Выявить маньяка можно за десять минут 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявить маньяка можно за десять минут



«Уэльсские исследователи адаптировали один из существующих психологических тестов для выявления людей со склонностью к насилию», – сообщает BBC News. В исследовании, результаты которого опубликованы в журнале Nature, приняли участие более 120 осужденных мужчин. Испытуемые были разделены на четыре группы – люди с психическими отклонениями, совершившие убийства, убийцы без нарушений психики, психопаты, осужденные за другие преступления и психически нормальные люди, не совершавшие убийств. Суть теста заключается в том, что испытуемому предлагают классифицировать появляющиеся на мониторе слова по двум параметрам: приятное-неприятное и доброжелательное-жестокое.  

При этом на панели всего две кнопки. Когда одна и та же кнопка отвечает за приятное и доброжелательное или жестокое и неприятное, все испытуемые достаточно быстро и однозначно делают выбор. Однако, если кнопка будет отвечать за противоположные характеристики – приятное и жестокое или неприятное и доброжелательное – большинство людей без психических отклонений затрудняются в выборе. Убийцы с психическими отклонениями принимают быстрое решение и в этом случае.  

По словам психолога Роберта Сноудена (Robert Snowden), проводившего данное исследование, убийцы-психопаты не ощущают разницы в том, как комбинируются характеристики: сочетание приятного и жестокого для них столь же естественно, как приятного и доброжелательного.

Ученые полагают, что предложенная ими методика может успешно использоваться для выявления психопатов, способных совершать преступления с особой жестокостью[31].  

КРОССВОРД

Форма самостоятельной работы и проверки знаний терминологии учебного материала.

Требования к работе с кроссвордами

Если данное пособие является учебным материалом, требующим возврата в библиотеку, то

запрещается вносить запись ответов в учебное пособие.

Перенесите рамку кроссворда в свою тетрадь и заполните его ячейки или перечислите под номерами ответы на задания.  

Кроссворд 1

Примечание: Выполнение данного типа задания потребует знаний терминологии, чаще всего применяемой в данном разделе юридической психологии.

 

 

По горизонтали По вертикали
1. Значимое отклонение черты характера данного индивида от средне-статистической нормы 2. Увлечение, задор, запальчивость, излишняя горячность 3. Целесообразная самоорганизация поведения 4. Отсутствие готовности к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями 5. Дельцы, пускающиеся для наживы на разные дела 6. Лица, совершающие мошеннические приемы в азартных, чаще всего в карточных играх 7. Снижение уровня сексуальных потребностей и сексуальной активности на фоне повышения чувственной впечатлительности, проявляющаяся как психосексуальная особенность личности, либо как симптом психического заболевания 8. Человек, систематически совершающий хищения, кражи 9. Бурная кратковременная эмоция (напр., гнев, ужас), возникающая, как правило, в ответ на сильный раздражитель 10. Тип личности преступника, который на базе устойчивой противоправной направленности (склонности к алкоголизму, наркомании, сексуальным отклонениям и др.) превращается в «злостного» преступника 11. Врождённое или приобретённое в младенческом возрасте недоразвитие психической деятельности 12. Мошенники, торгующие фальшивыми ценностями, пользующиеся неосведомленностью покупателя 13. Легкая степень олигофрении, характеризующаяся низким уровнем абстрактного мышления, слабым волевым контролем поведения 1. Люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие 2. Устойчивая черта личности, обеспечивающая поведение, направленное на нанесение физического или психического вреда другому человеку или группе 3. Обманщики, замешанные в хищении чужого имущества, путем злоупотребления доверием 4. Мошенники, специализирующиеся на фальсификации драгоценных камней 5. Лица, имеющее судимость и совершающие повторные преступления 6. Тип личности преступника, слабо социализированный, впервые совершивший преступление 7. Приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых 8. Отсутствие готовности к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями 9. Особого рода мошенники, использующие для обмана имитацию какой-либо вещи («кошелька», «свертка с деньгами», «упаковки с товаром»)

&

литература

1. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник. М.: Норма, 2008.

2. Иншаков С.М. Криминология: практикум. М., 2001. С. 922.

3. Моторный И. Розыск преступников (подозреваемых) и других лиц// Практика уголовного сыска: научно-практический сборник/ сост. А. Ваксян. М.: Лига Разум, 1999. 244 с. [Электронный ресурс]. URL: <http:// www.pravo.vuzlib. net/book_z627_page_8.html; http://www.pravo.vuzlib.net/book_z627_page_1.html> (14.11.2010)

4. Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология: учеб. пособие. М.: Дело, 2005. С. 203.

5. Психологический практикум (к части I) [Электронный ресурс]// Новое бизнес-обозрение. URL: <http://www.nbo.ru/index.php?cat=5&art=ur_psy&r=3_pr> (9.11.2010)

6. Прикладная юридическая психология/ под ред. А.М. Столяренко [Электронный ресурс]. URL: <http://yurpsy.fatal.ru/files/ucheb/stol/3_pr.htm> (16.11.2010)

7. Оптов Г. Возьмем на рассвете// Практикум по психологии деятельности органов внутренних дел. М., 1980.

