Постскриптум. Комментарии на тему «забывания» И «стирания» травматического опыта И внедрения новой идентичности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постскриптум. Комментарии на тему «забывания» И «стирания» травматического опыта И внедрения новой идентичности



Данная глава представляет собой комментарий к беседам о посттравматическом росте, входящих в состав цикла лекций «Преодоление травматического опыта». По сути, здесь приводятся лишь некоторые мысли из бесед 10а-11i.

Помимо прочего, в беседах ставится вопрос о некоторых методиках, постулирующих идею, условно говоря, «стирания» травматического опыта и внедрения на место стертого опыта новой идентичности. Условно говоря, – внедрения самоощущения такого плана, который виделся бы человеку желательным. На место бессилия – ощущение гипер-могущества, например.

· 10a. ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ РОСТ (ПТСР-рост) (Между памятью и забвением. Обрести цельность – рассказывая)

· 10b. ПТСР-РОСТ (Мемуары – вернуться в прошлое, чтобы перестроить травматический опыт. О чем далее пойдет речь)

· 11a. ПТРС-РОСТ (Крушение картины мира и желание забыть. Если боль не прожита – нерешенное состояние)

· 11b. ПТРС-РОСТ (Разбор методик – забвение. Десенсибилизация и переработка движения глаз. Одитинг (сайентология))

· 11c. ПТРС-РОСТ (Вызванное забвение – в чем проблема. Нет эмоций, нет опыта, целей. Фильм «Посвященный»)

· 11d. ПТРС-РОСТ (Метод переработки движения глаз. Разрыв связей и внедрение новой идентичности)

· 11e. ПТРС-РОСТ (Имитация исцеления в сектах. «Ты ни в чем не виноват». Имитация психологической помощи)

· 11f. ПТРС-РОСТ (Призывы принять себя. Внедрение новой идентичности – изменение состава сознания, крах)

· 11g. ПТРС-РОСТ (Доминанта. Деформация, боевой опыт. Сшибка – два импульса сталкиваются)

· 11h. ПТРС-РОСТ (Деформация, боевой опыт. Усвоенные навыки. Исцеление и новые связи)

· 11i. ПТРС-РОСТ (Боевой опыт. Исцеление, новые связи, само-история. Ложные связи и бред)

Одна из методик, рассматриваемых в беседах, – метод десенсибилизации и переработки движениями глаз (здесь не выносится экспертное суждение по поводу метода, просто ставятся некоторые вопросы, ощущаемые как непустые). Этот метод, как декларируется используется для ветеранов или людей, находящихся в депрессии (и другое подобное). Суть техники: человек вспоминает неприятное переживание, которое его мучает и от которого не может избавиться, в это же время двигает глазами по указанию специалиста (человека в белом халате). Специалисты утверждают, что разрывается паталогические связи в мозге. Люди попросту забывают о травматическом опыте? Параллельно, в сознание внедряется, как заявляется, новая идентичность.

Декларируется, что способ эффективный в деле преодоления ПТСР (посттравматическое расстройство), но как производились замеры? Человек после сессий говорил, что не помнит о прошлом – но разве ему стало легче? Сформировался ли у него иммунитет к тем переживаниям? Не открыт ли он для возвращения подобных переживаний?

Если нет возрастания в понимании (к чему стремились авторы мемуаров, создавая которые, видимо, и стремились переработать опыт прошлого), то технология разрыва связей с прошлым (если она действительно есть) и технология внедрения новой идентичности видится спорной и даже – опасной. Нечто подобное используется в сектах.

Нечто подобное происходит в сектах. Стирают человеку старую личность, старые связи, на их место – новые. Более конструктивный подход старое не стирать, а интегрировать этот негативный опыт в опыт нынешний. То есть человек помнит о своем поступке, но именно память о прошлом «преступлении» (условно говоря) удерживает от погружения в новую бездну. Пытаясь преодолеть тревогу, связанную с преступлением, человек может войти в посттравматический рост. В нем вырабатываются новые навыки, противоположные тем качествам, реализуя которые, он это преступление совершил. Человек становится лучше, он возвышается над собой прежним. Люди, по-настоящему принесшие покаяние в преступлениях, становятся лучше, чем они были до совершения.

Пример: о женском отделении реабилитационного центра, любви и терпении волонтеров. Рассказывала сотрудница женского отделения реабилитационного центра для людей с наркотической зависимостью.

