Шкала «Ак-АС»: «активация – деактивация» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шкала «Ак-АС»: «активация – деактивация»



Шкала характеризует интенсивность актуализированных мотивов.

Высокие оценки. Готовность действовать, выраженное стремление изменить ситуацию в желаемую сторону, преодолеть трудности.

Низкие оценки. Отсутствие готовности действовать, безынициативное

отношение к текущей ситуации.

Шкала «То-АС»: «тонус: высокий – низкий»

Высокие оценки. Ощущения бодрости, энергии. Повышенная работоспособность.

Низкие оценки. Утомление, инертность, заторможенность, ощущения вялости. Сниженная работоспособность.

Шкала «Са»: «самочувствие физическое: комфортное

Дискомфортное»

Высокие оценки. Благоприятное физическое самочувствие, ощущения телесного комфорта.

Низкие оценки. Неудовлетворительное физическое самочувствие, ощущения телесного дискомфорта.

Шкала «Сп-АС»: «спокойствие – тревога»

Высокие оценки. Уверенность в благоприятном развитии ситуации, уверенность в своих силах

Низкие оценки. Тревога, переживание беспокойства, неблагоприятные предчувствия, ощущения возможной угрозы.

Шкала «Во»: «возбуждение эмоциональное: низкое – высокое»

Высокие оценки. Эмоциональное возбуждение. Оживление, напряжение, нервозность – в зависимости от конкретных числовых величин оценок по данной и другим шкалам. Невоздержанное реагирование на изменения ситуации, неуравновешенное поведение. Неудовлетворительное эмоциональное саморегулирование.

Низкие оценки. Спокойствие, невозмутимое реагирование на изменения ситуации, сдержанное, ровное поведение. Хорошее эмоциональное саморегулирование.

 

Таблица для перевода сырых баллов в стандартные Т-баллы (мужчины)

 

Сырые баллы

Стандартные Т-баллы

Ак То Са Сп Во
7 5 72 64 - -
8 6 71 63 - 64
9 8 70 61 64 63
10 9 69 60 63 61
11 11 68 58 61 60
12 12 67 57 60 58
13 14 65 55 59 57
14 15 64 54 58 56
15 17 63 52 57 54
16 18 62 51 56 53
17 20 61 49 55 52
18 21 60 48 53 50
19 23 59 46 52 49
20 24 58 44 51 47
21 26 57 43 50 46
22 27 56 41 49 45
23 29 55 40 48 43
24 30 54 38 47 42
25 32 52 37 46 41
26 33 51 35 44 39
27 35 50 34 43 38
28 36 49 32 42 36
29 38 48 31 41 35
30 39 47 29 40 34
31 41 46 28 39 32
32 42 45 26 38 31
33 44 44 24 36 30
34 45 43 23 35 28
35 47 42 21 34 27
36 48 40 20 33 26
37 50 39 18 32 24
38 51 38 17 31 23
39 52 37 15 30 21
40 54 36 14 28 20
41 55 35 12 27 19
42 57 34 11 26 17
43 58 33 - 25 16
44 60 32 - 24 15
45 61 31 - 23 13
46 63 30 - 22 12
47 64 29 - 21 10
48 66 27 - 19 -
49 67 26 - 18 -

 

Таблица для перевода сырых баллов в стандартные Т-баллы (женщины)

 

Сырые баллы

Стандартные Т-баллы

Ак То Са Сп Во
7 15 72 65 - -
8 16 71 63 - 64
9 18 70 62 66 63
10 19 69 61 65 62
11 20 68 59 64 61
12 22 67 58 63 59
13 23 66 57 62 58
14 24 65 55 61 57
15 25 64 54 60 56
16 27 64 52 59 55
17 28 63 51 58 53
18 29 62 50 57 52
19 31 61 48 56 51
20 32 60 47 55 50
21 33 59 46 54 49
22 34 58 44 53 47
23 36 57 43 52 46
24 37 56 42 51 45
25 38 55 40 50 44
26 40 54 39 49 43
27 41 53 38 48 42
28 42 52 36 47 40
29 43 51 35 46 39
30 45 50 34 46 38
31 46 49 32 45 37
32 47 48 31 44 36
33 48 47 30 43 34
34 50 46 28 42 33
35 51 45 27 41 32
36 52 44 25 40 31
37 54 44 24 39 30
38 55 43 23 38 28
39 56 42 21 37 27
40 57 41 20 36 26
41 59 40 19 35 25
42 60 39 17 34 24
43 61 38 16 33 22
44 63 37 15 32 21
45 64 36 13 31 20
46 65 35 12 30 19
47 66 34 11 29 18
48 68 33 - 28 17
49 69 32 - 27 15
50 70 31 - 26 14
51 72 30 - 26 13
52 73 29 - 25 12
53 74 28 - 24 11
54 75 27 - 23 -
55 77 26 - 22 -
56 78 25 - 21 -
57 79 24 - 20 -
58 81 24 - 19 -
59 82 23 - 18 -
60 83 22 - 17 -
61 84 21 - 16 -
62 86 20 - 15 -

