Определение невербальных признаков общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение невербальных признаков общения



Проанализируйте вербальное и невербальное поведение своего знакомого, для этого обратите внимание на особенности его речи, жестов, позы, мышечного напряжения, направления взгляда и др. Проанализируйте его высказывания (фразы и словосочетания), свидетельствующие о преобладании определенного типа организации сознания, восприятия мира. Воспользуйтесь следующими примерами.

· Признаки визуальной организации сознания, проявляющиеся в речевых выражениях:

– Факты не были наглядными. – Моя работа выглядит бесперспективной. – Жизнь так бесцветна. – Яркое прошлое. – Смутное воспоминание. – Будущее выглядит туманным. – Светлое будущее. – Расплывчатые шутки. – Мы придерживаемся одной точки зрения. – Я просто не вижу себя способным сделать это. – Мы не рассматривали этот вопрос.

· Признаки аудиальной организации сознания:

– В ваших словах звучит боль (радость, сомнение …). – Ее жизнь слишком монотонна. – Я привык ворчать на себя. – В наших позициях больше разногласия. – На ней было платье кричащих тонов. – Я никак не привыкну к ритму города. – Мы не заслушивали этот вопрос.

· Признаки кинестетической организации:

– Он слишком горяч. – Она холодная как рыба. – Эти воспоминания давят меня. – Беспорядочная жизнь. – Я пытаюсь балансировать между этими крайностями. – Когда бы я не думал об этом, я ощущаю комок в горле. – Мы не касались этого вопроса.

Если наблюдаемый вами человек использует выражения разных типов, то отметьте, в каких ситуациях преобладают выражения какого-либо одного типа. Понаблюдайте за типичными поведенческими реакциями. Может быть здесь вы заметите устойчивые их сочетания с речевыми высказываниями. Запомните, что о типе организации сознания человека (ведущей модальности восприятия) можно судить только по глаголам, наречиям, прилагательным[16].

Особое значение в распознавании переживаний, состояний и хода мышления собеседника отводится технике оценки глазодвигательных реакций. Это объясняется простотой и надежностью определения содержания психики по динамике изменения направления взгляда.

Для человека, расположенного перед нами (напротив), движения глаз вверх, вверх-влево, вверх-вправо соответствуют визуальному способу организации мышления, когда в сознании человека протекают зрительные образы. Движения глаз влево, вправо, вправо-вниз говорят об аудиальном способе мышления, которое характеризуется восприятием информации в слуховых образах. Движения глаз вниз, вниз-влево соответствуют кинестетическим восприятиям и ощущениям запаха, вкуса.

Необходимо помнить, что зоны кинестетики (направление взгляда вниз или вниз-влево) не отражают различий в процессах конструирования и воспоминания информации.

Направление вверх-влево означает, что в сознании человека происходит визуальное конструирование, а вверх-вправо – визуальное воспоминание. Движения глаз влево означают аудиальное конструирование, а вправо – аудиальное воспоминание.

Таким образом, до получения речевых ответов собеседника и помимо них можно установить, что в этот момент происходит в его сознании (см. таблицу).

 

Техминимум информативных признаков поведения
в диагностике личности собеседника

Ключи доступа к информации

Модальность переработки информации

Модель поведенческих признаков Визуальная Аудиальная Кинестетическая
Глазодвигательные реакции Секторы визуализации – глаза вверх, вверх-налево, вверх-направо Секторы аудиализации – глаза влево, вправо, вправо-вниз Сектор кинестетики – глаза влево-вниз
Изменение дыхания Дыхание неглубокое верхнее Ровное в диафрагме или всей грудью Глубокое нижнее (животом)
Мускульное напряжение Напряжение есть. Особенно: шея, плечи, живот Ровное мускульное напряжение, малозаметные ритмичные движения Расслабленные мускулы и движения
Цвет кожи Бледный (за исключением психосоматических заболеваний) Промежуточный Яркий цвет, покраснение
Тональность голоса Высокий тон и напряжение голоса Четкий, резонирующий голос Низкий грудной голос
Темп и ритм речи Быстрый, торопливый Ровный, ритмичный Медленный, с паузами

Задача 1

Определите, что означают движения глаз в данном примере:

На вопрос: «Что вы узнали из вчерашней беседы?» – собеседник посмотрел: а) вверх-влево; б) влево; в) вправо.