Когда «девочек» привозят, то бывают тяжелые минуты. Нестабильность психическая, эмоциональный маятник: то кричат, то – депрессия, то в окошко выпрыгивают. В особо тяжелые моменты (когда терпение заканчивается) вызывают подмогу – волонтеров из мужского отделения (находится недалеко) этой же организации. Сам центр организован на основе Православия. Ребята-волонтеры – это те, кто сами прошли реабилитацию в данном центре, и остались еще на некоторое время в качестве помощников (волонтеров). Безграничная забота, любовь и терпением, с каким они успокаивали этих нестабильных в психическом отношении девочек, поражает.

Комментируя этот рассказ, моно поставить вопрос: откуда у ребят такая любовь? Наркомания – болото, из которого можно вырваться только большой-большой любовью.

Грубо говоря, человека держит черная планета. И чтобы оторваться от нее, перестать быть ее спутником, необходимо приобрести большое ускорение (вторая космическая скорость), направиться к солнцу правды – Христу.

Стали бы ребята такими, если бы просто «забыли» о периоде употребления? Когда человек пытается вырезать из своей памяти какой-то аспект, то его опыт не перестраивается, вектор жизни остается тем же. Следовательно, человек опять может прийти к тому, что «забыл».

Здесь можно упомянуть про кодирование. Да, бывает и так, что человек после кодирования на какое-то время бросает употребление (алкоголя, например), но его аддиктивные механизмы в результате кодирования не ушли. Просто, возможно, разрывается некая связь между аддиктивными механизмами и аддиктивным агентом (разрывается связь между внутренним напряжением и алкоголем?). Но ведь аддиктивным агентом может стать все, что угодно. Люди с одержимостью, с остервенением начинают проявлять (применять) разные виды активности (перебирать двигатели, например). Если человек не перестал быть конфликтным, то накапливающееся напряжение он будет выплескивать не в алкоголь, а во что-то иное.

Один человек поделился наблюдением насчет того, что начало происходить в деревне, когда мужики стали кодироваться от пьянства. Сначала несколько человек испытали на себе эту методику. Судя по этому опыту, и другие жены стали отправлять своих мужей кодироваться. До тотального кодирования мужики хоть и пили, но в них была человечность. Не было потеряно добродушие. Они могли пошутить, помочь. Да, временами немощь их одолевала. Но после кодировки мужчины стали замкнутыми, молчаливыми, просто другими [«психами»]. Начались внезапные самоубийства. Вроде все хорошо внешне, а потом раз – и повесился.

Глядя на изменения, происходящие с мужчинами после кодирования, некоторые жены пришли к выводу: «лучше бы он пил». После кодирования в человеке что-то надламывается, что-то меняется. Не утверждается, что – всегда. Для таких выводов нужна статистика, научные исследования.

Когда заходит речь о «забывании», «стирании» «сегмента» личности, нужно учесть, что многие процессы, толкающие человека в аддикцию, не являются порочными сами по себе. Может, человек искал правды, но не нашел, разочаровался в добре и запил. Или любил, но ответной любви не было, не справился с ситуацией и запил. Жажда добра и любви – не зло (здесь нет возможности описывать конструктивных исход из двух типов приведенных кризисных ситуаций).

Здесь важно отметить, что, условно говоря, удаляя некий сектор из своей жизни, связанный с аддикцией, человек теряет и «драйв» – жажду поиска правды, стремление кого-то любить. Или человек разочаровался в людях, когда хотел помочь, и из-за этого стал выпивать. Удаляя этот сектор из своей памяти, человек может разочароваться в добре в целом. Здесь двойная задача – и в добре не разочароваться, и пить бросить. Человеку нужно вырасти до понимания, что даже если ты за свое добро не получил добро в ответ, то не надо отчаиваться, т.к. ты делаешь это для Бога. Бывают люди, которые тебе отплатили злом, но через какое-то время (длительное или нет), меняются, осознают и приходят с повинной. Не всегда, но и такие случаи

Как оценить методики, воздействия на сознание? Кто-то пишет, что методики, связанные с «забыванием» – эффективны. Но нужно отметить, что доказать вещи, связанные с сознанием, невероятно сложно. Не очень понятно, что такое сознание в принципе. Где и каковы критерии эффективности методики? Социализация человека в долгосрочной перспективе. Или боевой ветеран перестает видеть кошмары? Но если он не просыпается от кошмаров - не станет ли он избивать жену? Как оценить эффективность системы?

