Раздел 3. Организационное обеспечение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Организационное обеспечение



Транспортной логистики

ВЫБОР ВИДА ТРАНСПОРТА

Достоинства и недостатки различных видов транспорта приведены в таблицах 2 и 3, где железнодорожный транспорт – 1, автомобильный – 2, водный – 3, воздушный – 4, трубопроводный - 5.

Задача выбора вида транспорта решается во взаимосвязи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта. Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта: время доставки; частота отправлений груза; надежность соблюдения графика доставки; способность перевозить разные грузы; способность доставить груз в любую точку территории; стоимость перевозки.

Вид Преимущества
1 Возможность перевозок больших партий грузов, наличие сети железнодорожных линий, связывающих разные районы страны
2 Оперативный вид перевозок практически в любую точку страны, возможность экспедирования
3 Возможность перевозки больших партий грузов, широко используется при международной торговле
4 Высокая скорость, незаменим в экстренных условиях
5 Большие объемы транспортировки на большие расстояния

 Таблица 2

 

Таблица 3 

Вид Недостатки
1 Медленный (250-500 км/сутки), недостаточная оперативность работы сортировочных станций, перевозка только в районы, где есть ж/д пути, хищения и потери при перевозки, простои
2 Средняя стоимость перевозок, маленькие объемы перевозок, зависимость от состояния дорог
3 Низкая скорость доставки грузов, зависимость от работы порта, времени года и погоды
4 Малые объемы перевозок, зависимость от погодных условий
5 Транспортировка только жидких и газообразных грузов, сложность транспортировки других видов грузов

 

Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.

При выборе схем и форм товародвижения определяется наилучшая (оптимальная) комбинация затрат, при которой их общая величина будет наименьшей даже в условиях, когда один из важнейших компонентов (транспортные расходы) будет находиться на относительно высоком уровне.

Так, в ряде случаев, несмотря на более высокую стоимость авиационных перевозок по сравнению со стоимостью перевозок другими видами транспорта, они обеспечивают более низкие затраты на товародвижение и позволяют значительно быстрее доставить груз к месту назначения.

При решении конкретных задач оптимизации устанавливаются конкретные цели - максимизация прибыли, минимизация логистических затрат, поддержание уровня обслуживания, обеспечение сроков поставок и т.д.

Выбирая способ транспортировки своих товаров в процессе осуществления внешнеэкономической операции, участники сделки должны руководствоваться несколькими критериями.

Существует мнение, что их должно быть не менее 5.

Пример выбора критериев для выполнения перевозки товара и ранжирования их по видам транспорта приведен в таблице 4, где "1" - самый высокий балл, а "5" - самый низкий.

Вид

Критерии ранжирования

Скорость и время доставки  от пункта до пункта Надежность, соблюдение графика Способность перевозить различные виды грузов Доступность, количество обслуживаемых географических пунктов Стоимость одной тонно-мили
1 3 4 2 2 3
2 2 2 3 1 4
3 4 5 1 4 1
4 1 3 4 3 5
5 5 1 5 5 2

Таблица 4 

 

Больше всего преимуществ обычно предлагает автомобильный транспорт. На практике же фирмы полагаются на комбинацию способов перевозки, что позволяет им выполнить товародвижение более эффективно и с наименьшими издержками.

Необходимо также учитывать вид товара (скоропортящийся опасный, габаритный), транспортные возможности (контейнер, цистерна, сухогруз), а также другие факторы:

· хрупкое, чувствительное и дорогостоящее оборудование лучше всего перевозить самолетом;

· при выборе экспедиторской фирмы необходимо убедиться в ее возможности работы по системе МДП (ТIR);

· страхование товара обойдется не более чем в 1-2%, но в случае гибели груза вы получите финансовую компенсацию:

· если у вас опасный груз, то необходимо выполнить дополнительные требования, которые должны знать транспортные компании.

