Кафедра комплексной безопасности и физической культуры АСОУ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра комплексной безопасности и физической культуры АСОУ



Кафедра комплексной безопасности и физической культуры АСОУ

«Центр развития образования» муниципального образования г.о. Люберцы Московская область

МОУ «Кадетская школа» г. Люберцы

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ МЕДИАЦИИ»

ЧАСТЬ I

Эмоции

Эмоциональный стресс правит миром. Несовпадение внутренней реальности человека и действительности ведет к параличу сознания. И взрослому и ребенку совершенно необходимо владеть способами быстрого приведения психики к нормальному функционированию.

    Люди делятся на тех, кто управляет своими эмоциями и тех, кем управляют эмоции.

    Часто эмоций хотят избежать, чтобы они не ранили. Этим человек обедняет свою жизнь. Помните «премудрого пескаря»? Он жил - дрожал и умирал - дрожал.

    Есть и философская подоплека подобных «непрожитых» эмоций. Если мы убегаем от своих эмоций - мы убегаем с уроков, которые пытается преподать нам сама жизнь. От себя бегать сложно. Но существует такой защитный психологический механизм как отрицание, который на некоторое время дает отсрочку. Однако, чем дольше нам удается себя оберегать - тем интенсивнее и разрушительнее будет очередное явление эмоции в нашу действительность.

    Существует и другая сторона медали отрицания своих эмоций - бесконечное погружение в них. Так можно провести всю жизнь, не осознавая, что существует выбор: чувствовать или не чувствовать. И мы можем его осуществить.

    На самом деле эмоции приходят к нам не затем, чтобы нас пугать! Они являются к нам за тем, чтобы показать нам, что и как нам нужно делать в нашей жизни: что думать, о чем мечтать, какие стратегии мышления развивать, к каким рубежам стремиться, что именно устарело в наших убеждениях.

    Личные убеждения являются скоропортящимся товаром, но зачастую, мы несем их через всю жизнь. Отказ от многих негибких, нетворческих установок - представляет собой канву всей нашей жизни. Психологическая гибкость - вот то личностное качество, которое вырастает в итоге наших трудов.

    Вы сами являетесь творцом своих эмоций. Каковы ваши убеждения (о браке, профессии, политике, отношениях между полами; отношении к учителю, если речь идет о ребенке и т.п.) - таковы ваши реакции, эмоции. Если кто-то или что-то не соответствует вашим ожиданиям - вы способны испытать самый разнообразный спектр эмоций от дискомфорта до космического одиночества. Если вам не нравятся эти эмоции, то придется потрудиться над изменением своих убеждений. Изменятся убеждения - изменятся эмоции. Но для того, чтобы работать с убеждениями, очень важно снять напряжение, возникающее в результате проживания эмоционального фона. Казалось бы, замкнутый круг: ограничивающие убеждения ведут к негативным эмоциям, они, в свою очередь создают напряжение в теле, которое снова толкает к мысли о том, что все плохо. Но… ведь нужно же что-то делать. Предлагаю начать с того, что нужно осознать и признать свои эмоции, а это значит, что нужно начать их фиксировать, отделять друг от друга и, как ни странно это прозвучит, научиться их называть.

Люди имеют ложные представления об эмоциональной сфере. Толкуя об избавлении от отрицательных эмоций, они подавляют их, осуждают их, чувствуют себя виноватыми. В Итоге – переживание укореняется внутри них.

Существует большая разница между избавлением от отрицательных эмоций и потерей чувствительности к ним.

Чтобы позволить эмоциям уйти, нужно их ОСОЗНАТЬ!

 

ЭМОЦИИ ВСЕГДА СВЯЗАНЫ С ЖЕЛАНИЯМИ!

 

Если эмоции блокированы (это может означать, что мы их не воспринимаем), в этом случае мы не можем получить необходимую нам энергию и любовь или оказываемся неспособными привлечь к себе то, чего хотим.

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, недостаточно просто испытывать переживания или просто знать о том, что они есть или были, с ними надо тщательно работать, а потом освобождаться от них. Только избавившись от отрицательных переживаний, мы узнаем, чего нам хочется, и получим силу, необходимую для реализации желания.

Некоторые люди не дают личностному потенциалу проявиться, так как подавляют эмоции, а, следовательно, не знают, чего хотят, и у них нет сил на реализацию.

