Краткая характеристика некоторых психических состояний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая характеристика некоторых психических состояний



Эмоциональные состояния

Тревога и страх

Понятие «тревога» было введено в психологию З. Фрейдом в 1925 году. В современной психологии тревога рассматривается как состояние, переживания неопределенной, смутной, безобъектной угрозы преимущественно воображаемого характера. В одной из первых отечественных работ, посвящённых проблеме тревоги и тревожности, исследовании, проведенном грузинским психологом Н. В. Имедадзе в 1966 году, тревожность понимается автором как «эмоциональное состояние, возникшее перед возможностью фрустрации социальных потребностей»[22].

По представлениям Ф.Б. Березина тревога – это сигнал опасности, которая ещё не реализована и носит вероятностный характер, то есть рассматривается человеком как зависящая и от ситуационных, и от личностных факторов[23]. Он же описал стадии (уровни) развития тревоги, которые отличаются интенсивностью переживания и возможностями регуляции[24]:

 

№ п/п Название стадии Краткая характеристика
1 Ощущение внутренней напряжённости Наименьшая интенсивность тревоги. Переживание настороженности, напряжения, дискомфорта. Имеет наибольшее адаптивное значение, поскольку способствует интенсификации и модификации активности. Никогда не сопровождается нарушениями интеграции поведения. Служит сигналом приближения более выраженных тревожных явлений
2 Гипертензические реакции Напряжённость, недифференцированная раздражительность, усиление интенсивности ощущений. Нарушение дифференциации значимых и незначимых стимулов, ведущее к неадекватному по силе и направленности поведению. Повышение значимости и повышенное внимание к нейтральным стимулам.
3 Тревога Переживание неопределённой угрозы, чувство неясной опасности. Невозможность определить характер угрозы и время её возникновения. Неосознаваемость причин тревоги в силу недостатка информации или неадекватности её переработки. Активизация психологических защит. Ограниченная способность самостоятельно использовать имеющиеся по проблеме знания и умения.
4 Страх Смещение тревоги к тем или иным объектам, конкретизация тревоги в объекте. Объекты, с которыми связывается страх, не всегда имеют связь с действительными причинами тревоги.
5 Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы Представление и невозможности избежать угрозы, ужас перед неминуемой гибелью. Эта стадия может наступить независимо от содержания страха (страха одиночества, страха толпы).
6 Тревожно-боязливое возбуждение Потребность в двигательной разрядке, панические поиски помощи. Дезорганизация поведения достигает максимума и исчезает возможность целенаправленной деятельности.

 

Выраженная тревога сопровождается различными сомато-вегетативными признаками (учащение сердцебиения, потливость, кожный зуд, дрожание, учащённое мочеиспускание, хаотические движения и персеверации).

Таким образом, с одной стороны, переживание интенсивной тревоги дезорганизует деятельность человека, с другой стороны её оптимальный уровень обеспечивает мобилизацию ресурсов личности на преодоление трудностей и является естественным адаптивным механизмом.

Большинство психологов склонны различать тревогу и страх, хотя первоначально, данные термины употреблялись как синонимы. А.М. Прихожан указывает, что страх испытывается при угрозе витальной, когда что-то угрожает целостности или существованию человека как живого существа, человеческому организму, а тревожность – при угрозе социальной, личностной. Опасность в этом случае грозит ценностям человека, потребностям «Я», его представлению о себе, отношениям с другими людьми, положению в обществе[25]. Е.П. Ильин приводит следующее определение понятия «страх»: это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для здоровья и благополучия[26]. При этом общепризнано, что механизм возникновения страха у человека является условно-рефлекторным и связан с ранее испытанной неприятной ситуацией.

К внешним и внутренним выражениям страха чаще всего относят дрожание конечностей, расширение зрачка, срывающийся голос, горизонтальные морщины на лбу, внутренние углы бровей сдвинуты друг к другу, приоткрытый рот, губя напряжёны. При страхе затормаживаются все психические процессы, сужается поле восприятия, нарушается координация движений, повышение ригидности мышления, ухудшение процессов запоминания. Как отмечает К.К. Платонов, страх может проявляться в двух формах: астенической (пассивно-оборонительные реакции – оцепенение, ступор, дрожь) и стенической (активно-оборонительные реакции – бегство, агрессивное нападение)[27]. Но независимо от формы проявления страхов, склонность человека к их частому переживанию является признаком дезадаптации. И в ряде случаев человеку необходимо подавлять состояние страха через проявление самообладание, воли.

