Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра комплексной безопасности и физической культуры АСОУСтр 1 из 11Следующая ⇒
Кафедра комплексной безопасности и физической культуры АСОУ «Центр развития образования» муниципального образования г.о. Люберцы Московская область МОУ «Кадетская школа» г. Люберцы МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ МЕДИАЦИИ» ЧАСТЬ I Эмоции Эмоциональный стресс правит миром. Несовпадение внутренней реальности человека и действительности ведет к параличу сознания. И взрослому и ребенку совершенно необходимо владеть способами быстрого приведения психики к нормальному функционированию. Люди делятся на тех, кто управляет своими эмоциями и тех, кем управляют эмоции. Часто эмоций хотят избежать, чтобы они не ранили. Этим человек обедняет свою жизнь. Помните «премудрого пескаря»? Он жил - дрожал и умирал - дрожал. Есть и философская подоплека подобных «непрожитых» эмоций. Если мы убегаем от своих эмоций - мы убегаем с уроков, которые пытается преподать нам сама жизнь. От себя бегать сложно. Но существует такой защитный психологический механизм как отрицание, который на некоторое время дает отсрочку. Однако, чем дольше нам удается себя оберегать - тем интенсивнее и разрушительнее будет очередное явление эмоции в нашу действительность. Существует и другая сторона медали отрицания своих эмоций - бесконечное погружение в них. Так можно провести всю жизнь, не осознавая, что существует выбор: чувствовать или не чувствовать. И мы можем его осуществить. На самом деле эмоции приходят к нам не затем, чтобы нас пугать! Они являются к нам за тем, чтобы показать нам, что и как нам нужно делать в нашей жизни: что думать, о чем мечтать, какие стратегии мышления развивать, к каким рубежам стремиться, что именно устарело в наших убеждениях. Личные убеждения являются скоропортящимся товаром, но зачастую, мы несем их через всю жизнь. Отказ от многих негибких, нетворческих установок - представляет собой канву всей нашей жизни. Психологическая гибкость - вот то личностное качество, которое вырастает в итоге наших трудов. Вы сами являетесь творцом своих эмоций. Каковы ваши убеждения (о браке, профессии, политике, отношениях между полами; отношении к учителю, если речь идет о ребенке и т.п.) - таковы ваши реакции, эмоции. Если кто-то или что-то не соответствует вашим ожиданиям - вы способны испытать самый разнообразный спектр эмоций от дискомфорта до космического одиночества. Если вам не нравятся эти эмоции, то придется потрудиться над изменением своих убеждений. Изменятся убеждения - изменятся эмоции. Но для того, чтобы работать с убеждениями, очень важно снять напряжение, возникающее в результате проживания эмоционального фона. Казалось бы, замкнутый круг: ограничивающие убеждения ведут к негативным эмоциям, они, в свою очередь создают напряжение в теле, которое снова толкает к мысли о том, что все плохо. Но… ведь нужно же что-то делать. Предлагаю начать с того, что нужно осознать и признать свои эмоции, а это значит, что нужно начать их фиксировать, отделять друг от друга и, как ни странно это прозвучит, научиться их называть.
Люди имеют ложные представления об эмоциональной сфере. Толкуя об избавлении от отрицательных эмоций, они подавляют их, осуждают их, чувствуют себя виноватыми. В Итоге – переживание укореняется внутри них. Существует большая разница между избавлением от отрицательных эмоций и потерей чувствительности к ним. Чтобы позволить эмоциям уйти, нужно их ОСОЗНАТЬ!
Если эмоции блокированы (это может означать, что мы их не воспринимаем), в этом случае мы не можем получить необходимую нам энергию и любовь или оказываемся неспособными привлечь к себе то, чего хотим. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, недостаточно просто испытывать переживания или просто знать о том, что они есть или были, с ними надо тщательно работать, а потом освобождаться от них. Только избавившись от отрицательных переживаний, мы узнаем, чего нам хочется, и получим силу, необходимую для реализации желания. Некоторые люди не дают личностному потенциалу проявиться, так как подавляют эмоции, а, следовательно, не знают, чего хотят, и у них нет сил на реализацию. Другие испытывают эмоциональные переживания, но не могут освободиться от них, а, следовательно, тонут в трясине отрицательных эмоций и притягивают к себе негативные ситуации. Некоторые воспринимают эмоции селективно: могут рассердиться, но не позволят себе ощутить сожаление или страх, то есть производят подмену эмоций.
