Тест 5. Определите свой темперамент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест 5. Определите свой темперамент



Инструкция: Вам предлагается 80 утверждений. Отметьте те, которые вы могли бы применить к себе. В конце каждой части таблицы запишите количество выборов.

Тестовые характеристики

1. Неусидчивы, суетливы. 2. Невыдержанны, вспыльчивы. 3. Нетерпеливы. 4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми. 5. Решительны и инициативны. 6. Упрямы. 7. Находчивы в споре. 8. Работаете рывками. 9. Склонны к риску. 10. Не злопамятны и не обидчивы. 11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью. 12. Неуравновешенны и склонны к горячности. 13. Агрессивный забияка. 14. Нетерпимы к недостаткам. 15. Обладаете выразительной мимикой. 16. Способны быстро действовать и решать. 17. Стремитесь к новому. 18. Обладаете резкими порывистыми движениями. 19. Настойчивы в достижении поставленной цели. 20. Склонны к резкой смене настроения 21. Веселы и жизнерадостны. 22. Энергичны и деловиты. 23. Часто не доводите дело до конца. 24. Склонны переоценивать себя. 25. Способны быстро схватывать новое. 26. Легко переживаете неудачи и неприятности. 27. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам. 28. С увлечением беретесь за любое новое дело. 29. Быстро остываете, если дело неинтересное. 30. Быстро переключаетесь с одной работы на другую. 31. Тяготитесь однообразием, будничностью. 32. Общительны. 33. Не чувствуете скованности с новыми людьми. 34. Выносливы и работоспособны. 35. Обладаете громкой живой речью. 36. Сохраняете самообладание в необычной обстановке. 37. Обладаете всегда добрым настроением. 38. Быстро засыпаете и пробуждаетесь. 39. Склонны иногда скользить по поверхности. 40. Иногда проявляете поспешность в решениях
Кол-во утверждений: БХ –… Кол-во утверждений: БС – …
41. Спокойны и хладнокровны. 42. Последовательны и надежны. 43. Осторожны и рассудительны. 44. Умеете ждать. 45. Молчаливы и не любите попусту болтать. 46. Речь спокойная, равномерная, без эмоций. 47. Сдержанны и терпеливы. 48. Дело доводите до конца. 49. Не тратите попусту сил. 50. Строго придерживаетесь распорядка в работе. 51. Легко сдерживаете порывы. 52. Маловосприимчивы к порицанию и одобрению. 53. Не злобны, снисходительны к колкости. 54. Постоянны в отношениях и интересах. 55. Медленно включаетесь в работу. 56. В целом миролюбивы. 57. Ровны в отношениях со всеми. 58. Любите аккуратность и порядок. 59. Обладаете выдержкой. 60. К новой обстановке приспосабливаетесь с трудом 61. Стеснительны и застенчивы. 62. Теряетесь в новой обстановке. 63. Затрудняетесь контактировать с незнакомыми людьми. 64. Не верите в свои силы. 65. Легко переносите одиночество. 66. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах. 67. Склонны уходить в себя. 68. Быстро утомляетесь. 69. Речь слабая до шепота. 70. Впечатлительны до слез. 72. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию. 73. Предъявляете высокие требования к себе и другим. 74. Склонны к подозрительности, мнительны. 75. Болезненно чувствительны и легковерны. 76. Чрезвычайно обидчивы. 77. Скрытны и необщительны. 78. Малоактивны и робки. 79. Безропотно покорны. 80. Стремитесь вызвать сочувствие у окружающих и помощь
Кол-во утверждений: БФ – … Кол-во утверждений: БМ – …

Общее кол-во утверждений: А – …

Обработка полученного результата

1. Посчитайте общее количество выборов. Обозначьте их буквой А.

2. Посчитайте количество утверждений с 1 по 20 номер (БХ), с 21 по 40 (БС), с 41 по 60 (БФ) и с 61 по 80 (БМ). Индексы возле буквы Б указывают на тип темперамента.

3. По формуле рассчитайте процентное соотношение разных типов темперамента.

Тип:

холерик = БХ: А ´ 100%;

флегматик = БФ: А ´  100%;

сангвиник = БС: A ´  100%;

меланхолик = БМ: А ´ 100%.