Комбинированные перевозки. Различаются следующие виды комбинированных перевозок:

- Унимодальная – один вид транспорта, единые фрахт и проездные документы, один диспетчерский пункт;

- Интермодальная – распределение ответственности за перевозку груза между всеми её участниками, различные тарифы и транспортные документы;

- Мультимодальная – один перевозчик основной, остальные вспомогательные, единая ставка фрахта и транспортные документы;

- Трансмодальная – один перевозчик основной, остальные вспомогательные, единая ставка фрахта и транспортные документы;

- Амодальная – один диспетчерский пункт, различные маршруты движения транспортных средств, единая сквозная ставка фрахта, единая ответственность за груз.

Расчет количества транспортных средств. Количество транспортных средств Ктс определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортного средства (ТС) по формуле:

Ктс = Q * Кн/ q ч * Тт,

где

Q - грузооборот за расчетный период, т;

qч - часовая производительность ТС в расчетный период, ч;

    Тт -  время работы ТС в течение планового периода;

   Кн – коэффициент неравномерности перевозок (Кн = 1,1 ÷ 3,0).

Часовая производительность транспортного средства определяется по формуле:

q ч = q н * Кгр * 60/ Ттр,

где

qн - номинальная грузоподъемность ТС, т;

  Кгр - коэффициент использования грузоподъемности ТС;

  Ттр – транспортный цикл, характеризующий затраты времени на погрузку, разгрузку, пробег ТС по маршруту (туда и обратно), мин.

Организация и планирование перевозок. Организация работы внутреннего транспорта включает:

· выбор системы планирования перевозок;

· осуществление соответствующих подготовительных работ;

· установление определенного порядка работы ТС;

· выполнения погрузо-разгрузочных работ.

В настоящее время предприятия применяют две разновидности системы планирования перевозок: по стандартным расписаниям и по заявкам.

Первая разновидность применяется при достаточно мощных и стабильных грузопотоках, вторая - при эпизодической потребности в транспортных средствах.

При работе транспорта по стандартным расписаниям выявляются рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения транспортных средств, определяются порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.

Терминальные перевозки. Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиторские фирмы, использующие уникальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы.

Грузовым терминалом называется специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемкой, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.

Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Основные функции этих терминалов:

- маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса;

- оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок;

- сбор и развоз грузов;

- краткосрочное хранение;

- консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;

- информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала.

В последние годы на крупных терминалах осуществляются операции длительного хранения и таможенной обработки ("очистки") грузов.

Специализированные терминалы осуществляют операции транспортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и т.п. Специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов.

Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов:

1. завоз грузов на терминал и развоз их с терминала;

2. грузопереработка на терминале;

3. линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.

При транспортно-экспедиционном обеспечении распределения товаров важным условием обеспечения эффективного распределения является проектирование систем доставки, включающее планирование, организацию и выполнение доставки товаров от мест их производства до мест потребления с использованием оптимальных способов и методов, при условии обеспечения удовлетворения потребностей производственных и торговых фирм в эффективном распределении товаров.

ВЫБОР МАРШРУТА

Маршрут – установленный (намеченный), при необходимости и оборудованный путь следования транспорта между начальным и конечным пунктами. Маршрутизация позволяет оптимизировать грузопотоки с учетом:

· объема перевозок, направления и дальности;

· протяженности во времени;

· загруженности дорог разных категорий;

· последовательности движения и эффективности доставки.

Основными задачами маршрутизации являются:

· организация движения;

· минимизация сроков доставки грузов;

· безопасность движения;

· эффективное использование транспортных средств;

· выполнение планов и графиков перевозок;

· оперативность в реагировании на изменение дорожных условий.

Маршрутизация перевозок — это составление маршрутов движения подвижного состава или его порядок следования между пунктами производства и потребления. Её выполняют для однородных грузов, требующих для перевозки однотипный подвижной состав.

При маршрутизации перевозок необходимо учитывать множество ограничений, вызываемых конкретными условиями работы транспорта:

· объемы перевозок поставщиков и потребителей,

· характер грузов и время их доставки,

· структура парка подвижного состава и его наличие,

· режим работы автотранспортных предприятий и погрузочно-разгрузочных пунктов,

· режим работы водителей,

· пропускная возможность погрузочно-разгрузочных пунктов и дорожной сети,

· значение целевой функции и др.