Базовые техники Базовыми техниками для работы с таблицами являются две техники: «Точка сознания» и «Ключ». Психотехника «Точка сознания» в контексте работы с эмоциями может применяться как диагностическая. Психотехника «Ключ» помогает войти в состояние релаксации, отключая тем самым стрессовую и травматическую реакции тела и включая организм в режим самовосстановления и саморегуляции. Приступая к выполнению предложенных техник, эти необходимо выполнить сначала. Психотехника «Ключ» · Нужно мысленно представить, что вы подняли свои руки над головой. · Затем реально отпустить свои руки, и они медленно начнут подниматься, соединяясь с мысленно поднятыми руками. · В момент подъема и на пике, когда руки будут наверху – вы будете ощущать сильное расслабление. · Попробуйте поднимать руки через стороны или через перед, остановитесь на том варианте, который вам покажется более легким. Техника потому и называется «Ключ», что для каждого человека вход в состояние «ключа» индивидуален. Вот, в общем-то, и вся техника. Подробнее прочитайте о ней у Хасая Алиева, который изобрел эту технику. Необходимо признать, что лучше этот навык осваивать под руководством преподавателя, но вы можете попытаться сами это сделать [1]. Эффект этой работы основан на том, что наш организм хорошо отдыхает на уровне альфа-ритмов головного мозга, в этом случае колебание волн головного мозга находится в пределах от 7 до 14 Гц. В обычном состоянии, когда мы бодрствуем эта частота выше - около 20 Гц (бета-ритмы). В альфа-ритмах задействуются внутренние уровни нашего сознания, и наш организм значительно быстрее приходит в норму. Фактически мы должны «замедлиться», чтобы напряжение вышло. В принципе мы все знакомы с альфа-состоянием. Оно появляется в моменты засыпания и, напротив, когда мы только просыпаемся: еще не открыты глаза, но мы уже знаем, что не спим. Искусственным путем можно прийти к подобному состоянию через техники релаксации. Психотехника «Ключ» и дает нам такое глубокое расслабление. На фоне подобного расслабления можно добиться сразу большого количества эффектов, а главное изменить актуальное состояние. РЕЛАКСАЦИЯ – это глубокое психическое и физическое расслабление. Представленные ниже таблицы содержат информацию об эмоции и стратегии перехода из эмоции действия в эмоцию силы.
Эмоции действия и силы
Психотехники
Психотехника «МОРЕ» Безусловно, релаксации нужно учиться: умение превратится в навык, а он может быть использован в нужный момент. Но, бывают такие ситуации, что совершенно некогда выбирать стратегию поведения: нужно просто настоять на своем, удержаться от того, чтобы не заплакать, продолжать что-то делать или говорить, как ни в чем ни бывало. В этих случаях без домашней заготовки не обойтись. Очень интересный и быстрый результат приносят техники отождествления своего состояния с образом какой-либо стихии: бушующего моря, вулкана, землетрясения, вихря. · Подумайте о чем-то, что вызывает у вас гнев, раздражение и т.п. Что вы видите, слышите, чувствуете? · Более внимательно прислушайтесь к своему телу. (Напоминаем, что в момент воспоминания ваш организм начинает вырабатывать самый настоящий адреналин, а, следовательно, ваше дыхание может стать прерывистым, сердце заработать в другом режиме.) · Теперь представьте, что ваше состояние равно в картинке образу какого-то моря. И внимательно рассмотрите, что же за море у вас получилось. (Как правило, в этой технике люди на экране внутреннего взора видят темные, бушующие волны, часто грозовое небо и тонущие корабли). Что вы видите, слышите, чувствуете? · С образом моря нужно слиться. «Бушевать» или намеренно двигать картинку в направлении проживания образа бури нужно до момента, когда на экране внутреннего взора появится образ спокойного моря. · На психологическом уровне будет спокойствие, тепло – на физическом уровне.
