных ситуаций.

Зимняя в структуру пед психологии включает следующие компоненты:

  1. психология образовательной деятельности (как единство учебной и педагогической деятельности);
  2. психология учебной деятельности и ее субъекта – обучающиеся;
  3. психология пед деятельности (единство обучающего и воспитывающего воздействия) и ее субъекта (учителя, преподавателя);
  4. психология учебно-педагогического в сотрудничестваи общения.

На современном этапе пед психология все более дифференцируется и представлена тремя направлениями:

  1. психология высшей школы (высшего образования);
  2. пед психология школьного обучения;
  3. психология профессионального образования.

 

Вопрос.

       Методы – это те приемы и средства, с помощью которых оказывается возможным получить достаточные данные об исследуемом объекте. Основываясь на таких методологических принципах как систематичность, комплексность, принцип развития, единства сознания и деятельности, пед психология в каждом конкретном исследовании применяет комплекс методов. Однако один из методов всегда выступает в качестве основного, а другие – дополнительные.

       Классификация методов психолого-педагогических исследований:

  1. в группу основных методов включают наблюдение и эксперимент;
  2. в группу вспомогательных включают анализ результатов деятельности, опрос, тестирование, профессиографию.

Наблюдение наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психолого-педагогические явления в различных условиях обучения и воспитания без вмешательства в их течение. Данный метод представляет собой восприятие объекта наблюдения с последующей систематизацией фактов и осуществлением выводов.

Виды наблюдения:

  1. житейское – ограничивается регистрацией фактов, носит случайный неорганизованный характер; научное – является организованным, предполагает четкий план, фиксацию в дневнике наблюдений и выводы;
  2. включенное – предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; невключенное – не предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает, наблюдение со стороны.

Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого, с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психолого-педагогических явлений.

Виды эксперимента:

  1. по месту проведения
    • лабораторный – протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией;
    • естественный – предполагает изучение, осуществляемое в обычных условиях;
  2. по цели проведения

· констатирующий – предполагает изучение необходимых психолого-педагогических явлений, определяет факт;

· формирующий – предусматривает, что в процессе эксперимента развиваются определенные качества обучаемых;

· контрольный – предусматривает, что по результатам эксперимента определяются изменения, свидетельствующие об эффективности предложенной развивающей программы.

Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения психолого-педагогических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности обучающихся. Целенаправленный систематический анализ сочинений, изложений, устных и письменных ответов учащихся способствует пониманию педагогом личностной и учебной направленности обучающихся, глубины и точности освоения ими предмета, отношения к школе, к учебному предмету, к педагогу и т.д.

Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Опрос бывает письменным (анкетирование)и устный (интервью, беседа).

Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых знаний и навыков, личностных характеристик. Тест – это кратковременные, одинаковые для всех испытуемых задания, по результатам которых определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека.

Метод профессиографии – метод ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о педагогической деятельности и ее организации с различных сторон. Результатом профессиографии являются профессиоргаммы или сводки данных о процессе труда учителя, а также психограммы.

 

Вопрос.

       Термин «пед психология» вошел в научный оборот с появлением книги П.Ф. Каптерева «Пед психология» (1876г.).

       Выделяют три этапа становления пед психологии. 1ый этап – середина ХVII – конец ХIХ вв. этот период представлен именами педагогов: Коменского, Песталоцци, Гербарта, Дистервега, Ушинского, Каптерева.

       Первый этап называется общедидактическим с ощущаемой необходимостью психологизировать педагогику. Если в дидактике Коменского и Песталоцци психологическая сторона образовательного процесса разработана еще недостаточно, то начиная с работ Дистервега и Ушинского поднимается вопрос о необходимости изучения психологии ученика и психологии учителя.

       Песталоцци понимал все обучение как дело творчества самого учащегося, все знания как развитие деятельности изнутри, как акты саморазвития. Психологическая сторона образовательного процесса, его основ, частных путей и форм разработана Песталоцци недостаточно, также не понятна роль учителя как важного фактора школы.

       Дидактика Гербарта имеет существенные особенности: она дает психологический анализ педагогического метода, серьезно ставит чрезвычайно важные вопросы об интересе обучения и неразрывно связывает обучение и воспитание.

