Упражнение 2. Пошаговая работа с телесными ощущениями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 2. Пошаговая работа с телесными ощущениями



Шаг 1. Закройте глаза и углубите свое внимание вглубь своего тела. Послушайте и почувствуйте, как бьется ваше сердце, попробуйте увидеть, как бьется сердце, послушайте, почувствуйте и посмотрите, как происходит акт вашего дыхания.

Шаг 2. Почувствуйте свое тело в целом. Назовите словом состояние своего тела. Оно может быть расслабленным, напряженным, усталым, легким, тяжелым и т.п.

Шаг 3. Может включать разные варианты работы с вашими воспоминаниями или ситуациями, которые вы переживаете в настоящий момент. Начните с воспоминания прожитого вами дня. Это может быть любой день недели, постарайтесь восстановить его в памяти в мельчайших подробностях. Отследите, как реагирует на них ваше тело, относительно своего исходного состояния: нейтрально, или что-то в нем меняется. Остановите внимание на той части тела, которая, как вам кажется, ярче всего отреагировала на ваши воспоминания.

Шаг 4. Проделав первые шаги, остановитесь в памяти на событии, которое было для вас значимым и приятным. Отследите ощущения в теле. Потом вспомните событие – значимое для вас, но с неприятным исходом. Оцените, как тело отреагировало на это неприятное воспоминание. Какие ощущения в теле вызывает каждое из представляемых вами событий, и в какой части тела они больше всего локализируются.

Шаг 5. Вспомните более подробно о каком-либо из представленных вами событиях. Вспомните обстановку, время, участников событий, общий звуковой фон, слова, которые они произносили, постарайтесь услышать диалог, тембр речи, при этом удерживая визуальный образ перед глазами. Обратите внимание на свое тело, как оно реагирует на конкретные образы и события.

Упражнение 3. Тренируем внимание к телесным ощущениям

Обращайте свое внимание к телесным ощущениям в процессах ходьбы, интенсивной ходьбы и бега, прислушиваясь к работе сердца, легких, температурным изменениям, ритму своего дыхания.

Учитесь концентрировать внимание и отслеживайте, как внимание работает в вашем теле.

Развитие профессиональной образной памяти,
образного мышления и воображения

Инструкция: данными упражнениями вы можете заниматься в процессе прогулки в транспорте, на улице.

Упражнение 1

Объекты восприятия и представления памяти могут быть самые разные. Можно представить лес и вспомнить:

– шум деревьев, голоса птиц, свист ветра, ночной костер;

– образ моря, плеск волн, звук штормового ветра, раскат грома;

– отдых, шум мотора взлетающего самолета или стук колес поезда, голос проводницы, шум пылесоса;

– уютную комнату, огонь в камине, треск разгорающихся дров;

– вкус и запах разных фруктов;

– ощущения воды, металла, дерева, печки.

Вспоминайте разные события и даже самые отдаленные, например какая музыка звучала в день вашего выпускного вечера или другого важного события, каким голосом обращается к вам учитель, друг, подруга. Вспомните любимый фильм, каким голосом говорит главный герой, как звучит голос любимых певцов.

Упражнение 2

Используя объекты восприятия (люди, животные, деревья), попробуйте:

увидеть: что данный человек может перед собой видеть, о чем при этом думать; как животное может среагировать, если перед ним окажется воображаемое вами препятствие; что может видеть дерево, если бы у него были глаза;

услышать: как звучит голос человека, которого вы в данный момент наблюдаете, прислушаться к его тембру. Представить, как бы звучал его голос, если бы ему пришлось приветствовать близкого знакомого, сотрудника, начальника, преступника, кошку, собаку, растение;

почувствовать (ощутить): какие ощущения может получить наблюдаемый вами человек, если бы ему пришлось прикоснуться руками в своем приветствии своего друга, знакомого, кошки, собаки, растения. Какие бы эмоциональные состояния он мог переживать?

Профессиональное восприятие,
наблюдательность и основы ролевого поведения

Упражнение 1[5]

Примите на себя образ «сыщика» и представьте, что все вокруг вас «сыщики». Найдите для себя объект слежения. Это может быть знакомый или товарищ, пожелавший сыграть с вами в эту игру. Отметьте и запомните:

1) какое у него сегодня настроение? Выскажите предположение, почему он сегодня такой;

2) какие действия и в какой последовательности он совершил за время, что вы следите за ним? Попробуйте их воспроизвести;

3) объясните, почему и зачем он совершил эти действия?