Некоторые пытаются вспомнить все, как бы это ужасно не было. Понять корни своих поступков. Пусть тебя ситуация на что-то толкала нехорошее, но отчасти и ты вложился в настигшую тебя катастрофу. Попытка забыть об этой ситуации – это сознательный отказ от понимания. А соответственно человек теряет возможность ответить на важные вопросы. От этих ответов зависит и жизнь в будущем. Не зря дети, попавшие в приемные семьи, на каком-то этапе пытаются выяснить – кто они и откуда?

Например, – фильм «Лев» (2016). Мальчик пытается найти свою семью.

Также – фильм «Вальс Башира» (2008). Ветеран боевых действий (реальные события) вдруг обнаруживает, что он ничего не помнит о боевой операции. Но забвение его не радует, он пытается вспомнить все, что происходило, пытается восстановить память.

Некоторые люди с помощью определенных технологий пытаются все забыть. Но попытавшись забыть, что-то все равно будет сигнализировать. Не всё ведь определяется мозгом (говорят же - «душа болит»). Некоторые ученые считает, что мозг это – одно, а сознание – другое. Деятельность сознания не сводится к деятельности мозга[19]. Что такое сознание – никто не знает.

Часть личности будет подавать сигналы, что очень важный вопрос остался нерешенным. Может развиться тревожность и какая-то бредовая система, которая будет призвана примирить разрыв между поступком в прошлом (тем, что человек видел в прошлом) и жизнью текущей.

О развитии бредовой системы см.:

Главу «Расчеловечивание и попытка защититься от “Трех “Д”” [депрессии, деперсонализации, дереализации] с помощью метафор и психологических конструкций» из части 4.2 статьи «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы и лагеря».

«Раздел 3. Параноидальное “Я”» из части 5 статьи «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря».

Да, человек мог быть в ужасных, вынужденных условиях. Допустим, человек убил, чтобы остаться в живых. Он пытается забыть. Возникает идея – другого выхода не было. Бруно Беттельгейм писал, что люди, идущие этим путем, потом входят в состояние регрессии. Осознавший человек (как нужно было поступить), по -крайней мере, может начать менять что-то в жизнь. Он обращается к покаянию, молитве. Может молиться за того человека, кому нанес зло. Или просить Господа о помощи, чтобы Господь снял с него эту тяжесть. Или – что-то сделать важное в плане покаяния. Если в связи с его поступком произошло нечто плохое, он может попытаться внести в мироздание что-то положительное. Сгорела деревня – помочь в постройке новой. Вычеркивая опыт прошлого, человек лишается возможности исправить настоящее и построить свое будущее.

Для нас такие понятия, как христианская картина мира, покаяние, молитва кажутся сами собой разумеющимися. Ценность этого можно понять, читая мемуары тех людей, которые данным сокровищем не обладали. В мемуарах видно, что люди мучаются, вспоминая о прошлом, но никакого исхода не находят (им трудно найти какой-то исход). В частности, Эдит Эгер в своей книге «Выбор» описывает, как многие годы она вспоминала свое заключение в концентрационном лагере Освенцим. И хотя она получила докторскую степень по психологии, все равно мучительные воспоминания о прошлом ее не оставляли, она не знала, что с ними делать (хотя у читателей книги пафос повествования может вызвать иные впечатления, но до «победы» над прошлом, исходя из фактического содержания книги, можно сказать, что – далеко). Эдит со временем научилась более или менее контролировать эти воспоминания. Но раны на душе до конца не заросли, ей пример показывает предел «человеческого знания». При всем уважении к ее страданиям, можно отметить, что печать, наложенная не ее психику годом, проведенном в Освенциме, так и не могла сойти на протяжении все жизни.

Совершенно другие ситуации мы видим в мемуарах людей, пришедших к Православию. В частности, Вадим Бойко в своей книге «После казни» тоже описывал опыт пребывания в Освенциме. Но в его описаниях нет того психологического ужаса и ощущений надрыва, безысходности, которыми пропитана книга «Выбор» (некоторые мысли из его книги Вадима Бойко см. в части 2.2, в главе «Нестандартное решение во внештатной ситуации»).

Хотя в книге Эдит Эгер есть множество дискуссионных моментов (они разбирались в блоке бесед про посттравматический рост; в цикле этот блок начинается с 10-го пункта), здесь, в контексте разбираемой темы все же стоит привести вывод, к которому она пришла в отношении прошлого. Долгое время она пыталась вычеркнуть прошлое из памяти, но запрет на воспоминания не приводил к исцелению. Значительно легче ей стало, когда она посетить Освенцим и почтила память умершей там матери.

