Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие интеллектов: предвосхищение будущего человеческих ульевСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Несмотря на все приложенные усилия, человек всё же не преуспел в одомашнивании пчёл. Рой, сбежавший из-под сени коммерческого улья, имеет столь же хорошие шансы выжить в природе, сколь и рой из дикого улья, а количество диких колоний, живущих на деревьях, всё ещё намного превосходит популяции пчёл, живущие в специально созданных для них людьми условиях. История пчеловодства, таким образом, является не историей одомашнивания, а скорее историей человека, обучающегося тому, чтобы удовлетворять потребности и предпочтения самих пчёл». Gould and Gould, 1988, p. 17 «Мы меняем свою форму, чтобы приспособиться к миру, и мир нас тоже меняет. Зримое и незримое трудятся вместе ради общего дела — создания чудесного». Whyte, 2001, pp. 201-202 Откуда мы начали? Данная книга — это исследование того, как можно разумным образом жить в городах. Её материал опирался на открытия в различных сферах искусства, гуманитарных, естественных и технических наук с целью понять город как живую систему. Её принципы и построения затрагивают ключевые интересы горожан, гражданского общества, сити-менеджеров на всех правительственных уровнях, а также градостроителей. Любопытным, созидательным и ответственным гражданам рассмотрение интегрального города помогает объяснить динамику жизни в городе как целостной системе, таким образом, люди видят, что «всему есть место». Все мысли, действия, убеждения и задачи связаны со всем остальным и могут получить толчок в любом направлении. Или же любая мысль, действие, убеждение или задача могут стать переломным моментом, который послужит необратимому сдвигу в направленности процессов и/или потенциале и способностях. Понимание, что «всему есть место», рождает смирение. Кто развивает интеллекты в человеческом улье? Для исполнительной власти и управляющих госслужащих рассмотрение интегрального города позволяет признать ценность их вклада в жизненно важные функции живой системы. Если эти функции не действуют на уровне сложности, удовлетворяющем масштабы города, это приведёт к тому, что благополучие всех частей города так или иначе будет страдать. Эти важные бюрократические системы расположены: в городской администрации; в региональных министерствах с параллельными городским полномочиями (например, департамент муниципальных дел, здравоохранения, образования, детей и семей, землепользования и водоснабжения, энергетики); в федеральном правительстве с параллельными городским полномочиями (например, межведомственные учреждения, министерство здравоохранения и социального развития, энергетика). Пятнадцать лет назад я приняла приглашение города участвовать в активном совете волонтёров, связанном с крупным спортивным мероприятием национального уровня. Этот опыт раскрыл мне глаза на сложность человеческих систем и отправил на поиски ответа на вопрос: формируют ли сообщества лидеры? Или же сообщества формируют лидеров? В процессе поиска ответа на этот вопрос мне довелось учиться (во многих случаях напрямую) у многих великих умов новых форм научных дисциплин, новой урбанистической науки и интегрального движения. В начале данной книги я перечислила некоторые из ключевых фигур, повлиявшие на меня. Работа над настоящей книгой велась в течение десятилетия, ведь она начинается с того места, на котором закончилась моя диссертация. Я просто перешла от рассмотрения комплексностей в сообществах к рассмотрению комплексного мышления о целостном городе. Где мы были? На протяжении данной книги я прибегала к образу пчелиного улья как метафоре живой системы, которая проявляет паттерны интеллекта, аналогичного тому, что присутствует в городе. Данная аналогия не является прямолинейной, зачастую она оказывается и недостаточной, ведь эмерджентная эволюция комплексности в биологическом виде позвоночных Homo sapiens sapiens намного более высокого уровня, нежели у беспозвоночных пчёл. Однако образ пчелиного улья провоцирует нас на удивительные и даже приятные размышления касательно природы интегрального города. Четыре интегральные карты, описанные в книге, предоставили нам инструменты для новых способов исследования эволюционных интеллектов: не просто интеллекта, возникающего на основании внешней физической эволюции климата и географии или же биологии и инженерии, но и внутренних