Испытание совести и самопознание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Испытание совести и самопознание



Чтобы эту ситуацию преодолеть, необходимо научиться замечать, какие «кнопки» в нас запускают эти реакции. Актуален совет святых отцов – испытание совести (в частности, такого рода духовное делание описано в книге преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения», в главе третьей «О совести»). Для этого по вечерам необходимо вспоминать прошедший день. Чтобы не «уходить» в мнительность, можно определить максимальное время – не более 15 минут.

Подробнее о испытании совести см. в главе «Что делать, если по причине многолюдства нет возможности говорить о своих грехах подробно? Ежедневное испытание совести» из книги «”Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни». Электронная версия книги выложена на сайте Соловецкого монастыря, в разделе «Пастырская страничка», в подразделе «Исповедь».

А также – в беседах:

·  Цикл «Тирания мысли и алкоголь: О выходе из состояния “тирании мысли” и преодолении того, что толкает человека к алкоголю», пункт 11 «Кратко о тирании. Испытание совести. Советоваться с духовным отцом».

·  Цикл «Доминанта жизни и самоубийство», пункт 19d «Вечернее испытание совести и умиротворение. Стать естественным. Ресурс сопротивляться негативным мыслям».

·  Цикл «Зазеркалье», пункт 16.

Постараться вспомнить день от начала, с самого утра – как проснулся и до вечера, до той секунды как испытываешь совесть. Если вспышка страсти была, необходимо вспомнить с чего она начиналась, как развивалась. Постепенно приходит понимание, какие именно «кнопки» в нас запускают эти неуправляемые состояния.

Например, человек читает письмо, а в нем просьба замысловатая. Пишет человек, что ему ремонт никак не провести. А читающий думает – зачем он это пишет? Разве я помогу ему с ремонтом? И даже гневается. Прогневался и забыл. Воспроизвел типичную для себя реакцию. Тот момент, что гнев был забыт, даже закрепило эту реакцию. Страсти от повторяемости усиливаются. Вечером есть возможность вспомнить эту ситуацию и подумать – почему я прогневался на человека? Посмотреть на ситуацию с его точки зрения. Он старый больной человек. Живет далеко. Ему плохо, холодно и голодно в неотремонтированной квартире. Он ищет помощи. Как он понимает ситуацию, так и пишет. Пишет письма, куда получается. С его стороны – он ничего плохого не делает. Гнев – это моя реакция. Раз реакция неправильная, значит нужно ее изменить. Да, мы не можем помочь человеку с ремонтом, но можем хотя бы посочувствовать. Хотя бы воздохнуть о нем.

Или мы получили совет и проигнорировали его, сочли чушью, бредом. Отбросили совет и, исходя из своей обычной реакции, поступили.

Допустим, мы не успеваем днем это фиксировать. Тогда хотя бы вечером вспомнить – почему я сказал, что это чушь, я ведь не специалист в этой области? Какие у меня есть аргументы для того, чтобы считать совет бредом? У меня нет объективных доказательств, что эта точка зрения ошибочна. Похожие точки зрения можно найти еще в дополнение: и этот человек об этом говорил, и тот батюшка об этом писал. Может, это я ошибаюсь?

Когда мы такую работу проводим, мы свою «больную» реакцию постепенно (далеко не сразу) начинаем переделывать. Т.е. неконструктивную реакцию тормозить, а новую воспитывать. Впрочем, стоит отметить, что метод «работает», когда человек ассоциирует его с помощью Христовой, когда сопровождает и соединяет с молитвой.

Когда человек испытывает совесть, он начинает понимать, как его обманывают страсти. Какие кнопки нажимаются, воспроизводя ту или иную реакцию. Например, он понимает, что вслед за многими пустыми разговорами следует опустошение, за опустошением – желание наполнить себя едой, за перееданием – потеря равновесия, за потерей равновесия – вспышка гнева. Ибо если находишься в состоянии внутренней расслабленности и «крена» и сталкиваешься с ситуацией, в которой нужна собранность, то не получается на такую ситуацию реагировать конструктивно. Реагируешь, исходя из своих внутренних условий. А они таковы, что гнев рожается мгновенно, и отклонить от себя желание пойти в русле вспышки очень велико. Одно наматывается на другое, превращаясь в ком, который, летя с горы, заматывает в себя и человека.