Задача 2

На вопрос следователя: «Как выглядел этот человек?» – свидетель поднял глаза вверх-вправо.

Как вы определите, что в данном случае может сказать следователю движение глаз в данном примере?

&

Литература

1. Анисимов С.А., Гусева А.С., Конюхов Н.И., Кандыбович С.Л. Психодиагностические противопоказания к деятельности государственных служащих судов и прокуратур. М.: РАГС, 1999.

2. Барлас Т.В. Популярная психология. М., 1997.

ПРАКТИЧЕСКОЕ  ЗАНЯТИЕ 4

Актуальные проблемы
правовой и превентивной
психологии

Цель: развивать профессиональное самосознание будущего специалиста и психологическую активность к поддержанию правовой культуры.

Задачи:

– закрепить знания о правовой и превентивной психологии;

– развивать умения анализировать социальные ситуации и проявления правосознания.

Социализация личности
и ее гражданско-правовые эффекты

Задача 1

Для успешной социализации поколений общество всегда нуждалось в неких социокультурных образцах. Основной их функцией была ориентация поведения широких масс в рамках установившейся культуры. В своем поведении люди ориентируются на образцы таких групп и личностей, которые демонстрируют жизнеспособность и возможности достижения успеха. Социальное влечение к ним опирается на способность человека к подражанию и идентификации с людьми, имеющими привлекательный имидж. Некоторые криминологи считают, что подобным имиджем в настоящее время обладают криминальные «авторитеты» в связи с изменением их статуса. Они легализировались, возглавляют собственные фирмы, имеют счета в российских и зарубежных банках, сотрудничают с властью, а в последние годы обнаруживают активный интерес к политике. Их имидж пришел на смену культивировавшегося в советский период нормативного образца «аскетического труженика» (исторически и психологически неестественного).

Являются ли представители криминального мира социокультурным образцом для ваших сверстников?

Следует ли из этого, что демонстрируемые криминальной субкультурой координаты жизни и поведения распространяются стихийно и усваиваются через неосознаваемые механизмы заражения и подражания? [17]

Задача 2

Ярким примером распространения криминальной субкультуры в наше время является языковая ситуация в стране. Язык – носитель норм и ценностей культуры – на сегодняшний день изобилует уголовным жаргоном. Страницы центральной периодической печати, речи ведущих телевидения, депутатов Федерального Собрания и даже первых лиц государства пестрят терминами уголовного жаргона, а эстрадная «попса» с удовольствием исполняет «блатные» песни.

Считаете ли вы, что криминальная субкультура как примитивный и архаичный пласт культуры оказалась более жизнеспособной и адаптивной? Если да, то объясните данный феномен с точки зрения резко изменившейся социокультурной ситуации в стране, социальных действий, которые стали сегодня наиболее целесообразными [18].

Задача 3

Если вспомнить известное выражение «Дети – наше будущее», то можно спрогнозировать, каким это будущее станет, если дети (подростки), по оценкам криминологов, все больше стремятся стать частью криминальной субкультуры, овладеть ее «законами», правилами и ценностями.

Сформулируйте рекомендации для нейтрализации этого отрицательного влияния, учитывая следующие направления:

– создание эффективной системы профилактики правонарушений подростков;

– выявление и пресечение фактов вовлечения подростков в преступную и антиобщественную деятельность;

– выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и оказание им всех видов помощи;

– выявление причин и условий, способствующих отклоняющемуся поведению подростков, подготовка и реализация предложений по устранению этих причин и условий;

– принятие мер по обеспечению прав и социальных гарантий, предоставляемых государством семье и подросткам, оказание помощи детям и подросткам из неблагополучных семей[19].

