Сосредоточенность и рассеянность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сосредоточенность и рассеянность



Как отмечает Н.Д. Левитов, внимательность как сосредоточенность на определенном объекте или группе объектов, заполняющая в определенное время сознание, – это довольно отчетливо выраженное психическое состояние, имеющее определенное внешнее выражение: ослабление или полное прекращение излишних движений, напряженную мимику, активизацию тех мышц, работа которых способствует лучшему восприятию находящегося в фокусе сознания объекта.

Сосредоточенность на многих объектах возможна при определенных условиях: объекты должны иметь нечто общее, входить в одну систему и должны быть хотя бы частично знакомы. Состояние сосредоточенности необходимо и в тех случаях, когда внимание распределяется между несколькими деятельностями. Люди, обладающие способностью распределять внимание между несколькими деятельностями, достигают в этом успеха в том случае, если несколько деятельностей образуют связное целое или некоторые из них автоматизируются и тем самым не требуют внимания. Распределение внимания между несколькими разнохарактерными деятельностями чрезвычайно затруднительно.

Внутренней сосредоточенностью следует назвать такое психическое состояние, при котором в фокусе сознания происходят мысли, переживания. Примером такой сосредоточенности может быть та, которая переживается при решении математической задачи, при планировании работы, при самоанализе.

Сосредоточенности противоположна рассеянность. Рассеянность – довольно типичное психическое состояние, которое прежде всего характеризуется особенностями внимания: его отклонением и тем самым некоторыми нарушениями в умственной ориентировке. Под словом «рассеянность» объединяются различные слабости сосредоточенности.

Прежде всего под рассеянностью можно понимать такое общее ослабление внимания, при котором человек не может ни на чем сосредоточиться. Это – расслабленность внимания, которая особенно часто имеет место при утомлении и скуке. Второй вид рассеянности имеет своим источником чрезмерную, поверхностную, нерегулируемую подвижность внимания. Такая рассеянность свойственна маленьким детям, отличающимся большой впечатлительностью и вместе с тем очень неустойчивой фиксацией внимания. Третий вид рассеянности довольно резко отличается от двух первых тем, что этот вид рассеянности сочетается с очень большой сосредоточенностью, которая порождает в ряде случаев поразительную невнимательность ко всему другому, в том числе даже к тому, что выполнялось по привычке, вошло в постоянный жизненный обиход. Во всех трех описанных состояниях рассеянности имеется то общее, что человек теряет управление своим вниманием и тем самым в какой-то мере ориентировку в действительности. Общим является и то, что, хотя рассеянность обычно относится к сфере внимания, она широко захватывает психику и ее внешние выражения в деятельности.

Следует указать, что нередко рассеянность может возникать под влиянием плохо регулируемых чувств. Сильные и особенно мучительные чувства могут привести к общему ослаблению впечатлительности по отношению к действительности, могут также вызвать беспорядочную подвижность внимания и могут через механизм отрицательной индукции создавать такую концентрацию чувств, при которой все другое не воспринимается[36].

 

 

Тонические состояния

Утомление

Состояние утомления в Большой медицинской энциклопедии определяется как «временное уменьшение функциональных возможностей организма (физиологической системы органов), вызванное интенсивной или длительной работой и выражающееся в снижении работоспособности», а усталость – как субъективная характеристика – «ощущение утомления».

Усталость и утомление длительное время изучались главным образом физиологами. Психологических исследований, посвящённых этим состояниям значительно меньше. Психологическое изучение утомления имеет свои традиции. Еще в 1902 году Э. Крепелин на основании многочисленных экспериментов с дозированной работой показал, что фактическая кривая продуктивности есть равнодействующая влияния на организм и личность работника многих и разных факторов. В их числе: результаты упражнений, утомления, стимуляции в начале и в конце рабочих циклов, привыкания («насыщения») и напряжения воли (произвольного внимания).

Утомление двойственно по своей природе. С одной стороны, это нормальная физиологическая реакция на физическую, эмоционально-волевую и интеллектуальную нагрузку, совершенно необходимая для тренировки. Без утомления нельзя выработать выносливость, терпение, упорство, которые необходимы в любом деле. С другой, это состояние пониженной работоспособности, опасное при многих видах особо ответственного труда, например у хирурга во время операции, авиадиспетчера или у летчика в полете.

