Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Повышение стрессоустойчивости личности⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Стрессоустойчивость каждого человека различна. Все будет зависеть от темперамента, возраста, характера и т.п. Но в целом речь идет о том, сколько человек может выдержать, сколько может контейнировать в себе негатива. В нашей культуре техникам управления стрессом, к сожалению, уделяется мало внимания. Между тем темп современной жизни, экзамены, не говоря уже непосредственно о конфликтном взаимодействии пагубно влияют на педагогов и учащихся. Хорошая новость состоит в том, что техникам можно научиться. И курс конфликтологии, как нельзя лучше, для этого подходит. Человек необученный, как правило (особенно, если речь идет о подростках), не знает о том, что его конфликтное взаимодействие с кем-то или какие-то иные проблемы привели его в стрессовое состояние (или травматическое). Эта позиция так и называется: БЫТЬ В СТРЕССЕ. Человек в это время не отделяется от своего эмоционального реагирования, а наоборот, сливается с ним. Гнев, страх, эмоциональная боль захлестывает. Это неизбежно ведет к слабости, агрессии, вообще неконтролируемым поступкам. Занятия конфликтологией могут помочь личности к другой позиции взаимодействия со стрессом. НАБЮДАТЬ ЗА СТРЕССОМ – это значительно более экологичная позиция. Много ем, курю, ругаюсь со всеми, слишком громко смеюсь, не понимаю юмор, замкнулся в себе, не знаю, чего именно хочу. Само по себе наблюдение не устранит стресс (травму), но приводит к осознанию, что так дальше продолжаться не может. Надо что-то менять. Что менять, как менять, с какой скоростью, какими методами и приемами – на эти вопросы отвечает третья позиция взаимодействия со стрессом. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ – это выбор, это осознанность, это принятие ответственности за свою жизнь на себя. Инструментом изменения могут служить психотехники, которые представлены в параграфах 1-6, так как они помогают успокоиться – снять стресс – и подготовиться к принятию и осознанию случившегося конфликта. Последовательное обращение к ним развивает антистрессовый стиль мышления. Воздействуя на дыхание, образы внутреннего мира, тело учащийся может изменять свое психосоматическое состояние и чувствовать себя лучше. Применение любой техники по-хорошему должно подкрепляться диагностическим компонентом (см.1 параграф), чтобы было понятно, какие изменения произошли и поднимать ресурс - – вот центральная задача техник работы по нейтрализации стресса [6].
Ниже представлена еще одна техника работы с эмоциями «Велосипед», которая завершает первую часть учебного пособия. Ее хорошо использовать для обучения, когда учащиеся курса по конфликтологии уже знакомы со словарем эмоций, знают, как именно они проявляются у них лично и у других людей, хорошо различают разные эмоциональные состояния. Техника помогает быстрому снятию стресса и самовосстановлению личности.
Психотехника «ВЕЛОСИПЕД» Один из способов осознать полезность отрицательных эмоций – сравнение жизни с ездой на велосипеде. Войти в соприкосновение со своими истинными желаниями – все равно, что взять в руки руль, задающий направление движения. Фиксировать в сознании момент отклонения – вот, что важно. Отклонился направо – отклоняйся налево, перебрал влево – выравнивайся вправо. В искусстве вождения – состоит мастерство владения своей жизнью. Душа постоянно балансирует. А балансировка – это колебание подле центральной точки. Испытывать отрицательные эмоции – значит, отклоняться от равновесия.
Расстроившись, многие люди пытаются немедленно заменить свои отрицательные эмоции положительными. Это одна из причин, из-за которой они увязают в трясине негатива. В поисках внутреннего равновесия (образ велосипеда) мы естественным образом проходим через двенадцать отрицательных состояний: Я ЗЛЮСЬ». Я ОПЕЧАЛЕН». Я БОЮСЬ». Я СОЖАЛЕЮ». Я РАЗОЧАРОВАН». Я ОГОРЧЕН». Я ВСТРЕВОЖЕН». Я В ЗАМЕШАТЕЛЬСТВЕ». Я ЗАВИДУЮ». МНЕ БОЛЬНО». Я НАПУГАН». Я СТЫЖУСЬ». Если вас охватил гнев, прочувствуйте и опишите то, на что вы злитесь (пара минут). А потом спросите себя, что вас печалит. Как правило, гнев – это реакция на случившееся, а печаль – на то, чего не произошло. · Вы сразу почувствуете, что ваш гнев куда-то уходит.
