Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация рекламной деятельности смиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рекламные агентства, как правило, — независимые организации. Такое свойство ценят рекламодатели и подчеркивают его при общении с клиентами, в рекламе. СМИ выполняют важную функцию — являются носителями рекламы, или средствами размещения рекламы. Исторически сложилось так, что для многих газет и журналов доходы от размещения рекламы являются основным источником существования. То же самое можно сказать о телевидении и радио. Многие РА большую часть своих доходов получают от средств массовой информации за счет так называемых комиссионных. Успешное в экономическом смысле функционирование телеканала, радиостанции, газеты, журнала зачастую напрямую зависит от правильной организации рекламной службы. Рекламная служба СМИ может функционировать как в виде рекламного отдела, так и в виде РА. В последнем случае независимость рекламной службы — скорее декларация, чем реальность. Рекламодатель прекрасно понимает, что РА при СМИ будет в первую очередь учитывать не интересы рекламодателя, а инте- 41 ресы средства массовой информации, при котором образовано агентство. Так, рекламная служба телеканала предложит рекламодателю услуги по созданию телевизионной рекламы, хотя, вероятно, без них вполне можно и обойтись. Если требуется комплексная РК, то рекламная служба СМИ сможет произвести только один вид рекламного продукта: телеканал — телерекламу, радиостанция - радиорекламу, газета, журнал - рекламу в прессе. Предоставляя другие рекламные продукты, рекламная служба СМИ будет выступать посредником, перепродавая рекламные услуги и продукты других производителей, что способно значительно повысить их стоимость для рекламодателя. Но, с другой стороны, непосредственное взаимодействие со СМИ по вопросам размещения рекламы может уменьшить расходы рекламодателя, так как в цену рекламного продукта не входят комиссионные, выплачиваемые СМИ в пользу РА. При этом данные службы часто выполняют заказы на серьезные творческие работы. Например, различные шоу на телевидении с привлечением спонсоров, как правило, создаются специальными творческими группами работников телевидения. Радиопрограммы включают часто коммерческие передачи или беседы и интервью, направленные на рекламирование товаров фирмы-производителя. Готовят эти программы нередко специалисты, работающие на радио. Редакционные отделы или специальные рекламные отделы печатных изданий - газет и журналов - также берут заказы на выполнение рекламных материалов заказчика, минуя РА. Таким образом, службы СМИ часто составляют серьезную конкуренцию РА. Контакты между СМИ и рекламодателем устанавливаются или через менеджера, отвечающего за РД фирмы, или через посредников. Для успешного контакта с рекламодателем в рекламных отделах СМИ формируется так называемый медиа-кит - набор рекламных материалов, которые помогут рекламодателю получить представление о средстве массовой информации. В медиа-кит обычно включают перечень услуг, прайс-лист, результаты исследований - как проведенных собственными силами, так и предоставленные независимыми исследовательскими организациями, правила и условия публикаций, буклет (листовка, проспект и т.п.). Рассмотрим схему организации РД издательского дома, которую приводит в своей книге «Рекламная деятельность газет и 42 журналов» директор по рекламе крупнейшего в России медиа-холдинга Александр Назайкин [13, с. 174]. Место рекламного отдела в общей структуре издательского дома представлено следующим образом (рис. 5.1). Согласно этой схеме, рекламная служба является полноправным подразделением издательской компании и не может рассматриваться вне связей с другими службами. Рекламные задачи подчинены маркетинговым. Вся рекламная политика, все кардинальные решения в области РД согласуются со службой маркетинга. Служба маркетинга предоставляет рекламному отделу все необходимые для ее работы материалы исследований: общее состояние рынка производителей и потребителей, положение изданий на этом рынке, прогнозы и перспективы рынка, рекомендации по работе с определенными секторами этого рынка, по ведению ценовой политики и т.