Дело бы так. Ее пригласили на конференцию в Германию, конференция проходила в том самом населенному пункте, в котором однажды представители верхушки нацисткой Германии приняли решение о уничтожении евреев. С одной стороны, Ева боялась ехать, боялась, что немецкая речь, выражаясь языком данной статьи, стает стартовой кнопкой, запускающей возбуждение паталогическом доминанты. Ехать ее убедил муж, сказав ей, что, если она не поедет, то, значит: «Гитлер победил». И вот Ева отправилась в путь.

«Я знаю, – пишет она, – нельзя воскресить прошлого, стать тем, кем я была тогда, нельзя снова обнять маму, хотя бы единожды. Нет силы, способной переделать прошлое, сделать меня не той, кто я есть, изменить то, что было сделано с моими родителями, со мной. Пути назад нет. Я это знаю. Но не могу отрешиться от чувства, что что-то ожидает меня на месте прошлой неволи, что-то, что нужно восстановить. Или обнаружить. Некая, давно забытая, моя ипостась.

…Что, если я только наказываю себя? Хочу разбередить рану? Возможно, я пожалею об этом. Но думаю, что пожалею больше, если не возвращусь туда.

…кажется, что меня окунают в плавильный котел, что еще чуть-чуть — и я достигну точки невозврата: либо сломаюсь, либо провалюсь в бездну, либо страх обратит меня в пепел. Начинаю уговаривать ту свою ипостась, которая чувствует, как с каждой милей теряет – слой за слоем – подкожную ткань.

Возможно, это исчезают не слои подкожной ткани. Возможно, это просто растягивается моя кожа. Растягивается, чтобы вобрать все мои ипостаси — прошлые, настоящие и будущие.

…Ради выздоровления мы должны вобрать в себя тьму. К свету мы идем через долину теней.

…Может быть, само понятие выздоровления не подразумевает удалять и шлифовать шрамы? Может быть, напротив, их следует оставлять? Вылечиться – значит дорожить своими прошлыми ранами и ценить свою былую душевную боль»[21].

Последние слова (понятно, что речь идет не о том, чтобы «упиваться» своим страданием) напрашиваются, чтобы снабдить их комментарием по поводу одной японской традиции. В Японии существует традиция реставрировать разбитую или треснувшую керамическую посуду с помощью лака, смешанного с золотым, платиновым или серебряным порошком. То есть трещины на посуде выглядят как заполненные золотом (платиной, серебром). Трещина является неотъемлемым элементом истории объекта, она добавляет ему красоты. Поэтому трещины «не заслуживают забвения и маскировки, они учат правильно воспринимать неудачи».

И при отсутствии воспоминаний может возникать тревожность. Если у человека нет целостного мировоззрения, эту тревожность трудно идентифицировать. Люди вследствие искаженности жизни входят в тревожность, но не могу понять причину своего все ухудшающегося состояния. У кого-то возникает мысль, например, что его тревожность связана с отсутствием достатка материального. Было бы денег побольше – жизнь была бы, мол, счастливее. А о поступках, повлекших за собой искажение жизни, человек просто забыл. Хотя трудно представить, как можно забыть что-то важное в своей жизни. Но, тем не менее, у некоторых людей по каким-то причинам такое забвение происходит.

Как некий комментарий к сказанному можно привести пример одной женщину. О встрече с ней рассказывает ее знакомый.

Во время встречи (он знал ее раньше) рассказчик удивился, сколь она вежлива, точна и корректна. Но за этой корректностью начало просматриваться (как ему показалось) нечто странное. Ведь человек м не робот, и спонтанные реакции все равно присутствуют. Если человек что-то упустил по работе, он может даже раздосадоваться на себя за упущение. В данном случае шла речь о человеке, который ровно, точно и невозмутимо совершал определенные действия. Возникла некая мысль, что действия женщины подчинены алгоритму. Конечно, это мнение субъективное и может быть ошибочным.

Казалось, у женщины заранее составлена программа (последовательность, алгоритм), которую она технично выполняла. Освободиться от ощущения механизированности процесса рассказчик не мог. Своими впечатлениями он поделился с ее мужем. Супруг отметил, что такое с ней началось после аборта. У этой женщины уже были дети, и она зачала в возрасте, который еще нельзя назвать совсем уж «зрелым», но и молодым его уже не назвать. И хотя, как показывали все обследования, плод развивался нормально, она решила делать аборт. Муж очень сожалеет, что он поддался на ее уговоры. Она осуществила задуманное, ссылаясь на одну достаточно спорную идеи (подробности опускаются). Остальное составляет из себя только версию. Можно предположить, что потом это женщина попыталась себе каким-то образом объяснить произошедшее или вычеркнуть из памяти факт совершенного.