 

Тест-опросник «Оценка настроения» [58]

Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.

 

1. Чувствую себя исключительно бодро.

2. Соседи (другие учащиеся и т. п.) очень мне надоели.

3. Испытываю какое-то тягостное чувство.

4. Скорее бы испытать чувство покоя (закончились бы урок, занятия, четверть и т. п.)

5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.

6. Состояние такое, что, образно говоря, готов горы свернуть.

7. Оценка по тесту неприятна, вызывает чувство неудовлетворенности.

8. Удивительное настроение: хочется петь и плясать, целовать от радости каждого, кого вижу.

9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.

10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне удивительно неудачными.

11. Каждому, кого встречаю, способен сказать грубость.

12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.

13. Никого не хочется видеть, ни с кем не хочется разговаривать.

14. Настроение такое, что хочется сказать: «Пропади все пропадом!»

15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!»

16. Все люди без исключения мне кажутся чрезвычайно благожелательными, хорошими. Все они без исключения мне симпатичны.

17. Не вижу впереди никаких трудностей. Все легко! Все доступно!

18. Мое будущее мне кажется очень печальным.

19. Бывает хуже, но редко.

20. Не верю даже самым близким людям.

21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка.

 

Обработка результатов

Настроение: 9 баллов – 20 ответов «нет»; 8 баллов – 19 ответов «нет»; 7 баллов – 18 ответов «нет»; 6 баллов – 16-17 ответов «нет»; 5 баллов – 13-15 ответов «нет»; 4 балла – 10-12 ответов «нет»; 3 балла – 8-9 ответов «нет»; 2 балла – 6-7 ответов «нет»; 1 балл –5 и менее ответов нет.

Астеническое состояние: ответы «да» в вопросах 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20; ответы «нет» в вопросах 1, 6, 8, 12, 16, 17.

Чем меньше указанных ответов, тем лучше состояние: 9 баллов – 1-2 ответа; 8 баллов – 3 ответа; 7 баллов – 4 ответа; 6 баллов – 5-6 ответов; 5 баллов – 7-8 ответов; 4 балла – 9-10 ответов; 3 балла – 11-13 ответов; 2 балла – 14-15 ответов.

Состояние эйфории: ответы «да» в вопросах 1,6, 8, 12, 16, 17; ответы «нет» в вопросах 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Чем больше указанных ответов, тем более выражено эйфорическое состояние (неадекватно восторженная оценка событий): 9 баллов – 6 ответов и ниже; 8 баллов – 7 ответов; 7 баллов – 8-9 ответов; 6 баллов – 10-11 ответов; 5 баллов –12-13 ответов; 4 балла – 14-15 ответов; 3 балла – 16-17 ответов; 2 балла – 18-19 ответов; 1 балл – 20 ответов и более.


Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности (ДОРС) (А. Леонова, С. Величковская) [59]

Методика ДОРС А. Б. Леоновой и С. Б. Величковской – дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности. Методика является модифицированной версией немецкого теста BMSII Пласа и Рихтера, используемого для оценки степени тяжести труда в разных видах профессиональной деятельности. В прототипной версии методики ДОРС, созданной А. Б. Леоновой и С. Б. Величковской, ответы испытуемых оцениваются с помощью четырехбалльных шкал, выделяющих четыре степени выраженности симптомов следующих психических состояний:

- монотония – состояние сниженного сознательного контроля за исполнением деятельности, возникающее в ситуациях однообразной работы с частым повторением стереотипных действий и обедненной внешней средой, сопровождающееся переживанием скуки/сонливости и доминирующей мотивацией к смене деятельности;

- психическое пресыщение – состояние непринятия слишком простой и субъективно неинтересной или малоосмысленной деятельности, которое проявляется в выраженном стремлении прекратить работу (отказ от деятельности) или внести разноообразие в заданный стереотип исполнения;

- напряженность/стресс – состояние повышенной мобилизации психологических и энергетических ресурсов, развивающееся в ответ на повышение сложности или субъективной значимости деятельности, с доминированием мотивации на преодоление затруднений, реализуемой как в продуктивной, так и в деструктивной форме (преобладание процессуальных мотивов – мотивов самосохранения или психологической защиты);

- утомление – состояние истощения и дискоординации в протекании основных реализующих деятельность процессов, развивающееся вследствие продолжительного и интенсивного воздействия рабочих нагрузок, с доминирующей мотивацией на завершение работы и отдых.

Согласно мнению авторов методики, палитра состояний сниженной работоспособности и результативности профессиональной деятельности весьма разнообразна, поэтому для обоснования коррекционно-восстановительных мероприятий требуется дифференцированная оценка данных состояний. Психические состояния рассматриваются А. Б. Леоновой как отражение того наличного потенциала внутренних ресурсов человека, который актуализируется или доступен для актуализации в процессе выполнения работы в текущей ситуации. Специфику формирующегося психического состояния можно понять только на основе выявления реально действующих мотивов деятельности, которые проявляются в рефлексивных оценках наличествующей (реальной) ситуации и своего поведения с учетом их эмоциональной окраски.

А. Б. Леонова считает, что для полноценной диагностики стресс-синдромов как устойчивых неблагоприятных функциональных состояний важно дать не только дифференцированную оценку по каждому из них, но и определить выраженность их совместной динамики. Такой многомерный «срез» позволяет определить наличие сдвигов в сторону изменения работоспособности, а также выявить критические составляющие в целостном стресс-синдроме.

Опросник ДОРС является оригинальным диагностическим инструментом, поскольку он предназначен для индивидуальной диагностики состояния субъекта, а не косвенной оценки рабочих нагрузок по групповым данным.

 

Инструкция: вам предлагается ряд высказываний, характеризующих чувства и ощущения, которые могут возникнуть у вас в процессе работы. Прочитайте, пожалуйста, внимательно каждое из них и оцените, насколько оно соответствует вашим обычным переживаниям во время рабочего дня.

 

Текст опросника

 

