Познавательная деятельность юриста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательная деятельность юриста



Теоретический и практический материал данной части направлен на актуализацию знаний о познавательных психических процессах, сенсорных, интеллектуальных способностях юриста, их значении в профессиональной деятельности специалиста и способах их диагностики и саморазвития.

Сенсорные способности человека

Некоторые профессии юридической сферы требуют от специалиста высокого уровня развития познавательных психических процессов, памяти, мышления, воображения, в том числе и сенсорных процессов.

Хорошо развитые сенсорные процессы становятся условием для развития сенсорных способностей, обеспечивающих специалисту успех в его профессиональной деятельности.

Под сенсорными способностями чаще всего понимаются функциональные возможности организма, которые обеспечивают ощущение и восприятие человеком окружающего мира и себя самого.

Само понятие способности имеет разное толкование, но чаще всего способности определяют как индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкость усвоения и успешность выполнения какой-либо деятельности. В контексте с сенсорными возможностями человека, ощущением, восприятием (перцепцией), говорят о степени реализации природных возможностей. И хотя их развитие имеет объективные границы, но, тем не менее, мы можем существенно отличаться друг от друга по качеству получения информации из окружающего мира с помощью наших органов чувств.

Сенсорные способности
в профессиональной деятельности юриста:
основные теоретические положения
и рекомендации к саморазвитию

Термин сенсорные способности произошел от лат. «sensus» – чувство, иными словами, – это способность человека к чувствительности, или возможность получать ощущения от окружающего мира, благодаря органам чувств (анализаторам). В контексте повышения психологической культуры юриста под сенсорными способностями мы предлагаем понимать не просто возможность иметь ощущения, но и осознаваемое человеком психическое качество, которое он намеренно может использовать и как средство познания себя, окружающего мира, и как средство саморазвития.

Возникает вопрос: нужно ли расширять диапазон сенсорной чувствительности, и что следует понимать под расширением чувствительности? Высокая чувствительность (сверхчувственное восприятие) – это норма или патология?

Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим некоторые известные в науке исходные позиции.

Известно, что проявление сенсорных способностей зависит от качества функционирования сенсорных процессов, прежде всего процесса ощущения. Напомним, что процесс ощущения дает нам информацию об отдельных свойствах предметов объективного мира, а процесс восприятия – о предметах или явлениях в целом. Тот и другой процессы возможны, если предмет, объект или явление окружающего мира воздействует на наши органы чувств.

Процесс ощущения не изолирован от других познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и от качеств личности, ее направленности. Сенсорные впечатления осознаются человеком, кодируются словом, накапливаются, обретая статус сенсорного опыта. Человек всегда активен по отношению к воспринимаемому. Сенсорные впечатления могут ему нравиться, не нравиться, вызывать разные переживания.

Согласно физическим законам, ощущение порождается волновыми колебаниями, поступающими к нам от предметов или явлений внешнего мира или внутренних процессов, происходящих в организме. Человеческий мозг способен преобразовать эти колебания в образы чувствительности, знаковую систему (слово, мысль), что в свою очередь может вызвать переживание психических состояний. Таким образом, энергия внешнего раздражителя в анализаторе претерпевает ряд превращений, становясь фактом сознания.  

В качестве механизма, организующего (направляющего) психическую деятельность человека, можно рассмотреть внимание. Внимание – это избирательная направленность сознания на определенные предметы или явления. Оно создает условие для того, чтобы познавательные психические процессы включились в тот режим работы, который затребован деятельностью человека. Например, случайно порезанный палец можно и не заметить, даже если воздействие на него было сильным, но это только тогда, когда внимание человека сконцентрировано на какой-то сложной деятельности.

Как известно, каждый анализатор имеет порог ощущения (величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение). Порог ощущения обратно пропорционален чувствительности анализатора. Чем ниже порог, тем выше чувствительность [4]. Если раздражитель выходит за пределы возможностей анализатора к ощущению, то может возникнуть болевой эффект, например яркий свет, очень сильный звук и т.п. Если раздражитель сверхслабый, то он может не вызывать ощущений, глаз может не увидеть, а ухо не услышать. То же касается порога чувствительности к различению. У каждого человека может быть свой порог ощущений, но у большинства людей он колеблется в определенных пределах. Этот предел принято считать нормой. То, что выходит за норму снижения порога чувствительности, относится уже к сверхчувствительности. Иногда эти ощущения называют экстрасенсорными[3] (от лат. extra – «сверх», «вне»). И это будет действительно правильно, если под экстрасенсорными способностями рассматривать только один показатель – особую чувствительность анализаторов, проявляющуюся при особых психических состояниях или условиях. Людей, обладающих такой особой чувствительностью, могут отличать природные особенности или тренированность органов чувств, опыт ощущений в особых условиях и состояниях.