Другие испытывают эмоциональные переживания, но не могут освободиться от них, а, следовательно, тонут в трясине отрицательных эмоций и притягивают к себе негативные ситуации.

Некоторые воспринимают эмоции селективно: могут рассердиться, но не позволят себе ощутить сожаление или страх, то есть производят подмену эмоций.


 

Базовые техники

Базовыми техниками для работы с таблицами являются две техники: «Точка сознания» и «Ключ». Психотехника «Точка сознания» в контексте работы с эмоциями может применяться как диагностическая. Психотехника «Ключ» помогает войти в состояние релаксации, отключая тем самым стрессовую и травматическую реакции тела и включая организм в режим самовосстановления и саморегуляции. Приступая к выполнению предложенных техник, эти необходимо выполнить сначала.

Психотехника «Ключ»

· Нужно мысленно представить, что вы подняли свои руки над головой.

· Затем реально отпустить свои руки, и они медленно начнут подниматься, соединяясь с мысленно поднятыми руками.

· В момент подъема и на пике, когда руки будут наверху – вы будете ощущать сильное расслабление.

· Попробуйте поднимать руки через стороны или через перед, остановитесь на том варианте, который вам покажется более легким.

Техника потому и называется «Ключ», что для каждого человека вход в состояние «ключа» индивидуален.

Вот, в общем-то, и вся техника. Подробнее прочитайте о ней у Хасая Алиева, который изобрел эту технику. Необходимо признать, что лучше этот навык осваивать под руководством преподавателя, но вы можете попытаться сами это сделать [1].

Эффект этой работы основан на том, что наш организм хорошо отдыхает на уровне альфа-ритмов головного мозга, в этом случае колебание волн головного мозга находится в пределах от 7 до 14 Гц. В обычном состоянии, когда мы бодрствуем эта частота выше - около 20 Гц (бета-ритмы). В альфа-ритмах задействуются внутренние уровни нашего сознания, и наш организм значительно быстрее приходит в норму. Фактически мы должны «замедлиться», чтобы напряжение вышло.

В принципе мы все знакомы с альфа-состоянием. Оно появляется в моменты засыпания и, напротив, когда мы только просыпаемся: еще не открыты глаза, но мы уже знаем, что не спим. Искусственным путем можно прийти к подобному состоянию через техники релаксации. Психотехника «Ключ» и дает нам такое глубокое расслабление. На фоне подобного расслабления можно добиться сразу большого количества эффектов, а главное изменить актуальное состояние. РЕЛАКСАЦИЯ – это глубокое психическое и физическое расслабление.

Представленные ниже таблицы содержат информацию об эмоции и стратегии перехода из эмоции действия в эмоцию силы.


 

Эмоции действия и силы

Психодиагностика Психокоррекция
Эмоция действия ДИСКОМФОРТ Осознается как скука, раздражительность, беспокойство, усталость, легкое затруднение Эмоция силы ЛЮБОВЬ И ЛАСКА Если к вам обращается человек раздраженный, усталый, находящийся в затруднении, то можно помочь ему любовью и лаской
Информация эмоции Что-то не в порядке! · Часто дискомфорт возникает в тот момент, когда мы начинаем далеко отклоняться от намеченных целей, задач. · Иногда мы «идем на поводу» у других людей - раздражение как итог в этом случае неизбежно. · Нежелание слушать голос своей собственной совести - чревато последствиями. Чувство дискомфорта обязательно будет нарастать, если с ним не работать, ведь наше воображение может усиливать все в десятки раз по сравнению с тем, что мы испытываем в реальности. Угроза атаки сильнее, чем сама атака. Поэтому, обнаружив у себя признаки скуки, раздражительности, беспокойства - уделите им внимание. Узнайте, чего хотят от вас ваши эмоции - и вы максимально быстро сможете реализовать свои потребности (физиологические, социальные, духовные).   Стратегия работы Провести самодиагностику. Важно ассоциироваться, то есть остановить бег сознания для того, чтобы прожить настоящий момент в «здесь и сейчас». Необходимо усовершенствовать свои действия. Потребуется так же повысить внутренние ресурсы организма. Тактика работы 1. Диагностика: «Точка сознания». 2. Психотехника «Ключ». 3. Психотехника «Мотивирующий вопрос». 4. Психотехника «Ассоциирование».
   