?

Тесты для самопроверки

1. Отрасль юридической психологии, которая изучает психологию строения и механизмы преступной деятельности и поведения людей, психологию личности преступника и преступных групп, называется:

а) судебной;

б) оперативно-розыскной;

в) криминальной;

г) пенитенциарной.

 

2. Какая задача криминальной психологии является основной в изучении личности преступника?

а) правильное определение мотива совершенного преступления;

б) выбор тактических приемов при производстве следственных действий;

в) воспитательное воздействие на личность правонарушителя;

г) работа по выявлению причин и условий преступного поведения.

 

3. Термин «Личность преступника» с точки зрения юридической психологии понимается как...

а) субъект преступления;

б) гражданин, преступивший закон социума;

в) конкретный человек с его психологическими особенностями;

г) субъект своей активности.

 

4. Что является основой преступного поведения?

а) выбор средств;

б) принятие решений;

в) активное осуществление поставленной цели;

г) возникновение мотивов.

 

5. Какой основной механизм (закон) лежит в основе преступного поведения?

а) закон реципроксности;

б) механизм «аварийной реакции»;

в) механизм импритинга;

г) закон прерванного действия.

 

6. При анализе преступной деятельности следует обращать внимание на:

а) мотивы и цели отдельного действия;

б) мотивы и цели всей преступной деятельности;

в) психологические свойства и состояния.

 

7. К какой типологии относится «особо опасный тип» преступника?

а) по социальным признакам адаптации (Антонян, Еникеев, Эминов);

б) по характеру, степени общественной опасности (типология Кудрявцева);

в) по объекту посягательства, характеру преступных действий.

 

8. Асоциальная направленность личности включает:

а) характеристику отношения субъекта к труду; обществу, другим людям; отношение к вещам, собственности, имуществу и деньгам; его отношение к себе;

б) характеристику потребностей и мотивов личности, смысловые образования личности, жизненные цели, ценности, убеждения, принципы субъекта;

в) выявление лидерских качеств субъекта, его положение в группах и группировках, в которые он включен.

9. Агрессивность это:

а) черта характера, подразумевающая активность;

б) примитивная психологическая защита;

в) стиль поведения, сформированный под влиянием негативных факторов среды;

г) все вышеперечисленное.

 

10. Какие действия являются ведущими в осуществлении преступной деятельности?

а) рефлекторные;

б) волевые;

в) инстинктивные;

г) импульсивные.

 

11. Анализ преступной деятельности предполагает:

а) привычные способы реагирования в ситуации фрустрации и привычки разрешения жизненных проблем;

б) характеристику результатов преступной деятельности;

в) выявление способа и степени включенности субъекта в преступную деятельность.

 

12. Что является «пусковым механизмом» при совершении большинства преступлений?

а) способствующая ситуация;

б) алкоголизация, наркотизация;

в) групповое влияние.

 

13. Для каких типов преступников характерны интрапунитивные реакции, т.е. возложение вины на себя за свои поступки?

а) мошенники и расхитители;

б) убийцы;

в) насильники;

г) серийные преступники;

д) неосторожные.

 

14. К какой типологии относится «игровой тип» преступника?

а) по социальным признакам адаптации (Антонян, Еникеев, Эминов);

б) по характеру, степени общественной опасности (типология Кудрявцева);

в) по объекту посягательства, характеру преступных действий.

 

15. Для какого типа личности преступника ведущим мотивом совершения преступлений является стремление избежать идентификации с другими людьми, социальной группой или средой?

а) самоутверждающегося;

б) асоциального;

в) алкогольного;

г) игрового.

 

16. Преступная группа это:

а) общность людей, которые объединены совместными целями деятельности, осознают свою принадлежность к этой общности;

б) малая, реально существующая общность людей, объединенных в одно целое на основе неформальных межличностных отношений, схожести ценностей, целей и установок, и включенность в совместную асоциальную деятельность;

в) общность, межличностные отношения в которой опосредуются лично значимым и общественно ценным содержанием совместной деятельности.

 

17. Для каких типов преступных групп характерен высокий уровень групповой сплоченности?

а) случайным преступным группам;

б) устойчивым преступным группам;

в) организованным преступным группам;

г) преступным сообществам.

 

18. Какая форма группового соучастия имеет наибольшую распространенность в подростковой и молодежной среде?

а) случайные преступные группы;

б) устойчивые преступные группы;

в) организованные преступные группы;

г) преступные сообщества;

д) а, б.

 

19. Понятие, не относящееся к типологии преступных групп:

а) организационная;

б) структурная;

в) преступная организация;

г) социометрическая.

 

20. «Бандформирование» относится:

а) к случайным преступным группам;

б) устойчивым преступным группам;

в) организованным преступным группам;

г) преступным сообществам.