Коснемся пока чисто сенсорных проявлений. Есть люди, которые от природы обладают абсолютным слухом, необычайной остротой зрения, тонким обонянием и осязанием. Однако природа здесь не всегда играет главную роль. Эти качества развиваются при условии необходимости. Что это за необходимость? Прежде всего, деятельность, которой человек вынужден заниматься, и которая предъявляет к его способностям требование стать более чувствительным к восприятию каких-то условий. Например, ткачи могут различать до сорока оттенков черного цвета, обычный человек различает едва семь. Парфюмеры способны дифференцировать запахи, что для обычного человека остается недоступной задачей. Известен факт, что украинские партизаны обладали способностью ночного видения, потому что их активная жизнь велась в ночное время, и их выживание зависело от умения видеть в темноте.

Повышению чувствительности способствует не только деятельность, но и желание самого человека заглянуть в потенциальные возможности своей психики, его потребность в самоактуализации своих возможностей.

Потенциальные возможности особой чувствительности есть у каждого человека. А экстрасенсы – это не только те, кого природа наделила необычайными способностями к более тонкому восприятию мира, но и те, кто намеренно эти способности в себе развил.

Столь ли необходимы юристу эти качества? Начнем с того, что дает хорошая чувствительность, какую она услугу может оказывать в решении профессиональных задач юриста. Ясно, что сама по себе деятельность юриста не предъявляет высоких требований к его сенсорным качествам, но такие юридические действия, как расследование преступлений, участие в оперативных действиях, адвокатская, судебная и даже нотариальная деятельность, при высокой ответственности человека к ее качеству и длительной практике, может стать условием повышения сенсорной чувствительности специалиста. Работая в дефиците информации, бывает очень важно оперативно получить о человеке информацию, которая может определить исход событий, повлиять на ситуацию. Иногда требуется прочувствовать и выявить преступный замысел человека, и это – шаг к успеху. Может, как раз этого шага будет недоставать, когда потребуется принять очень ответственное решение и не поддаться на лесть и ролевую провокацию дельцов, обманщиков и других категорий преступников. Все это осознанно или неосознанно заставляет человека быть внимательным к тем внутренним состояниям и ощущениям, которые у него возникают. Однако качество развивается более эффективно, если оно становится в поле внимания самого человека и обретает целенаправленный характер. Стоит ли пренебрегать таким опытом?

Какой же сенсорный канал в этом случае мы задействуем? Где он находится? Это следствие натренированного глаза, уха, носа или руки? Нельзя исключить ни один из этих каналов, но наиболее важную функцию, на наш взгляд, выполняют телесные комбинированные ощущения и наша способность их осознавать. Их можно назвать внутренними психическими ощущениями, или интрапсихическими, где сенсорные играют вспомогательную роль, так как материализуют наше желание «увидеть», «услышать», «почувствовать» то, что лежит за пределами видимого [3]. Именно эти ощущения материализуют наши переживания, наши чувства, опредмечивают нашу интуицию. Например, почувствовать, как в нас отзывается та или иная картина, цветок, человек, дерево, увядающее растение, для этого мало видеть, для этого нужно воспринять это явление всем своим существом, посмотреть на него по-иному, переступить за рамки привычного восприятия мира и прислушаться к тому сенсорному языку, на котором говорит наше тело. Это и есть то самое важное условие, о котором мы с вами упомянули выше. По-другому можно сказать так: войти в несколько другое состояние восприятия, отличающееся от обыденного, которое и будет отличаться тем, что в нем актуализируются ощущения, на которые ранее человек не обращал внимания.

На предмет более дифференцированного, слабо улавливаемого ощущения может быть исследован не только окружающий мир. Сам человек может стать для себя объектом исследования. Например, исследовать, как воспринимаемые объекты окружающего мира отзываются в нашем теле. При условии концентрации внимания на своих телесных ощущениях и желании почувствовать их «язык», можно ощутить напряжение или расслабление, приятное или неприятное ощущение, тепло или холод и т.п. реакции, за которыми могут последовать мысли, образы, эмоции. Эти интрапсихические ощущения, если они подкрепляются обратной связью, т.е. приближаются к объективной оценке внешних воздействий, при условии их повторяемости могут быть использованы как дополнительный источник информации.