 

Теперь, проведя этот расчет, ознакомьтесь с более развернутой характеристикой каждого из названных типов.

Описание и рекомендации

Помните, что ни плохого, ни хорошего темперамента не бывает, бывают только плохие характеры. А за это Природа уже не отвечает.

Известный факт, что одаренность, талант, гениальность не связаны с темпераментом. Многие гениальные люди принадлежали к разным типам высшей нервной деятельности.

Например:

– Пушкина признают сангвиником (в сочетании с чертами холеристического темперамента). Известны живость характера нашего великого поэта, его оптимистичность, необычайная широта восприятия, интерес к самым разнообразным сторонам жизни.

– Дарвин был флегматиком – широко известны его методичность, последовательность, настойчивость в науке. Но вместе с тем открытия, научные умозаключения не давались ему легко. Дарвин признавался, что у него слабая память. Интересно, что и в личной жизни это был умеренный, экономный, скромный человек.

– К типичному меланхолику можно отнести известного композитора Шопена, известного художника Левитана. Их сомнения, душевное беспокойство, высочайшая чувствительность отразились в музыке, в живописи. Не случайно перу Шопена принадлежит знаменитый «Похоронный марш», а кисти Левитана такие шедевры, как «Золотая осень», «Март». Меланхолическими чертами отличался Семен Яковлевич Надсон, признанный самым талантливым и популярным из русских поэтов, явившихся после Некрасова (об этом говорит все звучание его творчества). Можно еще вспомнить угнетенность и мнительность Гоголя (сожжение рукописи второго тома «Мертвых душ»).

– Холерик, по мнению многих исследователей, признается как сильный тип. Типичными холериками были Петр Первый, Наполеон. Вспомним неугомонную энергию Петра во время Полтавской битвы, в болотах вблизи Невы, где «прорубалось окно в Европу». Возможно, холерики в критические моменты жизни проявляют сравнительно со всеми прочими темпераментами очень важное преимущество – способность к могучему рывку энергии и, следовательно, трудоспособность, решительность. Но этот тип не является безупречным. У холериков возможны и даже часты нервные срывы. Их, как и меланхоликов, относят к «поставщикам неврозов». Например, тот же Бонапарт – этот «самый энергичный из волевых людей» – в момент политических неудач проявлял необычное малодушие. Петр Первый, Лютер страдали эпилепсией.

Среди полководцев, политических деятелей, народных трибунов почти неизвестны флегматики, в то время как в промышленности, науке методичность, трудолюбие – характерные черты этого темперамента – приносят добрые плоды.

Рекомендации

Представителю ряда юридических профессий важно знать свой тип нервной системы не для того, чтобы объяснять свои неадекватные поступки и поведение своими природными характеристиками, а для того, чтобы вырабатывать те черты характера, те профессионально важные качества, которые бы оставляли за своими природными возможностями статус потенциальных возможностей, а не статус ограничений.

Помните, – определив свой тип темперамента, у вас появляется шанс осознанно найти в себе те качества, те резервы, которые усиливают его сильные стороны и ослабляют слабые.

Задача 1

Из перечисленных ниже качеств выпишите те, которые характеризуют: а) сангвиника; б) флегматика; в) холерика; г) меланхолика – повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медлительность в движениях и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, малая активность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств, спокойное и ровное настроение, сосредоточенность внимания.

Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик
       

 

Докажите, что понятия «темперамент», «характер» и «личность» не обозначают одно и то же. Какие структурные различия этих понятий вы считаете основными?

Задача 2

На основании приведенных ниже характеристик определите тип темперамента.

Виктор. Походка неторопливая, вразвалку. Медлителен. Говорит медленно, но обстоятельно и последовательно. На занятиях сидит с равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопрос преподавателя обычно отвечает правильно. Его трудно рассмешить или рассердить. Сам никого не обижает, к ссорам относится равнодушно. Любит порядок.

Борис. Увлекающийся. Часто берет работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Вспыльчив. Резко переходит от смеха к гневу, и наоборот. Отзывчив и на хорошее, и на дурное.