д. Рекламная служба передает службе маркетинга оперативную информацию о количестве и характеристиках потребителей своих услуг, об их реакции на те или иные действия, а также свои предложения по разработке методик дальнейшего стимулирования активности потребителей на рынке. Четкость и согласованность в действиях финансовой и рекламной служб — залог благополучия в экономических делах компании. Упорядоченность движения денежных потоков, правильность оформления документации (счетов, ордеров, платежных поручений, договоров), разумная финансовая политика (например, разработка системы скидок) — без всего этого невозможно нормальное функционирование издательского дома. 43 Особое внимание автор уделяет отношениям рекламного отдела с редакцией, так как здесь нередки конфликты. В издательских домах, как правило, устанавливается порядок, при котором заметки и статьи коммерческого и политического характера обязательно показываются руководителям рекламной службы. Очень часто рекламная служба прибегает к прямой помощи редакции. Журналисты участвуют в рекламных проектах издания: пишут творческие материалы, аннотации в специальных каталогах и бюллетенях, готовят редакционную часть рекламных предложений. Служба распространения выполняет и ряд чисто рекламных функций, продвигая издание, показывая его клиенту отдельно или среди изданий-конкурентов, внедряет образ издания через пробную бесплатную подписку, распространение листовок с подписными талонами, надписи на бортах своего транспорта, фирменных киосках и т.д. Во всем этом существенную помощь оказывают специалисты по рекламе. Взаимодействие рекламного отдела с типографией также имеет свои особенности. Сотрудники рекламного отдела должны обеспечивать соответствие пожеланий рекламодателя печатным технологиям. Работники типографии делают все возможное для удовлетворения запросов рекламной службы. Типография информирует рекламную службу о возможностях полиграфического оборудования, о новинках, новых технологиях, материалах, что, в свою очередь, может расширить рекламные возможности издательского дома. Схема организации самой рекламной службы представлена в обобщенном виде на рис. 5.2. Рассмотрим организацию РД другим средством массовой информации - телевидением. Деятельность РА, работающего на телеканале, напрямую связана с телерадиокомпанией - и структурно, и функционально (так как директор РА одновременно и генеральный директор телерадиокомпании), хотя и является юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим бухгалтерский учет (рис. 5.3). Юридическое обеспечение также можно назвать совместным. Телерадиокомпания обеспечивает РА производственными мощностями. В функции заместителя директора РА входят непосредственное руководство штатом менеджеров, подписание договоров с клиентами, решение кадровых и организационных вопросов. В функции менеджеров — 44 привлечение клиентов и работа с ними, заключение договоров на изготовление и размещение рекламы, медиапланирование, работа со студиями ТВ и радио, взаимодействие с другими агентствами, актерами. Заработная плата менеджеров складывается из оклада и процентов от суммы заключенных договоров. Дизайнер РА выполняет работы и для телерадиокомпании. В штате РА работает трафик-менеджер, в обязанности которого входят состаЁление сводных медиапланов для телевидения и радио, взаимодействие с программным и выпускающим редакторами 45 телевидения и радио. Креатив-функции осуществляются совместно менеджерами и производящими студиями. Тесное взаимодействие РА и телерадиокомпании предопределяет и финансовые отношения: между РА и средством распространения рекламы заключается договор комиссии, в соответствии с которым 25% от суммы договора принадлежат РА, 75% — ТВ или радио. Рассмотрим схемы организации РД и некоторых других региональных телеканалов. Для небольших телерадиокомпаний характерна следующая схема организации РД (некоторыми нюансами мы пренебрегаем) (рис. 5.4). Более крупные каналы имеют усложненную организационную структуру. На рис. 5.5 показано, что не всегда рекламная служба существует как отдельная организационная структура. В нашем примере было принято решение о том, что рекламные функции возьмет на себя отдел продаж. Является ли такое решение оправданным? Могут ли полноценно работать в области рекламы специалисты, не владеющие профессией рекламиста? Ответы на эти вопросы может дать только практика, хотя уровень региональной телевизионной рекламы скорее свидетельствует о негативных результатах подобного положения дел. 46 47