интеллектов, возникающих на основе сознания и культуры. Начав с климатических и географических контекстов, в которых возникли города, я признала тот факт, что даже на этом фундаментальном уровне карта не есть территория, однако есть нечто очень полезное. Паттерны, при помощи которых климат и география влияют на человеческое поведение, по всей видимости, установили важные условия для развития всех культур. Более того, климат и география оказывают сильное влияние на то, дружественны или враждебны культуры по отношению друг к другу. Наука о сложности утверждает, что стартовые условия в любой системе влияют на формирование поведения этой системы с течением времени. И посему нам видно, что города, которые родились на морском побережье тысячелетия назад, даже в современных условиях решают свои проблемы иначе, чем города в гористой местности или пустыне. Карты, которые мы выделили для интегрального города, поведали нам об интеллектах, которые мы обычно фрагментируем или отделяем друг от друга, будучи неспособными увидеть, что все интеллекты города эволюционировали совместно. На самом деле ответом на мой изначальный вопрос о том, что первично — лидеры, создающие сообщества, или наоборот, — стало следующее: они со-возникают — одно влияет на другое в нескончаемом взаимодействии. Аналогичным образом, со-развиваются внутренняя и внешняя стороны жизни индивидов и групп в городе. Действительно, самоподобие этих паттернов указывает на фрактальную природу человеческих систем, вплетённых в город, причём каждый уровень шкалы рассмотрения влияет на паттерны других уровней шкалы в нескончаемых петлях обратной связи. Так что карты, которые мы использовали для изучения интеллектов человеческого улья, помогли нам исследовать город при помощи векторов эволюции, индивидуальной и коллективной, внутренней и внешней, психологии изменений и вложенных холархий биопсихосоциокультурных взаимосвязей. Многие из данных воззрений просто осваиваются в качестве специальных способов рассмотрения вертикальных разрезов жизни. Но комплексность города заслуживает интеграции хотя бы этих перспектив, чтобы мы могли прийти к более глубокому пониманию того, как лидеры изменяют себя и других и как сообщества и города демонстрируют согласованные формы коллективного поведения (или же не демонстрируют). Я с лёгкостью признаю умозрительность своих рассуждений о ценности интегрального воззрения в качестве новой парадигмы города — они не опираются на полноценный обзор литературы из предшествовавших парадигм, — что, несомненно, разочарует специалистов в области урбанистических исследований. Однако эта задача сама по себе является монументальным трудом, который заслуживает отдельной книги. Я уверена, что в ближайшем будущем эта работа будет осуществлена. Здесь же моя задача состояла в том, чтобы применить интегральную парадигму к городу и увидеть, насколько она может быть эффективна для объяснения феномена человеческого улья. Каким образом интегральный город эволюционно развивает интеллекты в человеческом улье? Госслужащим книга «Интегральный город» позволяет увидеть панораму лидерства, в которой отчётливо выступают видимые и достижимые качества жизни. Такие лидеры работают во всех бюрократических системах. Но в большей степени, нежели рассмотрение функционального или физического местоположения этих лидеров, в книге «Интегральный город» предпринята попытка показать внутренние панорамы умов и сердец данных руководителей. Именно развитие способности сознания ограничивает или позволяет реализовать уровень благополучия всех, кем они руководят. Для исполнительного уровня и менеджмента частных предприятий и некоммерческих структур образования, здравоохранения, институтов социальной службы, агентств, общественных и частных партнёрств книга «Интегральный город» оказывается источником информации о том, как связать их работу в единое интегрированное целое, позволяя тем самым оптимизировать качество городской жизни. Жизненно важно, чтобы эти фракталы интегрального города действовали во всей полноте и одновременно, способствуя принятию более взвешенных решений о городском развитии. Для правоприменительной сферы книга «Интегральный город» выявляет природу развития и патологий человеческих систем, естественным образом возникающих вследствие блокировки здорового течения энергии; в книге показаны способы восстановления равновесия. Для некоммерческих и неправительственных структур, чья деятельность