· Переключившись на другое ощущение, вы идете глубже. · Отрицательные эмоции снова приведут вас к равновесию (велосипед). Если вы охвачены печалью, переключитесь ниже – на страх. Как правило, страх – наша реакция на то нежелательное, что может произойти. · Каждый раз, перемещаясь на строчку ниже, вы почувствуете существенное облегчение. · Дойдя до двенадцатого пункта, возвращайтесь опять к первому. То есть, если вас донимает стыд, то переключитесь на гнев – рассердитесь на какой-то аспект ситуации. · Обычно, чтобы «трудоустроить» эмоцию и понять себя лучше приходится опускаться примерно на три уровня вниз (гнев – сожаление). · Если трудно понять, что вы испытываете, то выберите любой уровень (лучше уровень страха), затем двигайтесь вниз, а закончите первым. Представленные уровни графически могут выглядеть, как кольцо – можно использовать для работы и этот образ. · Будет лучше, если работу проделывать письменно. В промежутках между переходами полезно записать, что вам НРАВИТСЯ, чего вам ХОЧЕТСЯ, в чем вы НУЖДАЕТЕСЬ! Важно так же записать позитивные ощущения, которые естественным образом возникают после того, как мы выпустили отрицательные эмоции. Итак, завершая часть пособия по обучению конфликтологии, необходимо подчеркнуть, что в результате обучения старшеклассник должен иметь в своем арсенале психотехники, которые позволят ему понимать степень эффективности предпринятых шагов (диагностика) и те, которые дают ресурс (физический, психический, духовный). Однако нужно помнить, что обращение к подобным техникам не терпит суеты. Существует базовый подход в обучении им. Когда стресс (травма) уже есть, обучаться поздно. Нужно это делать профилактически, пока еще ничего не произошло. Если что-то уже произошло, то с этими проблемами может работать специалист: классный руководитель, психолог, социальный педагог, конфликтолог, медиатор (см. часть II данного пособия).
Использованная литература 1. Алиев Х.М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. – М.: Центр саморегуляции человека «HOMO FUTURUS»: Тантра, 1993. 2. Голощапов А. Тревога, страх и панические атаки. Книга самопомощи /А Голощапов. – ИГ. Весь, СПб., 2016. 3. Готман, Джон Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей /Джон Готман, Джоан Деклер: пер. с англ. Г. Федотовой. – 6-е изд – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 272с. 4. Колк, Бессер ван дер. Тело помнит все: какую роль психологическая травма играет в жизни человека и какие техники помогают ее преодолеть /Бессел ван дер Колк. – М: Эксмо, 2020. – 464с. 5. Конфликтология в школе. Часть II. Учебно-методическое пособие для средних общеобразовательных учреждений. Под ред. С.В. Баныкиной. – М., 2022г. - 224 6. Онишина В.В. Модель здоровьесбережения школьников в процессе учебной деятельности [Текст] /В.В. Онишина. – АСОУ, 2015. – 140с. 7. Роббинс Э. «Разбуди в себе исполина» (Роббинс Э. Разбуди в себе исполина /Пер. с англ. Я.А. Алексина. - Мн.:ООО «Попури», 2002. - 640с. 8. Соловьева И.А. Работа с зависимостью и созависимостью: теория и практика./И.А. Соловьева. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2020. – 396с. 9. Толстая С.В. Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании/С.В. Толстая. – Москва: ООО «Вариант» при участии ИП Шиманского А.Г., 2018. – 260с. Оглавление
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.01 с.) |