У некоторых женщин после аборта остается рана. Постабортная депрессия существует, как бы ее наличие не отрицалось некоторыми пропагандистами абортов. Не все сразу приходят к пониманию, что они совершили ошибку, но с годами это понимание приходит ко многим. У женщины появляется кровоточащая рана. Рана болит, но именно эта боль свидетельствует о том, что женщина в моральном смысле жива. Она активно ищет выход. Начинает молиться. Творит добрые дела. Пытается в свою жизнь и в мироздание внести нечто противоположное тем началам, на основании которых она совершила аборт. По благодати Божией она со временем, возможно, и успокоится. Потому что она внутренне изменилась, стала не той, кем она была во время принятия решения совершить аборт.

См. ответ «Аборт. И что же все-таки делать, если он был совершен»

В ответе упоминается книги «“Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни».

См. в книге главы: «Исповедь и осознание», «Несколько слов о выходе из-под власти прошлого», «Несколько слов об аборте, а также о его связи с состоянием депрессии и желанием закончить жизнь самоубийством».

Здесь же (в описываемой ситуации) раны словно и не было. Можно предположить (это не более чем гипотеза), что если женщина сумела подавить (сломать) один из самых мощных инстинктов – инстинкт материнства, то в след за этой поломкой посыпалось и все остальное. Результатом чего и могла стать утрата некой спонтанности в разговоре и в повседневной жизни. У мужа даже сложилось некое впечатление, что жизнь супруги вращается между некоторых точек, которые она себе определила.

Внедрение новой идентичности. В отношении внедрения на место «стертого сегмента» новой идентичности (ощущения, что ты могущественен, неотразим и пр. подобное) можно привести некоторые мысли из работ Карен Хорни, профессора Короленко и академика Дмитриевой.

Основная мысль Короленко и Дмитриевой состоит в том, что аддикция (зависимость) – приверженность страсти рождается, когда у человека появляется психологически некомфортное состояние, которое он пытается изменить. Все аддикции, несмотря на их различия, имеют общие механизмы и цель – уйти от неприятного психологического состояния. В некоторых случаях уход от неприятного состояния человек пытается реализовать через формирование новой идентичности, основанной на измененном состоянии сознания.

Некоторые Короленко и Дмитриевой в отношении формирования новой идентичности, основанной на измененном состоянии сознания, разбирались во второй части статьи «Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии)», в главе «Тренинги, психопрактики, динамические медитации по Ошо, секты». Без повторения всего сказанного в этой главе, здесь приводится описание финального заключения развития указанного процесса. «”Путешествие аддикта за золотым руном” в виде обретения новой, основанной на аддикции идентичности заканчивается катастрофой»[22] (о том также – см. далее).

Представленная авторами общая схема деформации личности вследствие развития аддикции (как частный пример универсального принципа - пример фиксации на сексуальных стимулах) см. в главах «Идеи сексуальной революции – фиксация на них приводит не к свободе, а к ее потере», «Идеи сексуальной революции, депрессия и пропаганда наркотиков» в 5-ой части статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества».

Смысл этой катастрофы с бесподобной точностью, как в духовном, так и психологическом плане проанализирован святителем Игнатием (Брянчаниновы) в его бессмертной работе «О прелести» (эта работа приводится в книге «Аскетические опыты. Том 1», в качестве второго раздела статьи «Разговор старца с учеником о молитве Иисусовой»). Прелесть – ложное духовное состояние, возникающее вследствие того, что человек усвоил ложную мысль, приняв ее за истинную. Один из путей формирования прелести – формирование убежденности в том, что обладаешь высокими духовными дарованиями и способностью к пребыванию в высоких духовных состояниях. Вслед за углублением этой мысли, мозг и сознание, как бы «подтягиваются», начинают выдавать то, что человек принимает за Божие Откровение, хотя в данном случае речь идет о игре ума.

Некоторые люди, идущие иным путем, способны стать причастниками Божия Откровения, приобщиться к высоким состояниям. Есть существенная разница между человеком, который в силу своей деятельности, в том числе, молитвенной, становится способным приобщиться к благодати. И – человеком, который напряженно стимулирует воображения, представляя, что приобщился к благодати. Такой человек запутывается в лабиринтах ложных состояний, доходит до весьма жалкого и плачевного состояния, притом в то время, как почитает себя великим.