      

Психодиагностика Психокоррекция
Эмоция действия ГНЕВ Диапазон от легкого раздражения до вспышек ярости. Энергия уходит «в гудок» - она просто выбрасывается. Эмоция силы ВОЛНЕНИЕ и СТРАСТЬ -   приводят нашу жизнь в движение.
Информация эмоции   Важный принцип или норма жизни нарушены кем-то (или самим человеком)! Нужно подумать о том, что нормы вашей жизни не обязательно являются «правильными». Задать себе вопрос, как связать важность принципов, которых я придерживаюсь, с этим человеком таким образом, чтобы вызвать у него желание помочь мне в будущем и больше не пренебрегать моими убеждениями. Стратегия работы Эмоцию гнева можно изменить в один момент, приняв решение не гневаться, а почувствовать волнение и страсть (говорить быстрее, двигаться быстрее).   Тактика работы 1. Диагностика: «Точка сознания». 2. Психотехника «Ключ». 3. Психотехника «Море». 4. Психотехника «Дыхание треугольником». 5. Психотехника «Трансформация энергии». 6. Психотехника «Море».

 

Психодиагностика Психокоррекция
Эмоция действия СТРАХ Диапазон у страха большой: от низких уровней беспокойства до высоких уровней волнения и даже ужаса. Эмоция силы ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ и БЛАГОДАРНОСТЬ - это одни из наиболее духовных эмоций, которые могут быть активно выражены через мысли и реальное действие. Жизнь человека, испытывающего такие эмоции богата, а их совершенствование - это совершенствование искусства жить.
Информация эмоции Ожидание страдания. Предчувствие, что может случиться нечто, что потребует от человека готовности номер один.   Большинство людей «борется» со страхом, вместо того, чтобы анализировать, делать выводы и приступать к конкретным действиям. Они или а) отрицают свой страх, или б) погружаются в него. Оба варианта не годятся - страх нужно «проживать», стараясь понять, что он пытается до нас донести. Когда мы преодолеем его - мы станем сильнее. Стратегия работы Нужно выяснить относительно чего конкретно испытывается страх, и разукрупнить его. Глубокая релаксация. Любая эмоция (так же и страх) записана в нашем внутреннем мире с помощью образов. Изменяя внешние параметры образа, мы меняем свое внутреннее состояние. Тактика работы 1. Диагностика: «Точка сознания». 2. Психотехника «Ключ». 3. Психотехника «Интеграция частей психики». 4. Психотехника «Дыхание треугольником». 5. Психотехника «ТЭС». 6. Психотехника «Антистрессовое дыхание».

Психодиагностика Психокоррекция
Эмоция действия ДУШЕВНАЯ БОЛЬ Обычно проявляется в результате какой-то утраты. Мы ждем, что кто-то выполнит свои обещания (даже, если вслух мы не оговаривали своих ожиданий). В случае не реализации своих запросов, мы ощущаем, что теряем духовную близость с человеком, доверие. Эмоция силы ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Жизнь - это процесс познания. И любое событие, происходящее с нами, по отношению к нам нейтрально. Только сам человек решает, как ему относиться к тому или иному событию. Это его выбор - станет ли событие ступенью для внутреннего роста или шагом к отступлению (дистрес).
Информация эмоции Мы ожидали того, что не может быть удовлетворено. Подобная боль часто осознается как зажим в районе солнечного сплетения. Ваша боль может перейти в обиду, это не лучший способ реагирования. Стратегия работы Вспомните о том, знает ли другой человек о ваших ожиданиях. Подумайте о том, что другой человек может не понимать вашего состояния. Задайте себе вопрос: действительно ли речь для вас идет о потере чего-то? Попробуйте простить своего обидчика. Тактика работы 1. Диагностика: «Точка сознания». 2. Психотехника «Ключ». 3. Психотехника «Формула прощения». 4. Психотехника «Мотивирующий вопрос». 5. Психотехника «Три шага».