Задача 4

За рубежом сейчас «в моде» культ здоровья. Это не лозунг, а практика цивилизованной заботы о себе, свойственная разумному и образованному человеку. В CШA и ряде других стран в последнее десятилетие заметно уменьшилось число курильщиков, алкоголиков, наркоманов. У нас же их число растет.

Какими индивидуально-личностными и групповыми факторами вы объясните это? [20]

Задача 5

Специалисты утверждают, что алкоголизм, курение, наркомания отличаются от житейски понимаемого суицида тем, что они – не мгновенное, а замедленное самоубийство, преднамеренное нанесение вреда своему здоровью, безусловно сокращающего жизнь (можно, конечно, найти примеры, когда кто-то, несмотря на вредные привычки, прожил долго. Но верно другое: исключения лишь подтверждают правило).

Почему же люди злоупотребляют этими привычками?

Задача 6

В одном из учебных заведений, как и во многих других, случалось, что молодые люди портили мебель. Вот и в последний раз закупленные директором новенькие офисные стулья стали жертвами подросткового развлечения. Один из таких подростков был выявлен. Директор Н.И. пыталась выяснить, что же побудило подростка к такому поступку. Вот ее возмущенный рассказ коллегам:

…Я его спрашиваю:

– Скажи мне только честно, зачем ты это сделал?

Молчит.

Я ему говорю:

– Андрей, я никак не могу понять, почему ты это сделал? Тебе не нравится учебное заведение?

– Нет, нравится?

– Ты что не знаешь, что этого нельзя делать, и твоим родителям придется оплачивать принесенный ущерб?

– Знаю.

– Значит, ты считаешь, что это хорошо и рассчитывал, что о тебе не узнают?

– Нет, не считаю.

– Ну, тогда почему же ты это сделал?

Он смотрит мне прямо в глаза и говорит:

– Не знаю.

И это было настолько искренно, что мне трудно было на это что-то сказать.

Есть ли сомнение в искренности ответов подростка? Вспомните структурные компоненты правосознания. В каких из них у подростка имеется явная деформация? И от каких других личностных характеристик она может зависеть?

Задача 7

Как показывает современная юридическая практика, при сочетании неблагоприятных средовых факторов (в первую очередь дефектов воспитания) и конституционально-биологической неполноценности возникает повышенная опасность девиантного и делинквентного поведения.

Все ли указанные факторы определяют девиантное и делинквентное поведение подростков?

Назовите признаки девиантного и делинквентного поведения.

Рекомендации
к исследованию условий становления правосознания
в обществе

Изучайте материалы СМИ. Для анализа используйте любую газету. Внимательно просмотрите заголовки, кратко уясните основные идеи статей.

Вопросы для рефлексии:

– Какое количество статей содержит позитивную информацию? Какое количество – негативную (о катастрофах, преступлениях, бедствиях...)?

– Есть ли статьи на правовые темы? Сколько? Содержат ли они простое информирование о правовых нормах? Комментарии по их применению? Подробные разъяснения с примерами?

– Правовая тематика освещена интересно, эмоционально, учит чему-либо? Скучно, сухо, малопонятно?

– Какое влияние, по вашему мнению, окажет данная газета на формирование правосознания личности, общества?

По тем же вопросам исследуйте правовую тематику при изучении программ телепередач.

?

Тесты для самопроверки

1. Норма права – это:

а) общая система социального контроля;

б) социально-приемлемое поведение;

в) общий эталон поведения и деятельности;

г) правило, установленное законодательством.