       Дистервегу принадлежит тезис о главенствующей роли педагога в образовательном процессе. Он первый рассматривает учебный процесс как единство ученика, учителя, изучаемого предмета и условий обучения. По его мнению, залогом и основой воспитывающего обучения становится самосовершенствование, учет особенностей обучаемого и энергетичность действий учителя.

       В книге Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868г.) предложена целостная концепция развития человека. Подчеркнуто, что ребенок стоит в центре воспитания и обучения и необходимо всесторонне изучать психику и личность ребенка. Ушинский предавал решающее значение воспитанию. Психолого-педагогические проблемы развития памти, внимания, мышления и речи в процессе обучения выступают в качестве предметов специального анализа и задачи развития.

       Каптреву принадлежит заслуга фундаментального анализа трудов великих дидактов, а также представление экспериментальной дидактики, разработка психологического подхода к рассмотрению образовательного процесса как совокупности обучения и воспитания. Недостаточная психологичность этого периодапедагогической теории подробно и аргументировано критикуется Каптеревым в книге «Дидактические очерки. Теория образования» (1885г.). «Дидактике Коменского недостает психологии. В этой дидактике еще нет речи о развитии обучения способности учащегося».

       Существенный вклад в зарождение пед психологии внес Шацкий, разработавший целостную концепцию гуманизации и демократизации воспитания в процессе социализации человека.

 

Вопрос.

       2ой период – конец ХIХ – начало 50-х годов ХХ вв.

       этап оформления пед психологии в самостоятельную отрасль, появление первых экспериментальных работ в этой области.

Каптерев по праву считается основателем пед психологии. В его книге «Пед психология» вводится в научный оборот современное понятие об образовании как совокупности обучения и воспитания в связи деятельности педагога и учеников, рассматриваются пед проблемы учительского труда и подготовки учителей.

Этот период опирается на достижения пед мысли предшествующих столетий. Пед психологи развивалась и оформлялась одновременно с интенсивным развитием экспериментальной психологии и разработкой конкретной пед системы. Исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов составили базис пед психологии: работы Нечаева, Бине, Анри, Меймана, Дьюи, Эббингауза, Пиаже, Волона, Уотсона, Толмена, Скиннера, Выготского, Блонского, Штерна, Монтессори и др.

В 1907г. Мейман публикует книгу «Лекции по экспериментальной психологии», где дает обзор работ по экспериментальной дидактике. Следом за Каптеревым появляются труды американского психолога Торндайка (1903г.) и советского психолога Выготского (1926г.) также озаглавленные пед психология.

Этот период характеризуется формирование особого психолого-педагогического направления – педологии (Мейман, Блонский, Выготский), в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических, социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития.

В это время появляется много работ посвященных собственно психологическим проблемам учения и обучения: особенности запоминания, развития речи, интеллекта, особенности выработки навыков (Ничаев, Анри, Бине, Эббингауз, Пиаже, Дьюи и др.).

 Большое значение в становлении пед психологии имели экспериментальные исследования особенностей научения (Уотсон, Толмен, Скиннер, Халл), развития деятельности речи (Пиаже, Выготский, Блонский), а также развитие специальных пед систем (Вальфдорской школы, школы Монтессори).

Особую роль на этом этапе сыграло развитие тестовой психологии и психологической диагностики. Благодаря Бине, Анри, Кеттеллу были разработаны действующие механизмы не только контроля знаний и умений обучающегося, но и управление подготовкой учебной программы учебных процессов в целом.

В Европе в этот период образовывались психологические лаборатории при школах. В них экспериментально изучались типологические особенности школьников, их физические и умственные способности, а также методы преподавания учебных дисциплин.

Таким образом, второй этап развития пед психологии характеризуется все большим внедрением объективных методов измерения, что сблизило ее с естественными науками.

 

Вопрос.

3ий этап – с середины 50-х годов ХХ в. до наших дней.

Характеризуется разработкой теоретических основ психологических теорий обучения.

1954г. Скиннер на основе идей психологической теории бихевиоризма выдвинул идею программированного обучения.

60-е годы – Ланда сформулировал теорию алгоритмизации обучения.

70-е годы – Оконь и Махмутов построили целостную систему проблемного обучения.

60-70-е годы – Гальперин и Талызина разработали положения теории поэтапного формирования умственных действий.