Традиционно выделяют следующие стадии работоспособности:

- период врабатываемости – стадия работоспособности, характерная для начала работы, когда работник, если можно так выразиться, «втягивается» в работу, на начальном этапе еще не обеспечивая максимальных показателей в труде;

- стадия оптимальной работоспособности – период, характеризующийся стабильными максимальными показателями производительности, субъективным состоянием комфорта;

- период полной компенсации – стадия, на которой начинает развиваться утомление, так как работник уже израсходовал часть психофизиологических ресурсов;

- продолжение работы на заданном уровне достигается усилием воли. Снижается качество деятельности, когда волевые усилия работника не в состоянии компенсировать расходуемые в процессе деятельности психофизиологические ресурсы;

- конечный «порыв» – стадия, характерная для высокомотивированной работы, на которой волевые усилия позволяют поднять снижающуюся производительность труда[37].

Утомление проявляется в снижении скорости и точности действий, снижении сенсорной чувствительности и осмысленности восприятия, уменьшении объёма кратковременной памяти, повышении инертности нервной системы. Хроническая форма утомления сопровождается ухудшением самочувствия, доминированием подавленного настроения, повышением с одной стороны вялости и безразличия, а с другой стороны раздражительности, эмоциональной неустойчивости.

Состояние переутомления может возникать как при физической, так и при умственной перегрузке. Главное его отличие от простого утомления состоит в том, что симптомы утомления проходят после ночного сна, а проявления переутомления аккумулируются и нарастают день ото дня.

К основным причинам утомления относят особенности организации рабочего времени и деятельности: высокая рабочая нагрузка, сложность и ответственность задач, необходимость выполнять работу в условиях ограниченного времени, работа с большими объёмами информации, работа в условиях повышенной эмоциональной и нервно-психической напряжённости. К этим причинам необходимо добавить и специфические характеристики самого субъекта деятельности: нарушения режима питания и отдыха, функциональные нарушения и общая ослабленность после болезни, низкий уровень физического развития, наличие вредных привычек, сниженная мотивация деятельности. Профилактика утомления, таким образом, должна включать в себя не только эргономическое варьирование рабочих нагрузок, но и развитие средств индивидуальной устойчивости к утомлению.

Монотония

Монотония – это функциональное состояние, которое преимущественно возникает в силу однообразия и малой содержательности, изменчивости деятельности. Данное понятие впервые было использовано в 1912 году Г. Мюнстербергом.

Новые исследования на основе теории нелинейных процессов показали, что вариативность реакций организма – это верный признак здоровья. Наоборот, монотонное протекание жизненных процессов – это предвестник нарушения жизненно важных функций. Не случайно человек с трудом переносит длительное отсутствие перемен в окружающей его обстановке. Маловариативная информационная модель ситуации, доминирующая в сознании, отсутствие динамики порождают сонливость. Особенно труден быстрый переход от состояния монотонии к необходимости «молниеносных» реакций на опасность.

Состояние монотонии в известной мере напоминает состояние транса. Общим для этих двух состояний является искусственное нарушение динамики протекания нервно-психических процессов, т.е. принципа активности и процессуальности психики в условиях ее нормального функционирования. Монотония легко переходит в естественный сон. Развитие монотонии в условиях трудовой или учебной деятельности, как правило, дает только негативные результаты, прежде всего в форме расстройств внешне направленного внимания, столь необходимого в труде и учебе[38].

Субъективно состояние монотонии переживается как чувство апатии, тоски, скуки, вялости, сонливости (дремоты). Из психических проявлений состояния монотонии отмечается притупление остроты восприятия, ослабление способности к переключению внимания, уменьшение бдительности, переоценка временных интервалов. Из психофизиологических сдвигов наблюдается снижение мышечного тонуса, снижение возбудимости и лабильности анализаторов, снижение активности симпатической и усиление активности парасимпатической нервной системы, уменьшение артериального давления и частоты сердечных сокращений.