Главная особенность представленной на схеме организационной структуры — это четкое разграничение творческих и производственных функций, с одной стороны, и коммерческих — с другой. Дихотомическая организация в этом случае может приводить даже к некоторым конфликтам. Работники департамента телерадиовещания кроме своей основной функции производства программ (развлекательных, новостных) выполняют и функцию производства рекламы. Особенность же радио состоит в том, что основной радиопродукт создается на 75% диджеем* Рассмотренные организационные схемы дают представление о возможных вариантах организации РД средствами массовой информации. Все они имеют свои достоинства и недостатки. Их специфика предопределяется задачами СМИ, их историей, основными направлениями деятельности, наконец, личными взаимоотношениями учредителей, руководства, работников. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Назовите отличия в организации рекламных служб: а) рекламодателем и СМИ; б) РА и СМИ. 2. Какие варианты организации рекламной службы СМИ вам известны? 3. Каковы отличия организации рекламной службы различны ми средствами массовой информации — газетами, журналами, те левидением, радио? 4. Перечислите преимущества и недостатки рекламных отде лов, РА при СМИ. 5. Предложите свою схему организации рекламной службы для радиостанции, телеканала, газеты, журнала.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этапы взаимоотношений в системе «рекламо датель - РА». Каналы поступления информа ции о РА. Параметры оценки рекламодателем РА. Приемы привлечения РА рекламодателя. Особенности договорных отношений в си стеме «рекламодатель - РА». Функции менед жера по рекламе в системе отношений «рек ламодатель - РА». Сведения о рекламодателе, необходимые РА для выполнения заказа. Тех нологическая цепочка разработки рекламы в РА и роль рекламодателя в этом процессе. Формы и способы оплаты работы РА рекла модателем. Этапы взаимоотношений в системе «рекламодатель — РА». Во всем процессе установления и поддержания взаимоотношений между рекламодателем и РА можно выделить следующие этапы: 1. Сбор и накопление рекламодателем информации о рекламной деятельности и рекламных агентствах. 2. Анализ информации и выбор подходящего РА. 3. Установление договорных отношений в системе «рекламодатель - РА». 4. Проектирование и производство рекламного продукта. 5. Завершение отношений в системе «рекламодатель - РА». деятельности и рекламных агентствах. Первый этап может рассматриваться как предконтрактная стадия, которая включает в себя такие действия рекламодателя, как сбор информации о рекламных агентствах, особенностях РД и рекламного рынка, поиск РА, установление контакта с РА. 50 Этот этап очень важен: при недостаточном объеме и качестве информации рекламодатель рискует в дальнейшем сделать неправильный выбор. Для облегчения решения задач, стоящих перед рекламодателем на первом этапе, он должен знать, какую рекламу он хочет получить от РА и что именно оно должно уметь создавать. Четко и грамотно сформулированные критерии, требования способны в значительной мере облегчить поиск и сбор информации о РА. Отметим, что этот этап характеризуется активностью с обеих сторон: рекламодатель ищет нужную ему информацию о РА; РА доводит до сведения рекламодателя те положительные характеристики и достоинства, которыми это агентство обладает. Рекламодатель может использовать следующие основные каналы поступления информации о РА: • получить их от работающих в агентстве людей; • изучить информацию, размещаемую агентством в деловой прессе, на выставках и в Интернете; • провести специальные консультации с избираемым агентством; • получить информацию от других клиентов РА. При выборе агентства рекламодатель должен быть особенно внимательным к следующим двум факторам: • является ли РА членом соответствующего профессионального объединения (членство агентства в таком аккредитованном союзе уже само по себе говорит об умениях и профессионализме его работников); • имеет ли РА какие-нибудь награды за успехи в рекламном деле. На первом этапе рекламодатель, решивший поручить изготовление своей рекламы РА, использует следующие приемы поиска подходящего агентства. Необходимая информация о рекламных агентствах находится прямым путем, когда представитель рекламодателя звонит в ряд рекламных агентств (телефоны и адреса можно найти в телефонной книге или других справочниках) и спрашивает, какие услуги данное агентство может предложить. Другой путь поиска нужной информации -— косвенный. Расспрашивают знакомых бизнесменов о РА, с которыми они имели дело. От них можно получить сведения об услугах, выполняемых соответствующим агентством, а также о качестве его работ. 