Таким образом, «язык» собственного тела может стать не только источником информации о себе, своем самочувствии, о психической и биологической энергии, циркулирующей в теле, но и послужить в качестве дополнительного средства познания и ориентации в окружающем мире. Переживание новых психических состояний, порожденных комбинацией новых сенсорных ощущений (обретением нового телесного опыта), позволяет осознать еще один инструмент, который человек может успешно использовать в познавательной деятельности.

Многолетняя практика показала, что повышение сенсорной чувствительности идет не по принципу изменения порога чувствительности анализатора, что можно подтверждать только в условиях лабораторного исследования, а по принципу расширения диапазона осознанности своих сенсорных ощущений, что в целом переживается человеком как новые психические состояния.

Итак, мы можем говорить лишь о расширении диапазона осознанности сенсорных состояний (интрапсихических состояний), большую роль в которой играет внимание к этим состояниям. В этом случае выделяется параметр не физиологического плана, а интрапсихического, психологического, и рассматривать его возможно как качественную характеристику сенсорных способностей индивида.

Расширение диапазона чувствительности позволяет понимать вещи, которые при обычном уровне восприятия и чувствительности понять очень сложно, а в отдельных случаях просто невозможно. Человек вынужден будет довольствоваться неполным, а часто и искаженным пониманием важных для него вещей, поскольку оно будет основываться не на собственном опыте, а на опыте других людей или на описаниях, сделанных другими.

Полагаем, что знания, в основе которых будет лежать чувственный (сенсорный) опыт, могут стать более надежным помощником и опорой в социальной саморегуляции, чем заученные рекомендации. Сенсорный опыт, закрепленный в поведении, профессиональных действиях, в общении с людьми как личностное новообразование (сенсорные способности), может служить надежным средством осознанной саморегуляции.

Итак:

1) чувствительность по любому сенсорному каналу может развиваться, т.е. возрастать; способствовать этому может профессиональная деятельность или специальные упражнения, направленные на расширение диапазона чувствительности и обретение нового сенсорного опыта;

2) целенаправленное расширение сенсорной чувствительности чаще всего происходит по принципу расширения диапазона осознанности человеком своих сенсорных ощущений, что в целом переживается им как новое интрапсихическое состояние;

3) осознанное расширение диапазона сенсорной чувствительности позволяет изменить восприятие себя и окружающего мира, обрести ключи к тайнам своего бессознательного;

4) новые сенсорные впечатления могут служить тем инструментом, которым человек может пользоваться, чтобы обрести новые знания и уверовать в них;

5) сенсорные способности, при условии их осознания, могут служить инструментом на пути самопознания и саморазвития личности, повышения психологической культуры специалиста [1, 2].

К вопросу о возможностях развития
сенсорных способностей

Обретение нового сенсорного опыта возможно при организованном наблюдении за своими интрапсихическими переживаниями, т.е. при условии специально организованной практики. Такой практикой может стать релаксация, образная визуализация, аутотренинг и др. До определенных пределов сенсорной практикой можно заниматься самостоятельно. Более сложные практики, способные привести человека к «измененным состояниям сознания» (рейбефинг, холотропное дыхание, глубокие медитации и др.), порождают гамму новых переживаний и сенсорных ощущений.

Новые сенсорные впечатления могут затрагивать разные структуры самосознания человека. Они переживаются как психические состояния, порождаемые проникновением сознания за ту грань, где теряется его целостность (устойчивость) и обнаруживается измененное восприятие окружающего мира (другая реальность). Вот поэтому углубление в практику сенсорного развития требует общения со специалистом-практиком, или духовным учителем, что уже выходит за рамки требований профессионального развития и остается выбором самого человека.

Известно, что измененное восприятие, разрушение привычного образа при низком уровне критичности, волевых качеств, шизоидных и истероидных проявлениях психики может привести человека к возникновению психических нарушений, к болезни. В этом состоит опасность неумелой практики, при которой стратегии саморегуляции могут быть недостаточны, чтобы сохранить свою целостность и сделать правильные выводы.

Развитие сенсорной чувствительности образно можно представить как обретение ключей от дверей нашего бессознательного, войти в которые удается только при условии веры в свои потенциальные возможности, внимания к своим сенсорным качествам и изменения отношения к ним (восприятия их как инструмента саморазвития).

Развивать свои сенсорные качества можно в двух направлениях:

1. Расширение диапазона чувствительности (качественная и количественная характеристики). Качественная – это снижение порога чувствительности разных анализаторов, практика сенсибилизации (повышение чувствительности за счет длительных упражнений). Количественная – это включение в статус значимых телесные ощущения, увеличение возможностей опознавания и дифференциации этих ощущений, намеренное получение нового телесного опыта (например, ощущение состояния тела при ритмичной ходьбе или беге) при общении с деревом, иконой и т.д.