Саша. Очень впечатлителен. Малейшая неприятность выводит его из состояния равновесия. Обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтателен. Пассивен в общении. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречает трудности, то опускает руки, теряется и не доводит дело до конца.

Задача 3

Найди свойства темперамента, характера и способности

Психические свойства личности могут быть условно объединены в три группы: свойства темперамента, свойства характера и способности. Классифицируйте понятия из приведенного списка по этим трем группам: вспыльчивый, нежный, справедливый, смелый, остроумный, трудолюбивый, честный, вежливый, воспитанный, горячий, черствый, умный, деловой, «крутой», пылкий, отходчивый, послушный, красноречивый, суетливый, послушный, спокойный, глупый, непоседа, решительный, ловкий, «несмеяна», необузданный, ленивый, находчивый, неряшливый, благородный, щедрый, недотепа, «тряпка», плакса, доброжелательный, предприимчивый, осторожный, самоуверенный, чуткий, ранимый, возбудимый, «живой такой, веселый», эгоистичный, энергичный, инициативный, медлительный, растяпа, услужливый, верный[11].

Свойства темперамента Свойства характера Способности
     

Задача 4

Опираясь на концепцию К.К. Платонова о динамической функциональной структуре личности, В.А. Васильев систематизировал наиболее информативные свойства личности женщин, ставших жертвами насильственных действий. Анализируя приведенные фрагменты, укажите существенные биопсихические и индивидуально-типологические черты пострадавших, предрасполагающие к совершению насильственных действий.

1. Люда Т. (14 лет). Вечером, гуляя с подругой по поселку, познакомилась с тремя военнослужащими, которые завели ее в лес и изнасиловали в извращенной форме. Девочка вернулась домой, легла спать, скрыла от родителей случившееся, поделилась с подругой, которая рассказала своим родителям, и в результате было возбуждено уголовное дело. У подэкспертной были выявлены низкий уровень психической адаптации, высокая степень фрустрационной напряженности личности. Выявлены стойкие личностные особенности, снижающие пороги фрустрации: высокая степень конформности, низкий самоконтроль, эмоциональная неустойчивость. Высокие показатели по фактору тревожности свидетельствуют о доминировании тревожно-депрессивного фона настроения, недооценке своих возможностей, склонности к самоупрекам. На следствии девочка была замкнута, обвиняла в случившемся себя, проявляла негативизм к интересующим следствие обстоятельствам.

2. Елена К. (14 лет) поздно вечером возвращалась из города в спортивный лагерь по шоссе. Водитель «Москвича» предложил ее подвезти. Девушка охотно согласилась. По дороге слушали музыку, разговаривали, курили. В двух километрах от лагеря водитель остановил машину и изнасиловал девушку. До лагеря она добралась пешком ночью, легла спать, никому не рассказала о случившемся. Через месяц поделилась с подругой, пошла на обследование к гинекологу в связи с подозрением на венерическое заболевание. После осмотра гинеколога обратилась в милицию.

3. Оксана М. (12 лет) после переезда родителей в другой город поступила в школу, где чувствовала себя поначалу очень скованно, одноклассники относились к ней недружелюбно. В связи с этим девочка испытывала дискомфорт, переживала негативное отношение одноклассников, пыталась утвердить себя в классе распространением порнографических открыток, рассказами о своих «былых похождениях». Этим вызвала интерес у мальчиков старших классов, с одним из них вступила в интимные отношения, затем по его настоятельной просьбе вступила в половые контакты с его друзьями. На протяжении года мальчики преследовали пострадавшую, в случае отказа избивали ее. Девочка рассказала о случившемся матери, было возбуждено уголовное дело[12].

Рекомендуемое дополнительное тестирование

Тест 4. Выявление стрессоустойчивости.

Тест 5. Определение социальной направленности личности.

Тест 6. Оценка склонности к риску.

Тест 7. Черты характера и темперамент.

Тест 8. Оцените свои способности к самоуправлению.

Литература для выполнения тестов 4–6:

1. Психологический практикум: психодиагностика [Электронная версия]. URL: http://yurpsy.fatal.ru/files/tren3.htm

Выполнив данный тест, познакомьтесь с рекомендациями, которые позволят понять, как результаты тестирования учитывать в освоении техники аутогенной тренировки.