4) угадайте, за кем он следит, как маскирует свою слежку, попробуйте по его действиям угадать ход его мыслей.

Поделитесь впечатлениями о проигранной вами роли.

Упражнение 2

Выберите для себя объект наблюдения и постарайтесь повторить то, что вы видите:

– точно воспроизвести движение, походку, мимику лица, позу и т.д.

– воспроизведите его речевую интонацию, обращая внимания на свои телесные ощущения, попробуйте представить, что человек может переживать в данный момент, какие чувства, какое общее его состояние.

Упражнение 3

Выберите свой идеал профессионального взаимодействия (объект подражания) в деловой беседе:

– воспроизведите его положение тела, его движения, его мимику, его жесты,

– воспроизведите его речевую интонацию, обращая внимание на свои телесные ощущения, представьте его внутреннее состояние.

Развиваем свои аналитические способности
и способности к рассуждению

Упражнение 1

Развитию аналитических способностей может послужить выполнение следующих заданий:

– вспомните образ героя фильма, книги, реальной жизни, который попал в сложную жизненную ситуацию, проиграйте в своем воображении разные варианты выхода из этой ситуации;

– вспомните образ человека (им может быть герой фильма, книги, реальной жизни), который совершил преступление. Проиграйте в своем воображении картины, которые:

а) привели человека к преступлению (это могут быть события, оставшиеся за кадром);

б) могли бы предотвратить данное преступление.

Упражнение 2

Задание 1. Возьмите фотографию (это может быть чей-то портрет в газете, журнале) и по фотографии определите его основные характеристики, его возраст, семейное положение, его профессию, увлечения, склонности, отношение к закону, правопорядку, к родине, разным членам семьи, к природе, какое мнение о себе он имеет, и какое мнение он может вызывать у других, каковы его основные достижения в жизни.

Здесь совсем не обязательно, чтобы ваши суждения были истинными, главное проявить умение рассуждать, делать выводы, находить доказательство вашей версии.

Задание 2. Обратитесь к тексту любой сюжетной части незнакомой вам книги, где в диалог вступают не более двух человек. По их высказываниям определите их возраст, профессиональный статус, их увлечения, примерные внешние портретные данные и их состояния в процессе разговора.

Примечание: Все представленные упражнения рассчитаны на длительную систематическую работу над собой. Формирование необходимых качеств – это работа, которая требует внимания, самоконтроля и постоянной тренировки.

 Дополнительные практические задачи

Предлагаем обратиться к электронному носителю, найти предложенный сайт по адресу: http:// yurpsy.fatal.ru/files/tren1.htm Психологический практикум.

В данном электронном пособии предлагаются задачи на тренировку внимания и сообразительности. Замечательная подборка задач позволит увлекательно и с большой пользой выполнить учебное задание, позволяя не только ориентироваться в способах эффективного решения профессиональных ситуаций, но и развивать интеллектуальные способности. В нашем пособии мы приводим инструкцию к работе и некоторые примечания авторов.

Инструкция к работе: Данное пособие мы нашли очень занимательным, интересным и полезным, поэтому предлагаем вам как дополнительный материал к решению наших общих теоретических и практических задач. В целях обмена опытом мы предлагаем решать задачи постепенно, и в каждом последующем практическом занятии мы будем обращать вас к картинке и тематике очередной серии задач.

Не спешите посмотреть правильный ответ. Упражняйте свое мышление, внимание и память, учитесь работать с текстом, учитесь наблюдательности. Начнем с известного вам Шерлока Холмса. Желаем успеха.