№ п/п Утверждение Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1 Работа доставляет мне удовольствие 1 2 3 4
2 Я с лёгкость могу полностью сконцентрироваться на работе 1 2 3 4
3 Работа не кажется мне «тупой» или однообразной 1 2 3 4
4 Я работаю почти с отвращением 1 2 3 4
5 Я чувствую себя неповоротливым и сонным 1 2 3 4
6 Хотелось бы, чтобы в моей работе было побольше разнообразных эмоций 1 2 3 4
7 У меня возникает чувство неуверенности 1 2 3 4
8 На возникающие помехи и неполадки в работе я реагирую спокойно и собранно 1 2 3 4
9 Чтобы справляться с выполнением рабочих заданий, мне приходится затрачивать гораздо больше усилий, чем я привык 1 2 3 4
10 Моя работа идёт без особого напряжения 1 2 3 4
11 Я теряю общий контроль над рабочей ситуацией 1 2 3 4
12 Я чувствую себя утомлённым 1 2 3 4
13 Я продолжаю работать и дальше, хотя не испытываю особого интереса 1 2 3 4
14 Всё, что происходит на моём рабочем месте, я могу контролировать без особого напряжения 1 2 3 4
15 Я работаю с неохотой 1 2 3 4
16 Я пытаюсь изменить деятельность или отвлечься, чтобы преодолеть чувство усталости 1 2 3 4
17 Я нахожу свою работу достаточно приятной и интересной 1 2 3 4
18 Бывает, что в некоторых рабочих ситуациях я испытываю страх 1 2 3 4
19 На работе я вялый и безрадостный 1 2 3 4
20 Работа не очень тяготит меня 1 2 3 4
21 Мне приходится заставлять себя работать 1 2 3 4
22 Возникают ситуации, когда приходится мгновенно собраться и принимать решения, чтобы предотвратить возможные сбои и неполадки в работе 1 2 3 4
23 Во время работы мне хочется встать, немного размяться и подвигаться 1 2 3 4
24 Я на грани того, чтобы заснуть прямо за работой 1 2 3 4
25 Моя работа полна разнообразных заданий 1 2 3 4
26 Я с удовольствием выполняю свою работу 1 2 3 4
27 Мне кажется, что я легко могу справиться с любой поставленной передо мной рабочей задачей 1 2 3 4
28 Я собран и полностью включён в выполнение любого порученного мне задания 1 2 3 4
29 Я могу без труда принять все необходимые меры для преодоления сложных ситуаций 1 2 3 4
30 Время за работой пролетает незаметно 1 2 3 4
31 Я привык к тому, что в моей работе постоянно может случиться что-то непредвиденное 1 2 3 4
32 Я реагирую на происходящее недостаточно быстро 1 2 3 4
33 Я ловлю себя на ощущении, что время как бы остановилось 1 2 3 4
34 Мне становится не по себе при любом, даже незначительном, сбое или помехе в работе 1 2 3 4
35 Моя работа слишком однообразна, и я был бы рад любому изменению в течении рабочего процесса 1 2 3 4
36 Я сыт по горло этой работой 1 2 3 4
37 Я чувствую себя измученным и совершенно избитым 1 2 3 4
38 Мне трудно самостоятельно принимать любые решения, касающиеся выполнения своей работы 1 2 3 4
39 В последнее время работа не приносит мне и половины обычного удовольствия 1 2 3 4
40 Я чувствую нервозность и повышенную раздражительность 1 2 3 4

Обработка результатов

Для оценки каждого состояния суммируются баллы в соответствии с формулой подсчета. Далее они сопоставляются с тестовыми нормами.

 

Формулы подсчета основных показателей

ИУ (индекс утомления) = (Σ 9, 11, 12, 21, 32 – Σ 2, 10, 14, 27, 28) + 25
ИМ (индекс монотонии) = (Σ 5, 6, 23, 24, 33, 35 – Σ 3, 25, 30) + 15
ИП (индекс пресыщения) = (Σ 4, 13, 15, 19, 36, 39 – Σ 1, 17, 20, 26) + 20
ИС (индекс стресса) = (Σ 7, 18, 22, 31, 34, 37, 40 – Σ 8, 29, 38) + 15

 

Тестовые нормы для опросника ДОРС

 

Степень выраженности состояния Индекс утомления Индекс монотонии Индекс пресыщения Индекс стресса
Низкая до 15 баллов до 15 баллов до 16 баллов до 16 баллов
Умеренная 16-25 16-25 17-24 17-24
Выраженная 26-31 26-30 25-30 25-30
Высокая 32 и больше 31 и больше 31 и больше 31 и больше

Самооценка эмоциональных состояний
с помощью методики «Градусник» [60]

Методика разработана Н.П. Фетискиным и предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас». Она может использоваться в процессе учебных занятий и трудовой деятельности. Достоинством методики является быстрая фиксация состояний в их динамике.

 

Инструкция: Перед вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню вашего состояния. Выберите ту шкалу, которая в наибольшей степени соответствует вашему состоянию в данный момент, и пометьте любым знаком на этой шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент состояния.

Шкалы градусника соответствуют следующим состояниям: восторженному, радостному, светлому (приятному); спокойному, уравновешенному; безразличному, скучному, дремотному; раздраженному, пресыщенному (рис. 4).

 

Рис.4. Градусник эмоциональных состояний

 

Обработка результатов

Расположение знака до 36 градусов соответствует слабой выраженности состояния, от 36 до 37 градусов – средней выраженности состояния, от 37 до 38 градусов – высокой выраженности, а от 38 до 39 градусов – очень высокой выраженности данного эмоционального состояния.


Шкала самооценки тревоги Зунга [61]

Шкала самооценки тревоги, разработанная В.Зунгом, является инструментом для измерения стрессоустойчивости и тревоги.

Пять пунктов оценивают аффективные симптомы, остальные 15 – соматические.

Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведённых ниже утверждений и оцените с помощью шкалы оценок, как часто Вам приходится переживать перечисленные ниже состояния:

1 – очень редко

2 – редко

3 – значительную часть времени

4 – большую часть времени или постоянно

 

№ п/п УТВЕРЖДЕНИЯ
1 Чувствую себя более нервным и тревожным, чем обычно
2 Испытываю чувство страха совершенно без причины
3 Легко огорчаюсь или впадаю в панику
4 У меня ощущение, что я не могу, собраться и взять себя в руки
5 У меня ощущение полного благополучия, я чувствую, что со мной не случится ничего плохого
6 Мои руки и ноги дрожат и трясутся
7 У меня бывают головные боли, боли в шее и спине
8 Чувствую разбитость и быстро устаю
9 Я спокоен, могу сидеть спокойно без особых усилий
10 У меня бывает ощущение учащенного сердцебиения
11 У меня бывают приступы головокружения
12 У меня бывают приступы слабости
13 Я дышу свободно
14 Ощущение онемения и покалывания в пальцах рук и ног
15 Боли в желудке и диспепсические расстройства
16 Частые позывы на мочеиспускание
17 Мои руки обычно сухие и теплые
18 Мое лицо горит и краснеет
19 Я легко засыпаю и сплю глубоким и освежающим сном
20 Меня мучают ночные кошмары

 

Обработка данных осуществляется как подсчёт суммарных баллов по прямым и обратным утверждениям. В прямых утверждениях проставленный испытуемым балл остаётся без изменений, а в обратных утверждениях меняется: 1 балл изменяется на 4; 2 балла изменяются на 3; 3 балла – на 2; а 4 балла – на 1.

Прямые утверждения: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 20.

Обратные утверждения: 5, 9, 13, 17, 19.

 

Ниже приводятся средние показатели тревожности по шкале самооценки Зунга у здоровых людей и в группах пациентов с соматическими и невротическими расстройствами.

 

Группа испытуемых Тревожность по шкале Зунга
Группа здоровых испытуемых 31,1 ±1,3
Больные невротическими расстройствами 51,5±1,7
Больные с соматической патологией 41,5±1,0

Методика диагностики самооценки тревоги Ч.Д. Спилбергера (адаптация Ю.Л. Ханина) [62]

 

Шкала самооценки состоит из двух частей и позволяет оценить уровень тревожности в данный момент (реактивная тревожность или тревожность как состояние) и личностную тревожность (как устойчивую характеристику человека, склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие). Ниже приводится только та часть, которая предназначена для измерения уровня реактивной тревожности.

Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, тонкой координации.

 Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

 

Бланк для ответов

 

№ п/п   нет, это не так пожалуй, так верно совершенно верно
1 Я спокоен 1 2 3 4
2 Мне ничто не угрожает 1 2 3 4
3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4 Я испытываю сожаление 1 2 3 4
5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6 Я расстроен 1 2 3 4
7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8 Я чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4
9 Я встревожен 1 2 3 4
10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11 Я уверен в себе 1 2 3 4
12 Я нервничаю 1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14 Я взвинчен 1 2 3 4
15 Я не чувствую скованности, напряженности 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Я озабочен 1 2 3 4
18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4
19 Мне радостно 1 2 3 4
20 Мне приятно 1 2 3 4

 

Обработка результатов

Задачей обработки результатов является получение показателя реактивной тревожности.

Показатель реактивной или ситуативной тревожности (РТ) высчитывают по формуле: РТ = Σ1 + Σ2 + 35, где Σ1 – сумма зачеркнутых испытуемым цифр по пунктам шкалы: 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; а Σ2 – сумма остальных зачеркнутых цифр на бланке, т.е. пунктов: 1, 2, 5, 8,10,11,15,16,19,20.

Оценить уровень реактивной тревожности можно следующим образом: до 30 – низкая тревожность; 31-45 – умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность.

Экспресс-диагностика личностной склонности к сниженному настроению (В.В. Бойко) [63]

Хорошее настроение и умение создавать его считаются одним из признаков развитой саморегуляции. Склонность к сниженному настроению может быть как отражением актуальной для человека жизненной ситуации, так и свидетельствовать о необходимости развивать навыки осознанной саморегуляции эмоциональных состояний.