Он, видящий себя правым и живущим высокой духовной жизнью, становится неприступным для покаяния. Окружающие люди уже не могут помочь ему, потому что он не принимает от людей советов. Святитель показывает цепочку, как ощущения меняются вслед за мыслью. То есть, ложные мысли рождают ложные ощущения: «Всё здание прелести коренится в одной ложной мысли».

На уровне психологическом некий срез процесса дается в работе Карен Хорни «Невротическая гордость». Она описывает ситуацию, при которой человек в своих фантазиях «отводит себе величественную роль». Он создает образ того, кем он “на самом деле” является, мог бы быть, должен быть. Следующим этапом, в результате решительного шага «подлинное я затушевывается и энергия самоосуществления переключается на воплощение в жизнь идеального образа себя». Человек пытается отстоять то место в мире, которое, по его мнению, соответствует этому идеальному образу. Воплощая «свое совершенство» в действительность, человек вырабатывает систему ценностей, наподобие той, которая представлена в романе Джорджа Оруэла «1984» в образе Министерства Правды [это министерство распространяло чудовищную ложь]. Эта система определяет, «что любить и принимать в себе, что прославлять, чем гордиться. Но эта система ценностей обязательно должна также определять, что отвергать, презирать, ненавидеть, чего стыдиться, к чему испытывать отвращение».

Развить эту мысль помогают заметки профессора Короленко и академика Дмитриевой из их совместной книги «Аддиктология». Так, к примеру, они описывают 34-летнюю пациентку с симптомами психологической и физической алкогольной зависимости. Она была фрустрирована конфликтами с мужем, неприятными событиями на работе. В то время, когда было необходимо заботиться о ребёнке, она удерживалась от алкоголя, находя «выход и расслабление» в эротических фантазиях, в которых обладала красотой и властью.

Поначалу пациенту с подобным расстройством психики кажется, что он управляет своими фантазиями, используя их на пользу себе, когда и сколько необходимо. Но, со временем формируется зависимость от подобного рода активности – аддикция. Аддикции встраиваются в сознание и сами начинают контролировать поведение аддикта, в человек формируется так называемая аддиктивная личность [идею аддиктивной личности можно, по всей видимости, сопоставить с идеей доминанты; формируется паталогическая доминанта, подавляющая все иные, не связанные напрямую с аддикцией, сферы жизни человека].

См. главу «Аддиктивная личность / Аддиктивная система / Аддиктивный механизм» в четвертой части статьи «Обращение к полноте: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения».

«Аддиктивная личность находится внутри создаваемых ею нарцисстических образов и сценариев. Аддикт видит себя в иллюзорном зазеркальном мире собственной грандиозности, в образе героя/героини, преодолевающих трудности каждодневной жизни, побеждающих конкурентов, добивающихся поставленных целей. Окружающая действительность видится в рамках сценария с фантастическими содержаниями, подкрепляющими и усиливающими нарцисстическое самовосприятие».

Такое фантазирование позволяет аддикту погружаться в магический, оторванный от реальности мир. Находясь в нём, аддикт имеет возможность хотя бы на время снять с себя чувство ответственности, освободиться от груза переживаний, уйти от конфликтов, состояния эмоциональной боли, каждодневных обязанностей и озабоченностей. Продолжая действовать так, аддикт наследует судьбу мифологического нарцисса, прикованного к собственному отражению, влюблённого в себя. Он привыкает к пребыванию в зазеркальном мире, нереальной завышенной самооценке, мечтах о величии и самовосхвалении. Аддикт заменяет связи с реальными живыми людьми связями с предметами, обладающими аддиктивными свойствами, или связями на аддиктивном уровне с такими же, как он сам. Такой процесс неминуемо приведёт к отрыву от аутентичного селфа. В результате, – к психологической и физической гибели.

Аддикты обычно игнорируют санитарно-гигиенические правила, не заботятся о собственном здоровье и здоровье близких. Игнорируют доводы, попытки окружающих достучаться до них и донести здравый смысл.

