Упражнение 6: прохлада во лбу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 6: прохлада во лбу



Формула: «Мой лоб приятно прохладен». Повторяется шесть раз и один раз – «я совершенно спокоен». Упражнение направлено на предотвращение и ослабление сосудистых головных болей. Мысленное повторение этой формулы вызывает представление легкого прохладного ветерка, овевающего лоб и виски. При возникновении такого ощущения упражнение считается выполненным. Помогает реализации упражнения представление ощущения холодного компресса на лбу у человека, находящегося в теплой ванне. Длительное удержание представления такого температурного контраста субъективно приятно и оказывает устойчивый успокаивающий эффект.

Особую осторожность при выполнении этого упражнения должны соблюдать те, кого донимают головные боли. В таких случаях рекомендуется облегченная форма концентрации внимания, например, с формулой: «Мой лоб приятно и слегка прохладный».

 

Для того чтобы контролировать успешность освоения техники АТ, рекомендуется ежедневно вести дневник, например, в виде таблицы, включающей следующие пункты:

 

Дата проведения сеанса Что было запланировано Что не получилось и почему
     

 

В заключение скажем несколько слов о высшей ступени АТ – аутогенной медитации. В рамках данного курса овладение ею не запланировано, так как оно предполагает длительную проработку низшей ступени АТ. Приступать к упражнениям аутогенной медитации можно только после того, как тренирующийся научится вызывать ощущения, свойственные упражнениям первой ступени, уверенно и быстро за 20-30 секунд. После этого следует удлинять время «переживания» стандартных упражнений и научиться удерживать себя в состоянии аутогенного погружения длительное время – по одному часу и более. Сам И.Г. Шульц полагал, что этот подготовительный период к медитативным упражнениям должен занимать восемь месяцев тренировки. Дальнейшая подготовка состоит в длительном (30-60 минут) выполнении стандартных упражнений при наличии «раздражающих помех» – яркого света, шума, звучащего радио. Тренирующийся должен научиться, невзирая на помехи, вызывать и удерживать состояние «пассивной концентрации». Это достигается через 17-18 недель тренировки. И только не ранее 20-й недели можно приступать к систематизированной серии медитативных упражнений.[98]

Для более детального изучения специфики низшей и высшей ступеней АТ рекомендуется обратиться к специализированной литературе.

Рекомендации по составлению полного сеанса аутотренинга [99]

Полный сеанс аутотренинга – это связный текст, включающий формулы самовнушения и рассчитанный на 5-30 минут размеренного произнесения про себя. При его составлении рекомендуется учесть следующее:

1) формулы самовнушения следует начинать со слов я... / мне… (с последующим глаголом);

2) необходимо употреблять глаголы в настоящем времени;

3) следует избегать отрицаний (отрицательных конструкций с частицей «не»);

4) фразы должны быть достаточно короткими и легко запоминающимися;

5) необходимо избегать неопределенных утверждений, будьте конкретны.

Примерный текст полного сеанса аутотренинга

 

Закрываю глаза и погружаюсь в себя. Начинаю сеанс аутотренинга. Проверяю удобство позы. Мне удобно. Мне очень приятно находиться здесь. Дыхание ровное и спокойное.

Создаю образ: море, солнце, лёгкий тёплый ветерок. Каждая клеточка моего тела наслаждается этим состоянием спокойствия и умиротворения. Я слышу шум прибоя, крики чаек; чувствую запах моря и солёные брызги на губах. Как мне хорошо. Мне тепло, очень тепло. С моря дует лёгкий ветерок. Он нежно касается моего лба. Приятная прохлада во лбу. Всё тело тёплое, а во лбу прохлада. Расслабленность и покой, сосредоточенность на своих ощущениях. Дыхание ровное и спокойное.

Приятное тепло в лице. Я очень хочу, чтобы мышцы лица расслабились. Какие у меня тёплые щёки, веки, губы; и только во лбу прохлада.

Приятная тяжесть в руках. Мои руки расслаблены. Пальцы лёгкие и тёплые. Я чувствую, как тепло поднимается по рукам. Тёплыми становятся кисти, предплечья, плечи. Как хорошо, когда тело расслаблено: сосуды становятся эластичными, расширяются. Я чувствую, как в левой стороне груди разливается тепло. Сердце бьется ровно и спокойно. Дыхание ровное и спокойное.