 

2. Правовые нормы не будут эффективны, если:

а) личностью не будут признаваться социальные ценности, охраняемые правовой нормой;

б) они будут отражать развитие общественных потребностей;

в) в них учитываются изменения, происходящие в общественном правосознании;

г) они ориентированы на состояние социально-экономического развития общества.

 

3. Что не является психологическим условием становления правосознания личности:

а) активная жизненная позиция в правовом обществе;

б) правовая подготовка;

в) правовые установки и ориентации;

г) ценностное отношение к праву и практике его применения.

 

4. Выделите причины, не оказывающие решающего влияния на появление дефектов правовой социализации подростка:

а) конфликты с родителями;

б) отсутствие интереса к изучению правовых норм;

в) трудности и неудачи в школе;

г) контакты, сближение с деморализированной личностью.

 

5. Правосознание личности это:

а) система его духовного отражения всей юридической действительности;

б) система знаний и представлений о правопорядке общества, правовой опыт поведения;

в) система ценностных ориентаций, выработанных в процессе жизнедеятельности в конкретном обществе;

г) система культурных знаний и установок, определяющих взаимодействие человека в разных сферах социальных отношений.

 

6. Компонентный состав правосознания:

а) когнитивный (познавательный);

б) эмоционально-оценочный;

в) регулятивный;

г) поведенческий (эмоционально-волевой).

 

7. Чем регулируется правосознание общества?

а) правовым поведением;

б) системой ценностей;

в) социальными нормами;

г) общественным сознанием.

 

8. Есть полная гарантия правового поведения, если правосознание сформировано на уровне:

а) знания и положительного отношения к правовой норме;

б) признания эффективности введения данной правовой нормы;

в) ценностного отношения к себе, природе, окружающим людям, продуктам их труда;

г) наличия опыта правового поведения.

 

9. Наркомания относится к поведению:

а) девиантному;

б) рефлекторному;

в) принудительному;

г) деликвентному.

ПРАКТИЧЕСКОЕ  ЗАНЯТИЕ 5

Вопросы
криминальной психологии

Цель: расширять представления о деятельности юриста в пространстве криминальных отношений в обществе.

Задачи:

– формировать психологически грамотное восприятие людей криминальной направленности и криминогенной среды (обществ, групп);

– развивать способности к психологическому восприятию типологии преступников и портретированию лиц криминальной направленности.

Задание 1

Выполните следующие задания и ответьте на вопросы

**1**

Какую роль в формировании личности преступника играют:

– биологические (врожденные, генетические, приобретенные);

– социальные факторы?

Что понимается под «психо»фактором? Какую роль он играет среди первых двух факторов (биологического и социального)?

**2**

Объясните положение: «Нет природной предрасположенности к преступлениям, но есть генетическая предрасположенность к тем влияниям среды, которые могут обусловить совершение преступлений» (Еникеев, 2008, с. 33).

**3**

Смоделируйте психологическую картину развития преступного деяния корыстного, корыстно-насильственного типа преступника. Это могут быть хищение, разбойное нападение, вымогательство и др. Будут ли эти преступные деяния отличаться и чем отличаться, если их будет совершать человек, имеющий:

а) зрелую личностную приемлемость совершения такого деяния;

б) некоторые предпосылки приемлемости совершения такого деяния.

**4**

Насколько важно при расследовании преступления выявить его мотивы?

**5**

Что означает выражение «безмотивное» преступление и возможны ли преступления без мотива?

**6**

Есть ли личностный смысл у антисоциального субъекта, совершающего преступление на основе разрядки своей агрессивности, к примеру, нападающего на попавшегося ему в поле зрения человека? Как называется такое поведение субъекта?

**7**

«Преступное поведение не бывает прямым следствием только непосредственно воздействующих факторов. В поведении человека система внешних обстоятельств преломляется через систему сформированных у него внутренних условий» (Еникеев, 2008, с. 32). Что будет относиться к внутренним условиями совершения преступления?