 

Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов, ориентированных на самопознание личности. Свои ответы необходимо выразить в форме «да» или «нет».

Текст опросника

1. Вы унылый, редко радующийся человек.

2. Вам трудно быть абсолютно беззаботным и веселым, отключившимся от всех забот.

3. Вас трудно чем-то обрадовать.

4. Вы оцениваете жизнь в целом пессимистично.

5. В будущем вы не ожидаете радости.

6. У вас часто несколько подавленное настроение.

7. Жизнь вам кажется трудной.

8. Вы равнодушны к анекдотам (или не любите их).

9. В беседе вы скупы на слова.

10. Вас часто посещают мрачные мысли.

11. Хорошая солнечная погода не вызывает у вас душевного подъема.

12. Вы чувствуете себя не совсем уютно в шумной, веселой компании.

 

Обработка данных

Подсчитайте количество утвердительных ответов (ответы «да»): если вы получили 10-12 баллов, то у вас дистимия, постоянно пониженное настроение, определяющее стиль всей жизни; 5-9 баллов – заметна тенденция к пониженному настроению; 4 балла и меньше – такой тенденции в вашем эмоциональном стереотипе нет.


Шкала депрессии В. Зунга (адаптация Т.И. Балашовой) [64]

Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

 

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

 

Бланк для ответов

 

№ п/п   никогда или изредка иногда часто почти всегда или постоянно
1 Я чувствую подавленность 1 2 3 4
2 Утром я чувствую себя лучше всего 1 2 3 4
3 У меня бывают периоды плача или близости к слезам 1 2 3 4
4 У меня плохой ночной сон 1 2 3 4
5 Аппетит у меня не хуже обычного 1 2 3 4
6 Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом 1 2 3 4
7 Я замечаю, что теряю вес 1 2 3 4
8 Меня беспокоят запоры 1 2 3 4
9 Сердце бьется быстрее, чем обычно 1 2 3 4
10 Я устаю без всяких причин 1 2 3 4
11 Я мыслю так же ясно, как всегда 1 2 3 4
12 Мне легко делать то, что я умею 1 2 3 4
13 Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте 1 2 3 4
14 У меня есть надежды на будущее 1 2 3 4
15 Я более раздражителен, чем обычно 1 2 3 4
16 Мне легко принимать решения 1 2 3 4
17 Я чувствую, что полезен и необходим 1 2 3 4
18 Я живу достаточно полной жизнью 1 2 3 4
19 Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру 1 2 3 4
20 Меня до сих пор радует то, что радовало всегда 1 2 3 4

 

Обработка результатов

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

УД=Σпр.+Σобр.

где Σпр. – сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям под номерами – 1,3,4,7,8,9,10,13,15,19;

Σобр. – сумма цифр, «обратных» зачеркнутым, к высказываниям под номерами 2, 5, 6, 11, 12,14,16,17, 18,20.

Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2 – ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 – ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 – ставим в сумму один балл и т.д.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии.

Если УД более 50 и менее 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза.

Показатель УД от 60 до 69 баллов – субдепрессивное состояние или маскированная депрессия.

Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов.

 

 

Методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» (В. Жмуров) [65]

Одной из причин возникновения депрессивных состояний является истощение нервно-психического потенциала вследствие продолжительного стресса или психотравмы. Депрессия – специфическое аффективное состояние индивида, которое характеризуется отрицательными эмоциями, а также трансформацией мотивационной, когнитивной и поведенческой сфер. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно–тяжелые переживания, такие как тоска, отчаяние, страхи, подавленность, чувство вины за прошлые события, беспомощность и инфантильность перед лицом жизненных трудностей. Депрессивные состояния, как правило, характеризуются сниженной самооценкой, скептицизмом, склонностью никому не доверять, безынициативностью, утомляемостью, падением активности и др. Методика позволяет дифференцировать шесть состояний – уровней депрессии: апатия, гипотимия, дисфория, растерянность, тревога, страх.

Инструкция: из каждой группы утверждений выберите и обведите вариант ответа 0, 1, 2 или 3. Выбирайте только тот вариант ответа, который в наибольшей степени характеризует ваше состояние.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.187.19 (0.135 с.)