Повышение стрессоустойчивости личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повышение стрессоустойчивости личности



Стрессоустойчивость каждого человека различна. Все будет зависеть от темперамента, возраста, характера и т.п. Но в целом речь идет о том, сколько человек может выдержать, сколько может контейнировать в себе негатива.

В нашей культуре техникам управления стрессом, к сожалению, уделяется мало внимания. Между тем темп современной жизни, экзамены, не говоря уже непосредственно о конфликтном взаимодействии пагубно влияют на педагогов и учащихся.

Хорошая новость состоит в том, что техникам можно научиться. И курс конфликтологии, как нельзя лучше, для этого подходит.

Человек необученный, как правило (особенно, если речь идет о подростках), не знает о том, что его конфликтное взаимодействие с кем-то или какие-то иные проблемы привели его в стрессовое состояние (или травматическое). Эта позиция так и называется: БЫТЬ В СТРЕССЕ. Человек в это время не отделяется от своего эмоционального реагирования, а наоборот, сливается с ним. Гнев, страх, эмоциональная боль захлестывает. Это неизбежно ведет к слабости, агрессии, вообще неконтролируемым поступкам.

Занятия конфликтологией могут помочь личности к другой позиции взаимодействия со стрессом. НАБЮДАТЬ ЗА СТРЕССОМ – это значительно более экологичная позиция. Много ем, курю, ругаюсь со всеми, слишком громко смеюсь, не понимаю юмор, замкнулся в себе, не знаю, чего именно хочу. Само по себе наблюдение не устранит стресс (травму), но приводит к осознанию, что так дальше продолжаться не может. Надо что-то менять.

Что менять, как менять, с какой скоростью, какими методами и приемами – на эти вопросы отвечает третья позиция взаимодействия со стрессом.

УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ – это выбор, это осознанность, это принятие ответственности за свою жизнь на себя. Инструментом изменения могут служить психотехники, которые представлены в параграфах 1-6, так как они помогают успокоиться – снять стресс – и подготовиться к принятию и осознанию случившегося конфликта.

Последовательное обращение к ним развивает антистрессовый стиль мышления.

Воздействуя на дыхание, образы внутреннего мира, тело учащийся может изменять свое психосоматическое состояние и чувствовать себя лучше.

       Применение любой техники по-хорошему должно подкрепляться диагностическим компонентом (см.1 параграф), чтобы было понятно, какие изменения произошли и поднимать ресурс - – вот центральная задача техник работы по нейтрализации стресса [6].

Ниже представлена еще одна техника работы с эмоциями «Велосипед», которая завершает первую часть учебного пособия.

Ее хорошо использовать для обучения, когда учащиеся курса по конфликтологии уже знакомы со словарем эмоций, знают, как именно они проявляются у них лично и у других людей, хорошо различают разные эмоциональные состояния. Техника помогает быстрому снятию стресса и самовосстановлению личности.

 

Психотехника «ВЕЛОСИПЕД»

Один из способов осознать полезность отрицательных эмоций – сравнение жизни с ездой на велосипеде. Войти в соприкосновение со своими истинными желаниями – все равно, что взять в руки руль, задающий направление движения.

    Фиксировать в сознании момент отклонения – вот, что важно. Отклонился направо – отклоняйся налево, перебрал влево – выравнивайся вправо. В искусстве вождения – состоит мастерство владения своей жизнью. Душа постоянно балансирует. А балансировка – это колебание подле центральной точки. Испытывать отрицательные эмоции – значит, отклоняться от равновесия.

Эмоции – это колебательные движения, позволяющие нам отыскать центр.

 

Расстроившись, многие люди пытаются немедленно заменить свои отрицательные эмоции положительными. Это одна из причин, из-за которой они увязают в трясине негатива.

    В поисках внутреннего равновесия (образ велосипеда) мы естественным образом проходим через двенадцать отрицательных состояний:

Я ЗЛЮСЬ».

Я ОПЕЧАЛЕН».

Я БОЮСЬ».

Я СОЖАЛЕЮ».

Я РАЗОЧАРОВАН».

Я ОГОРЧЕН».