Литература для выполнения тестов 7–8:

1. Егорова Т.Е. Психологическая культура руководителя: учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2003. С. 102–110; 121–126; 143–144.

Психофизическая подготовка юриста
к профессиональной деятельности

Психорегулирующая тренировка:
теоретические положения и рекомендации к применению

Познакомиться и начать систематическую работу по психорегулирующей тренировке – важный шаг в общей системе профессионального и личностного саморазвития. И не важно, с чего вы его начнете, важно – начать делать полезное дело для себя, своего здоровья и обретения полезных навыков, обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность. В данном разделе мы познакомим вас с некоторыми методами психорегулирующей тренировки.

Основной принцип, на котором строится психофизическая тренировка – принцип единства психического и телесного. Человек един, целостен. Как говорил Маслоу, «не желудок хочет есть, а человек хочет есть», т.е. наши физиологические процессы могут в определенной степени подчиняться психическим, изменения в одном могут вызывать изменения в другом. Единство тела и психики – основной принцип, на котором строится вся психотерапевтическая практика. Согласно этому принципу, если в теле накапливается напряжение физическое, то оно повлечет за собой напряжение психическое, и, наоборот, напряжение психическое повлечет за собой изменение в физическом теле. Каждый из нас испытывал состояние раздражения или отрицательного эмоционального состояния при сильной физической усталости или болезни, и легче и быстрее выходил из болезней при хорошем эмоциональном состоянии.

Если не соблюдать режим труда и отдыха, то начнет формироваться привычная психическая реакция на физическую усталость, которая может лечь в основу негативной привычки поведения. Закрепившаяся отрицательная привычка может поддерживать извращенную нейрофизиологическую программу, которая когда-то была запущена ситуацией стресса или длительного перенапряжения. Так образуются психосоматические блоки. Снять эти блоки помогает специальная психорегулирующая тренировка. Одним из широко используемых и популярных в настоящее время методов психорегулирующей тренировки стал метод релаксации.

Механизм релаксации достаточно прост, но освоение его требует определенной тренировки. Такая тренировка в психотерапии названа аутогенной тренировкой. Классическая схема аутогенной тренировки (АТ), предложенная И. Шульцем, подробнейшим образом изложена в его книгах и в книгах его ближайших последователей. Рекомендуем читателям обратиться к наиболее известным из них, которые указаны в списке литературы (И. Шульц, Х. Линдерман, А. Борбар).

Психорегулирующая (аутогенная) тренировка позволяет:

– сберегать жизненную энергию, восстанавливать силы и поддерживать свое здоровье;

– приобрести привычку наблюдать за изменяющимся состоянием своих мышц;

– развивать сенсорные способности, т.е. способность отчетливо различать ощущения;

– различать навыки полного расслабления мышц, способность к расслаблению одних групп мышц при одновременном напряжении других;

– синхронизировать работу левого и правого полушария, что позволит использовать свой интеллектуальный потенциал в полном объеме;

– облегчить доступ к подсознательной информации, что в свою очередь способствует решению жизненно важных задач с наименьшими усилиями.

Примерные варианты занятий аутотренингом[13]

Занятие 1. Общее предварительное успокоение и расслабление

1. Постепенно спадает нервное напряжение…. 2. Я успокаиваюсь. 3. Погружаюсь в состояние покоя и отдыха…. 4. Начинают расслабляться все мои мышцы. …5. Расслабляются мышцы лица, шеи, …рук, …туловища…, ног. …6. Все тело расслабленное…. 7. Я совершенно спокоен…. Занятия укрепляют мою нервную систему….

Занятие 2. Расслабление мышц лица (маска релаксации)

8. Все больше расслабляются мышцы лица…. 9. Разглаживается лоб…. 10. Расслабляются веки…. 11. Расслабляются щеки…. 12. Нижняя часть слегка отвисает…. 13. Расслабляются мышцы шеи…. 14. Лицо выражает полный покой.

Занятие 3. Расслабление мышц плечевого пояса

15. Волна расслабления переходит на плечи и руки…. 16. Расслабляются мышцы правого плеча, предплечья, кисти. 17. Расслабляются мышцы левого плеча,… предплечья…, кисти…. 18. Лицо, плечи, руки… полностью расслаблены….