Психодиагностика Психокоррекция
Эмоция действия КРУШЕНИЕ НАДЕЖД Мы чувствуем эту эмоцию в тех случаях, когда нам кажется, что мы окружены сплошными препятствиями, что мы прикладываем усилия и не чувствуем никакой отдачи. Эмоция силы РЕШИТЕЛЬНОСТЬ - «это призыв к пробуждению воли человека» (Энтони Роббинс). Решительное действие предполагает, что вы делаете некий выбор и всякая другая возможность исключена.
Информация эмоции Крушение надежд вызывает волнение, которое означает, что вы можете делать что-то лучше, чем делаете сейчас. Вот и все. Обычно крушение надежд связано с не реализацией потребностей (физиологических, социальных, духовных). Крушение надежд очень позитивный знак, он означает, что решение вашей проблемы находится в пределах досягаемости. Просто то, что вы делали до сих пор - не работает, и нужно изменить подход, чтобы достичь цели. Стратегия работы Проранжировать свои цели, установить приоритеты. Найти живую модель того, кто достиг уже результата в интересующем вас вопросе, и спросить его о том, как он к этому пришел. Выяснить, какие потребности не реализованы. Тактика работы 1. Диагностика: «Точка сознания». 2. Психотехника «Ключ». 3. Психотехника «Формула прощения». 4. Психотехника «Мотивирующий вопрос». 5. Психотехника «ТЭС». 6. Психотехника «Логосинтез». 7. Гимнастика мозга «Ленивая восьмерка» («Крюки Дениссона»).

Психодиагностика Психокоррекция
Эмоция действия РАЗОЧАРОВАНИЕ - это жесткая форма стресса, это опустошение, «упадок» или ощущение, что вы упустили что-то навсегда; это все, что вызывает чувство тоски или сознание, что вы потерпели поражение, это осознание того факта, что вы получили меньше того, чем ожидали. Эмоция силы ГИБКОСТЬ По своей сути все события в жизни человека призывают его стать более гибким. Все негативные эмоции - это лишь призыв к гибкости. Решение стать более гибким - это решение стать счастливым. Ветви вишни ломаются под тяжестью снега, а ветви ивы гнутся и в итоге сбрасывают снег.
Информация эмоции Ваши ожидания, судя по всему, не оправдаются, поэтому самое время изменить ожидания на соответствующие ситуации. Часто то, в чем мы разочаровываемся, является лишь временным положением и нужно: а) набраться терпения, б) расслабиться и переключиться на другое дело, в) быть во всеоружии (в тонусе), когда представится новая возможность для достижения желаемого. Если вы только сегодня посадили в землю семена, то не можете ожидать, чтобы уже завтра был урожай. Стратегия работы Предпринять немедленные действия для установления новой цели. Выработка позитивного ожидания того, что произойдет в будущем, не зависимо от того, что именно произошло в прошлом. Тактика работы 1. Диагностика: «Точка сознания». 2. Психотехника «Ключ». 3. Психотехника «Формула прощения». 4. Психотехника «Мотивирующий вопрос».

Психодиагностика Психокоррекция
Эмоция действия КОМПЛЕКС ВИНЫ Это крайнее разочарование, которое постигает человека. Обычно люди пытаются его избежать через отрицание или могут замкнуться в этом состоянии на всю жизнь. Но... чувства, похороненные живьем - не умирают. А погружение в комплекс вины приводит к беспомощности. Эмоция силы УВЕРЕННОСТЬ Уверенность в себе - это основа всех достижений человека, без нее практически невозможно осуществление любых осознанных действий. Она вызывает желание двигаться по жизни: экспериментировать, проживать новые роли, общаться с новыми людьми.
Информация эмоции Вы разрушили один из ваших собственных наиважнейших принципов! Необходимо сделать что-то для гарантии того, что вы не нарушите его в будущем. Эта эмоция возникает, чтобы произвести в нас изменения: она призывает нас принять более высокие жизненные стандарты в будущем и перейти на следующую ступень внутреннего роста. Стратегия работы Возьмите на себя обязательства о том, что ваше поведение в будущем никогда не повторится. Барахтаться в трясине комплекса вины - не обязательно, лучше использовать энергию данной эмоции для внутреннего роста, для принятия большей ответственности за ход своей жизни. Тактика работы 1. Диагностика: «Точка сознания». 2. Психотехника «Ключ». 3. Психотехника «Формула прощения». 4. Психотехника «Кинолента».