В области живота приятное чувство тепла, как будто на живот положили тёплую-тёплую грелку или широкий пушистый шарф. Солнечное сплетение как солнышко посылает свои лучики к каждому органу. Тепло волнами растекается по всему животу. Дыхание ровное и спокойное.

Ноги тяжелые и расслабленные. Я закапываю ноги в горячий песок. Песчинки струятся между пальцев. Как мне приятно. Я чувствую, как мои ноги согреваются, и тепло поднимается вверх по ногам. Тёплыми становятся ступни, икры, колени, бёдра. Мои ноги тёплые и расслабленные.

Я лежу на горячем песке у моря. Песок согревает мою спину. Мышцы спины расслаблены. Мой позвоночник расслаблен. Появляется тепло в области поясницы, груди. Тепло поднимается к шее.

Все тело согрелось, а во лбу прохлада. Дыхание ровное и спокойное. Я ощущаю только лоб. Все остальное растворяется. Тело лёгкое. Я могу подняться и полететь. Я отрываюсь от земли и лечу как в сказке, как в самом прекрасном сне.

Неведомая сила подхватывает меня и уносит навстречу счастью и свету. Я плавно покачиваюсь на волнах воздуха. Свобода, ощущение полёта. Меня окутывают нежные розово-белые облака. Как мне хорошо. Какое необычайное состояние удовлетворения и покоя. Я поднимаюсь всё выше и выше. Я вижу звёзды. Я погружаюсь в глубины космоса. Я познаю его тайны.

А теперь мне пора назад, на землю. Медленно, как пёрышко, я опускаюсь всё ниже и ниже. Я плавно опускаюсь на тёплый песок. Спина осторожно касается поверхности земли; руки, ноги. Я чувствую тяжесть, но эта тяжесть приятна мне.

Это был хороший отдых. Теперь я чувствую подъём сил. Я наполняюсь энергией. Я верю, что этот день принесёт мне только удачу и счастье. Я верю в это. Я одарю счастьем окружающих. Я улыбаюсь им. Улыбаются мои губы, глаза, ладошки и даже кончики пальцев на ногах. Как это здорово – улыбаться людям.

Моё дыхание меняется, становится энергичным. Делаю глубокий вдох, энергичный выдох. Открываю глаза, ещё раз улыбаюсь, потягиваюсь.

 


Задания для самостоятельной работы

1. Какие житейские способы саморегуляции Вы знаете? Чем житейские способы отличаются от научных?

2. Перечислите основные группы методов регуляции психоэмоционального состояния.

3. В чем состоят уникальные особенности дыхания в плане саморегуляции психофизического и психоэмоционального состояния?

4. В чем состоят основные отличия медитации и аутогенной тренировки?

5. Какие способы саморегуляции, связанные с управлением тонусом мышц, движением Вы знаете?

6. Что такое аффирмации. Какие способы самовнушения Вы знаете. Правила постановки и применения.


Список рекомендуемой литературы

Психические состояния

 

1. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2005. – 411 с.

2. Киршбаум, Э.И. Психические состояния / Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. – 141 с.

3. Куликов, Л.В. Психология настроения / Л.В. Куликов. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1997. – 228 с.

4. Левитов, Н.Д. О психических состояний человека / Н.Д. Левитов – М.: Просвещение, 1964. – 344 с.

5. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии: Академия наук СССР Институт психологии / отв. ред. Ю.М. Забролин, Е.В. Шорохова. – М.: Изд-во «Наука», 1984. – 444 с. – 350 с.

6. Махнач, А.В. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных черт личности / А.В. Махнач // Психологический журнал. – 1995. – №3. – С. 35-43.

7. Панов, В.И. Психическое состояние как объект и предмет психологического исследования / В.И. Панов // Мир психологии. – 1998. – № 2. – С. 20-35.

8. Петров, И.Г. Психическое состояние как особое явление: его определение и структурно-содержательные характеристики / И.Г. Петров // Мир психологии. – 1998. – № 2. – С. 8-20.

9. Прохоров, А.О. Функциональные структуры психических состояний / А.О. Прохоров // Психологический журнал. – 1996.– № 4. – С. 9-18.

10. Прохоров, А.О. Рефлексивный слой психического состояния / А.О. Прохоров // Мир психологии. – 2006. – № 2. – С. 38-48.

11. Прохоров, А.О. Смысловая регуляция психических состояний / А.О. Прохоров // Психологический журнал. – 2009. – Т. 30, № 2. – С. 5-17.

12. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности / А.О. Прохоров. – М.: ПЕР СЭ, – 2005. – 352 с.