 

 

Настроение

Из всех эмоциональных состояний настроение можно считать одним из самых неопределённых. Л.В. Куликов рассматривает настроение как настрой на какую-либо деятельность, задачу. Л.М. Веккер называет настроение душевным самочувствием, которое присутствует у человека наряду с физическим самочувствием. К. Прибрам описывает настроение как результат мониторинга окружающих человека жизненных обстоятельств. Приводя значительное количество авторских подходов к пониманию «настроения», Е.П. Ильин предлагает рассмотреть отличительные особенности этого состояния от других, а именно:

- слабую интенсивность;

- значительную длительность;

- слабое осознание его причин;

- значительное влияние его на активность человека[28].

Наиболее подробное и основательное исследование детерминант и проблем регуляции настроения принадлежит Л.В. Куликову (рис.3).

Кроме того, автор представляет классификацию социально-психологических условий, способствующих возникновению и сохранению позитивного настроения. К таковым он относит:

- особенности социальной среды, которые способствуют самореализации, удовлетворению потребностей личности, поддерживают её самооценку;

- личностные особенности, а именно, активное отношение к жизни, высокая самооценка, уверенность в себе, независимость, согласованность Я-концепции;

- когнитивные особенности – понимание ситуации и возможность прогнозировать её развитие, изменение, опыт преодоления трудностей, адекватная оценка своих ресурсов и величины нагрузок;

- эмоциональные свойства – оптимизм, эмоциональная устойчивость;

- коммуникативные особенности – открытость общению и межличностной поддержке, устойчивые и удовлетворяющие человека межличностные роли, удовлетворяющий статус в группе[29].

 

Рис. 3. Факторы, детерминирующие настроение (по Л.В. Куликову)

 

Динамика настроения в значительной степени определяется темпераментом человека.

 

 

Агрессия

 

Под агрессией в психологии принято понимать, прежде всего, индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда[30]. Однако ряд авторов рассматривают агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние, выделяя его познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Агрессия в этом случае определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ответ на ситуацию, которая серьезно затрагивает личные интересы человека. При этом в зависимости от темперамента и особенностей нервной системы одни люди имеют дело с приступами агрессии чаще, другие реже.

Познавательный компонент заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации, видения объекта для нападения и идентификации своих «наступательных средств». Некоторые психологи, как, например, Р. Лазарус, считают основным возбудителем агрессии угрозу, полагая, что последняя вызывает стресс, а агрессия является уже реакцией на стресс. Следует, однако, отметить, что далеко не всякая угроза вызывает агрессивное состояние, а с другой стороны, отнюдь не всегда агрессивное состояние провоцируется угрозой. Вместе с тем в тех случаях, когда агрессия вызывается угрозой, правильное понимание этой угрозы, ее объективный анализ и оценка — весьма важные познавательные элементы агрессивного состояния. От этого понимания зависит само возникновение данного состояния, его форма и сила. Переоценка угрозы может вызвать отказ от агрессии как средства борьбы и сознание своего бессилия.

Исключительно важен и эмоциональный компонент агрессивного состояния. Здесь прежде всего выделяется гнев. Часто человек на всех этапах агрессивного состояния – при подготовке агрессии, в процессе ее осуществления и при оценке результатов – переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Более того, совсем неверно было бы считать каждый гнев провоцирующим агрессию. Существует «бессильный гнев» при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Так, иногда подростки переживают гнев по отношению к старшим, но этот гнев агрессией даже в словесной форме обычно не сопровождается. Эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается гневом. Особый оттенок этому состоянию придают переживания недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях и чувства своей силы, уверенности. Бывает и так, что агрессор переживает радостное, приятное чувство, патологическим выражением которого является садизм.

Серьезное значение имеет и такой компонент агрессии, как ее волевая сторона. Причем в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, а в ряде случаев инициативность и смелость. Дело в том, что агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеназванных волевых качеств[31].

Поведение человека во время приступа агрессии зависит от его воспитания, опыта, ценностей и от того, как он в целом управляет своими эмоциями. Последнее, в зависимости от темперамента, одним удается легче, а другим труднее.