Е.П. Ильин, рассматривая однообразие, монотонность деятельности, как главную причину монотонии, предлагает учитывать не только объективное однообразие (автоматизированность рабочих действий в сочетании с их многократностью), но и субъективное однообразие (субъективная оценка человеком выполняемой деятельности как монотонной, ограничивающей творческие проявления человека, не предоставляющей условий для размышления над заданиями).

На устойчивость к действию монотонности влияют как индивидные, так и личностные особенности человека. А. Кирн выделил два типа лиц: «монотофильные», которым монотонная деятельность даже нравится, «потому что можно думать о своём» и «монотофобные», которые не переносят и стараются избегать однообразной деятельности. Во многих отечественных работах по изучению факторов устойчивости к монотонии, указывается, что сочетание слабой нервной системы, инертности возбуждения, интроверсии, высокой тревожности, подчиняемости, потребности в избегании неудач, низкого образовательного уровня (сниженного интеллекта), ригидности и эмоциональной устойчивости способствует высокой монотоноустойчивости[39].

 

 

Пресыщение

Монотонная обстановка также приводит к появлению состояния психического пресыщения, связанного с возникновением отвращения к выполняемой работе. Вообще, отвращение связывают чаще всего с эмоциональным тоном ощущений, то есть, с биологическим эмоциональными реагированием. Однако К. Изард справедливо отмечает, что по мере взросления и социализации человека он научается испытывать отвращение к самым разнообразным объектам окружающего мира, в том числе и к самому себе. В связи с этим К. Изард говорит о психологическом отвращении.

Изучение состояния психического пресыщения впервые началось, очевидно, в лаборатории К. Левина, где А. Карстен изучала явление так называемого «психического насыщения», которое состоит в том, что в результате длительного выполнения какой-либо однообразной деятельности у человека наступает сначала просто нежелание ее выполнять, а затем при ее дальнейшем выполнении резко отрицательное к ней отношение (вплоть до аффекта) и настойчивое стремление ее прекратить. А. Карстен, а вслед за ней и И.М. Соловьев-Элпидинскии, работавший в лаборатории Л.С. Выготского с умственно отсталыми детьми, показали, что это состояние не связано с утомлением.

В последствии в ряде работ было показано что, при развитии состояний монотонии и психического пресыщения наблюдаются как одинаковые, так и различные изменения ряда показателей. Сходство состоит в усилении парасимпатических влияний как реакции на однообразие деятельности. Различие же состоит в качестве переживаний, связанных со снижением эмоционального возбуждения при монотонии и ростом его при пресыщении, что нашло отражение в нейродинамических показателях «внешнего» и «внутреннего» баланса и времени простой и сложной сенсомоторной реакции. Если при монотонии нарастало возбуждение в двигательных корковых центрах для повышения тонизации коры, то при пресыщении, наоборот, снижалось возбуждение двигательных центров, чтобы уменьшить тонизацию коры головного мозга, находящейся в состоянии высокой активации. Отсюда и мерой борьбы с состоянием психического пресыщения является прекращение данной деятельности. Состояние психического пресыщения часто сопровождается появлением чувства раздражения по отношению к выполняемой деятельности, отвращением к ней[40].

Неустойчивыми к состоянию психического пресыщения оказываются лица со слабой нервной системой и подвижностью возбуждения, то есть с характеристиками, отличающими холерический тип темперамента. Кроме того, как и для монотононеустойчивых, для них характерно преобладание торможения по «внутреннему» балансу, то есть низкая потребность в активности[41].

 

 

Эмоциональное выгорание

Термин «синдром «выгорания» («эмоциональное сгорание», «burnout») был введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году «для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи».

Синдром эмоционального выгорания проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, происходящему на работе, дегуманизации в форме растущего негативизма по отношению как к пациентам или клиентам, так и к сотрудникам, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Развитию данного состояния способствует необходимость работы в одном и напряженном ритме с большой эмоциональной нагрузкой личностного взаимодействия с трудным контингентом. Вместе с этим развитию синдрома способствует отсутствие должного вознаграждения (в том числе не только материального, но и психологического), что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности для общества.