касается города, книга «Интегральный город» показывает, что их вклад зачастую создаёт культурный и социальный капитал, играющий жизненно важную роль для индивидуального выживания. Преподавателям, профессорам, студентам и учёным «Интегральный город» может послужить учебником и программой вопросов по теме целостносистемного видения города, которое можно применить к следующим дисциплинам: урбанистика, социальная работа, антропология, психология, социальная психология, право, география, социальная география, социология и политология. Коренным народам «Интегральный город» предлагает рассмотреть свои связанные с определённой территорией культуры, чтобы призвать город и регион к применению интегративного целостносистемного мышления в отношении их племенных и традиционных культур. Образовательным сообществам «Интегральный город» показывает паттерны разумного развития, эволюции и эмерджентного возникновения, которые люди в городах могут выбирать, чтобы оптимизировать индивидуальное и коллективное обучение. Куда мы можем пойти? Куда мы можем двинуться отсюда? На поздних стадиях редакторской работы над данной книгой я отправилась в круизное путешествие, благодаря которому посетила три континента, пятнадцать городов, восемь стран, окунулась в неисчислимое количество культур и субкультур, говорящих на шести языках. Созерцая многообразие человеческих систем, с которыми соприкасалась, я проверяла действенность карт «Интегрального города» и пришла к следующим выводам: · Видение города как целостности, взаимосвязанной с другими целостностями, позволяет увидеть эмерджентно эволюционирующую систему. · Видение систем позволяет увидеть взаимосвязи и нелинейные процессы. · Нелинейные процессы позволяют нам приспосабливаться и подготавливаться к неожиданным ситуациям. · Готовность к встрече с неожиданным создаёт гибкость. · Гибкость означает высокую адаптивность. · Высокая адаптивность означает высокую выживаемость. · Высокая выживаемость означает большую радость, расширение, творчество, потенциал. Исследование «Интегрального города» позволило мне понять, что нам ещё многому предстоит научиться для реализации потенциала города. В своих путешествиях, когда разговаривала с людьми, я обнаружила, что самые вдохновляющие озарения неизбежно приходили от притч о пчелином улье, историй, рассказанных мироцентрическими лидерами, и нескончаемого созидательного импульса эволюционного интеллекта. Подводя итог своему повествованию, я делюсь своими мыслями с теми, кто разделяет моё любопытство относительно человеческого улья. Возможно, пчёлы служат наилучшим примером того, чему естественные природные системы могут нас научить. Жизнь развивается в циклах и требует, чтобы мы адаптировались и эволюционировали. Естественные ритмы пчелиного улья демонстрируют тот факт, что стабильность нельзя найти в статичном и неизменном состоянии: она обретается в адаптивных ответах на изменения наших жизненных условий. Подобно тому как улей выживает по той причине, что некоторые пчёлы являются генераторами многообразия, тогда как другие пчёлы оптимизируют использование доступных ресурсов, города могут на практике применить уроки адаптивности, чтобы ограничить излишнюю растрату или недостаточную организованность и начать исследовать новые варианты действий. В ситуации, когда усиливается недостаток углеродных источников энергии, а изменения климата оказывают давление на эти ресурсы, мы видим, что города естественным образом применяют на практике уроки, почерпнутые из наблюдения за пчелиным ульем, понижая расход энергии посредством экологического проектирования и поиска новых решений с применением таких источников энергии, как ветер, солнце и вода. Резюме задач «Интегрального города» Данная книга была написана для всех, кто хочет увидеть город как целостную систему, чтобы понять, как можно оптимизировать свою жизнь. Книга «Интегральный город» задумывалась с жизнеутверждающих позиций. Она основана на целостносистемном мышлении, позволяющем признать ценность влияния города всеохватным и интегрированным образом всеми его жителями и теми, кому нужно оценить его влияние в целом на планету Земля. Концепция интегрального города основывается на идеях устойчивого развития, но выходит за пределы этой дисциплины и учитывает свойства эмерджентной эволюции, то есть она основывается на положении, что условия человеческой жизни представляют собой нескончаемое путешествие, включающее непрерывную