Занятие 4. Расслабление мышц туловища

19. Волна расслабления переходит на туловище. 20. Расслабляются грудные мышцы. 21. Расслабляются мышцы спины и поясницы. 22. Живот становится мягким. 23. Лицо, плечи, руки, туловище – полностью расслаблены.

Занятие 5. Расслабление мышц ног

24. Волна расслабления переходит на ноги. 25. Расслабляются мышцы правого бедра, голени, стопы. 26. Расслабляются мышцы левого бедра, голени, стопы. 27. Лицо, плечи, руки, туловище, ноги – полностью расслаблены.

Занятие 6. Ощущение потепления лица, шеи, рук

28. Все мои мышцы полностью расслаблены. 29. Начинают теплеть щеки. 30. Теплеет шея. 31. Теплеют правое плечо, предплечье, кисть. 32. Теплеют левое плечо, предплечье, кисть. 33. Обе руки расслабленные и теплые. 34. Я чувствую биение крови в кончиках пальцев.

Занятие 7. Ощущение потепления в области сердца и в верхней части живота (в области солнечного сплетения)

35. Волна тепла спускается на грудь. 36. Я чувствую потепление в области сердца. 37. Это чувство тепла приятно. 38. Волна тепла опускается ниже, к животу. 39. Я чувствую приятное тепло в верхней части живота.

Занятие 8. Ощущение потепления ног

40. Волна тепла спускается к ногам. 41. Теплеют правое бедро, голень, стопа. 42. Теплеют левое бедро, голень, стопа. 43. Обе ноги теплые, я чувствую биение крови в пальцах ног.

Занятие 9. Регуляция дыхательной и сердечной деятельности

44. Все тело расслабленное, тяжелое, теплое. 45. Дышится легко и свободно. 46. Ощущение свежести и прохлады. 47. Сердце бьется спокойно и равномерно. 48. Я перестаю чувствовать его работу. 49. Мне приятно, спокойно, хорошо. 50. Занятия укрепляют мою нервную систему.

В совокупности все эти занятия представляют полный успокаивающий вариант релаксации на 30 мин. Каждая формула повторяется про себя 2–5 раз. В среднем на формулу требуется 30 сек.

Мобилизующая часть тренинга (6–10 мин)

Занятие 1. Тонизация мышц тела

1. Я хорошо отдохнул и набрался сил. 2. Постепенно проходит сонливость. 3. Появляется легкая напряженность мышц лица. 4. Щеки становятся упругими. 5. Губы плотно сжаты. 6. Лицо выражает волю и решительность. 7. Наливаются силой и становятся легкими и упругими мышцы правой руки. 8. Наливаются силой и становятся легкими и упругими мышцы левой руки. 9. Все туловище становится легким и упругим. 10. Наливаются силой и становятся легкими и упругими мышцы правой ноги. 11. Наливаются силой и становятся легкими и упругими мышцы левой ноги. 12. Все тело сильное, легкое, упругое.

Занятие 2. Интенсификация дыхательной и сердечной деятельности, тонизация нервной системы

13. Постепенно дыхание становится частым и глубоким. 14. Выдыхаемый воздух холодит ноздри.15. Сердце бьется мощно и сильно. 16. Я становлюсь бодрым и сильным. 17. Хочется встать и двигаться. 18. Я – как сжатая струна! 19. Выполню поставленную перед собой задачу (мысленно произнесу – какую). 20. Открыть глаза, встать!

Рекомендации
по использованию методов психорегулирующей тренировки[14]

1. Заниматься релаксацией можно и в минуты отдыха на работе, и в транспорте и, естественно, дома. Такая практика позволит восстанавливать свою работоспособность и активность. Результат появится очень быстро.

2. Первые практические занятия лучше начинать дома в спокойной обстановке, постепенно расширяя пространственные и временные границы их применения. И хотя эта практика потребует времени, есть смысл его найти, поскольку систематические занятия позволят быстро получить желаемый результат, что поможет более успешно решать личностные, социальные вопросы, значительно повысить работоспособность, улучшить самочувствие и настроение. Это база, на которой можно будет более успешно овладеть другими практиками произвольной саморегуляции, включая восточные практики управления внутренней энергией.

