Не входить в поток тревожных мыслей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не входить в поток тревожных мыслей



Среди навыков, желательных для приобретения, можно отметить следующий. Когда формируется болезненное восприятие ситуации, нужно научиться в первую очередь не допускать его до сознания, чтобы оно не охватило целиком сознание.

Мы успокоимся и тогда уже можно советоваться, либо рассмотреть ситуацию в свете Откровения Божия. В спокойном состоянии мы способны увидеть другие, альтернативные точки зрения. При столкновении с неприятной ситуацией, у нас воспроизводится привычная для нас реакция. Эта мысль захватывает сознание. Мы находимся в потоке мыслей.

Святые отцы предостерегали и рекомендовали не входить в контакт с тревожной мыслью, укорять себя, просить прощения у Господа. За самоукорение нужно зацепиться. Как некая аналогия - сильный ветер, сбивающий с ног. Выход из ситуации – вжаться в землю, пока порыв ветра не пройдет. Тогда человек найдет альтернативные варианты, тем более, если он молится, читает духовные книги, Священное Писание. Святые отцы хоть и не писали на прямую о проблеме, но какое-то слово касается сердца, выбывает тебя из потока и все проясняется. Ты понимаешь, что все гораздо проще, что ситуация решаемая. Да, ситуация трудная, но решаемая вполне конкретным способом. Ум видит лишь, когда успокоится. Поэтому важно не входить в поток с тревожной мыслью.

Надо, конечно, и молитвенное правило иметь. Мы не можем молиться круглосуточно. Целесообразно иметь небольшое правило, но Псалтирь и Евангелие хотя бы и понемногу, но необходимо читать. Можно читать кафизму, либо (при отсутствии времени) – треть кафизмы. Если же время позволяет, то можно читать «Чин пения 12 избранных псалмов». В Чине несколько раз повторяются молитвы «Трисвятое по Отче наш» и блок из 30 раз «Господи, помилуй». Если эти два пункта опустить, то прочитывается Чин минут за 25. Многие, кто имеет опыт чтения Чина, отмечают, что появляется способность хранить равновесие в сложных ситуациях. Обстоятельства тревожат, но из седла не выбивают. Как сравнение – бронежилет. Пуля попадает, но не прошивает насквозь.

Скорбные обстоятельства часто не дают нам переключиться на молитву. Необходимо здесь помнить главный принцип – сейчас ситуацию не рассматривать, а приступить к ее анализу в спокойном состоянии. В состоянии тревоги никаких решений не принимать, отношений не выяснять. Все то, что приходит в голову в измененном состоянии сознания – скорее всего, ошибочно. Одни люди осознают и борются с этим. Другие же воспринимают все, происходящее в их голове за чистую монету. Часто страсть гордости мешает человеку критично отнестись к собственным мыслям (см. в сноске мысль святителя Василия (Кинишемского) насчет того, что развитие страсти гордости приводит к потере критичности в отношении собственных мыслей[18]). Но может ведь прийти мысль неправильная, навеянная либо прошлым негативным опытом, либо индуцированная (например, страхи, транслируемые телевидением), либо внушенная врагом спасения.

Подробнее см. раздел «Травматический опыт, доминанта и панические атаки (кратко)» из части 2.1 работы «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».

В разделе упоминались материалы по теме:

Цикл «Преодолеть отчуждение (часть 1)»; б еседа 41а. РЕЛИГИЯ И ВЫХОД ИЗ ДЕПРЕССИИ. (00:30) Принятие принципов духовного руководства и следование им (советоваться с духовным отцом) как путь избавление от навязчивых мыслей. Не вступать в диалог с навязчивыми мыслями. (14:53) Как отличить тревожные помыслы от простых.

А такжецикл лекций «Зазеркалье»:

· Пукнт 54. Начало раздела о преодолении навязчивых помыслов. Навязчивые мысли и гордость. Не включаться в поток тревожных мысле й.

· Пункт 62a. Суть бесед 40–61. Иисусова молитва и отсечение помыслов. Доверие тревожным помыслам – основа расстройства.

· Пункт 62b. Суть. Пластичность мозга и научные подходы к решению вопроса навязчивых мыслей. Если все равно приходят, то – не вникать

Иисусова молитва

Стоит поставить вопрос о том, чтобы навыкать к Иисусовой молитве. Хотя исихазм – это монашеская практика, но в каком-то смысле наставления преподобного Исихия Иерусалимского из книги «Добротолюбие» могут быть актуальны и для мирян. Вот в уме твоем возникают черные мысли, как волны. Тебе кажется, что ты утонешь. Общая суть наставления данного автора и иных из книги «Добротолюбия» – не пугайся, держись Иисусовой молитвы и не заметишь, как настанет тишь. Призраки в уме могут принимать исполинские масштабы и пугать человека.

Если человек не защищен благодатью, которую он черпает в молитве, то он беззащитен. Здесь надо «пристегнуться» к молитве. Как пример, полярная ночь на полюсе. Постоянная темнота. Метель. На расстоянии вытянутой руки ничего не видно. Люди передвигаются, лишь пристегнувшись карабином к тросу. Именно пристегнувшись. Удерживая трос рукой, его можно потерять и погибнуть (замерзнуть) в нескольких шагах от дома.