Короленко и Дмитриева приводят пример, как отстаивают своё право на плохую привычку курильщики. «Мы наблюдали женщин с такой формой аддиктивного поведения, как курение. Эти женщины курили практически всё время бодрствования, лишь с небольшими перерывами, не обращая внимания на то, как к этому относятся другие: сотрудники на работе, знакомые, члены их семей. Все они были прекрасно осведомлены о вреде курения, располагали современной информацией о токсичности никотина, о том, что курение значительно повышает риск развития рака лёгких».

Однако, такая информация не изменяла их поведение. Всегда находились какие-то оправдания. Например: «Со мной ничего не произойдёт, так как я к курению адаптировалась, а если брошу, сразу же заболею». Или другое: «Жить в обстановке постоянного стресса и не снимать его невозможно; курение предохраняет меня от невроза, гипертонии, я это чувствую».

«Одна женщина на вопрос о том, не беспокоит ли её, что в накуренной квартире постоянно находится и пассивно “курит” её сын, ответила, что ребёнок много гуляет, она часто проветривает комнату и вообще нельзя держать его под “стеклянным колпаком”». Её не остановил даже фактор риска – предрасположенность к тяжёлым заболеваниям, связанных с курением, и что ей самой по состоянию здоровья врачи запретили курить.

Авторы консультировали аддиктивного курильщика, научного сотрудника, талантливого учёного, специалиста в области психиатрии, который на вопрос, связанный с курением, отвечал приблизительно так: «Я знаю обо всех исследованиях, касающихся курения и его последствий, но всё это, поверьте, очень преувеличено. Не учитывается хороший привкус в сигаретах. Наши сорта табака по сравнению с американскими значительно менее вредные, курение успокаивает, снимает напряжение и предохраняет, таким образом, от развития гипертонии и других психо-соматических болезней, это тоже следует учитывать».

Каждое из этих рассуждений не выдерживает научной критики, пишут учёные, однако попытка дискутировать, опровергать какое-то положение приводила к резонёрскому заключению (оспариванию любого утверждения) или к обиде, прекращению разговора.

Например, на вопрос, как вы можете утверждать, что курение предотвращает развитие гипертонии, снимает напряжение, если вы знаете, что при курении не происходит эмоционального отреагирования, отрицательные эмоции временно подавляются, уходят в глубь и продолжают накапливаться? Также известно, что никотин сужает сосуды и способствует процессу сосудистых изменений. На что следовал ответ: это всё теории, жизнь богаче и разнообразнее любой теоретической системы.

Эти же авторы в другой своей книге «Homo post modernus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире» отмечают, что даже недостаточное представление в эмоциональном репертуаре эмоций скорби приводит к повышенному риску развития депрессивных состояний. Чувство скорби помогает нам преодолеть ошибку.

Бывает, что аддикты пытаются покончить с собой, но, когда их спасают, на словах сожалеют о случившемся, однако глубоко не переживают и всегда существует риск повторения попытки покончить с собой.

Основные мотивы попытки совершить самоубийство на этой стадии, то есть, когда ситуация заходит далеко: разорваны связи с ближними, накопились конфликты на работе, в своей внутренней жизни, не понятно, как выйти из кризиса, нарастает отчаяние от невозможности найти выход, изоляция, отчуждение от мира, одиночество.

Психотерапевтическая работа с аддиктами на заключительной стадии очень трудна, так как с ними почти невозможно вступить в эмоциональный контакт. Аддикты разучились эмоционально реагировать на людей, исключают возможность взаимопонимания, избегают того, что носит интимно-доверительный характер.

Накопившиеся стрессы, масса нерешённых проблем в последней стадии приводят к общему кризису, который проявляется в психических и эмоциональных нарушениях. Среди этих нарушений можно назвать чувство подавленности, отчаяние, апатию. Кроме того, возможны эмоциональные срывы, приступы ярости, обвинение близких и друзей в своих несчастьях. Такие вспышки обычно кратковременны и снова сменяются подавленностью. Состояние аддиктов на последней стадии можно охарактеризовать как эмоциональное омертвение, опустошенность, приводящие к деструкции основных качеств личности.

[1]

[2]

[3]

[4] [5]

[6]

[7]

[8]

[9]

[10]

В обсуждении приняли участие: кандидат исторических наук Ольга Юрьевна АРТЕМОВА, кандидат психологических наук Борис Сергеевич БРАТУСЬ, кандидат психологических наук Сергей Николаевич ЕНИКОЛОПОВ, доктор педагогических наук Анатолий Викторович МУДРИК, кандидат психологических наук Леонид Александрович РАДЗИХОВСКИЙ, кандидат исторических наук Юрий Александрович СМИРНОВ, кандидат психологических наук Владимир Александрович ШКУРАТОВ]

[11]

[12] [13]

 

[14]

[15]

[16]

[17]

[18]

[19]

[20].

