Техники конфликтологии для старшеклассников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техники конфликтологии для старшеклассников



2021г.

   

Онишина В.В. Технология обучения медиации. ЧАСТЬ I - Техники конфликтологии для старшеклассников /В.В. Онишина. - Кафедра комплексной безопасности и физической культуры АСОУ, «Центр развития образования» МО г.о. Люберцы, МОУ «Кадетская школа» г. Люберцы.– 2021г.- 54с.

 

 

· Данное пособие является учебно-методическим обеспечением курсов переподготовки и повышения квалификации, преподаваемых на кафедре комплексной безопасности и физической культуры АСОУ:

 

1. «Конфликтология» - 384 уч.ч.

2. «Медиация» - 384 уч.ч.

3. «Применение медиативных технологий в регулировании педагогических конфликтов» - 36 уч. ч.

4. «Технология обучения школьников медиации» - 36 уч. ч.

        

 

· Также пособие предназначено для педагогов,

- преподающих конфликтологию, как учебный предмет,

- а также педагогов, работающих в школьной службе медиации

- и школьников, задействованных в работе службы ШСМ.

 

 

Программа апробирована на базе

МОУ «Кадетская школа»

г. Люберцы

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Школьная служба медиации (ШСМ) предполагает, что помощь в нормализации общения и состояния учащегося будет оказана профессионально.

Однако не следует забывать, что профессия профессионального переговорщика – это большая редкость. Много времени и сил требуется на подобное обучение, не исключая талант в общении с людьми. Другие противоречия тоже существуют.

 

Внешние противоречия.

Поэтому первое внешнее противоречие создания ШСМ находится на виду – нет кадров. Социальные педагоги и даже школьные психологи не получают специальных умений по работе с конфликтом и следующим за ним примирением в высших учебных заведениях. Поэтому на сегодняшний день это становится задачей структур повышений квалификации и переподготовки педагогов.

Второе внешнее противоречие относится к отечественному менталитету. Обычный способ поведения сводится к двум моделям. Первая – молчать до последнего, чтобы никого не обидеть и самому не попасть в конфликтное взаимодействие, так как требуется много сил на его поддержание. Вторая – поссориться, не взирая на последствия, будь, что будет. Вторая модель, помимо того, что отношения могут оказаться сильно испорченными, не предполагает, что стоит помириться. А для этого, как минимум, мысленно встать на сторону другого, чтобы понять, а как ему то, что произошло?

Кое как идея примирения еще осуществляется взрослыми на уровне детского сада или начальной школы, но это становится крайне сложным, если мы имеем дело с подростками. У них свое мнение, много эмоций, мало логики. И здесь уже требуется профессиональная помощь.

К третьему внешнему противоречию можно отнести и позицию массовой культуры, которая никак не способствует идее взаимопонимания и прощения, скорее, наоборот. За последние десятилетия православные ценности сильно выхолощены. Общество часто демонстрирует поведение «зуб за зуб», «око за око», которое было две тысячи лет назад до эпохи христианства. Подростки, живя в этой культуре неизбежно проникаются идеями, которые льются с экрана телевизора, компьютера, смартфона.

 

Внутренние противоречия.

К внутренним противоречиям, можно отнести реакции психики на конфликтную ситуацию и сам конфликт. Каждый человек уникален: темперамент, характер, пол, возраст, личный опыт – все это создаст узор разных реакций на один и тот же стимул (например, ссору).

Конфликт – это наиболее острый способ разрешения противоречий между людьми, у которых расходятся интересы, цели, взгляды на жизнь.

И так как обычно негативные эмоции, которые сопровождают этот процесс сразу не исчезают, наоборот, конфликт характеризуется целым веером негативных эмоций, то человек, являющийся его участником, оказывается заложником своей вегетативной нервной системы, которая начинает его спасать. Человек проваливается в реакцию СТРЕССА или ТРАВМЫ.

В ответ на угрозу, запугивание, оскорбление, то есть вербальную агрессию (не говоря уже о физических проявлениях) у человека, на которого направлено действие (учащегося) уровень стресса может оказаться очень высоким. Сражайся или беги – это то, что будет диктовать человеку стрессовое состояние (симпатический отдел вегетативной нервной системы). И тот и другой выбор могут привести к эскалации конфликта, к истощению эмоционального и физического ресурса у соперников, потому что стресс требует большой энергоотдачи. Бонусом происходит сужение сознания у обоих участников конфликта. Другой мешает жить, дышать, существовать.

Часто градус конфликта может оказаться так высок, что психика одного (или обоих) из участников не выдерживает и проваливается в травму. Задача травмы – ввести психику в состояние анабиоза. «Ты не можешь сражаться, замри!» - словно говорит она человеку. И мы наблюдаем обратный процесс (это включается дорзальная ветвь парасимпатического отдела вегетативной нервной системы) Человек становится пассивным, во многих позициях выбирает уступку, как стиль поведения. Параллельно развивается депрессивное состояние на фоне психосоматических заболеваний.

Это универсальные способы реагирования психики, в каком-то смысле, общечеловеческие. Подросток подвержен этим реакциям ничуть не меньше, чем взрослый.

 

В задачи Школьной службы медиации и Службы примирения, а также при обучении конфликтологии входит овладение педагогами и учащимися техниками изменения отношения к произошедшему.