51 За информацией об агентствах представители фирмы могут обратиться непосредственно в отделы СМИ, поскольку последние имеют постоянные контакты со всеми работающими на рынке РА. Чтобы снизить степень риска неудачного выбора, необходимо очень внимательно отнестись к полученной информации об агентствах, уметь проанализировать ее, ответить на вопросы: насколько такая информация соответствует рекламной задаче фирмы и насколько менеджер фирмы, отвечающий за рекламу, будет способен наладить хорошие, деловые контакты с персоналом или представителем РА. Если рекламодатель обладает большим набором сведений о нескольких РА, то следующим важным шагом являются непосредственные встречи ее менеджера-рекламиста с сотрудниками этих РА и выяснение возможностей со стороны того или иного РА выполнить заказываемую рекламодателем рекламу. Дополнительно важно выявить, способны ли его сотрудники внести элементы креативности в замысел рекламодателя, а также насколько они мобильны в своем мышлении и могут ли подойти к решению той или иной проблемы с разных сторон. Такую информацию можно получить, если поставить перед сотрудником или сотрудниками вопросы, предполагающие возможное отрицательное развитие событий: например, что агентство сделает, если разработанная им реклама не понравится заказчику? Как оно отнесется к тому, что некоторые дополнительные детали рекламодателю придется внести позже, уже в процессе разработки рекламной кампании? Рекламодатель может подробно расспросить сотрудника РА о достижениях в их работе и приемах, методах завоевания агентством хорошей репутации, а также о том, были ли провалы и неудачи в деятельности агентства и как удавалось их преодолевать. Рекламодатель, по мнению специалистов, в поисках подходящего РА может столкнуться еще с несколькими ситуациями, которые надо уметь правильно оценить и не ошибиться. Первая из них, когда по каким-либо субъективным причинам лица, к которым обратился рекламодатель за информацией о РА, дают не совсем правдивые или даже ложные сведения. Например, в редакционных отделах газет могут порекомендовать в качестве хорошего РА именно то, которое наиболее тесно 52 с ними сотрудничает. Опасно получать информацию о «лучшем» агентстве от конкурирующей фирмы. Вторая подобная ситуация может возникнуть в случаях установления контактов даже с преуспевающим, на первый взгляд, РА, имеющим большое число наград и дипломов. Как правило, такие награды являются действительно показателями успешной деятельности агентства. Однако здесь могут иметь место следующие два момента: • награды даны главным образом за креативность рекламы, и неизвестно, насколько она оказалась эффективной в своей основной функции — расширить рынок сбыта товаров клиентов; • полученные награды могут оказаться для РА поводом для самоуспокоения и отодвинуть на второй план саму идею доброкачественной работы для клиента. При этом РА заинтересовано в привлечении клиента и старается заинтересовать его, предоставляя как можно больше положительной информации о себе, используя для этого две тактики поведения по отношению к потенциальным рекламодателям. Небольшие или недавно возникшие РА заинтересованы в привлечении любых клиентов, в том числе даже маленьких фирм или частных лиц. Поэтому их агенты в беседе с заказчиками постараются рассказать обо всех достоинствах своих агентств, особенно о преимуществах по сравнению с другими. Эти рекламные агентства сообщают также о своем существовании и услугах в средствах массовой информации или информационных справочниках (например, ежегодный справочник «Почем реклама?»). Престижные рекламные агентства, как правило, имеют и солидных заказчиков не просто рекламы, а продолжительной рекламной кампании. Они подписывают со своими рекламодателями долгосрочные контракты или периодически их возобновляют. Такие организации создают свою репутацию за счет успешной деятельности и в сообщении дополнительных сведений о себе не нуждаются. Однако стоимость их услуг может быть намного выше, чем в других рекламных агентствах. Существует рад специфических приемов завоевания рекламодателя: • показ образцов наиболее удачной продукции; • ознакомление