Методы маршрутизации перевозок делятся на маршрутизацию перевозок по каждому автомобилю отправок и маршрутизацию перевозок мелких партий грузов, а в зависимости от использования математического аппарата они делятся на методы, основанные на моделях математического программирования, и на методы, основанные на алгоритмах задач теории расписаний.

Широкое развитие получила работа транспортно-экспедиционных компаний (ТЭК), которые дали возможность сосредоточить в руках автотранспортников информацию о предстоящих перевозках. ТЭК — компания занимающаяся организацией перевозок грузов от грузоотправителя (клиента) к грузополучателю.

В большинстве случаев ТЭК является посредником между клиентом и перевозчиком, предоставляя услуги по поиску исполнителя и транспорта удовлетворяющим критерием перевозки груза. От компетентности и профессионализма данной компании зависит качество и своевременность перевозки грузов.

ТЭК должна удовлетворять следующим требованием:

· быстрая и четкая обработка поступающих заказов;

· поиск и предоставления транспорта в заданные сроки;

· неукоснительное соблюдение всех правил и условий транспортировки груза;

· контроль исполнения и информирования клиента о статусе перевозки груза;

· формирование отчетности и прочих финансовых, сопроводительных документов;

· строгое соблюдение законодательства.

При планировании перевозок возникает необходимость в определении величин большого количества расстояний между грузообразующими и грузопоглощающими пунктами, а также между этими пунктами и автотранспортными предприятиями.

Если необходимо принять решение относительно вопроса о целесообразности открытия маршрута, то предварительно необходимо определить следующее:

1. Определить потребность в перевозках грузов по этому маршруту (предполагаемый устойчивый грузопоток).

2. Выбрать трассу движения и обследовать дорожные условия.

3. Составить технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрута.

Маршруты открываются при наличии устойчивого грузопотока и условий, обеспечивающих безопасность движения. При разработке маршрутов должны предусматриваться:

Обеспечение транспортной связи для наибольшего числа заказчиков по кратчайшим направлениям между основными пунктами города.

Использование типа автотранспорта, соответствующего виду перевозок.

Возможность контроля движения.

Обеспечение координированного движения автотранспорта предприятия на вновь открываемом маршруте с движением автотранспорта предприятия на существующих маршрутах, а также с работой других видов транспорта.

Расположение промежуточных и конечных остановочных пунктов маршрутов в достаточно крупных грузообразующих местах с целью минимизации порожних пробегов автотранспорта.

Применение эффективных систем организации движения.

Виды маршрутов. Для перевозки грузов применяются следующие виды маршрутов: маятниковые, веерные, кольцевые.

При маятниковом маршруте транспортное средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами.

При веерном - перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько.

При последовательном обслуживании транспортным средством в течение цикла нескольких пунктов отправления и получения грузов применяется кольцевой маршрут. Выбор того или иного маршрута обосновывается экономическими расчетами.

Движение автотранспорта происходит по маршрутам (рис. 4). Мар­шрут движения – путь следования автомобиля при выполнении перевозок.

Рис. 4. Транспортный маршрут

 

Основные элементы маршрута:

- длина маршрута – путь, проходимый от начального до конечного пункта маршрута;

- оборот автомобиля – законченный цикл движения, движение от начального до конечного пункта и об­ратно;

- ездка – цикл транспортного процесса, движение от начального до конечного пункта.

Расстояние, на которое транспортируется груз за ездку, на­зывается длиной ездки с грузом (lеr).

Различные виды маршрута приведены на рис. 5.

 

а - с обратным холостым пробегом;

б - с обратным не полностью груженым пробегом;

в - с обратным груженым пробегом;          

г - кольцевой маршрут

Рис. 5. Маршруты автотранспорта

 

Маятниковый маршрут – путь следования автомобиля между двумя грузовыми пунктами неоднократно повторяется.

Кольцевой маршрут - по замкну­тому контуру, соединяющему несколько потребителей (поставщиков).

Разновидностями кольцевых маршрутов явля­ются: развозочные, сборные и сборно -развозочные маршруты.