Задание 2

Примечание. Нижепредставленная подборка задач направлена на закрепление знаний о психологических особенностях преступников и способах взаимодействия с ними, а также на закрепление представлений о типах преступников и преступных группах.

Задачи разбиты по темам исследования.

К вопросу о психологическом портрете преступника
и мотивации преступлений

Задача 1

Составьте перечень психологических свойств, качеств личности преступника, совершившего:

а) кражу государственного имущества из организации в составе группы;

б) кражу личного имущества из квартиры;

в) убийства в целях ограбления.

Определите эти свойства для:

1) осуществления индивидуального подхода при проведении допроса в ходе расследования преступления;

2) изучения и учета в суде в связи с принятием судебного решения о назначении наказания.

Задача 2

Один из опасных преступников, осужденных за совершение тяжкого преступления, в беседе с сотрудником правоохранительных органов сказал: «Я живу только в минуту смертельной опасности!»[21]

Дайте психологическую характеристику мотивации данного высказывания и личностных особенностей преступника.

Задача 3

В литературе прошлого века можно встретить высказывания о том, что профессиональные преступники более чем кто-либо другой из правонарушителей обладают таким моральным качеством, как сочувствие и помощь обездоленным. Это проявление «гуманности» со стороны злостных нарушителей закона нуждается в объяснении, поскольку с ним вам придется встретиться и при описании современной преступности, особенно в средствах массовой информации.

Какими факторами вы можете это объяснить?

А. Их деятельность нередко была направлена на завладение имуществом зажиточной части населения, обогащение которой далеко не всегда осуществлялось правомерным путем.

Б. Большинство профессиональных преступников являлись выходцами из бедных слоев общества, чаяния которых им были близки и понятны.

В. Располагая преступным доходом, они для удовлетворения своего тщеславия могли беспрепятственно раздавать мелкие подачки, тем самым создавая себе ореол благородства.

Г. Раздавая подачки, они часто преследовали вполне определенную цель – подчинить себе людей и приобрести помощников[22].

Задача 4

Обобщите следующие высказывания о психопатических характерах, психопатии. Что к ним необходимо добавить, и какие признаки не нужно учитывать? Сформулируйте определение психопатии.

1. По Гендерсону, психопаты – это субъекты с психологической незрелостью, не умеющие контролировать себя, редко испытывающие угрызения совести и на которых не действует наказание.

2. Согласно супругам Мак-Кордам, психопат – это асоциальная, агрессивная, в высшей степени импульсивная личность, почти лишенная чувства вины и не способная испытывать стойкие длительные чувства к другим людям.

3. Главнейшим и характернейшим признаком психопатии Ф. Фабрегиус считает невосприимчивость к воспитательным воздействиям, приобретению жизненного опыта, неспособность делать выводы из собственных ошибок.

4. Роль семейного воспитания в появлении психопатической структуры была отмечена еще немецким врачом Вагнер-Яуреггом, заметившим, что «родители отягощают своих детей не только неблагоприятной наследственностью, но и дурным воспитанием». Дети психопатов всегда становятся психопатами»[23].

Задача 5

В анкете, использованной при изучении хищений с государственных предприятий, совершаемых путем растрат и злоупотребления служебным положением, были выделены мотивы стяжательского характера, порожденные пьянством, разгульным образом жизни, азартными играми[24].

Является ли этот перечень мотивов достаточно полным? Если нет, то чем он еще может быть дополнен?

Задача 6

Установите некоторые психологические особенности подозреваемого (профессиональные навыки или умения, уровень интеллектуального развития, знаний, способностей, эмоциональное состояние и т.д.), если известны:

а) способы совершения им преступления (изготовление поддельных штампов, печатей; выпиливание замков; применение специальных отмычек, вскрытие сложных запоров; большое количество телесных повреждений у потерпевшего);

б) выбор им места и времени совершения преступления (совершение преступления днем или ночью; в многолюдном месте или на пустыре)[25].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.085 с.)