13. Психология состояний: хрестоматия / Сост. Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров / Под ред. проф. А.О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. – 608 с

14. Сосновикова, Ю.Е. К вопросу об определении понятия и принципах классификации психических состояний человека // Вопросы психологии. – 1968. – № 6. – С. 112-116.

15. Сосновикова, Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика / Ю.Е. Сосновикова. – Горький, 1975. – 118 с.


Йога

 

1. Андерсон, С. Йога: начальный курс / С. Андерсон, Р. Совик; пер. с англ. С.Н. Ловягина. – М.: Рипол Классик, 2005. – 238с.

2. Бродов, В.В. Истоки философской мысли Индии: йога: методология практических занятий / В.В. Бродов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 221с.

3. Гущо, Ю.П. Введение в энциклопедию здоровья и долголетия / В.П. Гущо. – М.: Междунар. ассоц. «Личность. Экология. Мир», 1993. – 304с.

4. Заболотская, М.Г. Йога как средство развития силы, гибкости и функциональных возможностей организма / М.Г. Заболотская. – Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2010. – 50с.

5. Иванов, Ю.М. Йога и здоровье: Практическое руководство / Ю.М. Иванов. – М.: Изд-во: СП «Лесинвест, ЛТД», 1991. – 220с.

6. Коглер, А. Йога для спортсменов: Секреты олимпийского тренера / Пер.с анг. В. Кашникова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 299с.

7. Кристенсен, Э. Йога для всех: Путь к здоровью / Пер. с англ. М. Котельникова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 191с.

8. Патанджали, Ш. Йога-сутра / Пер. с санскрита и комментарии Б.И. Загуменова. – Минск: Б.и., 1991. – 58с.

9. Роуч, Г.М. Как работает йога. Исцеление и самоисцеление с помощью йога-сутры / Г.М. Роуч, К. Макнелли. – М.: Гаятри, 2006. – 280с.

10.  Шифферс, М. Простая йога для начинающих / М. Шифферс. – М.: Изд-во Вадим Левин, 2005. – 120с.

 

Дыхательные техники

 

1. Гроф, С. Путешествие в поисках себя / С. Гроф. – М.: АСТ, 2004. – 346с.

2. Дильке, Р. Чудесная сила дыхания. Восстановление тела, души и духа / Р. Дильке, А. Нойманн. – М.: ИГ «Весь», 2009. – 224с.

3. Иванченко, В.А. Секреты вашей бодрости / В.А. Иванченко. – М.: Знание, 1988. – 288с.

4. Корягина, И. Ребёфинг: Уроки осознанного дыхания / И. Корягина. – М.: Амрита-Русь, 2010. – 128с.

5. Ларионова, И. Дыхательные техники. Избранные методики / И. Ларионова. – М.: Вектор, 2010. – 192с.

6. Липень, А. Йога дыхания. Оздоровительные пранаямы на каждый день / А. Липень. – СПб.: Питер, 2010. – 128с.

7. Малахов, Г.П. Современные дыхательные методики / Г.П. Малахов. – М.: Сталкер, 2008. – 253с.

8. Мир, Г. Исцеление дыханием и аутотрансом. Духовная практика / Г. Мир. – Тула: Институт альтернативной медицины, 1998. – 127с.

9. Могилевская, А. Трансформирующее дыхание. Исцеление души и тела / А. Могилевская. – СПб.: Питер, 2009. – 160с.

10.  Хендрикс, Г. Сознательное дыхание. Дыхательные упражнения для здоровья, самосовершенствования и снятия стресса / Г. Хендрикс. – М.: ИД София, 2003. – 224с.

 

Ароматерапия

 

1. Ароматы и запахи в культуре. Культура повседневности (В двух книгах) / сост. О.Б. Вайнштейн. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – 616/672с.

2. Бриль, М. Ароматерапия для начинающих / М. Бриль. – М.: Вектор, 2010. – 160с.

3. ВэйСинь, У. Ароматерапия. От А до Я / У. ВэйСинь. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 632с.

4. Иванченко, В.А. Секреты вашей бодрости / В.А. Иванченко. – М.: Знание, 1988. – 288с.

5. Леонова, Н.С. Ароматерапия для начинающих / Н.С. Леонова. – М.: ФАИР-Пресс, 2007. – 224с.

6. Литвинова, Т. Ароматерапия: Профессиональное руководство в мире запахов / Т. Литвинова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 404с.