Развозочным маршрутом называется такой маршрут, при ко­тором продукция загружается у одного поставщика и развозится нескольким потребителям.

Сборный маршрут - это маршрут движения, когда продукция получается у нескольких поставщи­ков и доставляется одному потребителю.

Сборно -развозочный маршрут - это сочетание развозочного и сборного маршрутов.

Сетевая задача нахождения оптимального маршрута может быть решена программой автоматизированного планирования. При этом сеть можно определить как некоторое количество точек или узлов (клиентов – транспортной услуги), связанных ребрами или дугами (дорогами, по которым происходит перемещение ТС).

Непрерывная последовательность ребер, связывающая первый узел (пункт отправления) с последующими (пунктами назначения), формирует маршрут. Ребра имеют определенные характеристики, используемые при решении задачи выбора оптимального маршрута. К этим характеристикамотносятся:

- базовые характеристики;

- расчетные характеристики;

- характеристики оперативного управления.

Базовые характеристики это: расстояние, определяемое по координатам начала и конца ребра с использованием ГИС, наличие одностороннего движения, запрещающих знаков и т. д.;
Расчетные характеристики это: стоимость, расход ГСМ и время перемещения по ребру;

Характеристики оперативного управления: параметры, регулируемые оператором программы вручную с учетом дорожных и погодных условий; коэффициент скорости и текущий статус доступности.

Задача выбора маршрута заключается в определении такого пути, который минимизирует (или максимизирует) некий критерий оптимальности, представляющий собой сумму характеристик ребер. Это может быть длина пробега, время на маршруте, расход ГСМ. Но наиболее объективным считается критерий оценки оптимальности маршрута по грузообороту ТС, отражающего суммарные затраты в тонно-километрах.

Этот критерий (Tkm.min.) определяется следующим образом:

 

Tkm.min = Min {Sum LiPi},

где:

Li - расстояние между последовательными узлами маршрута в километрах;

Pi - вес автомобиля (вместе с весом оставшегося груза) при перемещении между последовательными узлами маршрута в тоннах.

Значение данного критерия может быть получено в стоимостных единицах, если суммарные затраты в тонно-километрах умножить на нормативную стоимость тонно-километра или тариф за один тонно-километр.

На возможные маршруты накладывается ряд ограничений, связанных с параметрами узла и используемого транспортного средства. Поступающая в ГИС информация по заказу должна содержать следующие данные:

- объем и вес заказа;

- адрес доставки;

- оговоренное время доставки товара к клиенту;

- тип разгрузки товара у клиента;

- вид оплаты (наличные средства или безналичный расчет);

- продолжительность разгрузки;

- номер пункта доставки на маршруте (необязательный параметр).

Каждая единица ТС, для которой планируются маршруты, подробно описывается в специальном справочнике.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК

Графиком работы ТС определяется порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ. При разработке графика работы ТС предусматривают выполнение подготовительных работ: порядок обеспечения тарой; оснащение пунктов приемки и отправления грузов средствами механизации; закрепление за маршрутами ТС и водителей.

Планирование перевозок состоит из трех этапов: технико-экономическое планирование; календарное планирование; диспетчеризация.

Технико-экономическое планирование заключается в составлении календарных годовых или квартальных планов перевозок. Эти планы включают в себя производственную программу (план перевозок), грузооборот, объем погрузо-разгрузочных работ, необходимое количество транспортных средств и механизмов, численность транспортных рабочих и другие данные, характеризующие работу транспорта в планируемом периоде.

Календарные планы перевозок составляются на более короткие периоды: смену, сутки, месяц. Они охватывают погрузо-разгрузочные работы, ремонт транспортных средств и путей сообщения. Основным оперативным плановым документом является расписание движения транспортных средств.

Оперативное руководство ходом транспортных работ, контроль соблюдения расписаний движения транспортных средств и сменно-суточных планов, осуществляет диспетчерская служба транспортного хозяйства. Она же организует выполнение плановых работ. Оперативный учет ведется на основе суточных рапортов о работе транспортных подразделений (рис 6).

 

Рис. 6. Оперативное руководство ходом транспортных работ

 

Служба предоставляет пользователям возможности регистрации и контроля исполнения потребностей в перевозке грузов.