с положительными отзывами бывших и настоящих клиентов; 53 • рекламирование в средствах массовой информации; • методы PR. РА очень важно убедить будущего клиента не только в профессионализме своих сотрудников, но и в умении создавать действенную, эффективную рекламу в двух различных направлениях: при создании имиджа фирмы или бренд-имиджа товара и при необходимости продвижения товара. Проблема продаж рекламных возможностей в условиях насыщенности рынка стоит все более остро. РА для успешного функционирования должно выстроить целую систему различных средств, помогающих осуществлению продаж. Такая система имеет шанс быть действенной, если ее созданию предшествуют маркетинговые исследования, четкое позиционирование Ра и его услуг. Персонификация продаж - один из самых главных принципов, а рекламный агент - главное действующее лицо процесса продаж. А.Н. Назайкин процесс продаж рекламных возможностей в обобщенном виде представляет в виде следующей схемы [13, с. 16]: 54 В зависимости от того, какую цель преследует рекламодатель, РА должно соответственно предложить ему наиболее подходящее по эффективности и стоимости выполнение рекламных материалов и их размещение в соответствующих средствах. При достаточном объеме накопленной информации рекламодатель переходит ко второму этапу — анализу информации и выбору РА. Итак, подведем итог. Выбрать РА помогают: • сведения, поступающие из РА; • системы аккредитаций; • наличие наград и дипломов у работников РА; • образцы выполненных работ; • сообщения о видах услуг РА в СМИ; • выполнение пробных заказов рекламы; • консультации рекламодателя со специалистами и бывшими заказчиками РА. В целом этот этап может оказаться длительным или коротким, сложным или простым для рекламодателя в зависимости от его первоначальной компетентности, целей, объективных факторов, в частности наличия или отсутствия необходимого для него исполнителя, возможностей выбора среди нескольких и проч. Установление договорных отношений в системе «рекламода тель — РА». Цель третьего этапа — подписание договора на разработку агентством рекламного продукта. В этом процессе особенно важно рассмотреть все вопросы и возникающие проблемы, связанные с двумя исходными факторами — сложностью объекта рекламирования и выбором вида контракта. 55 Организация, предоставляющая в качестве своего продукта услуги, а не товар, всегда работает в условиях большего денежного и морального риска, чем организация, производящая товары. Таким образом, в контракте между рекламодателем и РА этот момент должен быть определенным образом отражен. Чем четче в договоре будут описаны такие его элементы, как сроки, количество и качество услуг, порядок предоставления информации, порядок оплаты и т.д., тем более комфортным будет сотрудничество. На этом этапе каждая из сторон, стремясь защитить свои интересы, предлагает наиболее выгодные для себя условия. Согласование интересов, поиск компромисса — вот главный смысл этого этапа взаимоотношений между рекламодателем и РА. Рекламодатель стремится установить такие отношения с РА, при которых РА стремилось бы в полной мере удовлетворить потребности клиента, в противном случае рекламодатель может просто разорвать договор и РА потеряет заказчика. Для обеих сторон выгодно, если РА и рекламодатель будут строить свои отношения на доверии друг к другу. Такие отношения после одного контракта часто перерастают в долгосрочные, а рекламодатель, убедившись в порядочности РА, идет впоследствии на заключение новых контрактов с ним. Осуществляют работу по подготовке договора, согласованию интересов, как правило, одни из главных должностных лиц со стороны РА и менеджер фирмы, ответственный за рекламу. Они же в дальнейшем отвечают и при действии контракта за поддержание хороших связей. Иногда между ними устанавливаются дружеские, личные отношения, что способствует взаимодоверию двух партнеров — рекламодателя и РА. При подписании контракта может возникнуть много трудностей, к преодолению которых должны быть готовы менеджер по рекламе со стороны фирмы-заказчика и представитель РА, отвечающий за выполнение заказа. В функции менеджера РА входят установление контакта с рекламодателем, разработка и подписание с ним контракта и дальнейшее руководство выполнением заказа. Менеджер РА при обсуждении проекта рекламной кампании участвует в разработке рекламной стратегии фирмы-производителя, предлагает возможные решения поставленной задачи, помогает формулировать более отчетливо цели или намерения заказчика. 