адаптацию и изменение. Это порождает и хорошие, и плохие новости: это означает принятие того, что неопределённость и множественность являются нашими неизменными спутниками и мы не можем всего знать, ведь город постоянно развивается. Концепция интегрального города рассматривает город в контексте средового окружения, выступающего фоном для его экономического и социального потенциала. Это означает, что мы признали ценность того, что каждому городу присущи определённые качества своей окружающей среды. Каждый город уникален в своей адаптации к средовым факторам. Этот факт необходимо и уважать, и рассматривать при понимании способности города к развитию, его внутреннего функционирования и потенциала внешнего вклада. Концепция интегрального города осмысляет город с точки зрения глобальной и локальной экологии. В то же время она исследует динамику внутренней человеческой экологии города. Это указывает на напряжение, присутствующее в реальном формировании города. Внутренней человеческой экологии свойственно создавать центробежную силу, которая раздвигает город вовне, во внешний ландшафт, в то время как глобальные и локальные экологии выступают в роли природных центростремительных сил, которые налагают на город ограничения. Концепция интегрального города основывается на положении, что городские структуры и инфраструктуры возникают из естественных систем и взаимосвязаны с ними. Всегда велик соблазн рассматривать архитектуру и инжиниринг города отдельно от природных систем или как нечто налагаемое на них извне. Однако, когда мы исследуем науки о структурах, то можем видеть, что им всегда свойственны те же состояния течения, которые свойственны всем природным системам. Эти явно неживые структуры могут иметь очень медленные состояния течения, может даже казаться, что они застыли, однако они являются такой же частью природных систем, как живые структуры — растения, животные и люди. Аналогичным образом, похоже, что инфраструктуры, которые находятся внутри наших человеческих систем (чудесные творения — наши тела, мозг и сознание), также являются эволюционными системами, подверженными естественному гибкому потоку энергии, материи и информации, начиная с белковых строительных блоков в нашей ДНК и заканчивая высшими уровнями. На самом деле концепция интегрального города осмысляет человеческие системы в контексте гибкого энергетического потока, неотделимого от глобальных энергетических систем. Являясь их неотъемлемой частью, он подобен системе урбанистических энергетических акупунктурных точек. Когда мы ценим город за эту его сетевую структуру, то можем видеть, насколько важную роль он играет в эволюции всех человеческих способностей. Концепция интегрального города утверждает, что города создают динамические энергетические поля, которым свойственны качества резонанса, согласованности и эмерджентности. Мы только пробуждаемся для осознания силы весьма реального энергетического поля, создаваемого коллективными интеллектами, и понимания, что мы можем развить свои врождённые интеллекты в распределённые интенциональные сети. Даже когда мы проникаем в особенности глубинного потенциала человеческого мозга применительно к робототехнике, мы учимся тому, насколько больше мы могли бы получить посредством коллективных сообществ умственной и духовной практики. Кажется, что это нечно из области научной фантастики, но на самом деле концепция интегрального города учит нас тому, что это всего лишь естественная эволюция Homo sapiens sapiens. Концепция интегрального города рассматривает сообщества как путешествие групп людей к целостности и считает, что высокое качество городских сообществ способствует повышению качества городской жизни. Фрактальная природа человеческих систем позволяет нам видеть, что сообщества являются естественными и мощными средствами повышения потенциала человеческих систем. Даже в условиях глобализации городов и всё большей направленности вовне, очевидно, что они могут столько же энергии обратить вовнутрь — на повышение жизненности географических сообществ, групп по интересам и сообществ практики. По всей видимости, принадлежность подобного рода сообществам является чем-то фундаментальным для условий жизни человека. Интегральный город опирается на положение, что эффективному городскому лидерству требуется понимание динамики человеческого развития, которая интегрирована со здоровыми системами здравоохранения, образования и рабочих