Такие потребности могут возникать на основании заказа покупателя, заказа поставщика и планируемого перемещения товаров между собственными складами организации. Потребность в перевозке регистрируется в системе отдела продаж/закупок или должностным лицом, принимающим заявки на перевозку грузов.

Она позволяет автоматизировать оформление потребности в перевозке грузов и указание в потребности всей, доступной на момент оформления, информации (номенклатурный состав груза, грузополучатель, грузоотправитель, адреса отгрузки и доставки, временной интервал доставки, контактные лица) и отмену потребности в перевозке грузов. Обеспечивает контроль исполнения потребности в перевозке грузов (отказано, выполняется, выполнено).

Подсистема диспетчеризации предоставляет пользователю возможности регистрации заданий на перевозку грузов и контроля исполнения этих заданий (рис. 7).

 

 

Рис. 7. Планирование перевозок

 

Задания могут вводиться в систему на основании потребностей в перевозке грузов, и позволяет автоматизировать следующие операции:

- оформление задания на перевозку грузов на основании данных потребностей;

- оформление отказа в выполнении потребности на перевозку грузов;

- оформление заданий на перевозку грузов (регистрация номенклатурного состава груза, его объемно-весовых характеристик и грузовых мест, условий перевозки, цепи перевозки и исполнителя каждого звена цепи перевозки груза);

- отмена задания на перевозку грузов до начала его выполнения;

- контроль исполнения заданий на перевозку грузов.

Подсистема позволяет регистрировать задания на унимодальные и комбинированные перевозки, включающие несколько звеньев логистической цепи. Исполнителем звена цепи перевозки может быть как непосредственно АТП, принимающая заявки на перевозку грузов, так и стороння АТП.

Она позволяет организовать АРМ логиста или другого ЛПР, которое анализирует потребности в перевозке грузов, формирует задания на перевозку и разрабатывает оптимальную цепь транспортировки каждого груза.

Предоставляет пользователю возможности регистрации рейсов для выполнения заданий на перевозку грузов и контроля осуществления этих рейсов и позволяет выполнять следующие операции:

- формирование рейсов для транспортировки грузов в соответствии с подлежащими выполнению заданиями на перевозку;

- контроль оформляемых рейсов с возможностью их отмены и исполнения рейсов с отслеживанием прохождения маршрута ТС;

- отмену задания, ранее включенного в рейс;

- контроль изменения грузов при транспортировке (регистрацию недостач и потерь груза при перевозке);

- регистрацию фактических затрат на перевозку.

Позволяет организовать АРМ диспетчера или другого ЛПР, которое выполняет функции комплектации и маршрутизации рейсов (рис. 8).

Использование различных средств коммуникации, техники обработки заказов, разных транспортных моделей приводит к большому разнообразию показателей времени выполнения заказа. Срок доставки зависит от вида транспорта и определяется по формулам, приведенным в таблице 5.

 

Рис. 8. Оперативное руководство ходом транспортировки

 

Таблица 5

Вид транспорта Формула расчета срока доставки
Ж/Д T ж = t нк + L / V жн + t ждоп
Морской T м = L / V ком,    V ком = L /(L / V сут + 2 αD г / M + t мдоп)
Речной T р = t о + L / V рн + t рдоп
Автомобильный T а = t нк + L/V эк
Воздушный T в = t о + L / V вн + t вдоп

 

Tж, Tм, Tр, Tа, Tв - срок доставки груза железнодорожным, морским, речным, автомобильным, воздушным транспортом;

L – расстояние перевозки, км (миль);

Vжн, Vрн, Vвн  - норма пробега вагона, речного или воздушного судна в сутки;

Vком – коммерческая скорость, миль/сут.;

Vсут - эксплуатационная скорость судов, работающих на данной линии, миль/сут.;

Vэк  - эксплуатационная скорость;

tждоп, tмдоп, tрдоп,tвдоп – время на дополнительные операции на железнодорожном, морском, речном, автомобильном, воздушном транспорте;

tнк – время на начально-конечные операции, сут.;

tо - время на накопление, формирование и отправление грузов;

Dг – грузоподъемностьсудна, т;

α - коэффициент использования грузоподъемности;

M - средневзвешенная суточная норма грузовых работ в порту отправления и назначения, т/сут.