7. Миллер, Л. Ароматерапия / Л. Миллер, Б. Миллер. – М.: Саттва, 2009. – 448с.

8. Райт, Р.Х. Наука о запахах / Р.Х. Райт. – М.: Мир. Редакция научно-фантастической и научно-популярной литературы, 1966. – 224с.

9. Саков, И.В. Аромапсихология: Практическое пособие / И.В. Саков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157с.

10.  Сахаров Б. Ароматерапия / Б. Сахаров. – М.: Профит Стайл, 2009. – 272с.

 

Цветотерапия

 

1. Базыма, Б.А. Психология цвета: теория и практика / Б.А. Базыма. – СПб.: Речь, 2005. – 205с.

2. Браэм, Г. Психология цвета / Г. Браэм. – М.: АСТ, Астрель, 2009. – 160с.

3. Бреслав, Г.Э. Цветомедитация: механизмы и техники коррекции / Г.Э. Бреслав. – СПб.: Речь, 2007. – 224с.

4. Бреслав, Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех / Г.Э. Бреслав. – СПб.: Б.&К., 2000. – 212с.

5. Саттон, Т. Гармония цвета. Полное руководство по созданию цветовых комбинаций / Т. Саттон, Б. Вилен. – М.: АСТ, Астрель, 2004. – 216с.

6. Серов, Н.В. Лечение цветом. Мода и гармония / Н.В. Серов. – СПб.: ЛИСС, 1993. – 48с.

7. Серов, Н.В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета: информация – цвет – интеллект / Н.В. Серов. – СПб.: Речь, 2001. – 256с.

8. Серов, Н.В. Цвет культуры. Психология, культурология, физиология / Н.В. Серов. – СПб.: Речь, 2004. – 672с.

9. Элькин, В.М. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и Ваши тайные способности / В.М. Элькин. – СПб.: ИД «Петрополис», 2005. – 292с.

10.  Эндрюс, Т. Искусство лечения цветом / Пер. с англ. О. Матвеевой. – М.: ЦАИ, 1998. – 176с.

 

Медитация

 

1. Андреев, Ю. Чудеса практической медитации / Ю. Андреев. – СПб.: Питер, 2009. – 352с.

2. Бодиан, С. Медитация для «чайников» / С. Бодиан. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. – 320с.

3. Готвальд, Ф.-Т. Медитация / Ф.-Т. Готвальд, В. Ховальд. – М.: Интерэксперт, 1991. – 173с.

4. Каганов, Л.С. Медитация: мистика или психотехника? / Л.С. Каганов. – Черкесск: Северо-Кавказское ИРА, 1990. – 62с.

5. Каптен, Ю.Л. Основы медитации / Ю.Л. Каптен. – СПб.: Андреев и сыновья, 1991. – 344с.

6. Лесняк, Л.Ф. Медитация / Л.Ф. Лесняк. – Екатеринбург: «Виктор», 1992. – 103с.

7. Маттьюз, Э. Медитация. Буддийский путь покоя и прозрения / Э. Метьюз. – СПб.: Уддияна, 2003. – 320с.

8. Новая книга по медитации: Поэтапное руководство по традиционной практике / Под ред. Дж. Пирсона. Пер. с англ. Н. Григорьевой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 160 с.

9. Остин, М. Медитация для всех – прямой путь к успеху / М. Остин. – М.: Эксмо, 2004. – 124с.

10.  Эверли, Дж. Стресс: природа и лечение / Дж. Эверли, Р. Розенфельд. – М.: Медицина, 1985. – 224с.

 

Позитивные аффирмации

 

1. Дайер, У. Измените мысли – изменится и жизнь. Следуя мудрости Дао / У. Дайер. – М.: Эксмо, 2011. – 464с.

2. Лайт, С. Искусство созидательного слова / С. Лайт. – СПб.: Вектор, 2008. – 160с.

3. Орлов, Ю.М. Саногенное мышление / Ю.М. Орлов. – М.: Слайдинг, 2003. – 96с.

4. Пил, Н.В. Сила позитивного мышления / Н.В. Пил; пер. с англ. Л.А. Бабук. – Мн.: «Попурри», 2007. – 336с.

5. Селигман, М. Новая позитивная психология. Научный взгляд на счастье и смысл жизни / М. Селигман. – М.: София, 2006. – 367с.

6. Сытин, Г.Н. Животворящая сила. Помоги себе сам / Г.Н. Сытин. – М.: Энергоатомиздат, 1990. – 416 с.