мест. Эффективные городские лидеры заинтересованы в том, чтобы быть лидерами для себя, других людей, организаций и сообществ на соответствующих уровнях комплексности, — и вкладывают ресурсы в развитие лидерских способностей. Эффективные лидеры демонстрируют лидерские качества, на пол-уровня превосходящие текущий уровень развития масс, предлагая далёкое, но всё же достижимое видение. В концепции интегрального города считается, что человеческие системы представляют собой вложенные холархии, включая и неотъемлемые роли родителей и семей. Эффективные городские лидеры превосходят и включают роли семей и родителей при создании мешворков, которые направлены на решение проблем, создание новых сред и мотивирование людей. Лидеры в каждом фрактальном аспекте города знают, что они не могут добиться роста сообществ без одновременной поддержки родителей и семей, которым необходимо вкладывать свои ресурсы в интегральное биопсихосоциокультурное развитие. Уроки, извлекаемые из работы мироцентрических лидеров, удивительны и парадоксальны. Кто мог знать, что капитан корабля может обладать навыками, которые могут способствовать управлению городами и городскому лидерству? Речь идёт о капитане, который сказал: «Нельзя чего-то ожидать, не проверяя». Это значит, что нельзя ожидать результата, не проверяя продуктивность деятельности. Таким образом, он выступал за то, чтобы ответственное управление было распределено между всем экипажем корабля. В то же время он ожидал неожиданности. Более всего он ожидал, что экипаж будет наиболее продуктивен в своей способности реагировать на неожиданное. Он подчёркивал реальность нелинейных процессов. Он также использовал циклы изменения, чтобы в периоды затишья и стабильности подготавливать ресурсы, необходимые для того, чтобы справиться с неизбежными штормами, волнениями в море и непредсказуемыми событиями. Подготовка к неожиданному всегда приносила плоды в виде адаптивности, созидательности и чувствительности. Потенциал для применения к реалиям находящегося на суше интегрального города и исследования уроков, извлечённых из функционирования человеческих систем в разных географических пространствах (на море и в космосе), остаётся незатронутым. Что произошло бы, если бы мы объединили морские (и даже аэрокосмические) академии с академией городского управления? Что произошло бы, если бы градоначальники и администраторы устроили диалог с капитанами, инженерами и менеджерами круизных лайнеров (и их коллегами в армии и аэрокосмических силах)? Чему бы мы могли научиться относительно решения проблем городов, если бы переняли решения, разработанные в критических условиях, где нет права на ошибку (в море и космосе)? Как мы туда доберёмся? Возможность поупражняться в воображении и представить себе ценность интегрального города за пределами планеты Земля возникла в результате беседы с другим мироцентрическим лидером — членом медицинской команды НАСА. Уроки космоса, которыми тот со мной поделился, напомнили мне, что величайшая возможность для создания новых реальностей появляется не из прошлого, а из будущего. История нас учит тому, где мы были в прошлом и как выживали, адаптировались и регенерировались, чтобы прожить ещё один день. Но именно наше воображение помогает нам вознестись над загрязнёнными городами над осаждённой планетой Земля. Во-первых, с высоты десяти тысяч метров мы можем буквально увидеть целостность, представленную в любом городе. Даже сервис «Google Планета Земля» даёт нам инструмент по увеличению и уменьшению масштаба рассмотрения, что позволяет нам увидеть паттерны и структуры города на разных уровнях. Однако именно с перспективы звёздных расстояний — Луны и солнечной системы — мы можем увидеть планету Земля как целостную систему (даже в её ничтожности по сравнению с галактическим пространством и временем). С этой точки зрения, мы можем по-настоящему удивиться разуму, обитающему на этом маленьком голубом шарике. Мы можем лучше понять, что не только крохотные индивиды, но и города, нами созданные, являются критически важными узловыми точками интеллекта: в буквальном смысле точками света, которые указывают на то, где во Вселенной сконцентрировались интеллект и разум. Но именно направив свой взор в космос и используя свой разум, чтобы определить и проанализировать ресурсы, которые в нём есть, мы можем прийти к пониманию потенциала, лежащего перед нами будущего. Все источники энергии и материальных