В настоящее время наиболее точно раскрывающим сущность и содержание является определение психического выгорания, предложенное А.А. Рукавишниковым (2001), как устойчивого, прогрессирующего, негативно окрашенного психологического явления, которое характеризуется психоэмоциональным истощением, развитием дисфункциональных установок и поведения на работе, потерей профессиональной мотивации, проявляющегося в профессиональной деятельности у лиц, не страдающих психопатологией[42]. Выгорание характеризуется нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью к соматическим заболеваниям, а также употреблением алкоголя или других психоактивных веществ с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и (во многих случаях) суицидального поведения.

В классификации К. Маслач, построенной на внутренних психосоматических проявлениях эмоционального выгорания, выделяются три стадии. На первой стадии выгорания индивидуум истощен эмоционально и физически и может жаловаться на головные боли, простуду и различные боли. Для второй стадии выгорания характерны два набора симптомов: может развиться отрицательное, циничное и обезличенное отношение к людям (включая персонал организации и клиентов), а также у человека могут возникнуть негативные мысли относительно себя из-за тех чувств, которые у него появились к окружающим. Чтобы избежать этих негативных чувств, он, как правило, уходит в себя, выполняет только минимальное количество работы и не хочет ни с кем ссориться. Заключительная стадия, полное выгорание, которая, согласно К. Маслач, обнаруживается не часто. На этом этапе человек испытывает полное отвращение ко всему на свете – он обижен на себя самого и на все человечество, а жизнь кажется ему неуправляемой.

На первых двух стадиях выгорания индивидуум может восстановиться, но для возвращения ему необходимо либо научиться жить с тем, что есть, либо изменить ситуацию.

 

 

Тензионные состояния

Напряжение

Под напряжением (напряженностью) понимается психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного развития событий, которое сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха, но в отличие от тревоги, включает в себя готовность овладеть ситуацией, действовать в ней определенным образом[43].

Степень психической напряженности определяется многими факторами; важнейшие из которых – сила мотивации, значимость ситуации, наличие опыта подобных переживаний, ригидность психических функциональных структур, вовлеченных в некий вид деятельности. Среди факторов, порождающих ее, наибольшее значение имеют фрустрации и конфликты в сфере значимых отношений личности и ее социального окружения. Когда психическая напряженность не может разрешиться в реальной деятельности, она активирует механизмы психологической защиты.

Состояние напряженности, обусловленное предвосхищением неблагоприятных для субъекта событий, находит свое проявление либо в физических и физиологических изменениях организма, либо в нервно-психических особенностях поведения человека. Особенность проявления психофизиологических изменений детерминирует функцию напряженности и, тем самым, определяет специфику воздействия на ту или иную сферу личности.

Клинические и экспериментальные данные, проанализированные Т.А. Немчиным, свидетельствуют о высокой сложности структуры нервно-психического напряжения. Многообразие субъективных и объективных характеристик нервно-психического напряжения обусловливает наличие разных степеней выраженности, различных вариантов течения и полиморфизм симптоматологии этого состояния. Результаты проведенных исследований позволили выделить автору три степени выраженности состояния нервно-психического напряжения.

Первая степень напряжения может быть названа напряжением лишь условно, так как, в сущности, при этом признаков напряжения либо не наблюдается совсем, либо их проявления настолько незначительны, что испытуемые не склонны считать свое состояние нервно-психическим напряжением.

Самыми общими характеристиками второй степени нервно-психического напряжения выступают мобилизация психической деятельности, повышение активности соматического функционирования и чувство общего подъема морально-психических, душевных и физических сил.

При рассмотрении структурно-функциональных особенностей чрезмерно выраженного нервно-психического напряжения (напряжения третьей степени) обращает на себя внимание то, что для него типичны дезорганизация психической деятельности, существенные отклонения в психомоторике, глубокие сдвиги в нейродинамических характеристиках, серьезные отклонения в ряде энергетических показателей и ярко проявленное чувство общего физического и психического дискомфорта[44].

Кроме того принято рассматривать два типа напряженности по характеру влияния на эффективность деятельности в целом:

- состояние операциональной напряженности, в основе которой лежит преобладание процессуальных мотивов деятельности; она оказывает на индивида мобилизующее влияние и способствует сохранению высокого уровня работоспособности;

- состояние эмоциональной напряженности, развитие которой характерно выраженной отрицательной эмоциональной окраской поведения, ломкой мотивационной структуры деятельности; этот вид напряженности приводит к снижению эффективности деятельности и к ее дезорганизации.