Задачи из рубрики: Шерлок Холмс, комиссар Коллинз, инспектор Слейд и многие другие... Жанр детективных задач в последнее время стал очень популярен, и новые (а иногда и известные) детективы приступают к своим расследованиям, проявляя находчивость, жесткую логику, наблюдательность... Эти задачи любимы всеми и во все времена. Одни видят в них своего рода «гимнастику ума», средство утоления естественной для каждого мыслящего человека потребности испытывать и упражнять силу собственного разума. Других привлекает нарядная литературная оболочка: фабула логических задач нередко бывает весьма занимательной. Третьи считают основным достоинством этой разновидности задач их доступность: часто можно слышать, что для решения логических задач требуются не специальные знания, а лишь определенный уровень развития, умение логически мыслить, приобретаемое и развиваемое, как и любой другой навык, настойчивыми упражнениями Предисловие от авторов практикума Эффективность деятельности сотрудников правоохранительных органов во многом зависит от формирования и развития профессионально значимых познавательных качеств. Наряду с другими, к ним относят профессиональную чувствительность, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение. Целеустремленное развитие перечисленных качеств с помощью практических занятий и специальных тренировок позволяет улучшить показатели их развития в несколько раз. Представленные здесь детективные задачи, ранее опубликованные в журналах «Наука и жизнь», «Щит», «Тасвир» и др., позволяют в определенной мере развивать внимание, наблюдательность, сообразительность и находчивость... Естественно, что решая подобные задачи, вы не овладеете навыками раскрытия и расследования настоящих преступлений, но эти задачи помогут вам развить в себе, в определенной мере, наблюдательность, логическое мышление, которые так необходимы в практической деятельности, да и в повседневной жизни каждого человека

&

литература

1. Прыгунов П.Я. Практикум по психологии ролевого поведения (для сотрудников правоохранительных органов): учеб. пособие М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 256 с.

2. Егорова Т.Е. Психологическая культура руководителя. Н.Новгород: ВВАГС, 2003.

3. Психологический практикум. URL: http://yurpsy.fatal.ru/files/tren1.htm

Часть 2

Личность как объект
психологического познания,
личностная регуляция поведения,
ее психолого-правовая оценка

Цель: осознание профессионально значимых качеств и способов их саморазвития.

Задачи:

– актуализировать основные положения теории;

– формировать психологические знания и умения диагностики своих личностных качеств, психических состояний, поведенческих характеристик;

– развивать умения самоанализа;

– расширять знания о способах саморегуляции и средствах саморазвития;

– повышать заинтересованность и потребность в личностном и профессиональном росте;

– развивать умения управлять своими психическими состояниями.

Личность в юридической психологии

В качестве базовых понятий в психологии и в том числе юридической психологии является понятие «личность», которое нельзя путать с другими понятиями, его раскрывающими или подменяющими.

Основные теоретические положения данной темы касаются понятия «личность» в соотношении с такими сопутствующими понятиями, как «субъект», «индивид», «индивидуальность» и общего понятия «человек». Предлагаем составить древо этих понятий, пользуясь любым энциклопедическим словарем.

При этом следует обратиться к ее объектам исследования – человека правового и противоправного поведения, а именно, ответить на вопросы, что может интересовать юридическую психологию в обращении к каждой из представленных категорий описания человека.

Задание 1

Ознакомьтесь с нижепредставленным рисунком В.Н. Ганзена «Макроструктурное психологическое описание человека»[6] и прокомментируйте его с позиции юридической психологии, ответив на вопросы:

– Как определяются каждые из представленных понятий?

– Почему они относятся к данным категориям человека?

– Как категории и их структурные составляющие связаны между собой?

 

Воля

 

Мышление

Продуктивность

 

Индивидуальные особенности

 

Субъект

Индивидуальность

   

Аффект

 

 

Перцепция Индивидуальная история

 

 

Опыт

 

ЧЕЛОВЕК

 

Нейродинамика

Пол

Направленность

Способности

Индивид

Личность

   
Возраст

 

Конституция Темперамент

 

Характер

Макроструктурное психологическое описание человека

Психологическая культура человека:
основные теоретические положения

Психологическая культура человека предполагает совокупность знаний разного уровня и порядка, отражающих культурно-истори­ческие способы человеческой деятельности по восприятию и воспроизведению духовно-нравственных, в том числе профессионально-значимых образцов поведения, общения и деятельности, запечатленных в артефактах культурного развития общества, в общественном и индивидуальном сознании людей конкретного общества, в требованиях к человеку профессиональной деятельности[7].