ресурсов, которые нам нужны, по всей видимости, доступны в изобилии в нашей Солнечной системе и в галактике в целом. Наша задача состоит в том, чтобы выяснить, как получить доступ и разрабатывать эти ресурсы во благо универсального разума и эволюции. Возможно, ответы возникнут только тогда, когда мы объединим интеллекты суши, моря и воздуха, чтобы оптимизировать потенциал города и разработать первые прототипы космических колоний. Быть может, эти прототипы будут воздвигнуты и на Земле? Город — это наилучший пример того, на что может быть похоже функционирование космической колонии будущего. Однако городу, парящему в безвоздушном космическом пространстве или воздвигнутому на других планетах, потребуется мудрость всех городских голосов (менеджеров, девелоперов, гражданского общества и граждан) и технического ноу-хау капитанов и экипажа судов, а также вклад и воображение аэрокосмических разработчиков. Мы можем лишь вообразить дух и качества этих новаторских инвесторов и девелоперов, обратившись к образу Медичи, профинансировавших Ренессанс (и сотни художников той эпохи), Ротшильдов, финансировавших ранние этапы Индустриальной революции, и Рокфеллеров, финансировавших освоение запада Америки. Где-то среди нас сегодня уже есть новаторы, которые создадут космические колонии, благодаря которым путешествие человеческого вида распространится за пределы планеты Земля и соприкоснётся с тем, что мы сейчас называем «внешним космосом». Однажды этот космос будет столь же доступен, населён и разработан, сколь и часть мира, которая явила себя «за краем света», когда-то ограничивавшимся Гибралтарским проливом. В будущем мы будем оглядываться назад и вспоминать истории о частных инвесторах, которые профинансировали возможность отдыха в космосе на первых частных космических кораблях и создание технологии, которые позволят нам разрабатывать месторождения на метеоритах и по требованию производить водород, кислород и воду. Но к чему бы мы ни стремились в будущем, там мы, скорее всего, обнаружим себя (со всеми своими биопсихосоциокультурными реалиями, которые сформируются вокруг нас) в пространстве, функционирование которого будет напоминать человеческий улей. Таким образом, исследование интеллекта города не является просто инвестицией в собственную эффективность и продуктивность и сиюминутную комфортность. Оно не является просто инвестицией в решение социальных патологий городов в развивающихся нациях. Оно не является просто инвестицией во благо наших детей и внуков. Исследование интеллекта города — это необходимый исследовательский проект, который обеспечит выживание человеческого вида на планете Земля в течение достаточно долгого времени, чтобы мы смогли создать условия поддержания человеческой жизни в космических городах или колониях. Подобные космические колонии являются естественным наследием, которое мы можем получить в своё распоряжение, если сможем привлечь, консолидировать и кристаллизировать интеллекты, неотъемлемо присущие интегральному городу. Ничто в данной деятельности нам не гарантировано. На самом деле мы стоим перед лицом множества угроз. Нам просто нужно рассмотреть потенциалы прошлого, настоящего и будущего медоносных пчёл и лидеров уровня 8, чтобы понять, как быстро нам нужно двигаться. Естественная история пчёл и пчелиного улья показывает нам возможность развития весьма сложных систем, служащих задачам коллективного выживания биологического вида. Эволюция пчёл во всех странах мира говорит об их гибкости и способности непрерывно обучаться и адаптироваться к местным условиям. Однако наблюдающееся сегодня вымирание пчёл в Северной Америке служит человеческим системам объективным уроком, что неожиданное может подорвать даже самую, казалось бы, стабильную систему. На время написания данной книги в течение одного года исчезло до 90% одомашненных колоний пчёл в США (Bjerga, 2007; Mittelstadt, 2007; Time Magazine, 2007). Симптоматичная проблема, грозящая нанести сельскохозяйственному производству убытки в 75 млрд. долларов США, состоит в том, что пчёлы покидают пчелиный улей, забывают вернуться и просто умирают за его пределами. До сих пор не удалось выяснить причину происходящего. Разнообразные теории пытаются привести следующие причины: инфекция от вирусов и/или клещей; генетическая сопротивляемость изменениям вследствие разведения; изменения климата; экологическое загрязнение. В чём бы ни состояли причины, нависшая угроза вызывает