2. Расширение осознанности сенсорных процессов, вербализация нового сенсорного опыта. Слово становится доступом к сенсорной информации, поэтому мы можем иметь реальные физические ощущения, пользуясь представлением памяти, воображением (мыслеобразом). Этот механизм лежит в основе произвольной регуляции психосоматических состояний. Он заложен в таких психокоррекционных практиках, как аутотренинг, самовнушение, самогипноз, саморегуляции эмоциональных состояний и др.

Упражнения, рекомендации и задания на развитие сенсорных способностей можно найти в данном учебном пособии.

Роль сенсорных способностей
в профессиональной деятельности юриста

Остается вопрос о необходимости развития сенсорных способностей представителей юридических профессий. Как уже говорилось выше, ряд юридических специальностей предъявляет повышенные требования к сенсорным качествам специалиста. Хороший слух, хорошее зрение, способность к различению цветов, оттенков, хороший глазомер – могут стать значимыми профессиональными качествами следователя, инспектора, криминалиста и других профессий юридических специальностей.

Большой ряд юридических профессий требует от специалиста таких качеств, как наблюдательность, способность к прогнозированию, хорошая интуиция, особая чувствительность к людям, к изменениям внешней среды, способность к быстрой и качественной адаптации. Все эти способности человека, так или иначе, связаны с его сенсорными способностями. Именно они в совокупности с другими качествами личности помогают специалисту оценивать и контролировать свои действия, обращенные как к себе, так и к другим людям. Внимание к своим сенсорным способностям позволяет пробуждать и поддерживать живой интерес к непознанному.

Одно из личностных качеств, которым должен обладать юрист как работник социальной сферы – это чуткое отношение к другим людям. Понятие «чуткость» определяется еще и такими понятиями, как отзывчивость, внимательность, сердечность, впечатлительность, чувствительность, бдительность, деликатность, эмпатия, душевность, тактичность, сочувственность, тонкость и др.

Человек не сможет проявить чуткость, если будет не способен почувствовать другого человека. А это не просто эмоциональное реагирование, это сложный психический процесс, включающий в себя сенсорные процессы – ощущение и восприятие, которые несут информацию человеку о реальных физических ощущениях. Сопереживание не оставляет равнодушным наше тело. Оно находит отражение в наших внешних действиях, невербальных признаках своего причастия к переживаемому событию. И хотя речь идет о проявлении нравственного качества, мы не должны забывать о механизмах их проявления, в которые включены не только наши эмоции, но и наши сенсорные переживания, которые всегда находят отражение в наших интрапсихических ощущениях. Именно поэтому мы предлагаем для размышления и осмысления проблему развития сенсорных способностей, которые могут помочь человеку изменить отношение к себе, к другим, природе в сторону ценностного отношения.

Насколько развивать? – прежде всего, настолько, насколько они затребованы профессиональной деятельностью человека, а также его потребностью в самореализации, позволяющей поднять качество жизни в целом. Они могут стать не только средством поддержания здоровья, познания себя и мира, но и в определенной степени определять ценностное отношение человека к себе и другим. Специалист, не способный чувствовать боль и страдания других людей, бывает не способным и к пониманию, и ценностному отношению к другим. Такой человек вряд ли сможет выбрать правильную стратегию взаимодействия с другими людьми: адвокату – понять своего подзащитного, следователю, судье – предусмотреть мотивы преступления. Безусловно, речь не идет чисто о сенсорных процессах – это сложные интрапсихические состояния, и тем не менее, сенсорные процессы в них играют немалую роль. Психика человека целостна, в ней все взаимосвязано, и что-то обязательно дополняет или обусловливает другое. И сенсорные качества – это те проявления психики человека, которые могут лечь не только в основу профессионального развития специалиста, но и в основу личностной самореализации, обретения пути своего духовного саморазвития, развития хорошей интуиции.

Если побудительный мотив к проявлениям измененных состояний сознания ограничен только любопытством, то лучше поискать другие средства самореализации, новый сенсорный опыт должен быть к чему-то приложен, что-то дополнять, пробуждать мысль, а если он дополняет только амбиции, то, кроме разрушения, он не может ничего привнести в личность человека.