7. Сытин, Г.Н. Мысли, творящие здоровую нервную систему / Г.Н. Сытин. – М.: ИГ «Весь», 2006. – 46с.

8. Хей, Л. Исцели себя сам. Исцели свое тело. Сила внутри нас / Л. Хей. – М.: Олма-Пресс, 2000. – 221с.

9. Хей, Л. Сердечные мысли / Л. Хей. – М.: Олма-Пресс, 1998. – 238с.

10.  Эстер, Э. Хосе Сильва. Позитивное мышление для жизненного успеха / Э. Эстер. – СПб.: Вектор, 2006. – 153с.

 

Самогипноз

 

1. Алман, Б.М. Самогипноз: Руководство по изменению себя / Б.М. Алман, П.Т. Ламбру. – М.: Класс, 2003. – 192с.

2. Блэр, Ф.Р. Тайны самогипноза. Найди путь к успеху / Ф.Р. Блэр. – М.: Мир книги, 2006. – 192с.

3. Голдберг, Б. Самогипноз. Лёгкий способ избавится от ваших проблем / Б. Голдберг. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 192с.

4. Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности / Л.П. Гримак. – М.: Политиздат, 1989. – 319с.

5. Каструбин, Э.М. Секреты исцеляющих программ. Практическое руководство по аудиотрансу, самогипнозу, гипнотерапии / Э.М. Каструбин. – М.: «Деловой мир 2000», 2004. – 352с.

6. Лекрон, Л.М. Добрая сила (самогипноз) / Л.М. Лекрон. – М.: Писатель, 1993. – 208с.

7. Лечение самогипнозом: сборник / Л. Лекрон, Х. Линдеман, Э. Уоллис, Б. Хенкин. – СПб.: СПИКС, 1994. – 458с.

8. Уфимцев, В. Лечение самогипнозом: нетрадиционная методика для бойцов спецназа / В. Уфимцев. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 224с.

9. Хьюитт, У.У. Самогипноз: Изменить жизнь к лучшему / У.У. Хьюитт. – М.: Фаир-пресс, 2003. – 256с.

10.  Хэдли, Д. Самоучитель настоящего гипноза и самогипноза. Сильнейший техники / Д. Хэдли, К. Стодахер. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. – 384с.

 

Другие техники саморегуляции

 

1. Бенсон, Г. Чудо релаксации / Г. Бенсон. Пер. с англ. О. Жерновенковой. – М.: Астрель: АСТ, 2004. – 140с.

2. Бернс, Д. Хорошее самочувствие: Новая терапия настроений / Пер. с англ. Л. Славина. – М.: Вече, Персей, ACT, 1995. – 400с.

3. Будза, А.А. Арт-терапия. Йога внутреннего художника / А.А. Будза. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 336с.

4. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 2007. – 144 с.

5. Вульф, В. Холодинамика. Вся сила в действии. Как развивать и управлять внутренней силой / В. Вульф. – М.: Ассоциация холодинамики, 1995. – 189с.

6. Гавэйн, Ш. Созидательная визуализация / Ш. Гавейн. – Киев, М.: София, 1999. – 160с.

7. Гейссельхарт, Р. Прощай, стресс! Лучшие техники релаксации / Р. Гейссельхарт, К. Хофманн-Буркарт; Пер. с нем. М.Э. Рёш. – М.: Омега-Л, 2006. – 118с.

8. Декер-Фойгт, Г.Г. Введение в музыкотерапию / Г.Г. Декер-Фойгт; Пер. с нем. О. Гофман. – СПб.: Питер, 2003. – 208с.

9. Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия: полный курс / Ю.Н. Дрешер. – М.: Издательство ФАИР, 2007. – 560с.

10.  Кандыба, Д.В. Тайные возможности человека / Д.В. Кандыба. – Ростов н/Д: Феникс, 1995. – 544с.

11.  Каструбин, Э.А. Система и программы психической самозащиты / Э.М. Каструбин, Э. Куэ. – М.: Изд-во «КСП+», 1996. – 304с.

12.  Козлов, В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания / В.В. Козлов. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 544с.

13.  Копытин, А.И. Тренинг по фототерапии / А.И. Копытин. – СПб.: Речь, 2003. – 96с.

14.  Котляров, А.В. Экспресс психотерапия в транспорте, или изменения «по пути» / А.В. Котляров. – М.: Издательство Института психотерапии, 2005. – 480с.