большую тревогу за будущее человеческого сельского хозяйства, а также на ещё более фундаментальном уровне — в целом за будущее пчёл как биологического вида. Вымирание некоторых пчелиных семейств представляется тревожным сценарием будущего. Если бы мы вели речь не о пчелиных ульях, а о городах, то можно было бы говорить о глобальной эпидемии, загрязнении ресурсов или значительного сокращения избирательно развиваемой доли генофонда. Капитан морского судна напоминает нам о том, что в прошлом лидеры Homo sapiens sapiens отправлялись в моря, чтобы исследовать планету. Тесная взаимосвязь капитанов и навигаторов в открытом море напоминает нам, что большинство культур воспринимают сказание о ковчеге в качестве фундаментального аспекта для выживания человеческого вида. Таким образом, в нашу собственную историю планеты Земля заложена мудрость выживания в неведомых морях, которая служит основанием для выживания всех живых существ во всевозможных условиях. Итак, себе на беду мы игнорируем «неудобные правды», наиболее очевидные по наблюдениям за океанами по всему миру, говорящим, что планета Земля и климат меняются. Хотя мы всё ещё дискутируем о причинах данного изменения, мы также можем дискутировать и о том, как выжить перед лицом изменений, которые приводят к повышению уровня Мирового океана и таянию ледников. Из всех географических пространств нашей планеты океаны и моря отражают самые масштабные ритмы космоса в своих ежедневных приливах-отливах и непрерывном движении волн. И, несмотря на наблюдаемую регулярность, океаны также учат нас серьёзнейшим урокам нелинейности. Невзирая на свою кажущуюся предсказуемость, они являются источниками убийственных цунами, океанических течений и погодных изменений. И океаны содержат в себе наибольшую биомассу по сравнению с любой другой географической системой на планете Земля. Увлечённость идеей колонизации космического пространства данного лидера из НАСА во многом параллельна увлечённости морем, проявлявшейся со стороны исторических лидеров человечества. По иронии, несмотря на то что во многих местах мы построили города вдоль побережий морей и океанов, нам ещё только предстоит эффективно освоить энергии приливов и отливов и погрузиться в их глубины настолько же серьёзно, насколько мы стремимся проникнуть в космическое пространство, отделяющее нас от Луны. Тем не менее море выступило для лидеров в роли великого тренера навыков, связанных с мониторингом витальных признаков: взаимосвязанности; краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные жизненные циклы; нелинейность и неожиданность. Для мироцентрических лидеров море — это что-то наподобие гироскопа благополучия Земли. Это имеющий глобальные масштабы инструмент, индикаторы здоровья и благополучия которого дают нам макровеличины для отражения здоровья и благополучия человека на всех уровнях шкалы рассмотрения. Какие уроки для городов могли бы извлечь лидеры из рассмотрения ценности космических колоний, коль скоро на практике их пока не существует? До сих пор мы встретились лишь с проблесками потенциала создания таких колоний благодаря краткой истории освоения человеком космоса, начиная с первой попытки СССР добраться до Луны, высадки на Луну американских астронавтов и заканчивая международной орбитальной станцией «Мир». Как и в случае с запланированными городами аравийских пустынь, мы только рисуем в уме образы возможного. Но требуемым инвестициям и политической воле ещё только предстоит на практике поддержать заявления. Ведь правда состоит в том, что для создания космических колоний — таких, какие создают пчёлы, применяющие интеллекты (развитые как в диких, так и в искусственно созданных ульях) для того, чтобы роиться, передислоцироваться и создавать новые ульи в диких условиях, — нам, скорее всего, потребуется применить интеллекты, которые мы развили на Земле, чтобы получить ресурсы, нужные для постройки человеческих колоний в космосе. (Ведь у нас недостаточно сейчас энергии и ресурсов, чтобы переместить необходимые ресурсы с планеты в космическую колонию.) Таким образом, нам предстоит пройти через многие годы развития способностей к интегральному городу — начиная с производства пищи и конструирования крова до систем развития внутреннего пространства людей и горной разработки метеоритов, прежде чем сможет возникнуть самоподдерживающаяся космическая колония. Это наложит на нас требование развивать способности к сотрудничеству, сообществу