Тест 1. Выделение существенных признаков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест 1. Выделение существенных признаков



Тест направлен на исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных.

Инструкция

В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее – пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к слову, стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.

Для удобства выполнения теста нарисуйте таблицу, разместив в ней вопросы под номерами:

С 1 С 11
по 10 по 20

Тестовый материал

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)

8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк)

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион)

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные)

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба)

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек)

Описание теста

По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных признаков выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Обработка и интерпретация результатов тестирования

Сравните ваши результаты с правильными ответами, представленными ниже. Подсчитайте количество ошибок, сравните их с психодиагностической шкалой. Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании у вас конкретно-ситуа­ционного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если вы вначале давали ошибочные ответы, но потом их исправляли, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность. Оценка результатов осуществляется по таблице.

Оценка в баллах Количество правильных ответов
9 20
8
7 19
6 18
5 16–17
4 14–15
3 12–13
2 10–11
1 9

Примечание: одним из самых важных показателей, свидетельствующих о сохранности, действенности, нормальном психофизиологическом и эмоциональном состоянии субъекта является активность мышления. Гибкое мышление предполагает регистрацию его продуктивности при выполнении задач разного типа, требующих быстрого переключения с одного способа на другой. Субъективные показатели активности мышления, оцениваемые с помощью самонаблюдения, отражаются в качественных экспертных оценках типа «не могу сосредоточиться», «голова другим занята», «чувствую себя утомленным».

 

Правильные ответы:

1 – растения, земля;

2 – берег, вода;

3 – здания, улица;

4 – крыша, стены;

5 – углы, сторона;

6 – делимое, делитель;

7 – диаметр, округлость;

8 – глаза, текст;

9 – бумага, редактор;

10 – игроки, правила;

11 – сражение, солдаты;

12 – бумага, текст;

13 – голос, мелодия;

14 – колебания почвы, шум;

15 – книги, читатели;

16 – почва, дерево;

17 – состязания, победа;

18 – врач, больные;

19 – чувства, человек;

20 – родина, человек.

Тренировка наблюдательности,
образной памяти и сенсорных качеств

Выполнение следующего ряда упражнений позволит вам развивать внимание, свои сенсорные и интеллектуальные способности.

Упражнение 1. Слуховые ощущения
и их внутреннее воспроизведение

Инструкция: данное упражнение проделывается в любое свободное время, способствует развитию сенсорных процессов, образной памяти и образному мышлению.

Сосредоточьтесь только на восприятии звуков, хотя они могут сопровождаться и зрительными образами.

Обратите внимание на двигающегося человека. Постарайтесь услышать шум его шагов, его дыхание, почувствуйте ритм его дыхания и движения. Переключите внимание на другие объекты окружающего вас мира. Этим объектом могут стать пассажиры в транспорте, ведущие беседу; прислушайтесь к разговору, к манере их говорить, попробуйте определить по силе голоса, тембру речи их эмоциональное состояние, род их деятельности, возраст и другие характеристики.

Обращайте внимание на звук транспорта, вычлените звук проехавшей машины, из какого автомобиля раздалась мелодия. Кроме включения в работу зрительного и слухового каналов, подключайте тактильные, вкусовые и обонятельные каналы. Здесь главное – сосредоточить внимание на ваших основных видах ощущений как источнике информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.009 с.)