3. Аутотренинг следует начать с развернутой формулы наблюдения за всеми мышцами нашего тела. Начинают наблюдение за своим расслаблением с мышц рук, ног, мышц спины, живота, груди, шеи и лица. Словесные установки должны включать такие ключевые слова, как «тепло», «тяжесть», «расслабление», «легкость», «покой», «отдых».

4. В целях более качественного овладения релаксационной практикой следует заниматься каждый день. Чтобы это не забывать делать, поставьте на своем рабочем столе какой-нибудь предмет, который бы вам напоминал о необходимости найти для этого занятия время. Предмет не должен относиться к привычным предметам вашего стола. Кроме этого, желательно связать с этим предметом время занятий.

5. Заведите себе дневник овладения методом релаксации. Это может быть ваш ежедневник, где вы выделите себе графу, в которой будете отмечать свои достижения.

6. Не отчаивайтесь, если с первых занятий у вас не получается хорошего расслабления. Оно обязательно придет по мере того, как мысль овладеет вашим телом. Будьте внимательны к своему дыханию.

7. Для самостоятельного овладения этим методом могут потребоваться пошаговые занятия, суть которых заключается в отработке связи релаксационной словесной установки со своим телом, где отрабатываются реакции на отдельные словесные формулы. Главное добиться, чтобы на ваши команды тело стало отвечать реакцией тепла, расслабления, тяжести, легкости.

Кроме метода аутогенной тренировки, существует множество других не менее эффективных способов саморегуляции психофизиологического состояния. Это поведенческие действия, движения, позы, мимика, жесты, артикуляция речи. В данное пособие мы включили ряд заданий, позволяющих регулировать свои психофизиологические состояния.

Шаг 1. Самонаблюдение за ориентацией своего тела в пространстве (телесная ориентация).

Наблюдение за своей осанкой и выстраивание ее – прекрасная практика телесного расслабления, отдыха и очищения от отработанной негативной энергии.

В первом варианте предлагаем ее выполнить в положении сидя.

Сначала посмотрите на себя, как вы сидите. В каком положении ваши руки, ноги, туловище, голова. Почувствуйте, одинакова ли у вас нагрузка на плечевой и грудной отдел позвоночника. Постарайтесь сесть так, чтобы тело испытало наибольшее расслабление, позвоночник был по возможности прямым, а обе половинки тела были бы по вашему ощущению одинаковыми.

Шаг 2. То же самое в следующей практике проделайте в положении стоя.

В той и другой практике провести коррекционную работу позволят следующие внутренние действия:

1. Если вы стоите, то через внутреннее наблюдение приведите свое тело в следующее положение: стопы должны быть параллельны; колени мягкие, т.е. слегка согнуты, словно вы присели на свои ноги; колени чуть разведены в стороны, а копчик подан вперед. Вы встали правильно, если ушел поясничный прогиб позвоночника, а значит, и ненужное напряжение. Руки следует слегка согнуть в локтях, для этого просто развернуть локти чуть в стороны, под мышками сразу образуется пустое пространство; голова должна стоять прямо, макушкой устремлена вверх. Вес тела следует равномерно распределить на обе стопы.

2. Закройте глаза и представьте свои руки легкими, невесомыми, пронаблюдайте за своим телом, дайте ему свободу, добейтесь, чтобы руки сами стали подниматься, понаблюдайте за этим легким состоянием тела.

3. Постарайтесь мысленно увидеть свой позвоночник, уравновесьте обе половинки своего тела, тогда погрешности осанки вашего тела будут вам более заметными, и с ними можно работать, мысленно освобождая, расслабляя ту или иную.

Другими практиками, способствующими снятию психофизического напряжения, могут быть:

1) смена деятельности;

2) специальные виды гимнастик (гимнастические упражнения выполняются с большим вниманием к своему телу, путем расслабления не задействованных в упражнениях мышц);

3) медитативный бег, медитативная ходьба (это бег или ходьба с концентрацией внимания на какой-либо проблеме, в частности телесной).

Следует помнить, что там, где наше внимание, там и энергия. Вырабатывая новую энергию через движение, мы можем помогать нашему телу, внутренним органам справляться с нагрузками, в том числе и со стрессовыми, что для данного вида профессии может быть далеко не случайным обстоятельством.