 

21. Межличностные отношения в преступных группах осуществляются на принципах:

а) единства целей, иерархии, разграничения функций;

б) глубокой конспирации, жесткой дисциплины;

в) соперничества, утверждения личностного превосходства, манипуляции.

 

22. По какому критерию можно оценить уровень межличностных отношений в преступной группе?

а) по распределению ролей в группе;

б) по внешним атрибутам группы;

в) по психологическим особенностям членов группы;

г) по наличию конфликтных ситуаций.

 

23. Факторы, способствующие устойчивому функционированию преступных групп?

а) преступная зараженность, совместная разработка и планирование преступлений, наркотизация, алкоголизация и материальная зависимость, ограничение социальных связей;

б) наличие слабой системы безопасности общества, безразличие окружения, недостаток воспитания в процессе формирования личности.

ПРАКТИЧЕСКОЕ  ЗАНЯТИЕ 6

Психология расследования
преступлений

Цель: закреплять представление о психологических аспектах деятельности следователя и его профессиональных качествах.

Задачи:

– овладевать терминологическим словарем по данной теме обучения;

– развивать умения применять теоретические знания для решения практических задач;

– осознавать уровень своей психологической готовности к решению задач расследования преступлений.

Задание 1

Пользуясь приведенным материалом, дополните профессиограмму следователя, выделив уровень своей психологической готовности к этому виду деятельности.

Согласно исследованиям, проведенным В.В. Романовым и М.В. Крозом[32], психограмма и критерии психологической пригодности к профессии следователя представлены следующими характеристиками:

1) мотивационно-ценностные особенности:

– высокий уровень правосознания и социальной ответственности;

– честность, гражданское мужество, совестливость, соответствие действий требованиям нравственности;

– принципиальность, непримиримость в борьбе с нарушениями правопорядка;

– обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность;

– развитая мотивация достижения;

– выраженная мотивация самоактуализации;

2) познавательные качества:

– высокий уровень интеллектуального развития;

– гибкость мыслительных процессов;

– способность к анализу и обобщению информации;

– упорство при решении задач;

– умение прогнозировать;

– умение различать главное и второстепенное;

– способность к реконструкции явлений по их косвенным признакам;

– наблюдательность, творческое мышление, развитая интуиция, эрудированность, хорошая память, развитое произвольное внимание, познавательная активность, критичность к информации;

3) коммуникативные качества:

– умение устанавливать и поддерживать психологический контакт;

– умение понимать внутренний мир собеседника, его особенности, мотивы, текущее психологическое состояние;

– коммуникативная компетентность (умение слушать, проницательность, доброжелательность, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, самоконтроль);

– широкий спектр стилей поведения в конфликтных ситуациях;

– наличие лидерских (организаторских) качеств;

– чувство юмора;

4) личностные особенности:

– адекватная самооценка;

– самостоятельность и независимость, смелость, активность, ответственность, самоуважение.

Перечисленные качества являются гарантом эффективности проведения различных следственных действий – допроса, очной ставки, предъявления для опознания, следственного эксперимента, воспроизведения показаний на месте, обыска, выемки, следственного осмотра, освидетельствования, получения образцов для сравнительного исследования.  

Задание 2

Цель: выявить свои коммуникативные возможности, определяющие успех профессиональной деятельности в следственных органах.  

Тест: Коммуникативные качества специалиста[33]

Ответьте на вопросы и сравните ответы с нижеприведенным ключом.

Вопросы:

1. Есть ли у вас стремление знакомиться с новыми людьми?

2. Легко ли у вас устанавливается контакт с людьми, которые значительно старше вас?

3. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?

4. Легко ли вам удается установить контакт с новыми людьми?

5. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

6. Стремитесь ли при удобном случае познакомиться и побеседовать с новыми людьми?

7. Нравиться ли вам постоянно находиться среди людей?

8. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?

9. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания среди своих товарищей?

10. Правда ли, что вы чувствуете себя спокойно и уверенно, когда приходится говорить группе людей?

11. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, нанесенное вам кем-то из товарищей?

12. Стремитесь ли ограничить круг знакомых небольшим количеством людей?

Ключи: за совпадение с ключом 1 балл.

«+» 1, 2, 4, 6, 7.

«–» 3, 5, 8, 9, 10, 11, 12.

Подсчитайте сумму баллов.

Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая закрепляется в поведении и является предпосылкой для формирования таких качеств, как, например, проявление интереса к людям и ценностного к ним отношения, эмпатии, социальной перцепции и др.

Диагностическая шкала:

1–4 – низкие показатели;

5–7 – средние;

8–9 – высокие;

10–12 – черта характера.

Безусловно, низкий показатель коммуникативной активности – неблагоприятное условие для выполнения профессиональных обязанностей следователя и других юридических специальностей.

Задание 3

Цель: формировать умение разбирать и анализировать криминальные ситуации, видеть рациональные действия и приемы следственной деятельности.  

Учебное задание: прочитайте предложенные задачи и ответьте на вопросы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.101 с.)