56 При подписании контракта с рекламодателем менеджер РА ведет от имени РА все переговоры относительно объемов работы, сроков исполнения и сумм вознаграждения. Уже в этот период менеджер РА и ответственный за рекламу менеджер фирмы устанавливают между собой деловые доверительные отношения, в результате координатор, являясь членом коллектива агентства, становится одновременно и защитником интересов фирмы-рекламодателя. Однако взаимоотношения двух организаций на стадии подписания контракта часто сопровождаются необходимостью преодолевать весьма существенные затруднения, вызываемые недопониманием сторон. Наиболее распространенными случаями осложнений, по мнению И.Гольмана [3], на этапе разработки контракта являются следующие. Первый случай, когда рекламодатель не разработал концепцию своей рекламной кампании, имеет смутное представление об ее направленности и оформлении. Он приходит в РА с набросками в расчете на то, что специалисты возьмут и эту задачу на себя. Так по существу и бывает. Но процесс обсуждения и поиска приемлемого для клиента решения вместе с выявленной проблемой затягивается и требует, конечно, больших усилий с обеих сторон. Разновидностью такой ситуации можно считать и тот случай, когда рекламодатель имеет представление о целях, направленности заказываемой им рекламы, но при этом полагает, что работающие в агентстве профессионалы должны иметь такую же точку зрения. Ошибкой заказчика в этом случае является «переоценка» возможностей другого человека, даже если он и специалист высокого класса, правильно понять не объясненную ему задачу. Менеджер по рекламе рекламодателя должен уметь четко и ясно изложить свои позиции, чтобы получить ответную удовлетворяющую его реакцию со стороны менеджера РА. Второй случай возникновения осложнений на этапе разработки контракта имеет место, когда рекламодатель высказывает свое неудовлетворение всеми предлагаемыми ему со стороны агентства проектами работы, вызывая тем самым отрицательную реакцию по отношению к себе. Ситуация может привести даже к разрыву связей. 57 Описанные выше проблемы особенно часто возникают в отношениях РА с малыми, средними или начинающими работать фирмами. С представителями рекламных отделов больших фирм такие осложнения бывают значительно реже, потому что здесь идет диалог между профессионалами с обеих сторон. Проектирование и производство рекламного продукта. Четвертый этап взаимоотношений между РА и рекламодателем включает в себя совместную творческую и техническую деятельность сотрудников РА и заказчика. Этот этап представляет собой со стороны РА процесс разработки рекламной продукции, а со стороны рекламодателя — процесс предоставления информации, наблюдения и корректировки хода работ. Рекламодатель должен предоставить РА значительный объем сведений о себе. Это необходимо для создания исходных условий плодотворной работы сотрудников агентства над заказом. В теории и практике РД выделяют несколько блоков информации, которую рекламодатель должен сообщить исполнителю заказа на рекламу (табл. 6.1). Для получения информации по всем этим вопросам желательно заранее подготовить какую-либо форму — анкету, опросный лист и т.д. Собеседование с клиентом в этом случае будет проходить более упорядоченно, нет риска что-либо упустить (табл. 6.2). Разработка и выполнение заказа РА осуществляются по технологической цепочке, начиная с менеджерского отдела и кончая размещением рекламы в выбранных СМИ. Рассмотрим процесс разработки рекламы с позиций рекламодателя. Нас интересуют роль рекламодателя в этом процессе и степень его влияния на всех стадиях. Первый отдел — отдел менеджера-координатора, работа которого во многом как раз и состоит во взаимодействии с рекламодателем. Получаемая менеджером от заказчика информация в переработанном виде в качестве задания поступает во второй отдел — отдел планирования. Здесь специалисты на основе маркетинговых и социологических исследований планируют и решают кардинальные вопросы - как, кем, каким способом и где будет выполняться заказ. Рекламодатель знакомится с планом РК, а также с медиапланом, вносит замечания, если в этом есть необходимость, и после доработки утверждает общий план рек- 58 Таблица 6.1
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.180 (0.029 с.) |