Психотехника «Три шага» Подготовительный шаг Подумай о неприятной ситуации (человеке). СКОЛЬКО БАЛЛОВ ОТ 0 до 10 твоя эмоция («Шкала напряженности» - см. Часть II)? Представь неприятного человека примерно в трех метрах от себя. И сделай шаг вперед. Можно мысленно следить за выражением его лица. Первый шаг: ФАКТ Сделать шаг по направлению к «обидчику» и озвучить факт (желательно одним предложением). ФАКТ: ЧТО ПРОИЗОШЛО (МЕЖДУ НАМИ).
Второй шаг: ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИИ - Я ЧУВСТВУЮ по этому поводу…. (ГНЕВ, СТРАХ, ПЕЧАЛЬ…)
Третий шаг: ВЫРАЖЕНИЕ ПРЕТЕНЗИИ - ТЫ НЕ ДОЛЖЕН БЫЛ… - Я НЕ ОБЯЗАН… - НИКОГДА НЕ СМЕЙ ТАК ДЕЛАТЬ…
С 1 по 3 шаг можно повторить действие, если облегчение на психофизическом уровне не пришло Проверить баллы по шкале напряженности от 0 до 10 (см. Часть II). Можно провести саморефлексию по технике «Ромб» (см. Часть II). § Ошущения? § Чувства? § Мысли? § Смыслы?
Психотехника «Логосинтез» Ниже предлагаются три фразы из направления психологии логосинтез (Виллем Ламмерс). Мозг человека всегда стремиться к универсализации представлений о внешнем мире (событиях, людях). Поэтому на другого человека мы смотрим через призму своих предубеждений и установок. Первая фраза призвана очистить образ другого от наших наносных представлений. Вторая фраза относится к идее о том, что многое в наших суждениях принадлежит не нам, а совсем другим людям, которые оказались свидетелями наших взаимоотношений или как-то воздействовали на наше отношение к человеку (с кем у нас произошел конфликт). Поэтому вторая фраза предполагает, что мы отделяем свое суждение от чужого воздействия. Третья фраза напоминает нам о том, что наши реакции стереотипны (на человека, находящегося в страхе, вине, гневе и т.п. мы реагируем определенным для нас образом), поэтому нужно вернуть свою энергию, которая скрыта в реагировании на другого человека. На фоне легкого расслабления поочередно произносятся три фразы. После произнесения фразы нужно дождаться, чтобы пошла произвольная медитация. От 30 сек. до минуты можно наблюдать образы, возникающие на экране внутреннего взора. 1. «Я возвращаю себе всю свою энергию, связанную в этом образе, и помещаю ее в верное место внутри моего Я». 2. «Я отпускаю всю не принадлежащую мне энергию, связанную в этом образе, их всех клеток моего тела и личного пространства, и отправляю ее назад тому, кому она принадлежит». 3. «Я возвращаю себе всю свою энергию, связанную во всех моих реакциях на этот образ и помещаю ее в верное место внутри моего Я». Можно проверить баллы по шкале напряженности от 0 до 10 (см. Часть II). При правильном выполнении техники появляется ощущение тепла и спокойствия.
Ты меня прости, Я тебя отпускаю с миром». 3. В каждой из предыдущих фраз подчеркиваем глаголы: прощаю, прости, отпускаю. Произносим это в одно слово: «простипрощаюотпускаю». Произносим от вдоха до выдоха очень быстро, тихо, вибрационно, очень долго (бессчетное количество раз) как бы на одной высокой ноте. Зачем от вдоха до выдоха? «Вдох» - начало жизни, «Выдох» - конец. Работает длинное дыхание, и, в результате те шлаки, тот мусор, который был, как будто выметается. Зачем тихо призносить? Тихо, чтобы не тратить силы. Зачем быстро произносить? «Быстро и вибрационно» потому, что нам нужно «подтянуть колок» нашего инструмента (нашей психики). К тому же быстрота помогает опережать наш ум, который пытается нас убедить в том, что на самом деле прощать никого нельзя, ведь они же не правы. Формула прощения работает как ластик, стирающее устройство. Если все идет как надо – придет ощущение легкости, освобождения. Так работать можно с любыми эмоциями (гнев, страх, вина и т.п.).