Повышение психологической культуры связано с расширением психологических знаний, повышением аутопсихологической компетентности (знаний о себе, умений саморегуляции и владения способами восприятия и осознанного изменения своих психических состояний, познавательных процессов, поведенческих актов). Высокий уровень психологической культуры говорит о «социально-психологической зрелости личности», интеллектуально развитой, самоактуализирующейся личности, имеющей жизнеутверждающие ценности и смыслы.

Пусть становления психологической культуры – это путь к самому себе, через тернии трудностей самовосприятия и осознанного управления своими состояниями.

Профессиональный уровень специалиста складывается не только из багажа профессиональных знаний и умений, но и из того, какими личностными качествами он будет обладать. Профессиональный рост неразрывен с личностным ростом человека. Профессионально-личностное развитие начинается с адекватной оценки и восприятия личностью самой себя, умений устанавливать связи между своими психическими состояниями, качеством функционирования познавательных психических процессов и личностными характеристиками.

Психологические знания – один из компонентов психологической культуры. Умение воспользоваться ими, применить в жизни и профессиональной деятельности – условие для выработки необходимых социально и профессионально значимых качеств специалиста. Ориентация в психологических понятиях организует восприятие юристом сущности и содержания психологических явлений, их правильное толкование и оценку.

Психологическая культура специалиста проявляется в умении взаимодействовать с самим собой и другим людьми, ценностном отношении к окружающему миру и самому себе, в адекватной оценке и выработке стратегии саморазвития, в целенаправленном обретении нового сенсорного, интеллектуального, социального опыта, позволяющего изменять свои действия и личностные характеристики.

Выполнение практических заданий, представленных в данном пособии, позволит лучше понимать себя и других людей, знать и понимать психологические механизмы поведения и деятельности человека, а также свои возможности к самоизменению и профессиональному саморазвитию.

Задание 2. Диагностика самооценки

Тест 1. Тест-опросник «Моя самооценка»[8]

Выполнение данного теста позволит вам выявить степень адекватности самооценки, что может говорить о ваших умениях объективно себя оценивать, что является важным условием в дальнейшем проведении самостоятельной диагностики.

Инструкция. Ответьте на вопросы в таблице и оцените себя по восьмибалльной шкале, затем подсчитайте сумму баллов. Оценив свою самооценку, познакомьтесь с рекомендациями по ее формированию.

Ваши качества

Баллы

0 1 2 3 4 5 6 7 8
Здоровье                  
Интеллект (ум)                  
Доброжелательность (ваше принятие других)                  
Искренность                  
Требовательность к себе                  
Контактность, общительность                  
Терпимость (готовности принимать других)                  
Готовность к риску (смелость)                  
Отзывчивость                  
Насколько вы счастливы?                  
Сумма баллов:

 

 

Сравните полученный результат с теми, что приведены ниже в описании результатов исследования.

Описание результатов исследования по тесту «Моя самооценка»

В процессе жизни человек накапливает представления о самом себе. Оценивая свою линию жизни и поведения, свое отношение к себе и другим, свое миропонимание, свои способности, личностные качества, мы имеем уникальное содержание образа своего Я. Предложенный тест позволяет увидеть, как мы осознаем свой «образ Я» и как мы готовы себя оценить относительно других людей. Речь идет о возможности адекватно себя оценивать.

Итак, проверьте – если сумма баллов у вас колеблется в пределах 40–46, то можно считать, что вы адекватно себя оцениваете. Сумма баллов выше или ниже этого уровня говорит о неадекватной оценке – завышенной (выше 51 балла – очень завышенной) или заниженной (ниже 34 баллов – очень заниженной).

Знание о том, насколько мы объективно воспринимаем себя, позволяет не только пересмотреть отношение к себе, но и отношение к другим, побуждает к самоанализу и определению реальной программы саморазвития. Потребность в саморазвитии возникает только тогда, когда человек осознает, какие качества ему следует развивать и какие ему будут в этом процессе помогать, т.е. правильно (адекватно) оценивает свои возможности и осознает перспективу своего развития.