70-е годы – Эльконин и Давыдов разработали теорию развивающего обучения.

Концепция экстериоризации знаний разрабатывалась Мячинской и Богоявленским.

Появляется концепция суггестопедии Лазанова. Суггестопедия – пед система приемов и методов обучения, при которой создаются максимально благоприятные условия ускоренного усвоения учебного материала.

Появляется метод активизации резервных возможностей личности (Китай-Городская).

В этот период Рубинштейн в «Основах психологии» дал развернутую характеристику учения как освоения знаний.

Широкое теоретическое обобщение в этой области отражено в трудах Лингарда «Процесс и структура человеческого учения» (1970г.), Ильясова «Структура процесса учения» (1986г.).

Все эти разнообразные теории преследуют одну цель – поиск психологических методов, которые в наибольшей степени отвечают требованиям обществ в системе обучения и учеия. Поэтому в рамках этих направлений выявлено много общих проблем:

  1. активизация форм обучения;
  2. пед общение;
  3. учебно-педагогическое сотрудничество;
  4. управление усвоением знаний и др.

В наши дни формируются предпосылки перехода пед психологии на новую стадию развития. В связи с повсеместным внедрением компьютерной техники. Информационные системы образования превращают обучающегося в свободного пользователя. При этом существенно меняется и роль педагога. Среди его функций все большую значимость приобретает организация самостоятельной деятельности учащегося по поиску знаний. Изложение готового материала и обучение действиям по заданному образцу все меньше отвечает требованиям современного общества.

       Таким образом, на современном этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения учебной деятельности, развития способностей и личности учащихся.

 

Раздел 2. Психология образовательной деятельности.

 

Тема 2.1. Психологическая характеристика образования.

 

  1. Образование как многоаспектный феномен
  2. Образование как система, процесс и результат
  3. Основные тенденции и принципы современного образования
  4. Образовательный процесс как единство обучения и учения
  5. Парадигмы организации образовательного пространства: традиционное и личностно-ориентированное

 

Вопрос.

       Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию. Истоки самого понятия «образование» находятся в раннем средневековье и соотносятся с понятиями «образ» и «образ божий». Человек был создан по подобию божию и понимание этого образа трактовалось как образование.

Начиная с возрождения, когда сам человек становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения и вхождения в культуру, в мир и общение с другими людьми. Образование становится способом создания своего образа, личности, при этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании. Образование рассматривается как социальный институт, как одна из подструктур общества. Содержание образования всегда отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому.

В настоящее время это переход от индустриального общества ХХ в. к постиндустриальному или информационному ХХI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и т.д. Связь образования и культуры наиболее тесная, т.к. уже самая ранняя стадия становления института образования связана с культом, ритуалом. Одним из основных принципов существования и развития образования является культуросообразность, при этом образование рассматривается как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе. Этот принцип пришел на смену выдвинутым Коменским положению природосообразности обучения. Как полагал Коменский, учиться можно легко только идя по стопам природы, в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, которые отражали принципиальные законы природы и человека как ее части. Принцип культуросообразности означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие.

Вопрос.

Образование как система. Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека. Еще в конце ХIХ в. Каптерев отмечал, что образовательный процесс представляет собой нечто большее, чем просто передача информации от одного поколения к другому.

На всем протяжении образовательного процесса основными его задачами являются развитие и саморазвитие человека.

Образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:

  1. социальный масштаб рассмотрения – образование в мире, в определенной стране, обществе, регионе и т.д., система государственного и частного образования, общественного и светского;
  2. ступень образования - дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу, высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, магистратура, аспирантура, учреждения повышения квалификации и т.д.;
  3. профиль образования – общее, специальное (математическое, естественно-научное и т.д.), профессиональное и дополнительное.

С этих позиций образование как система характеризуется следующим образом:

  1. образование может быть светским, государственным, частным, муниципальным, федеральным и т.д.;
  2. образование характеризуется удовлетворенностью, ступенчатостью, в основе чего лежит возрастной критерий;
  3. образование характеризуется преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью и направленностью;
  4. образование имеет количественную и качественную характеристику, специфическую для всех подсистем.