Психодиагностика Психокоррекция
Эмоция действия НЕСООТВЕТСТВИЕ Возникает в тот момент, когда вы понимаете, что не можете сделать то, на что вполне способны (возможно, раньше вы это делали легко). Эмоция силы БОДРОСТЬ Вы можете почувствовать ее в тот момент, когда поймете, что происходящее вокруг не станет лучше, если вы не обретете бодрость духа. Она помогает противостоять всем превратностям судьбы и не является прерогативой одного оптимиста. Оптимизм - дело наживное, ему можно научиться.
Информация эмоции В настоящий момент у вас не хватает знаний: информации, конкретных навыков в чем-то, осознания нужной стратегии поведения, но это не означает, что вы не соответствуете вообще. Просто нужно чему-то научиться! Стратегия работы Нужно найти способ делать что-то лучше, чем вы делали раньше. Найдите человека для подражания и посоветуйтесь с ним. Надо развивать самостоятельность своего мышления, развивать любовь и уважение к своей личности. Релаксация и овладение ресурсными состояниями сознания. Тактика работы 1. Диагностика: «Точка сознания». 2. Психотехника «Ключ». 3. Психотехника «Формула прощения». 4. Психотехника «Кинолента». 5. Психотехника «Логосинтез».

Психодиагностика Психокоррекция
Эмоция действия ПЕРЕГРУЗКА или ПОДАВЛЕННОСТЬ Горе, депрессия, беспомощность - вот простые выражения перегрузки и подавленности. Мы ощущаем эти эмоции, когда проблемы становятся перманентными или всеобъемлющими, или на нас сваливается значительно больше дел, чем обычно. Ощущение перегрузки и подавленности подрывает силы и разрушает больше человеческих жизней, чем любая другая эмоция. Эмоция силы ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ Жизнестойкость нужна практически для управления любой другой эмоцией.
Информация эмоции Необходимо произвести переоценку того, что является для нас наиболее важным в сложившейся ситуации. Мы не можем контролировать все вокруг, но мы можем контролировать то, с чем можем справиться в данный момент, на это и нужно переключить внимание. Стратегия работы Нужен дополнительный приток нервной энергии, нужно движение и правильное дыхание. Установить приоритетность дел (органайзер). Важно осознание того факта, что данный жизненный урок зачем-то нужен вам, даже если вы не готовы его принять сейчас. Тактика работы 1. Диагностика: «Точка сознания». 2. Психотехника «Ключ». 3. Психотехника «Дыхание треугольником». 4. Психотехника «Стратегии мышления».

Психодиагностика Психокоррекция
Эмоция действия ОДИНОЧЕСТВО Сюда мы отнесем все ситуации, которые вызывают у нас желание обособиться, оторваться от людей, почувствовать отчуждение. Эмоция силы ВКЛАД (умение давать) Секрет жизни заключается в умении давать. Нарушение баланса энергий «дать - взять» чревато последствиями. Если мы только берем от людей, ситуаций, то... как ни странно, исчерпаем себя же...
Информация эмоции Вы нуждаетесь в связи с людьми! Когда нам кажется, что Бог закрыл для нас все окна и двери, помните, что он всегда оставляет для нас форточку!   Если вам будет совсем плохо, то вспомните этот анекдот: «Когда я упал на дно жизни - снизу постучали!» Стратегия работы Осознайте, стоит вам протянуть руку - и вы немедленно перестанете быть одинокими. Определите, какого типа связь вам нужна: интимная, дружеская, интеллектуальная или какая-то еще? Найдите кого-то, кому хуже, чем вам и сделайте для него что-то важное. Тактика работы 1. Диагностика: «Точка сознания». 2. Психотехника «Ключ». 3. Психотехника «Трансформация энергии». 4. Психотехника «Сад мечты» (внутренний безопасный сад).  

Психотехники

Психотехника «МОРЕ»

Безусловно, релаксации нужно учиться: умение превратится в навык, а он может быть использован в нужный момент. Но, бывают такие ситуации, что совершенно некогда выбирать стратегию поведения: нужно просто настоять на своем, удержаться от того, чтобы не заплакать, продолжать что-то делать или говорить, как ни в чем ни бывало. В этих случаях без домашней заготовки не обойтись.

Очень интересный и быстрый результат приносят техники отождествления своего состояния с образом какой-либо стихии: бушующего моря, вулкана, землетрясения, вихря.

· Подумайте о чем-то, что вызывает у вас гнев, раздражение и т.п. Что вы видите, слышите, чувствуете?

· Более внимательно прислушайтесь к своему телу. (Напоминаем, что в момент воспоминания ваш организм начинает вырабатывать самый настоящий адреналин, а, следовательно, ваше дыхание может стать прерывистым, сердце заработать в другом режиме.)