 

Стресс

Термин «стресс» появился в психологии благодаря публикациям Г. Селье, изначально трактовавшего данное понятие как совокупность всех неспецифических изменений, возникающих в организме под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающихся перестройкой защитных систем организма, а в более поздних трудах как неспецифическую (т.е. одну и ту же на различные воздействия) реакцию организма на любое предъявленное к нему требование[45]. Г. Селье все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с неприятными, отрицательными переживаниями, обозначал как дистресс, а связанные с положительными эмоциональными реакциями – как эустресс.

Другой известный исследователь проблем стресса Р. Лазарус предлагал разграничить физиологический и психологический стресс, отмечая, что одинаковые внешние события могут как являться, так и не являться стрессовыми для разных людей (т.к. личностные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессорного значения для конкретного субъекта). Кроме того, одни и те же люди могут в одном случае воспринимать событие как стрессорное, а в другом как обычное, нормальное, – такие различия могут быть связаны с изменениями в физиологическом состоянии или в психическом статусе субъекта.

В отечественной психологии стресс изучался на уровне сознания – как то, что имеет для человека личностный смысл; на уровне личности – как то, что может быть связано с угрозой ценностям как высшим личностным образованиям; на уровне деятельности – как трудности реализации жизненных смыслов; на уровне поведения – когда человек не понимает смысл и ценность своих действий[46].

Так, К.И. Погодаев определяет стресс, как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, которые ведут к защите либо повреждению организма, на разных уровнях его организации посредством единых механизмов регуляции. По утверждению В.Л. Марищука стрессом можно называть лишь такое состояние, которое характеризуется значимым выбросом стероидных гормонов. При этом любой стресс является физиологическим, т. к. сопровождается различными физиологическими реакциями и всегда эмоциональным, ведь он сопровождается теми или иными эмоциональными переживаниями. Т.Г. Бохан рассматривает стресс с позиции культурно-исторического подхода, представляющий собой системный феномен, противоречивый по своей природе. Он может переживаться как самодиагностика, в процессе которой могут быть обнаружены новые параметры развития, а также готовность к принятию этих параметров (модель «эустресса»). И как оценка о разрушении системы, которая не может оставаться целостной в силу блокировки возможности саморазвития и самореализации (модель «дистресса»). Человек, с одной стороны, стремится к стабильности, а с другой к изменениям, за счет которых и происходит саморазвитие; в результате данного противоречия и возникает стресс[47].

Рассматривая способы совладания со стрессом, принято выделять медикаментозную терапию и немедикаментозные методы, включающие рефлексотерапию (иглотерапию, электропунктурную терапию и точечный массаж), различные приемы психологической саморегуляции (см. Главу 3 данного пособия), психотерапевтические техники.

Фрустрация

Фрустрация – это психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается[48].

Термин «фрустрация» долгое время использовался в обиходном языке и, следовательно, применялся для обозначения явлений разного порядка. Процесс превращения его в научный термин шел несколькими путями. Во-первых, фрустрация принималась как единственная в своём роде собственная ценность, независимый предмет для изучения. Эта стадия являлась попыткой сконструировать «теорию фрустрации», которая относительно самостоятельна. Далее имеется попытка обсудить это явление как предположительно входящее в сферу некоторой общей теории поведения (эта процедура предохраняет целостность термина до тех пор, пока он сохраняет свою определённость). И в конце концов может произойти существенное поглощение термина, вероятно, более «базисными» формулировками[49].

В связи с фрустрацией различаются: фрустратор – причина, вызывающая фрустрацию; фрустрационная ситуация; фрустрационная реакция.

Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.п. Уровень фрустрации зависит: от силы, интенсивности фрустратора; от функционального состояния человека, попавшего в фрустрационную ситуацию; от сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. Важным вопросом при изучении фрустрации является фрустрационная толерантность – устойчивость к фрустраторам, в основе которой лежит способность к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее.