Рассмотрение образования как процесса предполагает:

  1. разграничение двух его сторон: обучения и научения (учения);
  2. со стороны обучающего образовательный процесс всегда представляется как единство обучения и воспитания;
  3. сам процесс воспитывающего обучения включает с позиции обучающегося освоение знаний, практическое действие, личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.

Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно изменяется по целям, содержанию и формам. Непрерывность образования характеризует его процессуальную сторону и выступает в качестве основной черты.

       Образование как результат. Под словом «образование» понимается результат, когда имеют ввиду получить образование. Образование как результат рассматривается в двух планах:

1. образ того результата, который должен быть получен образовательной системой и зафиксирован в форме образовательного стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям;

2. сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе, его опыт, как совокупность интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений, позволяет ему адекватно действовать на этой основе в различных жизненных ситуациях. В этом смысле результатом образования является образованность.

 

Вопрос.

       Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования Вербицкий выделил следующие тенденции образования:

  1. осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования;
  2. индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая его технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества;
  3. переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся;
  4. соотносится с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных способов организации учебно-воспитательного процесса, к развивающим, активизирующим, игровым; это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой самостоятельной деятельности учащихся;

5-6. относятся к организации взаимодействия обучающихся и преподавателя, и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной совместной деятельности, где акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.

Основные принципы современного образования:

  1. интеграция всех воспитательных сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающего поколения;
  2. гуманизация – усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
  3. дифференциация и индивидуализация обучения – создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;
  4. демократизация – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованного взаимодействия учителей и учащихся, и широкое участие общественности в управлении образованием.

Вопрос.

Образовательный процесс реализуется в единстве двух деятельностей: учебной и педагогической. Поэтому его можно рассматривать с двух позиций. Каждая из позиций является неповторимой уникальной личностью и одновременно субъектом собственной деятельности, т.е. планирует,организует и осуществляет эту деятельность и одновременно формируется в ней как личность.

Личностно-деятельностный подход подразумевает учет этих особенностей, как учителя, так и обучаемого. Личностный компонент предполагает, что в центр процесса обучения ставится как сам обучающийся, так и его личностные особенности, т.е. мотивы, цели, психологический склад. Учитель определяет учебную цель каждого занятия и направляет весь образовательный процесс на развитие личности ученика, исходя именно из интересов, знаний, умений обучающихся. Деятельностный компонент подразумевает, что педагог и ученик являются субъектами пед и учебной деятельности. Это означает, что каждый из них сам осуществляет свою деятельность и одновременно развивается в ней.

В отечественной психологии наибольший вклад в разработку общей теории деятельности внесли Леонтьев и Рубинщтейн. Согласно им, деятельность представляет собой активное целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром, включая и других людей, и самого себя, вызванное определенной потребностью. Потребность понимается как состояние нужды, но сама по себе потребность деятельность не определяет. Для того чтобы осуществить целенаправленную активность необходимо знать какие именно ее формы приведут к удовлетворению возникшей потребности.

С позиции учителя личностно-деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебной деятельностью в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания им смысла обучения. В такой позиции учитель становится для ученика человеком, вызывающим подлинный интерес к учению, учебному предмету. Общение с учеником рассматривается как сотрудничество в решении учебных задач и, как следствие, учитель и класс образуют единый коллективный субъект образовательной деятельности.

С позиции ученика личностно-деятельностный подход предполагает свободу выбора обучающимся метода своего учения. Для ученика психологическими проявлениями реализации личностно-деятельностного подхода учителем становится обеспечение безопасности личностных проявлений, создание условий для самоактуализации и личностного роста.

Таким образом, личностно-деятельностный подход в образовании означает, что прежде всего в образовательном процессе ставится и решается основная задача образования – создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. Личность находится в центре образования и оно соответственно становится антропоцентричным по цели, содержанию, формам организации.

 

Вопрос.

Начиная с 1960-х годов отечественная психология и педагогика обоготилась идеями диалога и сотрудничества. Переориентировка педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистических традиций стали основой для качественного обновления образовательного процесса.

Братченко предлагает следующие различия классической (традиционной, когнитивно-ориентированной) и новой (личностно-ориенторованной) образоватеьной парадигмы.