Я ВСТРЕВОЖЕН».

Я В ЗАМЕШАТЕЛЬСТВЕ».

Я ЗАВИДУЮ».

МНЕ БОЛЬНО».

Я НАПУГАН».

Я СТЫЖУСЬ».

    Если вас охватил гнев, прочувствуйте и опишите то, на что вы злитесь (пара минут). А потом спросите себя, что вас печалит. Как правило, гнев – это реакция на случившееся, а печаль – на то, чего не произошло.

· Вы сразу почувствуете, что ваш гнев куда-то уходит.

· Переключившись на другое ощущение, вы идете глубже.

· Отрицательные эмоции снова приведут вас к равновесию (велосипед).

Если вы охвачены печалью, переключитесь ниже – на страх. Как правило, страх – наша реакция на то нежелательное, что может произойти.

· Каждый раз, перемещаясь на строчку ниже, вы почувствуете существенное облегчение.

· Дойдя до двенадцатого пункта, возвращайтесь опять к первому. То есть, если вас донимает стыд, то переключитесь на гнев – рассердитесь на какой-то аспект ситуации.

· Обычно, чтобы «трудоустроить» эмоцию и понять себя лучше приходится опускаться примерно на три уровня вниз (гнев – сожаление).

· Если трудно понять, что вы испытываете, то выберите любой уровень (лучше уровень страха), затем двигайтесь вниз, а закончите первым.

Представленные уровни графически могут выглядеть, как кольцо – можно использовать для работы и этот образ.

· Будет лучше, если работу проделывать письменно. В промежутках между переходами полезно записать, что вам НРАВИТСЯ, чего вам ХОЧЕТСЯ, в чем вы НУЖДАЕТЕСЬ! Важно так же записать позитивные ощущения, которые естественным образом возникают после того, как мы выпустили отрицательные эмоции.

    Итак, завершая часть пособия по обучению конфликтологии, необходимо подчеркнуть, что в результате обучения старшеклассник должен иметь в своем арсенале психотехники, которые позволят ему понимать степень эффективности предпринятых шагов (диагностика) и те, которые дают ресурс (физический, психический, духовный).

Однако нужно помнить, что обращение к подобным техникам не терпит суеты. Существует базовый подход в обучении им. Когда стресс (травма) уже есть, обучаться поздно. Нужно это делать профилактически, пока еще ничего не произошло.

Если что-то уже произошло, то с этими проблемами может работать специалист: классный руководитель, психолог, социальный педагог, конфликтолог, медиатор (см. часть II данного пособия).

 

Использованная литература

1. Алиев Х.М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. – М.: Центр саморегуляции человека «HOMO FUTURUS»: Тантра, 1993.

2. Голощапов А. Тревога, страх и панические атаки. Книга самопомощи /А Голощапов. – ИГ. Весь, СПб., 2016.

3. Готман, Джон Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей /Джон Готман, Джоан Деклер: пер. с англ. Г. Федотовой. – 6-е изд – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 272с.

4. Колк, Бессер ван дер. Тело помнит все: какую роль психологическая травма играет в жизни человека и какие техники помогают ее преодолеть /Бессел ван дер Колк. – М: Эксмо, 2020. – 464с.

5. Конфликтология в школе. Часть II. Учебно-методическое пособие для средних общеобразовательных учреждений. Под ред. С.В. Баныкиной. – М., 2022г. - 224

6. Онишина В.В. Модель здоровьесбережения школьников в процессе учебной деятельности [Текст] /В.В. Онишина. – АСОУ, 2015. – 140с.

7. Роббинс Э. «Разбуди в себе исполина» (Роббинс Э. Разбуди в себе исполина /Пер. с англ. Я.А. Алексина. - Мн.:ООО «Попури», 2002. - 640с.

8. Соловьева И.А. Работа с зависимостью и созависимостью: теория и практика./И.А. Соловьева. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2020. – 396с.

9. Толстая С.В. Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании/С.В. Толстая. – Москва: ООО «Вариант» при участии ИП Шиманского А.Г., 2018. – 260с.

Оглавление



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.01 с.)