и колонизации за пределами любого контекста, в котором доселе эволюционировали человеческие системы. Резюме простых правил применения принципов «Интегрального города» Когда я окидываю взором простые правила, которые мы могли бы применять для создания интегрального города (приведённые в конце каждой главы), то мне становится ясна мораль той басни, которую я рассказывала. Поразительно, как наборы правил человеческого улья могут консолидироваться в некие макроправила, открытые другими. Следующие четыре правила построения племенной общины приписываются Энджеле Эрриен: «Появись. Присутствуй. Выскажи свою правду. Отпусти ожидания по поводу результатов». Если мы объединим эти простые правила самоорганизации в единый мешворк с простой иерархией порядка (которые, как я слышала, были созданы полумифическими директорами средних общеобразовательных школ от Новой Зеландии до Нью-Йорка и подхвачены, к моему вящему удовольствию и удивлению, передовым градостроителем во время недавнего исследовательского сеанса), то, на мой взгляд, у нас получится кристаллизовать макромудрость, требуемую для поддержания благополучия человеческого улья на планете Земля и за её пределами. Заботьтесь о себе. Заботьтесь друг о друге. Заботьтесь об этом месте. Поэтому в качестве резюме я вновь перечислю одиннадцать триад простых правил из предыдущих глав и добавлю двенадцатый набор для настоящей главы: Глава 1. Экосферный интеллект 1. Цените климат и географию своего города. 2. Охраняйте окружающую среду. 3. Добавляйте ценность экосфере. Глава 2. Эмерджентный интеллект 1. Выживайте так, чтобы холоны служили во благо существования друг друга. 2. Адаптируйтесь к окружающей среде. 3. Создавайте регенерирующие себя петли обратной связи посредством взаимосвязывания циклов регенерации человека. Делайте это таким образом, чтобы они способствовали восстановлению окружающей среды. Глава 3. Интегральный интеллект 1. Создайте интегральную карту территории: проведите горизонтальное картирование по четырём секторам и вертикальное картирование по восьми и более уровням развития, диагональное картирование по состояниям изменения и картирование отношений по вложенным холархиям и фракталам возрастающей сложности. 2. Создайте и устойчиво развивайте систему интегрального картирования на высшем из доступных для устойчивого поддержания уровней сложности, уместных с точки зрения способностей и возможностей городской администрации. 3. Учитесь на основе этих карт и дополняйте их ежегодно или чаще. Глава 4. Интеллект жизни 1. Уважайте динамический танец городских жизненных циклов. 2. Интегрируйте естественные циклы изменения в городе. 3. Учитесь менять масштаб своего рассмотрения, чтобы динамически следовать за фрактальными паттернами города. Глава 5. Внутренний интеллект 1. Будьте, где требуется; осознавайте себя и своё присутствие. 2. Замечайте интеллекты города и интегрально наносите их на карту. 3. Развивайте лидерство сердца, разума и души. Глава 6. Внешний интеллект 1. Управляйте личной энергией. 2. Стремитесь к биофизическому благополучию для себя и других. 3. Воспитывайте здоровых лидеров. Глава 7. Строительный интеллект 1. Управляйте поддерживающей жизнь энергией во благо всех. 2. Проектируйте исходя из центра на всех масштабах и для всех холонов. 3. Выстраивайте структуры, которые интегрируют созидательную самоорганизацию с иерархиями порядка. Глава 8. Интеллект историй 1. Уважайте других. 2. Внимательно слушайте. 3. Рассказывайте свою историю и позвольте другим рассказывать свои истории, чтобы совместно создавать сообщества интегральной практики. Глава 9. Исследовательский интеллект 1. Спросите, что срабатывает (и не срабатывает), и совместно создайте видение вклада города в планетарное сообщество. 2. Создайте план интегрального города и сообщества. 3. Управляйте планом города, адекватно применяя его ко всем уровням масштаба рассмотрения города. Глава 10. Интеллект мешворкинга 1. Катализируйте образование фрактальных взаимосвязей внутри человеческого улья. 2. Выстраивайте коммуникативные мосты между хранилищами, трубопроводами и прибежищами. 3. Создавайте мешворки и иерархии, которые трансформируют, трансцендируют и трансмутируют способности. Глава 11. Навигаторский интеллект 1. Выбирайте дальнейшее направление развития города, основываясь на его видении. 2. Проектируйте и используйте интеграл
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.53 (0.014 с.) |