Но так как вегетативная нервная система (древний мозг рептилии), отвечающая за жизнедеятельность человека при любом раскладе, в каком-то смысле изолируется от логики и рассуждений мозга, то воздействовать на нее можно только через дыхание, тело, образы.

Смена отношения, достигаемая через работу с органами дыхания, физического тела, взаимодействие с образами внутреннего мира приводит человека к равновесному состоянию, являющемуся базой для накопления ресурсов физических, психических, духовных (вентральная ветвь парасимпатического отдела вегетативной нервной системы).

Этим вещам необходимо учиться. Сразу стать все понимающим и помогать не только себе, но и другим невозможно. Поэтому первым модулем (вернее нулевым) в обучении медиации мы поставили овладение конфликтологической компетенцией.

 

 

 

В свою очередь, начинать подобное обучение нужно с азов. Эмоциональный интеллект учащихся, который тоже относится к внешним противоречиям в цифровом мире недостаточно развит, а, напротив, тормозится им. Поэтому необходимо познакомится изначально с эмоциями, как таковыми, их назначением в жизни человека, научиться фиксировать их, а также управлять ими. Этому посвящен первый раздел учебно-методического пособия.

 

Эмоции

Эмоциональный стресс правит миром. Несовпадение внутренней реальности человека и действительности ведет к параличу сознания. И взрослому и ребенку совершенно необходимо владеть способами быстрого приведения психики к нормальному функционированию.

    Люди делятся на тех, кто управляет своими эмоциями и тех, кем управляют эмоции.

    Часто эмоций хотят избежать, чтобы они не ранили. Этим человек обедняет свою жизнь. Помните «премудрого пескаря»? Он жил - дрожал и умирал - дрожал.

    Есть и философская подоплека подобных «непрожитых» эмоций. Если мы убегаем от своих эмоций - мы убегаем с уроков, которые пытается преподать нам сама жизнь. От себя бегать сложно. Но существует такой защитный психологический механизм как отрицание, который на некоторое время дает отсрочку. Однако, чем дольше нам удается себя оберегать - тем интенсивнее и разрушительнее будет очередное явление эмоции в нашу действительность.

    Существует и другая сторона медали отрицания своих эмоций - бесконечное погружение в них. Так можно провести всю жизнь, не осознавая, что существует выбор: чувствовать или не чувствовать. И мы можем его осуществить.

    На самом деле эмоции приходят к нам не затем, чтобы нас пугать! Они являются к нам за тем, чтобы показать нам, что и как нам нужно делать в нашей жизни: что думать, о чем мечтать, какие стратегии мышления развивать, к каким рубежам стремиться, что именно устарело в наших убеждениях.

    Личные убеждения являются скоропортящимся товаром, но зачастую, мы несем их через всю жизнь. Отказ от многих негибких, нетворческих установок - представляет собой канву всей нашей жизни. Психологическая гибкость - вот то личностное качество, которое вырастает в итоге наших трудов.

    Вы сами являетесь творцом своих эмоций. Каковы ваши убеждения (о браке, профессии, политике, отношениях между полами; отношении к учителю, если речь идет о ребенке и т.п.) - таковы ваши реакции, эмоции. Если кто-то или что-то не соответствует вашим ожиданиям - вы способны испытать самый разнообразный спектр эмоций от дискомфорта до космического одиночества. Если вам не нравятся эти эмоции, то придется потрудиться над изменением своих убеждений. Изменятся убеждения - изменятся эмоции. Но для того, чтобы работать с убеждениями, очень важно снять напряжение, возникающее в результате проживания эмоционального фона. Казалось бы, замкнутый круг: ограничивающие убеждения ведут к негативным эмоциям, они, в свою очередь создают напряжение в теле, которое снова толкает к мысли о том, что все плохо. Но… ведь нужно же что-то делать. Предлагаю начать с того, что нужно осознать и признать свои эмоции, а это значит, что нужно начать их фиксировать, отделять друг от друга и, как ни странно это прозвучит, научиться их называть.

Люди имеют ложные представления об эмоциональной сфере. Толкуя об избавлении от отрицательных эмоций, они подавляют их, осуждают их, чувствуют себя виноватыми. В Итоге – переживание укореняется внутри них.

Существует большая разница между избавлением от отрицательных эмоций и потерей чувствительности к ним.

Чтобы позволить эмоциям уйти, нужно их ОСОЗНАТЬ!

 

ЭМОЦИИ ВСЕГДА СВЯЗАНЫ С ЖЕЛАНИЯМИ!

 

Если эмоции блокированы (это может означать, что мы их не воспринимаем), в этом случае мы не можем получить необходимую нам энергию и любовь или оказываемся неспособными привлечь к себе то, чего хотим.

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, недостаточно просто испытывать переживания или просто знать о том, что они есть или были, с ними надо тщательно работать, а потом освобождаться от них. Только избавившись от отрицательных переживаний, мы узнаем, чего нам хочется, и получим силу, необходимую для реализации желания.

Некоторые люди не дают личностному потенциалу проявиться, так как подавляют эмоции, а, следовательно, не знают, чего хотят, и у них нет сил на реализацию.

Другие испытывают эмоциональные переживания, но не могут освободиться от них, а, следовательно, тонут в трясине отрицательных эмоций и притягивают к себе негативные ситуации.

Некоторые воспринимают эмоции селективно: могут рассердиться, но не позволят себе ощутить сожаление или страх, то есть производят подмену эмоций.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.013 с.)