· Теперь представьте, что ваше состояние равно в картинке образу какого-то моря. И внимательно рассмотрите, что же за море у вас получилось. (Как правило, в этой технике люди на экране внутреннего взора видят темные, бушующие волны, часто грозовое небо и тонущие корабли). Что вы видите, слышите, чувствуете?

· С образом моря нужно слиться. «Бушевать» или намеренно двигать картинку в направлении проживания образа бури нужно до момента, когда на экране внутреннего взора появится образ спокойного моря.

· На психологическом уровне будет спокойствие, тепло – на физическом уровне.

 

Психотехника «Три шага»

Подготовительный шаг

Подумай о неприятной ситуации (человеке).

СКОЛЬКО БАЛЛОВ ОТ 0 до 10 твоя эмоция («Шкала напряженности» - см. Часть II)?

Представь неприятного человека примерно в трех метрах от себя. И сделай шаг вперед. Можно мысленно следить за выражением его лица.

Первый шаг: ФАКТ

Сделать шаг по направлению к «обидчику» и озвучить факт (желательно одним предложением).

ФАКТ: ЧТО ПРОИЗОШЛО (МЕЖДУ НАМИ).

 

Второй шаг: ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИИ

- Я ЧУВСТВУЮ по этому поводу…. (ГНЕВ, СТРАХ, ПЕЧАЛЬ…)

 

Третий шаг: ВЫРАЖЕНИЕ ПРЕТЕНЗИИ

- ТЫ НЕ ДОЛЖЕН БЫЛ…

- Я НЕ ОБЯЗАН…

- НИКОГДА НЕ СМЕЙ ТАК ДЕЛАТЬ…

 

С 1 по 3 шаг можно повторить действие, если облегчение на психофизическом уровне не пришло

Проверить баллы по шкале напряженности от 0 до 10 (см. Часть II).

Можно провести саморефлексию по технике «Ромб» (см. Часть II).

§ Ошущения?

§ Чувства?

§ Мысли?

§ Смыслы?

 

 

Психотехника «Логосинтез»

    Ниже предлагаются три фразы из направления психологии логосинтез (Виллем Ламмерс).

    Мозг человека всегда стремиться к универсализации представлений о внешнем мире (событиях, людях). Поэтому на другого человека мы смотрим через призму своих предубеждений и установок. Первая фраза призвана очистить образ другого от наших наносных представлений.

    Вторая фраза относится к идее о том, что многое в наших суждениях принадлежит не нам, а совсем другим людям, которые оказались свидетелями наших взаимоотношений или как-то воздействовали на наше отношение к человеку (с кем у нас произошел конфликт). Поэтому вторая фраза предполагает, что мы отделяем свое суждение от чужого воздействия.

    Третья фраза напоминает нам о том, что наши реакции стереотипны (на человека, находящегося в страхе, вине, гневе и т.п. мы реагируем определенным для нас образом), поэтому нужно вернуть свою энергию, которая скрыта в реагировании на другого человека.

    На фоне легкого расслабления поочередно произносятся три фразы. После произнесения фразы нужно дождаться, чтобы пошла произвольная медитация. От 30 сек. до минуты можно наблюдать образы, возникающие на экране внутреннего взора.

1. «Я возвращаю себе всю свою энергию, связанную в этом образе, и помещаю ее в верное место внутри моего Я».

2. «Я отпускаю всю не принадлежащую мне энергию, связанную в этом образе, их всех клеток моего тела и личного пространства, и отправляю ее назад тому, кому она принадлежит».

3. «Я возвращаю себе всю свою энергию, связанную во всех моих реакциях на этот образ и помещаю ее в верное место внутри моего Я».

Можно проверить баллы по шкале напряженности от 0 до 10 (см. Часть II).

При правильном выполнении техники появляется ощущение тепла и спокойствия.

 

Ты меня прости,

Я тебя отпускаю с миром».

3. В каждой из предыдущих фраз подчеркиваем глаголы: прощаю, прости, отпускаю.

Произносим это в одно слово: «простипрощаюотпускаю».

Произносим от вдоха до выдоха очень быстро, тихо, вибрационно, очень долго (бессчетное количество раз) как бы на одной высокой ноте.