15.  Куэ, Э. Сознательное самовнушение как путь к господству над собой / Э. Куэ. – М.: Амрита-Русь, 2005. – 180с.

16.  Лебедев, В.Б. Миры воображения: Руководство по интерактивной имагогике / В.Б. Лебедев, Н.В. Биньковская. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 229с.

17.  Любимова, Н.В. Самоисцеление творчеством и адаптацией к жизни. Методы психологической самопомощи / Н.В. Любимова. – Ростов.н/Д.: Феникс, 2006. – 64с.

18.  Нестерова, Д.В. КошкоТерапия. Пушистое лекарство / Д.В. Нестерова. – М.: Рипол Классик, 2006. – 63с.

19.  Никифоров, Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 256с.

20.  Никольская, А. Ненаправленная анималотерапия. Позитивные и негативные аспекты взаимодействия с собакой у детей и взрослых / А. Никольская, Н. Ульянова. – М.: «Аквариум-Принт», 2009. – 208с.

21.  Монина, Г.Б. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости» / Г.Б. Монина, Н.В. Раннала. – СПб.: Речь, 2009. – 250с.

22.  Руденко, В.В. Руководство по устройству, эксплуатации и ремонту Человека: метод ментальной и психоэмоциональной саморегуляции / В.В. Руденко. – Феодосия: Валеосфера, 2009. – 180с.

23.  Сафронов, А.Г. Религиозные психопрактики в истории культуры / А.Г. Сафронов. – X.: ХГАК, 2004. – 304с.

24.  Телесная психотерапия. Бодинамика / Ред.-сост. В.Б. Березкина-Орлова. – М.: АСТ, 2010. – 416с.

25.  Тулку, Т. Релаксация кум нье / Т. Тулку. – СПб.: Андреев и сыновья, 1994. – 336с.

26.  Фототерапия: Использование фотографии в психологической практике / под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006. – 192с.

27.  Хлудова, О.В. Психотехники по формированию стрессоустойчивости личности к экстремальным ситуациям: Материалы для тренинга / О.В. Хлудова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. – 48с.

28.  Шеффер, М. Практика оригинальной цветочной терапии Баха / М. Шеффер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 208с.

29.  Шиффман, М. Гештальт-Самотерапия. Новые техники личностного роста / М. Шефнер. – М.: Психотерапия, 2008. – 256с.

30.  Эль, Г. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия / Г. Эль. – СПб.: Речь, 2010. – 208с.

 


 
 

Учебное издание

 

 

 

Напечатано в авторской редакции с оригинал-макета заказчика

 

Компьютерный набор и верстка О.В. Кожевникова

 

 

Подписано в печать 15.06.13 Формат 60х84 1/16.

Печать офсетная. Усл. печ.л. 10,06. Уч.-изд.л. 8,84.

Тираж 50 экз. Заказ №…

 

 

Издательство «Удмуртский университет»

 
426034, Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 4

 
 


[1] Психические состояния как общепсихологическая проблема: Хрестоматия / Сост. И.В. Герасимова. – Владивосток: ДВГМА, 2001. – 104 с. – С. 6.

[2] Психические состояния / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с. – С.6.

[3] Там же. С. 9.

[4] Льдокова Г.М. Негативные психические состояния студентов в ситуациях с неопределенным исходом: Монография. – Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», 2006. – 160 с. – С. 6.

[5] Певнева А.Н. Психические состояния личности: практическое руководство. – Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2011. – 48 с. – С.10.

[6] Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964. – 343 с.

[7] Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964. – 343 с. – С. 18.

[8] Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификации и диагностика: пособие для студентов и учителей. – Горький: ГГПИ им. А.М.Горького, 1975. – 118с. – С. 20.

[9] Прохоров А.О. Теоретические и практические аспекты проблемы психических состояний личности. – Самара: Самарский гос.пед. инс-т, 1991. – 113 с. – С. 5.

[10] Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: Изд-во СПБГУ, 1997. – 228 с. – С. 12-13.

[11] Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с. – С. 19.

[12] Там же. С. 22.

[13] Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. – 176 с.

Ганзен В.А. Системное описание психических состояний, возникающих в процессе восприятия информации / В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко // Вестник ЛГУ. Сер. 6. – 1987. – Вып.1, №6. – С. 50-60.

[14] Певнева А.Н. Психические состояния личности: практическое руководство. – Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2011. – 48 с. – С. 12.

[15] Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. 100 экзаменационных ответов по психологии. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – 256с.