Человек постепенно понимает, при каких условиях гнев приходит в движение, с каких ощущений начинается вспышка. Следовательно, он получает возможность как-то повлиять на процесс, «разорвав цепочку». Например, понимает, что приступу предшествует иногда недовольство какими-то обстоятельствами. Что-то человек увидел, услышал, на фоне внутреннего расслабления дал тому специфическую интерпретацию («Да, что они тут, все с ума посходили что-ли?!»). И начинается втягивание в внутренний монолог, перемежающийся проходящими перед внутренним взором картинами на тему того, как «они посходили тут все с ума». Незаметно к потоку монолога присоединяется тоненькая струйка иного потока. Иной поток незаметно входит в сознание, заполняет человека свойственными потоку мыслями, и вдруг эти мысли складывают в неразрешимую будто бы задачу. В описание отчаянной ситуации, из которой нет выхода. В систему, с безошибочной точностью и беспощадной логикой доказывающей, что тебя унижают, ни во что не ставят и презирают (хотя в реальности дела обстоят иначе).

На тему второго потока можно привести аналогию с газом. Газ закачивают в пещеры, в которых прячутся боевики. Газ заполняет все пустоты и пространства, затем дается искра, и весь объем газа взрывается.

О втором потоке см. главу «Предпосылки захвата личности» из части 3-ей статьи «Преодоление игрового механизма».

Первое время, испытывая совесть человек, может, и не сумеет в памяти «добраться до утра». Как только он сведет взор внутрь себя, то увидит «засветку» наподобие той, что появляется на экранах, когда время трансляции канала закончено. Такое бывает – от многих впечатлений, воспринятых в течение дня, особенно, если способность к саморефлексии находилась в дремотствующем состоянии.

Постепенно память и внимание настолько укрепляются, что человек видит свой вход в болезненную эмоцию не только вечером, во время испытания совести. Он схватывает себя во время самого входа (нередко мы только потом, задним числом успеваем понять, что накричали на кого-то) в эмоцию, страсть.

Когда навык внимания еще более укрепляется, человек схватывает себя еще до вхождения в страсть. Вследствие того, что он часто во время испытания совести многократно анализировал последствия вхождения в гнев (последствия: некая опаленность души), он начинает чувствовать вспышку гнева за некоторое время до того, как она вспыхнет. Он чувствует смущение, у него появляется доля секунды, чтобы затормозить свою реакцию и пойти по иной дорогой. А ранее, он этот «перекресток» всегда почти «пролетал», считая гнев чуть ли не своей естественной реакцией.

Когда у человека появляется мгновение «в запасе», он успевает вспомнить о том, что противостоит гневу: молитва о обидчике, любовь. И он, когда еще мятник гнева не успел раскачаться, реализует эти два направления, вследствие чего гнев сходит на нет.

См. материалы в статье «ОБИДА, ГНЕВ, ЗЛОСТЬ… ПРОЩЕНИЕ. Лекции, тексты – иеромонаха Прокопия (также – иных авторов)».

Так реализуется совет академика Ухтомского насчет того, что нужно быть командиром доминанты, иначе станешь ее жертвой. По ничтожному поводу может воспроизводиться то, что было сформировано в прошлом («предопределено давней историей человека, а сейчас совершается по ничтожному поводу»). «Вот по этим “отрыжкам» скрывающихся двигателей поведения узнавать заранее зачатки своих мотивов, чтобы вовремя противопоставить им более важное, занять пути другою доминантою, – таков рецепт»[16].

Испытание совести помогает увидеть, из каких сегментов и процессов слагается паталогическая доминанта, вследствие чего открывается возможность ее разрушить. Хотя на данный момент человек еще не в силах удержать себя от тяги поддаться действию патологической доминанты (страсти), он уже начал воспитывать в себе конкурирующую доминанту. Укрепившись, она начнет потихоньку тормозить паталогическую.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.007 с.)