Как развивать? – Важно, чтобы качества развивались в естественных условиях среды (это может быть профессиональная, учебная, природная среда). Любая художественная деятельность может служить развитию сенсорных качеств, кроме того, сегодня широко используются телесно-ориентированные практики, специальные упражнения на развитие сенсорной чувствительности. Хотя для развития сенсорных способностей юриста, как и других качеств, существует много дидактического материала, главное остается за выбором самого человека – ставит ли он перед собой такую цель в контексте своего саморазвития или нет. Если да, то важно быть активным, внимательным к своим интрапсихическим состояниям, изучать их телесный (сенсорный) «язык», связывая его со своими поступками, мыслями, намерениями. Тогда есть надежда, что голос окружающего мира, как и голос своей Совести для нас станет более понятным и доступным, поскольку говорит он с нами на языке нашего тела. «Тело не обманешь», – утверждает известная поговорка. Именно в ней заложен основной принцип психотерапии, именно здесь кроются ответы на многие наши внутренние противоречия.

&

Литература

1. Егорова Т.Е. Психологическая культура руководителя. Н.Новгород: ВВАГС, 2003.

2. Егорова Т.Е. Формирование аутопсихологической компетентности личности в условиях групповой интенсивной подготовки: дис.... канд. психол. наук. М., 1997.

3. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004.

4. Психология: словарь/ под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990.

?

Вопросы для закрепления теоретического материала

1. Что можно понимать под сенсорными способностями?

2. Высокая сенсорная чувствительность человека – это развиваемое качество или это дар природы?

3. При каких психологических условиях могут проявляться качества сверхчувственного восприятия?

4. Какие возможности открывают сенсорные способности человеку, и какую роль они играют в деятельности юриста?

5. Какие виды юридической деятельности предъявляют особые требования к развитию сенсорных способностей специалиста?

6. Что будет определять уровень развития сенсорных качеств личности?

7. Какие способы существуют для развития сенсорных способностей?

8. Какими из них вы готовы пользоваться?

Диагностика сенсорных процессов:
общие сведения

Одними из значимых качеств личности, с необходимостью диагностики которых может сталкиваться юрист, – острота зрения, слуха, сенсомоторных реакций. Остроту зрения проверяют с помощью таблицы с буквами разной величины, что мы проделывали неоднократно в своей жизни.

Для определения остроты слуха используется звуковой сигнал, а чаще всего человеческий голос, произносящий какие-либо слова или простые предложения, или выделение необходимых сигналов из других. Существуют специальные тесты для диагностики музыкальных способностей.

Диагностика сенсомоторных характеристик личности проводится тогда, когда от специалиста требуются такие качества, как быстрота и точность реакций. Например, перед испытуемым кладется прямоугольная доска, состоящая из двух секций, в каждой из которых по 48 отверстий. Отверстия одной из секций заполнены цилиндрическими стержнями, отверстия другой пусты. Испытуемому предлагают как можно скорее переставить стержни из одной секции в другую, действуя одновременно двумя руками. Учитывается, какую часть работы испытуемый успевает выполнить за определенный период времени. Свое основное применение сенсомоторные тесты находят при отборе промышленного и военного персонала.

Одной из наиболее используемых методик является теппинг–тест [4], имеющий разную модификацию, согласно целям исследования и требованиям профессиональной деятельности.

В диагностике профессионально-значимых качеств юриста данная методика используется в целях выявления уровня работоспособности, устойчивости двигательной сферы (двигательной точности), выносливости нервной системы, что важно для деятельности следователя, оперативных работников и других профессиональных должностей.

Суть теста заключается в определении максимальной частоты движения кисти руки. Испытуемому предлагается максимально быстро выполнить движения, имитирующие работу на телеграфном ключе.

Для самостоятельного проведения теста необходимо иметь секундомер, карандаш и лист бумаги, который двумя линиями разделяют на четыре равные части. В течение 10 секунд в максимальном темпе ставят точки в первом квадрате, затем – 10-секундный период отдыха и вновь повторяют процедуру от второго квадрата к третьему и четвертому. Общая длительность теста – 40 с. Для оценки теста подсчитывают количество точек в каждом квадрате. У тренированных людей максимальная частота движений кисти более 70 за 10 секунд. Снижение количества точек от квадрата к квадрату свидетельствует о недостаточной устойчивости двигательной сферы и нервной системы. Снижение лабильности нервных процессов ступенеобразно (с увеличением частоты движений во 2-м или 3-м квадратах) – свидетельствует о замедлении процессов врабатываемости.  

Одна из модификаций теппинг-теста заключается в выполнении движений последовательно по трем точкам, расположенным в вершинах равностороннего треугольника. В тест добавляется переменная координации движений в пространстве. В этой модификации теппинг-теста регистрируется как общее число движений, так и точность. Соотношение числа попаданий и промахов свидетельствует не только о точности пространственной координации, но и о выраженности установок на точность и на скорость. Сложность выполнения теста отнесена к высокому уровню регуляции.

Диагностика
интеллектуальных способностей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.035 с.)