В состоянии измененного сознания (аффекта) человек не видит выхода, словно произошла полная засветка на радаре самолета. Летчик не видит ориентиров, не понимает, куда ему лететь, а кругом бушует стихия. Можно привести такую аналогию.

Рассказывал боевой летчик. Он залетел в грозовое облако. В подобной ситуации не действуют силы, удерживающие самолет на воздухе. Плотность стихии – как плотность моря, а море летать разве возможно? На решение только несколько секунд. На радарах засветка. Куда лететь непонятно.

Он взмолился, как мог. И вдруг на радаре появляется 200-метровый коридор. Он в этот просвет уходит и вылетает из облака. Похожая ситуация произошла через некоторое время, когда у него ребенок родился с пороком сердца, аритмией.

К тому времени о явленом чуде летчик уже забыл. В потоке жизни и суеты впечатление от встречи с чудом сгладилось, и верх взяли прежние убеждения. В те времена раскрывали грудную клетку и делали операции на открытом сердце. Ставится вопрос об установке кардиостимулятора. И хотя заявлено было, что стимулятор защищен от внешнего воздействия, но электромагнитный сигнал может сбить программу и повлечь за собой смерть человека.

Кто-то из медперсонала клиники посоветовал ребенка причастить. На свой страх и риск родители взяли ребенка, и пошли в храм. Очень много людей, не пройти. От Причастия отказались, при таком многолюдстве возникал риск, что кто-то, например, локтем заденет ребенка или провода, и сердце остановится. Произошло чудо. Родители развернулись к выходу, но из алтаря показался священник с Чашей. Толпа ринулась к Чаше, а перед ними (как в случае с облаком) образовался коридор. Чудо было в том, что, отказавшись от Причастия и развернувшись к двери, родители с ребенком через несколько секунд оказались у самой чаши. Ребенка причастили. И главное чудо – у ребенка появился собственный пульс, что зарегистрировал врач по возвращении в клинику.

Все-таки, когда человек за Иисусову молитву держится, то Господь дает ему просвет. Ты посреди самого глубокого мрака понимаешь, что вся эта буря в уме носит временный характер. Мысль о том, что сейчас отчаиваться не надо ведет тебя (в хорошем смысле). Что-то не дает упасть, дает надежду. Это «что-то» от Бога, не от человека. Когда человек за Христом не тянется, то теряет надежду полностью и даже суициды случаются. А у верующего словно, по словам одного человека, ставшего в последствие монахом, словно посох появляется.

Другой человек, пришедший к вере тюрьме во время прохождения нелегких испытаний (ему Господь явил Себя, и этот человек, также впоследствии ставший монахом, долгое время переживал глубокую радость, что было удивительно видеть другим, так как условия жизни были тяжелы) говорил: Словно едешь в автобусе по ухабам и за поручень держишься. Трясет, конечно, но ты за поручень держишься и не падаешь. Как же просто! И непонятно, почему другие не хотят держатся, ведь тряхнет и – кубарем летят.

Также необходимо отметить, что сложные и мучительные для человека состояния могут запускаться какой-либо мыслью. Человек впускает ее в себя, фиксируется на ней, пропитывается ею, и она, разрастаясь, вводит человека в воспоминание о некогда пережитом, например, травмирующем событии. Если же человек имеет навык моления именем Иисусовым, то перед ним открывается возможность разрезать цепочку мыслительного процесса, не дать процессу оживать травматический опыт прошлого.

Подробнее о молитве Иисусовой применительно к теме разрушения паталогической доминанты, «разрезания» мыслительной цепочки, которая могла бы запустить активацию этой доминанты, см. в главе «Разрыв паталогической доминанты и молитва Иисусова»в части 5.1 статьи «Преодоление игрового механизма».

Здесь открывается поле для постановки новых вопросов. Например, некоторые концепции преодоления травматического опыта предлагают подробно вспоминать травматический опыт прошлого, подробно проговаривая его. На эпизодах, наиболее мучительных для человека, ему предлагают особо останавливаться, заново и заново воспроизводя наиболее травмирующий сегмент воспоминания. В данном случае человек учится самоконтролю, но паталогическая доминанта не перевоспитывается. Человек сохранять внешнюю невозмутимость при ее активации, она же продолжает бередить изнутри чувства человека.

Паталогическая доминанта преодолевается / переинтегрируется / перевоспитывается, когда человек исходит в новый образ жизни, когда у него появляется система взглядов и система навыков, противоположных прежним. То есть, – тех, врастая в которые человек и совершил поступки, повлекшие за собой зарождение паталогической доминанты.

Конструктивных подход к преодолению натиска мыслей (могущих, в том числе, повлечь активацию травматического опыта) предполагает не только разрезание мыслительной цепочки с помощью молитвы Иисусовой, но и изменение образа мыслей и образа жизни. О чем рассказывалось в беседе 4-ой цикла «Внешняя жизнь и мир мыслей». А также, – начиная с беседы 5.5 цикла «Преодоление травматического опыта». Начиная с беседы 5.5 в цикле ставится вопрос о условиях, на основании которых человек может реализовать то, что называется посттравматическим ростом.

В беседах помимо условий, на основании которых человек входит в посттравматический рост, описываются методики, реализация которых приводит человека, как бы к забвению того, что случилось неприятного ему в его жизни. Но искусственно стимулируемое забвение еще не делает человека здоровым.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.007 с.)