[16] Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификации и диагностика: пособие для студентов и учителей. – Горький: ГГПИ им. А.М.Горького, 1975. – 118с. – С. 78

[17] Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964. – 343 с. – С. 24-27.

[18] Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с. – С. 42.

[19] Ганзен В. А., Юрченко В. Н. Систематика психических состояний человека // Вестник ЛГУ. –1991. Серия 6, вып. 1. – С. 47–55.

[20] Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний // Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с. – С. 11-43.

[21] Крылов А.А. Психология. – М.: Проспект, 2005. – 744 с.

[22] Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. – Тбилиси, 1996. – С. 49-57.

[23] Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 270 с. – С.13

[24] Там же. С. 17-21.

[25] Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с. ­– C.13-14.

[26] Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с. – C.147.

[27] Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Учебное пособие для учебных заведений профтехобразования. – М.: Высшая школа, 1984. – 174с. – С.144

[28] Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с. – C.59-60.

[29] Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. – 228 с. – С. 136-143.

[30] Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 1997. – 800с. – С. 9.

[31] Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 96 с. – С. 8 -9.

[32] Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. – М: ИП РАН, 1998. – 152с. – С. 45-46.

[33] Цит. по. Свендсен Л. Философия скуки. Пер. с норв. К. Мурадян. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 256 с. – C. 44.

[34] Прохоров А.О. Там же. С. 149.

[35] Посохова С.Т., Рохина Е.В. Скука как особое психическое состояние человека // Вестник Санкт-Петербургского Университета Сер. 12. – 2009. – Вып.2. Ч.1 – С. 5-13.

[36] Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964. – 343 с. – С. 79-87.

[37] Общая психология. Учебник для вузов / Под редакцией Р.X. Тугушева и Е.И. Гарбера – Саратов: «Научная книга», 2003. – 480с. – С. 148-151.

[38] Общая психология. Учебник для вузов / Под редакцией Р.X. Тугушева и Е.И. Гарбера – Саратов: «Научная книга», 2003. – 480с. – С. 148-151.

[39] Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с. – С. 208-219.

[40] Фетискин Н.П., Ильин Е.П., Высотская Н.Е. О состоянии психического пресыщения, возникающем при монотонной работе // Психофизиология спортивных и трудовых способностей. – Л., 1974. – С.43-48.

Замкова М.А., Ильин Е.П., Катыгин Ю.А., Манеров В.Х., Шага Н.Г. Комплексное психофизиологическое изучение состояний, возникающих при монотонной физической деятельности // Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности. – Л., 1981. – С. 68-75

[41] Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с. – С. 219-221.

[42] Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: Автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.03, 19.00.05. – Ярославль, 2001. – 23с.

[43] Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800с. – С. 326-327.

[44] Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. – 167с. – С. 116-128.

[45] Брайт Д. Стресс. Теории, исследования, мифы. / Д. Брайт, Ф. Джонс– СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 352 с. – С. 16.

[46] Бохан Т.Г. Культурно-исторический подход к стрессу и стрессоустойчивости: автореф. дис. …канд. психол. н. – Томск, 2008. – 49 с. – С. 24.

[47] Бохан Т.Г. Культурно-исторический подход к стрессу и стрессоустойчивости: автореф. дис. …д.психол. н. – Томск, 2008. – 49 с. – С. 42.

[48] Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800с. – С. 734.

[49] Фрустрация: Понятие и диагностика: Учеб.-метод. пособие: Для студентов специальности 020400 Психология» / Сост. Л.И. Дементий. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 68 с. – С. 6.

[50] Корчагина С.Г. Психология одиночества: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. – С.121-122.

[51] Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: Изд-во СПБГУ, 1997. – С.46-53.

[52] цит. по Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. – Редактор-составитель Д.Я.Райгородский – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. – С.17-19.

[53] цит. по Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. / В.Д.Балин, В.К.гайда, В.К.Гербачевский и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – С.309-314.

[54] цит. по Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Редактор-составитель Д.Я. Райгородский – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. – С.141-145.

[55] цит. по А.А. Карелин Большая энциклопедия психологических тестов – с.39-40

[56] цит. по Л. В. Куликов. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Описание методик, инструкции по применению. – СПб.: СПГУ.- 2003

[57] цит. по Л. В. Куликов. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Описание методик, инструкции по применению. – СПб.: СПГУ.- 2003.

[58] цит. по Карелину А.А. Большая энциклопедия психологических тестов – с. 35

[59] цит. по Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – с. 200-204.