Одиночество

Несомненно, что феномен одиночества больше изучен зарубежными исследователями. Одиночество воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание.

Одиночество – психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. У разных людей аффективные реакции на одиночество различные. Одни одинокие люди жалуются, например, на чувство печали и подавленности, другие говорят о том, что испытывают страх и тревогу, третьи сообщают о горечи и гневе. Однако одиночество сопровождается и некоторыми типичными симптомами. С.Г. Корчагина указывает на такие внешние и внутренние индикаторы состояния одиночества[50]:

 

Внешние поведенческие признаки: Критерии внутреннего состояния:
1) отсутствие близких отношений с другим человеком; 2) отсутствие доверительного общения, когда не с кем поделиться своим сокровенным и не с кем посоветоваться; 3) отсутствие друзей, очень ограниченный круг общения; 4) отсутствие семьи; 5) чрезмерная суетливость в общении, угодничество или, напротив, угрюмость, постоянная закрытость; 6) сарказм; 7) склонность избегать конфликтные ситуации, а если это не удается, то проявление неумения действовать в них конструктивно. 8) хроническая неудовлетворенность, недовольство жизнью; 9) чувство потерянности в мире; 10) чувство собственной неполноценности; 11) ощущение «никому ненужности»; 12) оценка себя как несчастного человека; 13) частые и пессимистические размышления о своей судьбе; 14) неумение жить настоящим, то есть постоянные мысленные «возвращения» в прошлое, часто с сожалением типа «если бы...», а также иллюзии относительно будущего: «если только захочу...».

 

На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть. Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким в случае, если его контакты ограничены одним-двумя людьми, а он бы хотел общаться со многими.

Существуют попытки выделить различные виды одиночества. С.Г. Корчагина пишет, что одиночество как психическое состояние имеет четыре основных вида: отчуждающее, диффузное, диссоциированное и уединенность, которые обусловлены различным соотношением в личности механизмов идентификации и обособления. Возникновение диффузного одиночества обусловлено преимущественным действием механизмов идентификации в психологической структуре личности, потерей собственного «Я», то есть отчуждением от самого себя. Возникновение отчуждающего одиночества обусловлено доминированием в личности механизмов обособления, результатом действия которых является отчуждение от других людей, норм и ценностей, принятых обществом, от себя самого и, наконец, от жизни в целом. Диссоциированное одиночество сопряжено с максимальной степенью выраженности в личности процессов идентификации и обособления и резкой их сменой друг относительно друга. Результатом этого выступает искажение образа своего «Я» инервно-психическое истощение человека. Как позитивная форма одиночества может быть рассмотрена способность человека к уединению, то есть субъективно желаемая уединенность. Она характеризуется оптимальным соотношением процессов идентификации и обособления в индивидуальном психическом пространстве человека.

Предпочитаемый способ реагирования человека на состояние одиночества – депрессия или агрессия – зависит от того, как человек объясняет свое собственное одиночество. При внутреннем локусе контроля чаще возникает депрессия, а при внешнем – агрессия. Повышенная склонность к покорности или, напротив, к проявлению враждебности положительно коррелирует с фактическим одиночеством человека среди людей.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Рассмотрите другие подходы к определению понятия «психическое состояние», представленные в работах российских и зарубежных ученых (см. список рекомендуемой литературы в конце раздела). Какое из определений кажется вам наиболее верным? Предложите собственное определение.

2. Проанализируйте вопрос об истории развития воззрений на проблему психических состояний (см. список рекомендуемой литературы в конце данного раздела). Составьте схему, иллюстрирующую основные этапы изучения обозначенной проблемы.

3. Изучите основные подходы к классификации психических состояний (как перечисленные, так и не упомянутые здесь – см. список рекомендуемой литературы в конце данного раздела). Проведите их сравнительно-сопоставительный анализ. Какая из классификаций кажется вам наиболее логичной и полной?

4. Проанализируйте особенности своей реальной или будущей профессиональной деятельности и сделайте обоснованные предположения о наиболее вероятных состояниях, которые могут сопутствовать данной деятельности. Оцените тяжесть переживания данных состояний лично вами с учётом знания своих индивидуально-психологических и личностных особенностей.