    Зачем от вдоха до выдоха? «Вдох» - начало жизни, «Выдох» - конец. Работает длинное дыхание, и, в результате те шлаки, тот мусор, который был, как будто выметается.

    Зачем тихо призносить? Тихо, чтобы не тратить силы.

    Зачем быстро произносить? «Быстро и вибрационно» потому, что нам нужно «подтянуть колок» нашего инструмента (нашей психики). К тому же быстрота помогает опережать наш ум, который пытается нас убедить в том, что на самом деле прощать никого нельзя, ведь они же не правы. Формула прощения работает как ластик, стирающее устройство.

    Если все идет как надо – придет ощущение легкости, освобождения.     Так работать можно с любыми эмоциями (гнев, страх, вина и т.п.).

 

Способы выражения эмоций

 

По своей сути существует не так уж много способов выражения эмоций, вернее они укладываются в четыре базовых конструкции.

Начинается все в тот момент, когда ребенок совсем маленький. Он может только крутиться в пеленках, показывая свое недовольство, как вариант и плакать. Грустно, больно, страшно, противно – варианты плача будут разными, но идея одна – надо плакать.

Ребенок становится старше и может уже на уровне поведения себя как-то проявить: забиться в угол, если страшно; ударить или укусить бабушку, если что-то не так; с разными людьми вести себя по-разному и т.п.

Наступает и момент символического выражения эмоций: можно нарисовать «бяку-закоряку», когда плохо; сложить замечательный пазл, когда хорошо что-то создать в физическом мире.

Самая сложная конструкция вербальная. Она вызревает к моменту, когда освоены все предыдущие (телесная реакция, поведенческая, символическая). Сложная она потому, что маленький ребенок не говорит еще очень хорошо технически и находится на доморальном уровне развития, поэтому легко может заявить: «Бабушка, ты дура!», а маме может сказать: «Ты плохая, я тебя не люблю».

Если такое случится, то взрослые могут напрочь отбить ребенку охоту выражать свое настроение. Он будет подвергнут наказанию. И с этого момента вербальное самопроявление будет ограничено.

Это ограничение является еще одним важным противоречием в умении подростка или взрослого человека говорить о важном, выражать эмоциональное состояние и воспринимать сигналы другого человека.

    Все эмоции – это сообщающиеся сосуды. Если «перекрыт» кран для выражения одной эмоции, то «прорывать» будет где-то в другом месте. Если ребенку запрещали злиться, радоваться сильно и плакать (не по делу), то, скорее всего, вырастет тревожный человек, постоянно сдерживающий свои чувства (и не осознающий их).

    Даже на радость может быть наложен запрет: «Много радуешься, значит много плакать будешь!» или «Смех без причины – признак дурачины».

После того, как педагог предложит учащимся совместно рассмотреть в табличном виде пример проявления гнева, нужно дать возможность провести самоисследование по всем эмоциям.

Даже взрослые люди, порой, не готовы ответить на все вопросы, так как или не имеют подобных навыков или совершенно не осознают формы проявления своих реакций (и поэтому ничего не могут проанализировать).

Хорошо, если в классе будет проведена рефлексия, чтобы ребята смогли ориентироваться на других. Иногда, только послушав другого человека, можешь что-то понять и про себя.

Выражение гнева

Способ выражения эмоции Примеры
1 Телесный Заболеть (выдавленные эмоции); заплакать или закричать (маленький ребенок) Техника «Моделируемый плач»
2 Поведенческий Закатить истерику; наорать на кого-то; кинуть что-нибудь (побить посуду); хлопнуть дверью; испортить чье-то имущество (или свое) Техника «Окончание реакции»
3 Символический Искусство (музыка, живопись, театр, литература, скульптура, архитектура) Рисовать, играть, моделировать отношения важно для ребенка  Эрик Эриксон говорил, что «игра – это капитальный ремонт чувств ребенка») Визуализация… Притчи… Метафоры Арт-терапия: графические методы (нейрографика, мандалы, эбру, свободное рисование)  
4 Вербальный (словесный) · «Ты высказывание»: «Ты дура!» (незрелый способ маленького ребенка) · «Я-высказывание»: (- случилось то-то; - я чувствую то-то; - мне хотелось бы так-то и так-то…)  

    Курсивом в таблице выделены техники и целые направления, которые можно использовать в работе с собой (и другими) для отреагирования эмоций. Оставаясь в теле и психике, они разрушают человека.