[60] цит. по Ильин Е.П. Эмоции и чувства – СПб.: Питер, 2001 – 752 с.– с.496-497.

[61] цит. По Ю.В.Щербатых Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – с.212-213.

[62] цит. по Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. – Редактор-составитель Д.Я. Райгородский – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. – с.59-61.

[63] цит. по Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – с.25-26.

[64] цит. по Водопьянова Н.Е Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – с.51-53.

[65] цит. по Водопьянова Н.Е Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – с.45-51.

[66] цит. По Ю.В.Щербатых Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – с.226-228.

[67] цит. По Ю.В.Щербатых Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – с.229-230.

[68] цит. по Водопьянова Н.Е.Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – с.41-44.

[69] цит. По Щербатых Ю.В.Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – с.215-219.

[70] цит. по Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – с.34-41 и Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. / В.Д.Балин, В.К.гайда, В.К.Гербачевский и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – с.414-423.

[71] цит. по В.А.Ананьев Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. – СПб.: Речь, 2007 – с.152-154

[72] цит. по Ильин Е.П.Эмоции и чувства – СПб.: Питер, 2001. – с.511-512.

[73] цит. по Методики диагностики и измерения психических состояний личности / Автор-составитель А.О.Прохоров – М.: ПЕР СЭ, 2004 – с.57-58.

[74] цит. по Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питр, 2009. – с. 165-171.

[75] цит. по Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – с.25-26.

[76] цит. по Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питре, 2009. – с.184-186.

[77] цит. по Корчагина С.Г. Психология одиночества: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. – с.122-125.

[78] цит. по Корчагина С.Г. Психология одиночества: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. – с.125-134.

[79] цит. по Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – с.25-26.

[80] цит. по Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – с.25-26.

[81] цит. по Водопьянова Н.Е.Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – с.53-54.

[82] Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб., 2001, с. 135-246.

Щербатых Ю. В. Психология стресса. М., 2005, с. 176-273.

[83] Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002, с. 14-233.

Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб., 2001, с. 135-246.

Щербатых Ю. В. Психология стресса. М., 2005, с. 176-273.

Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., 1987, с. 5-53.

Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988, с. 10-133.

Щербатых Ю. В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе // Физиология человека. 2000. Т. 26. № 5, с. 151-152..

[84] Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002,с. 14-233; с. 20

[85] Ромен А.С. Самовнушение и его влияние на организм человека. Алма-Ата, 1970, с. 4-174.

[86] Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., 1987, с. 5-53.

[87] Щербатых Ю. В. Психология стресса. М., 2005, с. 176-273.

[88] Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб., 2001, с. 135-246.

Щербатых Ю. В. Психология страха. М., 1999, с. 313-375.

Щербатых Ю. В. Психология успеха. М., 2004, с. 62-120; 177-209.

Щербатых Ю. В. Психология стресса. М., 2005, с. 176-273.

КоннорДж., СейморДж. Введение в нейролингвистическое программирование. СПб., 1996, с. 3-202.

Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988, с. 10-133.

[89] Гройсман А. Л. Медицинская психология. – М., 1998. – с. 120-220; с. 149

[90] Гройсман А. Л. Медицинская психология. – М., 1998. – с. 120-220; с. 149

[91] Линдеман Х. Аутогенная тренировка. – М.: Физ-ра и спорт, 1985. – 133с. – С. 30.

[92] Филимоненко Ю.И. Аутогенная тренировка // Психология. Учебник. – М.: Проспект, 1998. – 584с. – С. 511.

[93] Александров А.А. Аутотренинг. – СПб.: Питер, 2011. – 240с. – С. 98.

[94] Филимоненко Ю.И. Аутогенная тренировка // Психология. Учебник. – М.: Проспект, 1998. – 584с. – С. 512.

[95] Александров А.А. Аутотренинг. – СПб.: Питер, 2011. – 240с. – С. 97.

[96] Приводится с сокращениями по: Кермани К. Аутогенная тренировка. – М.: Эксмо, 2002. – 448с. – С. 73-76.

[97] Аутогенная тренировка. Методическое пособие для студентов-психологов / Сост.: А.М.Горфункель, С.Г. Бутолин, Е.Г. Кожевникова. – Ижевск: УдГУ, 2002. – 54с. – С. 17.

[98] Александров А.А. Аутотренинг. – СПб.: Питер, 2011. – 240с. – С. 133-134.

[99] Кожевникова О.В. Техники самовнушения и саморегуляции. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011 – 70с. – с. 52-53.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.212 с.)