Признак Классическая парадигма Личностно-ориентированная парадигма
  1. Ценности, цели
А) основная миссия образования Б) главная цель В) ценности Г) стратегия
А) подготовка подрастающего поколения к жизни и труду; Б) дать ребенку знания, умения, навыки, обеспечит его социализацию; В) нормативность, т.е. соответствие заданному стандарту, управляемость, однородность; Г) формирование и активное вмешательство в жизнь ребенка, пренебрежение к ее внутренним законам. А) обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности; Б) способствовать личностному росту всех участников образовательного процесса, включая ребенка; В) личность и личностное достоинство каждого, свобода, творчество, индивидуальность в познании и самовыражении; Г) помощи, поддержки и уважения ребенка.
2. Личная значимость и осмысленность Содержание и процесс образования не имеют прямого отношения к ребенку, не связаны с его реальными, актуальными интересами и потребностями. Учение и преподавание превращается в тяжкий труд. Содержание и процесс преподавания максимально осмысленны и индивидуально значимы. Признается право на участие в определении образования, его содержании и форм организации.
3. Ведущая активность Главная действующая сила преподавание, т.е. активность учителя. Задача ученика успеть за учителем, для чего необходимо приспособиться к темпу, индивидуальному состоянию и особенностям учителя. Главная действующая сила учение, т.е. активность самих учащихся; не ученики приспосабливаются к учителю, а учитель старается максимально полно учесть интересы и особенности каждого ребенка.
4. Модальность познания Основная форма предъявления изучаемого материала вербальное объяснение и демонстрация. Главный способ познания на собственном опыте, в результате поиска, экспериментирования, проверки гипотез.
5. Роль участников образовательного процесса Жесткая фиксация функций учителя и ученика, власть в руках учителя, выполняющего роли инструктора, руководителя, организатора, судьи, контролера, ученик выполняет требования учителя. Равноценность и равноправие взрослого и ребенка в учебном процессе. Учитель и ученик сотрудничают, совместно осуществляют определенную активность, усилия направлены на общую цель- развитие и личностный рост каждого.

Вопрос.

Имеется несколько понятий, которые относятся к приобретению человеком жизненного опыта: научение, учение, обучение.

Научение является более общим понятием. Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека). В зарубежной психологии понятие «научение» часто употребляется как эквивалент учения. В отечественной психологии (советский период развития) принято использовать его применительно к животным. Однако в последнее время ряд ученых (Зимняя, Жружинин, Орлов и др.) используют этот термин и применительно к человеку. Научение включает в себя приобретение опыта во всех идах деятельности, в независимости от его характера.

Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного сознательного присвоения им передаваемого социокультурного опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Учение рассматривается как разновидность научения.

Обучение, в наиболее употребляемом смысле, означает целенаправленную последовательную передачу социокультурного опыта человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирование познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащихся.

Понятия «научение» и «обучение» равно приложимы и к человеку, и к животным, в отличии от учения. Если обучение и учение обозначают процесс приобретения индивидуального опыта, то термин «научение» описывает сам процесс и результат.

На данную триаду понятий существуют различные точки зрения.

Маркова рассматривает научение как приобретение индивидуального опыта, но, прежде всего, обращает внимание на автоматизированный уровень навыков. Обучение трактует как совместную деятельность учителя и ученика, обеспечивающую усвоение школьниками знаний и овладение способами приобретения знаний. Учение представляет как деятельность ученика по освоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний.

Талызина придерживается существующей в советский период трактовки «научения», т.е. рассматривает его применительно только к животным. Обучение рассматривается ею как деятельность учителя по организации пед процесса. Учение как деятельность ученика включенного в учебный процесс.

Таким образом, психологические понятия «научение», «обучение», «учение» охватывают широкий круг явлений, связанных с приобретением опыта, знаний, умений, навыков в процессе активного взаимодействия субъекта с предметным и социальным миром.

 

Вопрос.

У человека имеется пять видов научения, три из них свойственны также животным и объединяют человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой ЦНС.

1. научение по механизму импринтинга;

2. условно-рефлекторное научение;

3. оперантное научение;

4. векарное научение;

5. вербальное научение.

Процесс научения реализуется за счет интеллектуальных механизмов при вербальном научении. Векарное и вербальное научение причисляется к высшим, т.к. не встречается у других живых существ.

Слово «импринтинг» с англ. языка означает запечатление. Как у человека, так и у животных этот механизм в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.198 (0.107 с.)