&

Используемая литература

1. Егорова Т.Е. Психологическая культура руководителя: учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2003.

2. Романин А.Н. Холистическая практическая психология: учеб. пособие 1: Активная релаксация. М.: Альтекс, 1999.

 

Рекомендуемая литература

1. Егорова Т.Е. Психологическая культура руководителя: учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2003.

2. Егорова Т.Е., Акатьева Е.Ю. Основы феноменологии тревожных состояний и стратегии их саморегуляции// Ученые записки. Том 5. Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2004. С. 186–198.

3. Михайлов Л. Психологическая безопасность (Средства защиты личности). Методы психической саморегуляции// ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2005. №11. С. 17–23.

4. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: учеб. пособие для вузов. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2001. 447 с.

?

Тесты для самопроверки

1. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, называется:

а) ощущением,

б) рефлексом,

в) сознанием,

г) эмоциями.

 

2. Психические явления, не относящиеся к устойчивым качествам психики:

а) характер,

б) способности,

в) внимание,

г) темперамент.

 

3. К основному свойству личности относится:

а) ригидность,

б) эмпатия,

в) активность,

г) избирательность.

 

4. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется:

а) самооценкой,

б) самопрезентацией,

в) самовосприятием,

г) самоощущением.

 

5. Человек, достигший уровня развития сознания, позволяющего ему управлять своим поведением и деятельностью, – характеризует понятие:

а) личность,

б) индивидуальность,

в) индивид,

г) субъект.

 

6. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо это –

а) мотив,

б) потребность,

в) интерес,

г) страсть.

 

7. Сильный взрыв эмоций, снижающий уровень осознания и регулирования своих действий относится:

а) к стрессу,

б) страху,

в) аффекту,

г) страсти.

 

8. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, это –…

а) темперамент,

б) способности,

в) характер,

г) задатки.

 

9. С позиции юридической психологии тип темперамента, характеризующийся высокой возбудимостью нервной системы и склонностью к аффектам, присущ:

а) холерику,

б) сангвинику,

в) флегматику,

г) меланхолику.

 

10. С позиции юридической психологии тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, способным привести к стрессовым и фрустрационным состояниям, присущ:

а) холерику,

б) сангвинику,

в) флегматику,

г) меланхолику.

 

РАЗДЕЛ III

ПСИХОЛОГИЯ
ЮРИДИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ


ПРАКТИЧЕСКОЕ  ЗАНЯТИЕ 3

Социально-психологическая
характеристика
профессионального труда
юриста

Цель: формирование основ социально-психологической компетентности.

Задачи:

– осознание уровня своей готовности и психологической компетентности к исполнению будущей профессиональной деятельности;

– развитие умений эффективного общения и эффективного взаимодействия в сфере правовых отношений.

Задание 1. Составление профессиограммы
юридических специальностей

В рабочей тетради составить по представленному образцу таблицу по видам профессиональной деятельности и выписать профессионально значимые качества личности. Там же на основе проведенного тестирования провести самоанализ и выписать свои качества, которые смогут способствовать вашей успешной профессиональной деятельности, выделив те качества, которые требуется развивать.

Профессиограмма юридических профессий

Профессия Вид деятельности Профессионально-значимые качества Наличие и самооценка уровня развития данных качеств по 5-балльной шкале
Судья      
Прокурор и т.д.      

 

Примечание. Важно, чтобы эта работы обрела характер длительного наблюдения и изучения себя, внутренней работы и серьезного самоанализа. Последняя графа заполняется на протяжении всего курса обучения. Так же и графа «профессионально-значимые качества» может дополняться по мере проникновения в тонкости всех юридических специальностей.

Данная практика поможет вам более осознанно осуществить выбор рода профессиональной деятельности. А полученные умения самонаблюдения, самооценки, самоанализа, наблюдения за другими людьми повысят ваш уровень готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.

По усмотрению студента могут быть введены дополнительные графы.