Сложность решения задачи проектирования доставки товаров заключается в необходимости учета многочисленных одновременно и последовательно протекающих процессов, их стохастичности, наличия между ними многочисленных связей и ограничений.

Любое проектирование систем предполагает:

- определение целевого назначения;

- прогнозирование (оценка перспектив);

- постановку целей (определение желаемого результата работ);

- программирование (формирование плана действий по достижению цели);

- разработку графика (определение временной последовательности работ по достижению цели и реализации программ);

- составление бюджета (расчет объема затрат и распределения ресурсов по работам, выполняемым для достижения целей);

- определение политики организации (формирование общих правил действия, составление руководящих документов и выработка принципиальных решений);

- формирование процедур (отработка целесообразных работ и систематизированных методов выполнения работ).

Исследование операций - это применение различных научных методов, средств и инструментов к проблемам, встречающимся при исполнении операций системы, чтобы обеспечить оптимальное решение этих проблем при управлении системой.

Известны следующие этапы исследования операций: формулировка проблемы; построение математической модели исследуемой системы; нахождение решения с помощью модели; проверка модели и решения, полученного с ее помощью; организация управления в соответствии с полученным решением; реализация решения.

Методами исследования операций являются линейное и динамическое программирование, теории игр, массового обслуживания и принятия решений.

Методы линейного и динамического программирования применяются на этапе построения математической модели исследуемой системы и нахождения решения с помощью модели.

Методы теории игр предназначены для выбора оптимальных решений в условиях неопределенности. Решаются задачи с несколькими участниками, несовпадение целей которых создает конфликтную ситуацию между ними.

Целью теории игр является выработка рекомендаций по рациональному образу действия участников многократно повторяющегося конфликта.

В принципе любая проблема проектирования может быть решена методами исследования операций. Но нечеткое формулирование проблемной ситуации вследствие сложности описания системы доставки приводит к неточному определению целей планирования, неполной или неточной постановке задачи, неадекватности построенной математической модели.

Для решения указанных проблем можно использовать методы системного анализа, которые классифицированы по областям применения на методы:

- с неизменяемой стратегией (упорядоченный поиск, стоимостной анализ, системотехника, проектирование систем человек-машина, поиск границ, кумулятивная стратегия Пейджа, стратегия коллективной разработки гибких архитектурных проектов, анализ иерархий);

- с управляемой стратегией (переключение стратегии, фундаментальный метод проектирования FDM Мэтчетта).

Рассмотрим те методы системного анализа, которые представляют наибольший интерес с точки зрения возможности использования для решения проблемы проектирования доставки грузов.

Упорядоченный поиск. Выявление компонентов задачи: применяются на этапе построения математической модели исследуемой системы и нахождения решения с помощью модели.

Анализ иерархии. Задача принятия решений структурируется в виде иерархии. Иерархии строятся с вершины - глобальной цели (с точки зрения управления), через промежуточные уровни - локальные цели, уточняющие глобальную цель, параметры, определяющие цели для самого низкого уровня, где находятся альтернативы, которые должны быть оценены по отношению к параметрам.

Парные сравнения. Суть метода состоит в обработке последовательности суждений пользователя по парным сравнениям перевозчиков. В результате может быть выражена относительная степень интенсивности взаимодействия элементов в иерархии. Эти суждения затем выражаются численно. Метод включает процедуры синтеза множественных суждений, получения весов параметров и нахождения альтернативных решений. Для сравнения оценок параметров используется линейная шкала.

Формулирование задач. Цель метода - охарактеризовать внешние условия, которым должна отвечать планируемая доставка, для чего характеризуется проблемная ситуация, определяются характерные для ситуации условия, которым должна отвечать доставка (конечные требования заказчика к доставке и их обоснование, наличные ресурсы, главные цели). Конечной целью является обеспечение соответствия объекта этим условиям.