 


 
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

 

В немногочисленных диагностических исследованиях, рассматривающих в качестве главного объекта диагностики именно состояния (эмоциональные или функциональные), они рассматриваются как факторы, которые способствуют маскировке или наоборот, проявлению определённых черт индивидуальности. К.М. Гуревич в одном из учебников по психодиагностике пишет, что для прогноза, как главной задачи психодиагностики, решающее значение могут иметь только стабильные признаки. Таким образом, подчёркивается, что оценка состояний выполняет скорее корректирующую функцию при построении прогноза в диагностике.

Однако, у термина «диагностика» есть и второе значение. В переводе с греческого «диагностика» означает – способный распознавать. И в отношении такой области психодиагностики, как диагностика состояний, это значение становится единственно возможным. Таким образом, главной задачей диагностики эмоциональных состояний становится точное определение, дифференциация наличного состояния человека и выявление механизмов реагирования и смены этих состояний.

Среди сфер, в которых востребована диагностика состояний можно назвать сферу медицинской практики и клинических исследований, сферу психологии труда и профессиональной деятельности, сферу образования, сферу индивидуального консультирования и психокоррекции.

В области медицинской и клинической практики стоит задача точной диагностики патологических форм состояний, например, состояний экзальтации, фобий, депрессивного синдрома.

В психологии труда и в процессе сопровождения трудовой деятельности своевременная оценка состояний монотонии, профессионального выгорания, утомления, профессионального стресса позволит избежать аварийности на производстве, а также осуществлять профилактику профессиональных деформаций. Информация о развивающихся негативных состояниях работников позволит нормализовать условия работы, отрегулировать план рабочей нагрузки. Во многих видах профессиональной деятельности устойчивость к фрустрации, стрессу, напряжённости являются профессионально важными качествами работника.

В сфере образования также необходима регуляция учебных нагрузок, оказание своевременной помощи по снижению интенсивности учебного, экзаменационного стресса, регуляции и саморегуляции интеллектуального утомления. Все эти задачи невозможно решить без скрининговой и динамической диагностики эмоциональных состояний.

Л.В. Куликов пишет, что на настоящий момент недостаточная изученность психических состояний, вопросов их детерминации и взаимосвязи с личностными особенностями в первую очередь связана с недостаточной разработанностью адекватных методов исследования[51]. Среди основных методов изучения состояний называют психофизиологически ориентированные методы и методики, методы наблюдения и самонаблюдения, праксиметрические методы (основанные на анализе продуктов деятельности), ассоциативные методы и методы основанные на анализе ответов испытуемого (опросники, анкеты, техники самооценивания и самоописания).

В данном пособии был сделан акцент на описании преимущественно субъективно-оценочных методов изучения эмоциональных состояний. Это обусловлено тем, что эта группа методов позволяет охватить внутреннюю картину состояний по многим аспектам (поведенческий, когнитивный, физиологический аспект и аспект отношения). Поскольку возникающие состояния часто отражаются сначала в субъективных показателях, то опросные методы позволяют провести раннюю диагностику этих состояний. Методы, основанные на самоописаниях и самооценках, относительно просты для обработки и интерпретации и дают возможность обследования отдельного человека или целой группы лиц, предлагая для оценивания широкий перечень ситуаций.

Конечно, нельзя полностью отказаться от остальных методов. Именно комплексность изучения даст возможность более точно дифференцировать те или иные эмоциональные состояния. Но первостепенное положение субъективно-оценочных методик обусловлено тем, что субъективная оценка наиболее чувствительна к изменению состояний и именно благодаря ей можно дать качественную оценку состояния и его интенсивности.

Далее представлены диагностические методики, которые зарекомендовали себя как надёжный, качественный инструмент оценки эмоциональных состояний. Главными принципами отбора методик стали экономичность (краткость и простота обработки и интерпретации), надёжность, валидность и практическая ценность.

 

 

Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) [52]

Опросник разработан В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай и М.П. Мирошниковым в 1973г.

Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

 

Инструкция: Вам предлагается описать своё состояние в настоящий момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует силе, степени выраженности данной характеристики.

Бланк для ответов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.07 с.)