Задание 2. Анализ своей готовности
к проявлению требующихся профессиональных качеств

Инструкция: Изучите аналитическую профессиограмму деятельности юриста (см. таблицу), познакомьтесь с формой ее составления и теми качествами, которые требуются для эффективного осуществления юристом своей профессиональной деятельности. Далее проделайте следующую работу: 1) отметьте те из качеств, которые вы сможете проявить уже в настоящее время; 2) выделите те, над которыми требуется работать, т.е. те, которые вам не доводилось проявлять, и которые потребуют от вас достаточно больших усилий для их саморазвития; 3) какие пути развития этих качеств вы видите.

 

 

Психология профессионального общения юриста.
Доверительное общение юриста

Тест 1. «Ваш стиль общения»

Этот тест поможет взглянуть на себя «со стороны», узнать, достаточно ли вы корректны в отношениях со своими сотрудниками, коллегами, членами семьи.

Инструкция. На каждый вопрос даны три варианта ответов. Выберите тот, который вас устраивает. Если ни один ответ вам не подходит, перейдите к следующему вопросу.

Для сравнения «портрета», который вы получили, попросите того, чье мнение для вас значимо, ответить вместо вас. Свои выводы зафиксируйте в тетрадь для практических работ.

1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?

а) всегда

б) иногда

в) никогда

 

2. Как вы ведете себя в критической ситуации?

а) внутренне киплю

б) сохраняю полное спокойствие

в) теряю самообладание

 

3. Каким считают вас окружающие?

а) самоуверенным

б) дружелюбным

в) спокойным

 

4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?

а) приму ее с некоторыми опасениями

б) соглашусь без колебаний

в) откажусь от нее ради собственного спокойствия

 

5. Как вы будете себя вести, если кто-то из окружающих без разрешения возьмет бумагу с вашего стола?

а) выскажу ему все, что о нем думаю

б) заставлю вернуть

в) спрошу, не нужно ли ему еще что-нибудь

 

6. Какими словами вы встретите человека, значительно опоздавшего на встречу с вами?

а) «Что это тебя так задержало?»

б) «Где ты торчишь допоздна?»

в) «Я уже начал волноваться»

 

7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?

а) стараюсь обогнать машину, показавшую мне «хвост»

б) мне все равно, сколько автомобилей меня обошло

в) помчусь с такой скоростью, чтобы никто не догнал

 

8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

а) уравновешенными

б) легко меняющимися

в) твердыми

 

9. Что вы предпринимаете, если не все удается?

а) нахожу виновного из числа окружающих

б) смиряюсь с обстоятельствами

в) становлюсь впредь осторожнее

 

10. Как вы отреагируете на информацию о распущенности современной молодежи?

а) «Ловить и отправлять в колонию!»

б) «Пуританство, видно, сегодня не в моде»

в) «Надо ввести полицию нравов и штрафовать как следует!»

 

11. Что вы ощутите, если должность, которую вы хотели занять, достанется другому?

а) «И зачем я только на это нервы тратил?»

б) «Видно, его внешность шефу приятнее!»

в) «Может быть, мне это удастся в другой раз»

 

12. Как вы смотрите страшный фильм?

а) боюсь

б) скучаю

в) получаю истинное удовольствие

 

13. Как вы относитесь к состязанию, игре?

а) стараюсь победить

б) по-олимпийски: главное – не победа, а участие

в) расстраиваюсь очень сильно, если проигрываю

 

14. Если из-за дорожной пробки вы опоздали на важную встречу:

а) буду нервничать во время встречи

б) попытаюсь оправдаться

в) огорчусь

 

15. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?

а) стерплю, избегая скандала

б) вызову администратора

в) отправлюсь с жалобой прямо к директору

 

16. Как вы себя поведете, если вашего младшего брата, сестру или просто знакомого обидят в школе?

а) поговорю с учителем

б) устрою скандал родителям «малолетнего преступника»

в) посоветую ребенку дать сдачи

 

17. Какой, по-вашему, вы человек?

а) недостаточно уверенный в себе

б) уверенный

в) настойчивый, а некоторые говорят – «пробивной»

 

18. Как вы ответите подчиненному или младшему по возрасту, с которым вы столкнулись в дверях, и он начал извиняться?

а) «Простите, это моя вина»

б) «Ничего, пустяки!»

в) «А повнимательнее вы быть не можете?!»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.293 с.)