Исследование поведения потребителей. Метод заключается в исследовании моделей поведения потребителей услуги и прогнозирования их предельных характеристик. Планирование доставки начинается с консультации с потребителями и проведения соответствующих наблюдений. Проводится анализ системы доставки для определения задач, возможностей потребителя и требований к тем параметрам доставки, которые непосредственно влияют на результаты доставки. Изучаются особенно важные аспекты для потребителей предлагаемой доставки. Фиксируются предельные значения, превышение которых приведет к потерям потребителя.

Ликвидация тупиковых ситуаций. Цель метода заключается в нахождении новых направлений поиска, если очевидная область поиска не дала приемлемого решения путем преобразований неудовлетворительного решения или его частей. Производится поиск новых взаимосвязей между частями имеющегося неудовлетворительного решения и переоценка проблемной ситуации.

Проектирование инноваций путем смещения границ. Границы нерешенной проблемы доставки смещаются для того, чтобы для ее решения можно было бы использовать знания из смежных областей, для этого выявляются существенные функции системы доставки, которые способствовали бы достижению поставленной задачи, выявлению противоречий между существующими средствами выполнения этих функций в рамках предполагаемых границ проблемы. Выявляются знания, выходящие за предполагаемые границы проблемы, которые можно было бы использовать при трансформации проблемы. Находятся сопоставляемые промежуточные решения проблемы, которые проложили бы путь к частичному или полному использованию знаний из смежных областей.

Классификации проблемной информации. Метод заключается в разделении проблемной ситуации на поддающиеся решению части, для чего каждая единица информации, собранная в результате исследования проблемной ситуации, записывается на отдельной карточке. Карточки классифицируются по альтернативным наборам категорий до тех пор, пока не будет найден набор, соответствующий как зафиксированным данным, так и субъективной точке зрения экспедитора на проблему. Отобранные наборы категорий используются как основа для индексации информации, собранной на более позднем этапе.

Ранжирование и взвешивание. Суть метода состоит в сравнении ряда альтернативных решений при использовании общей шкалы измерения. Определяются цели, которым должны отвечать альтернативные решения. Если цели следует ранжировать, то в матрице записывается предпочтительная цель из каждой пары, и цели распределяются по их степени предпочтения. Если цели должны быть взвешены, то каждой цели назначается весовой коэффициент, указывающий на ее важность по сравнению с другими задачами.

 

ВЫВОДЫ

1. Основные шесть фактора, влияющих на выбор вида транспорта: время доставки; частота отправлений груза; надежность соблюдения графика доставки; способность перевозить разные грузы; способность доставить груз в любую точку территории; стоимость перевозки.

2. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.

3. Предприятия применяют две разновидности системы планирования перевозок: по стандартным расписаниям и по заявкам.

4. От компетентности и профессионализма экспедиторской компании зависит качество и своевременность перевозки грузов.

5. Сетевая задача нахождения оптимального маршрута может быть решена программой автоматизированного планирования.

6. Методы линейного и динамического программирования применяются на этапе построения математической модели исследуемой системы и нахождения решения с помощью модели, а методы теории игр предназначены для выбора оптимальных решений в условиях неопределенности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перечислите достоинства и недостатки различных видов транспорта, факторы и их степень важности при выборе.

2. Как происходит выбор способа транспортировки товаров?

3. Перечислите виды комбинированных перевозок.

4. Чем отличаются интермодальная перевозка от мультимодальной или от трансмодальной?

5. Какая из комбинированных перевозок повышает значимость логистов?

6. Как рассчитывается необходимое количество транспортных средств?

7. Как рассчитывается часовая производительность транспортных средств?

8. Дайте определение терминальным перевозкам.

9. Перечислите основные задачи маршрутизации.

10. Укажите функции транспортно-экспедиторских компаний.

11. Чем маятниковый маршрут отличается от веерного или от кольцевого?

12. Как рассчитывается критерий оптимальности маршрута?

13. Опишите три этапа планирования перевозок.

14. Как формируется регистрация заданий на перевозку грузов?

15. Каков алгоритм оперативного руководства ходом транспортировки?

16. Чем отличается расчёт сроков доставки различными видами транспорта?



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.171 с.)