Активационные состояния

Апатия

Апатия – это состояние, описываемое, главным образом, с физиологических диспозиций и связанное одновременно с понижением тонуса подкорки и тем самым эмотивного фона и возбудимости коры. А.О. Прохоров отмечает, что состояние апатии чаще всего возникает при напряженных и длительных интеллектуальных и физических нагрузках, в случае неудовлетворенности в личностно значимых ситуациях, в случае разочарования в человеке, при хронических стрессовых ситуациях, при расставании с близкими навсегда, при длительном непонимании со стороны окружающих, при конфликтах и одинокости и др., т.е. в случае повторяющихся травмирующих или необратимых ситуациях[32].

Апатия оказывает тормозное влияние на протекание физиологических процессов. Здесь нет сильного сердцебиения или учащенного дыхания. Как правило, дыхание замедляется, становится глубоким с частыми вздохами. Многие жалуются на головные боли, боль под грудиной, ноющую боль в области сердца. Наблюдается ярко выраженное снижение двигательной активности, отсутствие желания двигаться, вялость во всем теле. Аппетит снижается или полностью отсутствует.

Апатия – это состояние равнодушия, которое вызывается не только однообразием впечатлений, но часто и, наоборот, их чрезмерным количеством. При апатии человеку обычно бывает безразлично, будет ли смена впечатлений и действий или нет, ему часто даже хочется уйти от излишних впечатлений. Апатия негативно влияет на познавательную и другую деятельность человека, в известной степени парализует ее, препятствует любопытству, любознательности, заинтересованности.

Многие авторы, рассматривая состояния пониженной психической активности, выделяют другое состояние, близкое к состоянию апатии, – скуку. Как и апатия, скука выражается в чувстве неудовлетворенности, переживается как тягостное состояние. Однако Р. Нисбет особо подчеркивает следующее отличие скуки и апатии: «Человек наделен уникальной способностью – скучать. Нам, как и всем формам жизни, периодически свойственны состояния апатии, но апатия и скука – не одно и то же... Скука находится на значительно более высокой ступени в шкале человеческих несчастий, чем апатия, и, возможно, лишь имея такую высокоразвитую нервную систему, человек может испытывать состояние скуки. При этом человеку необходим умственный уровень, как минимум, «нормальный». Идиот может испытывать состояние апатии, но не скуки»[33].

К.К. Платонов определял скуку как психическое состояние, вызванное отсутствием интересных стимулов, проявляющееся в снижении уровня ясности сознания. Тем не менее, К.К. Платонов указывает, что личности с богатым внутренним миром скука не свойственна. А.О. Прохоров относит скуку к состояниям пониженного уровня психической активности наряду с грезами, подавленностью, грустью, печалью, тоской, горем, страданием, усталостью, утомлением, монотонией, прострацией, рассеянностью, релаксацией, кризисным состоянием и др.[34] С.Т. Посохова, Е.В. Рохина определяют скуку как сложное, неоднородное психическое состояние, развивающееся в связи с дефицитом внешней и внутренней активности, субъективное переживание которого связано с личностными особенностями и с условиями жизненной ситуации.

Обобщая различные подходы к рассмотрению скуки и апатии, С.Т. Посохова, Е.В. Рохина выделяют следующие характеристики данных психических состояний:

- сознание обесцененности, необходимости, интересности, значительности того, что человек воспринимает или делает;

- отсутствие знания того, когда данный процесс закончится, своего рода сознание беспросветности;

- чувство неудовлетворенности от вынужденной пассивности, даром затраченного времени;

- слабость или поверхностная подвижность внимания.

При этом указывается, что переживание скуки индивидуально. Особенно подвержены скуке и тяжело ее переживают люди капризные, нетерпеливые, без самообладания. Переживая скуку, человек в большинстве случаев старается выйти из этого состояния. Этот выход может быть сделан разными путями. Первый путь – присмотреться к тому, что кажется неинтересным и скучным, и постараться найти в нем что-либо заслуживающее внимания. Второй путь – использовать неинтересность, однообразность впечатлений для того, чтобы сосредоточиться на своих мыслях, планах, воспоминаниях и т.п. Третий путь – смена впечатлений[35].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.016 с.)