[21] Глава «Положить камень»

[22] Аддиктивная идентичность в постсовременной культуре // Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддиктология: настольная книга. М.: Институт консультирования и системных решений. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2012. С. 50–52.

Тип: Соловецкий листок


[1] По данному вопросу слова святителя Игнатия (Брянчинова), сказанные о иноке, могут быть отнесены к человеку вообще: «Инок соделывается зрителем двух природ человеческих: природы поврежденной, греховной, которую он видит в себе, и природы обновленной, святой, которую он видит в Евангелии. Десятисловие Ветхого Завета отсекало грубые грехи; Евангелие исцеляет самую природу, болезнующую грехом, стяжавшую падением свойства греховные. Инок должен при свете Евангелия вступить в борьбу с самим собою, с мыслями своими, с сердечными чувствованиями, с ощущениями и пожеланиями тела, с миром, враждебным Евангелию, с миродержителями, старающимися удержать человека в своей власти и плене. Всесильная Истина освобождает его (Ин 8.32)» [см. «Плач мой» из книги святителя Игнатия (Брянчанинова «Аскетические опыты. Том 1»].

[2] Разлуки не будет. Как пережить смерть и страдания близких / Фредерика де Грааф; предисл.: Братусь Б. С. М.: Никея, 2016.

[3] См. «Очищение сердца» из третьего тома серии «Слова преподобного Паисия Святогорца».

[4] Феофан Затворник, свт. «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия».

[5] См. статью монаха Иоанна (Адливанкина) «Игровые автоматы: развлечение или стратегическое оружие?»

[6] Джозеф С. Что нас не убивает. Новая психология посттравматического роста / Стивен Джозеф [пер. с англ. И. Ющенко]. М.: Карьера Пресс, 2015.

[7] Из книги Эдит Евы Эгер «Выбор: о свободе и внутренней силе человека».

[8] ПРАВДА О РАКЕ. Фильм 1. Пандемия рака.

[9] Джозеф С. Указ. соч.

[10] См., к примеру, – Бориса Братусь: «…психологии необходимо найти новую стыковку с философией и этикой. Здесь без философии нельзя разобраться в самой сути явления. Что – патология, а что – норма? Психология понятия нормы не дает – оно появляется лишь тогда, когда ты выходишь за грань психологии и идешь в философию, этику. Истинный критерий находится там. Поэтому, мне кажется, если “законодателями мод” станут “чистые” психологи; то это будет худо. Уже сейчас, когда один человек совершает какую-то подлость, мы спешим с психологическими оправданиями: у него, мол, стресс, невроз, у него комплекс, психическая предрасположенность и так далее. А в XIX веке говорили: грех, покаяние, раскаяние… Происшедшая подмена чрезвычайно опасна для личности, потому что снимает моральную ответственность за свои поступки. А когда она снимается в обществе?..» [Психология: ищу человека // ЗНАНИЕ — СИЛА 1/88. Ежемесячный научно-популярный н научно-художественный журнал для молодежи.

[11] Благолюбие. Том 1.

[12] См. главу 2 «Психология и тоталитаризм» См. главу 1 из книги А.В. Брушилинского «Психология субъекта» (под редакцией проф. В.В. Знакова).

 

[13] См. Главы 10, 11 из книги Эрика Ломакска «Возмездие».

[14] См. часть 3, главу 12 из книги Эдит Евы Эгер «Выбор: о свободе и внутренней силе человека».

[15] Лекция «Игромания (лудомания). Проблемы игровой зависимости».

[16] См. «Об инстинктах» из сборника творений Ухтомского А.А. «Доминанта. Статьи разных лет. 1887–1939».

[17] О старце рассказывалось, что он ««использовал различные способы, чтобы спасти своих духовных детей. Такое и многое подобное использовал Блаженный, чтобы освободить ум послушников от мирского мудрования – привычных, ложных страстных откликов ума. Он пытался добиться того, чтобы разрушить ложные привычки мышления, приобретенные в качестве неверных откликов души, обманутой мирскими соблазнами. Целью было полностью переключить душу на нетленную и вечную Иную Жизнь, научить ум реагировать на все иначе – молитвой…» [Святая Гора Афон, монастырь Кутлумуш. Перевод с греческого иером. Серафима (Захарова) по издан



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.083 с.)