Способы выражения эмоций

Способ выражения эмоции Радость Гнев Страх Печаль
Телесный        
Поведенческий        
Символический        
Вербальный (словесный)        

Способ выражения эмоции Интерес Отвращение Обида Вина
Телесный        
Поведенческий        
Символический        
Вербальный (словесный)        

Эмоциия Радость Гнев Страх Печаль
Можно или нельзя  выражать эмоцию        

    Можно дополнительно использовать на другом занятии эту таблицу, в которой сделать акцент на возможность выражения той или иной эмоции. Вариант работы в малой группе будет уместен, чтобы у учащихся была возможность обсудить полученные результаты.

        

    Следующий блок обучения конфликтологии имеет отношение к самоосознаниюсвоих стратегий поведения, проявлениям частей личности и знакомству со своими эгосостояниями. Этому может быть посвящено несколько уроков.  Самоорганизация – это основа для управления собой.


 

6

Самоогранизация

Цель: познакомить учащихся с методами осознания, принятия и интеграции частей своей личности, способствующими созданию позитивной Я-концепции.

Задачи: теоретическое обоснование Я-концепции, знакомство кучащихся с Я-состояниями, обучение работе с техникой «Разбуди в себе Взрослого», обучение работе с техниками презентации и интеграции реальных и идеальных ролей.

Опорные понятия: образ, Я-концепция, Я-состояния, субличности, реальные и идеальные роли, психотерапевтическая техника.

6.1. Создание Я-концепции.

6.2. Методика самоанализа и самопомощи.

6.3. Методика самоанализа и самопомощи (продолжение).

6.4. Определение своих жизненных задач.

    Контрольные вопросы не выносятся отдельным пунктом, так как все занятия имеют тренинговый аспект, предполагающий активное включение в работу с информацией.

    Самоорганизация - это сплав самовосприятия, самоосмысления, самопонимания, саморегуляции, самосовершенствования и т.д. В данном случае, вы это уже поняли, список можно продолжать до бесконечности. И дело здесь не в неудачно выбранном термине. Просто самоорганизация - это уже некий видимый результат, который мы можем наблюдать через действия человека. Но вот путь, который человек проделывает, выходя на позитивные стратегии внутреннего и внешнего поведения, очень тернист.

       Особенно это актуально для подросткового и юношеского возраста. В данном случае приходится признать, что этот контингент просто еще не знает своих позитивных возможностей. Практически не на что опираться. Все структуры - в стадии становления.     Обратимся к зрительному образу, поясняющему данную мысль. Стакан воды - это ребенок. Стакан с замерзшей водой - взрослый человек. А стакан с замерзающей водой - это подросток...

    Молекулы воды подвижны. Какова будет структура будущего льда? Кто и что окажет влияние на процесс замерзания? И надо ли?

 

Создание Я-концепции

Методические рекомендации.      В начале занятия попробуйте замотивировать учащихся на работу со структурами собственного «Я». Попросите их, например, на листе бумаги сформулировать свою реальную проблему или некий проблемный вопрос, на который бы они хотели получить ответ прямо сегодня во время занятия (10 мин.).

    Эту процедуру желательно проделать, исходя из двух очень важных психологических аспектов.

    Первый аспект. Начиная с подросткового возраста человек перестает адекватно воспринимать информацию, если она не нужна ему непосредственно для реализации каких-то своих целей. Поэтому, предлагая учащемуся написать реально интересующий его вопрос, вы тем самым снимаете раздражение по поводу еще одной «ненужной» информации.

    Второй аспект. Это, пожалуй, самое неприятное. Дело в том, что люди, не чувствующие определенной доли уверенности в своих силах, не уважающие свое мнение, не любящие себя практически не способны усваивать какую-либо информацию, направленную на самосовершенствование. Это абсурдно, но это так. Психологическая защита не дает возможности услышать и увидеть что-нибудь такое о себе, что еще больше травмирует личность человека.

И подросток, и юноша - это, как правило, не очень уверенные в себе люди. А тема, которую вы станете давать на уроке словно специально придумана для того, чтобы в очередной раз сделать ребенку больно: «Ах! Как я несовершенен!» Поэтому, на наш взгляд, будет лучше, если учащийся сконцентрирует свое внимание на каком-то животрепещущем для него



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.091 с.)