Для тех, кто завышает свою самооценку, это сделать очень сложно, он не видит перспективы своего развития. Человеку свойственно преувеличивать свои достоинства, особенно молодым людям, жизненный опыт которых невелик. Чаще всего это неосознаваемая защита своего, ничем не подкрепленного и уже сложившегося, высокого мнения о себе. Скрывая от себя свои недостатки, человек защищается сам от себя. Завышение самооценки придает человеку больше уверенности в себе. Изменение этого мнения приводит к разрушению привычного «образа Я», нарушению внутреннего равновесия, что переживается человеком очень болезненно. Такой внутренний конфликт чаще всего происходит тогда, когда ему приходится сталкиваться с нежелательной или негативной оценкой его другими людьми. Это как раз те обстоятельства, которые позволяют человеку обратиться к самому себе и более адекватно оценить свои возможности и достоинства.

Однако, бывает, что чрезвычайно завышенная самооценка, при условии, что человек проявляет высокий уровень тревожности, может говорить о преднамеренно или непреднамеренно скрываемой им заниженной самооценки, что вы так же можете проверить, пройдя тест Тейлора «Беспокойство и тревожность».

Заниженная самооценка может быть причиной отрицательных эмоциональных состояний, приводить к психическим расстройствам, из которых выход болезненный и трудный.

Как показывают исследования, людям с заниженной самооценкой свойственна психологическая неустойчивость, повышенная тревожность, чрезмерная требовательность к себе, непринятие себя, их жизненными попутчиками могут стать неуверенность, нерешительность, незащищённость, уныние, ранимость.

Проявление этих двух крайностей может приводить к формированию негативной позиции по отношению человека к себе, другим людям и в целом к миру, созвучной таким утверждениям как: «мир плохой – я хороший»; «мир хороший – я плохой»; «мир плохой – я плохой». Такая жизненная позиция способна порождать не всегда адекватные действия и поступки по отношению к другим людям и себе самому.

Рекомендации по саморазвитию

Лучше, если ваша самооценка будет стремиться к адекватной. Рекомендаций, как этого достигнуть, может быть много; остановимся на тех, которые, на наш взгляд, более доступны.

· Учитесь наблюдать за собой, за своей мимикой, жестами, мыслями, привычными формами поведения, найдите в них положительные моменты и те, которые в дальнейшем вам будут очень мешать.

· Для тех, у кого самооценка чрезвычайно завышена, следует стараться чаще обращать свое внимание на людей, проявляющих действительно высокий уровень тех качеств, которые помогают быть успешными в разных сферах деятельности – учебе, труде, общении. Проанализируйте, за счет каких своих качеств они добиваются такого успеха. Сопоставляя эти качества со своими качествами, отметьте, насколько они лучше проявлены у того, с кем вы себя сравниваете, и ваша самооценка изменится.

· Чаще себе говорите, что у вас есть все шансы дорасти до уровня людей, на которых вам хотелось бы равняться.

· Старайтесь принимать себя такими, какие вы есть, а значит, не бойтесь своих недостатков и не прибегайте к самоуничижению.

· Правовед, который в саморазвитии видит путь самореализации, воспринимает свои ошибки и недостатки как уроки, которые высвечивают ему жизненные ситуации, способен уверенно идти к вершине своего профессионального мастерства и личностного развития (социально-психологической зрелости).

Задание 3. Диагностика психоэмоциональных состояний

Тест 2. Самооценка самочувствия, активности и настроения[9]

Данная методика предлагает ряд этапов работы. Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.

самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 самочувствие плохое
чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 чувствую себя слабым
пассивный 3 2 1 0 1 2 3 активный
малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 подвижный
веселый 3 2 1 0 1 2 3 грустный
хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 плохое настроение
работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 разбитый
полный сил 3 2 1 0 1 2 3 обессиленный
медлительный 3 2 1 0 1 2 3 быстрый
бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 деятельный
счастливый 3 2 1 0 1 2 3 несчастный
жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 мрачный
напряженный 3 2 1 0 1 2 3 расслабленный
здоровый 3 2 1 0 1 2 3 больной
безучастный 3 2 1 0 1 2 3 увлеченный
равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 взволнованный
восторженный 3 2 1 0 1 2 3 унылый
радостный 3 2 1 0 1 2 3 печальный
отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 усталый
свежий 3 2 1 0 1 2 3 изнуренный
сонливый 3 2 1 0 1 2 3 возбужденный
желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 желание работать
спокойный 3 2 1 0 1 2 3 озабоченный
оптимистический 3 2 1 0 1 2 3 пессимистический
выносливый 3 2 1 0 1 2 3 утомляемый
бодрый 3 2 1 0 1 2 3 вялый
соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 соображать легко
рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 внимательный
полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 разочарованный
довольный 3 2 1 0 1 2 3 недовольный

 

Обработка и анализ результатов теста: подсчитайте количество баллов по трем шкалам; при подсчете крайняя выраженность негативного полюса оценивается в 1 балл, позитивного полюса – 7 баллов.

1) Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

2) Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

3) Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Рекомендации

Заполняйте тест дважды: в начале и конце какого-либо сложного периода жизни, занятия или дня. Сравнивайте результаты, делайте выводы.

Тест 3. Беспокойство – тревожность[10]

Предисловие: Многие юридические специальности связаны с эмоциональными перегрузками. Решение целого ряда правовых задач связано с высоким уровнем ответственности. Принятие правовых решений, от которых нередко может зависеть судьба, и даже жизнь человека, требует от специалиста высокого психофизического напряжения. Это делает профессию многих юридических специальностей стрессогенной. Поэтому, готовясь к выполнению своего профессионального долга, важно научиться понимать свои состояния и уровень своей готовности к осознанному управлению ими.

Тревожность – беспокойство – свойство личности, проявляющееся в форме беспокойства, тревоги, неуверенности в себе и беспричинного страха. Нет сомнений, что оно оказывает влияние на профессиональные действия юриста, окрашивает его поведение, влияет на состояние здоровья.

Инструкция. Рассмотрите бланк для ответов и приготовьтесь его заполнить, отвечая на вопросы опросника.

 

Бланк для заполнения

I

II

III

IV

1   14   27   38  
2   15   28   39  
3   16   29   40  
4   17   30   41  
5   18   31   42  
6   19   32   43  
7   20   33   44  
8   21   34   45  
9   22   35   46  
10   23   36   47  
11   24   37   48  
12   25       49  
13   26       50  

Сумма «Да»

Сумма «Нет»

 

Если вы согласны с утверждением (оно соответствует вашему опыту или наиболее часто повторяющимся состояниям), то в бланке для заполнения напишите «да» или поставьте знак «плюс». Если вы не согласны с утверждением, то напишите «нет» или знак «минус». Если вы затрудняетесь с ответом, то напишите «не знаю» или поставьте «галочку».

Опросник

1. Обычно я работаю с большим напряжением.

2. Ночью я засыпаю с трудом.

3. Для меня неприятны неожиданные изменения в привычной обстановке.

4. Мне нередко снятся кошмары.

5. Мне трудно сосредоточиться на каком-либо задании.

6. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

7. Я хотел бы стать таким же счастливым, как, на мой взгляд, счастливы другие.

8. Безусловно, мне не хватает уверенности в себе.

9. Мое здоровье сильно беспокоит меня.

10. По временам я чувствую себя совершенно бесполезным.

11. Я часто плачу, у меня глаза на мокром месте.

12. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь сделать что-нибудь трудное или связанное с опасностью.

13. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, я потею. От этого я смущаюсь.

14. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

15. Для меня неприятна ситуация с неясным исходом.

16. Даже в холодные дни я легко потею.

17. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

18. Жизнь для меня почти всегда связана с необычным напряжением.

19. Я гораздо чувствительнее, чем большинство людей.

20. Я легко прихожу в замешательство.

21. Мое положение среди окружающих сильно беспокоит меня.

22. Из двух ситуаций: успеха или неудачи – я обычно предсказываю себе неудачу.

23. Я боюсь принять решение, не имея полных сведений о предстоящем событии.

24. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно уснуть.

25. Мне приходится испытывать страх даже тогда, когда я точно знаю, что мне ничего не угрожает.

26. Я склонен принимать все слишком всерьез.

27. Мне кажется порой, что передо мной такие трудности, которые мне не преодолеть.

28. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

29. Я почти всегда испытываю чувство неуверенности в своих силах.

30. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

31. Ожидание всегда нервирует меня.

32. В состоянии возбуждения я забываю, что хотел сказать.

33. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.

34. Я человек легко возбудимый.

35. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

36. У меня не хватит духа вынести все предстоящие трудности.

37. Порой мне кажется, что моя нервная система расшатана, и я вот-вот выйду из строя.

38. Обычно мои руки и ноги достаточно теплые.

39. У меня обычно хорошее и ровное настроение.

40. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

41. Когда нужно что-либо долго ждать, я могу делать это спокойно.

42. У меня редко бывают головные боли после переживаний.

43. У меня не бывает сердцебиения при ожидании чего-то трудного.

44. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.

45. Я уверен в себе.

46. По сравнению с моими друзьями, я считаю себя вполне смелым.

47. Я застенчив не более, чем другие.

48. Обычно я спокоен, и вывести меня из равновесия нелегко.

49. Я практически никогда не краснею.

50. Могу спокойно спать после любых неприятностей.

Обработка результатов

Подсчитайте количество ответов «да» в первых трех колонках бланка для заполнения (утверждения с 1 по 37 включительно). Подсчитайте количество ответов «нет» в четвертой колонке бланка (утверждения с 38 по 50 включительно). Подсчитайте ответы «не знаю» во всех колонках бланка. Число разделите на два. Сложите полученные три числа. Сумму сравните с психодиагностической шкалой:

Тревожность

Уровень

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Мужчины 0–9 10–14 15–19 20–24 24,5 и выше
Женщины 0–15 16–19 20–24 25–29 29,5 и выше

Описание результатов исследования и рекомендации

Если у вас повышенный уровень тревожности, то не спешите огорчаться. Психологи считают тревожных людей хорошими ответственными работниками, по сравнению с менее тревожными людьми. Человек с повышенной тревожностью более исполнительный, ответственный, доводящий начатое дело до конца. Однако высокий уровень тревожности может стать плохим спутником юриста, в таком состоянии может быть сложно качественно решать свои профессиональные задачи.

Кроме того, высокая тревожность, если с ней смириться, может стать вашей личностной характеристикой, что будет в дальнейшем снижать качество не только профессионального труда, но и качество жизни. Нерегулируемая высокая тревожность может приводить к психосоматическим заболеваниям и психическим расстройствам.

Состояние внутреннего напряжения, суетливость, повышенная раздражительность – сигнал к тому, что пришла пора проанализировать причины, по которым нарушен мир в душе.

Людям с высокими показателями по шкале тревожности можно дать один важный совет: в каждом случае беспокойства старайтесь осознать его причину и, подключив сознание, задайте себе вопрос: что является источником вашей тревоги или страха? Возможно это неуверенность в своих силах, или страх перед сложной жизненной ситуацией. Предположите наиболее худший исход проблемы, а затем предусматривайте шаги, которые приведут вас к выходу из сложившейся ситуации и разрешат беспокоящую вас проблему. Почаще подключайте сознание. А иногда легче, осознав проблему, наоборот отключиться, абстрагироваться от нее, заняться интересующим вас делом, вашим хобби.

В любом случае полезно научиться управлять своим психическим состоянием. Однако, если предложенные советы не облегчат ваше состояние, а постоянная тревога, бессонница, навязчивые мысли и страхи все же будут беспокоить вас, лучше всего обратиться к врачу или опытному психологу.

Люди с пониженным уровнем тревожности выглядят спокойными и самоуверенными в обычных условиях, но и они тоже могут теряться в сложных ситуациях. Им трудно перестроиться, они привыкли не замечать своих ошибок, неудач, не могут объективно оценить себя. Поэтому их поведение и действия могут также стать причиной профессиональных неудач.

Людям с низким уровнем тревожности живется, конечно, много легче. Однако все же и им было бы не плохо задуматься о себе и своем окружении. Если вы обнаружили такой уровень тревожность, то задумайтесь: всегда ли вы проявляете обязательность и ответственность, можно ли вам поручить важное дело, не подведете ли вы окружающих, а ваше стремление к риску не скажется ли отрицательно на отношениях с близкими и родными, а потом и на качестве решения профессиональных задач?

Следует отметить, что иногда низкий уровень тревожности может быть следствием низкого уровня эмоциональной чувствительности, что может проявиться в необоснованной категоричности, а иногда и в чрезмерной жестокости по отношению к другим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.147 с.)