Способы выражения эмоций
По своей сути существует не так уж много способов выражения эмоций, вернее они укладываются в четыре базовых конструкции. Начинается все в тот момент, когда ребенок совсем маленький. Он может только крутиться в пеленках, показывая свое недовольство, как вариант и плакать. Грустно, больно, страшно, противно – варианты плача будут разными, но идея одна – надо плакать. Ребенок становится старше и может уже на уровне поведения себя как-то проявить: забиться в угол, если страшно; ударить или укусить бабушку, если что-то не так; с разными людьми вести себя по-разному и т.п. Наступает и момент символического выражения эмоций: можно нарисовать «бяку-закоряку», когда плохо; сложить замечательный пазл, когда хорошо что-то создать в физическом мире. Самая сложная конструкция вербальная. Она вызревает к моменту, когда освоены все предыдущие (телесная реакция, поведенческая, символическая). Сложная она потому, что маленький ребенок не говорит еще очень хорошо технически и находится на доморальном уровне развития, поэтому легко может заявить: «Бабушка, ты дура!», а маме может сказать: «Ты плохая, я тебя не люблю». Если такое случится, то взрослые могут напрочь отбить ребенку охоту выражать свое настроение. Он будет подвергнут наказанию. И с этого момента вербальное самопроявление будет ограничено. Это ограничение является еще одним важным противоречием в умении подростка или взрослого человека говорить о важном, выражать эмоциональное состояние и воспринимать сигналы другого человека. Все эмоции – это сообщающиеся сосуды. Если «перекрыт» кран для выражения одной эмоции, то «прорывать» будет где-то в другом месте. Если ребенку запрещали злиться, радоваться сильно и плакать (не по делу), то, скорее всего, вырастет тревожный человек, постоянно сдерживающий свои чувства (и не осознающий их). Даже на радость может быть наложен запрет: «Много радуешься, значит много плакать будешь!» или «Смех без причины – признак дурачины». После того, как педагог предложит учащимся совместно рассмотреть в табличном виде пример проявления гнева, нужно дать возможность провести самоисследование по всем эмоциям. Даже взрослые люди, порой, не готовы ответить на все вопросы, так как или не имеют подобных навыков или совершенно не осознают формы проявления своих реакций (и поэтому ничего не могут проанализировать). Хорошо, если в классе будет проведена рефлексия, чтобы ребята смогли ориентироваться на других. Иногда, только послушав другого человека, можешь что-то понять и про себя. Выражение гнева
Курсивом в таблице выделены техники и целые направления, которые можно использовать в работе с собой (и другими) для отреагирования эмоций. Оставаясь в теле и психике, они разрушают человека. Способы выражения эмоций
Можно дополнительно использовать на другом занятии эту таблицу, в которой сделать акцент на возможность выражения той или иной эмоции. Вариант работы в малой группе будет уместен, чтобы у учащихся была возможность обсудить полученные результаты.
Следующий блок обучения конфликтологии имеет отношение к самоосознаниюсвоих стратегий поведения, проявлениям частей личности и знакомству со своими эгосостояниями. Этому может быть посвящено несколько уроков. Самоорганизация – это основа для управления собой.
6 Самоогранизация Цель: познакомить учащихся с методами осознания, принятия и интеграции частей своей личности, способствующими созданию позитивной Я-концепции. Задачи: теоретическое обоснование Я-концепции, знакомство кучащихся с Я-состояниями, обучение работе с техникой «Разбуди в себе Взрослого», обучение работе с техниками презентации и интеграции реальных и идеальных ролей. Опорные понятия: образ, Я-концепция, Я-состояния, субличности, реальные и идеальные роли, психотерапевтическая техника. 6.1. Создание Я-концепции. 6.2. Методика самоанализа и самопомощи. 6.3. Методика самоанализа и самопомощи (продолжение). 6.4. Определение своих жизненных задач. Контрольные вопросы не выносятся отдельным пунктом, так как все занятия имеют тренинговый аспект, предполагающий активное включение в работу с информацией. Самоорганизация - это сплав самовосприятия, самоосмысления, самопонимания, саморегуляции, самосовершенствования и т.д. В данном случае, вы это уже поняли, список можно продолжать до бесконечности. И дело здесь не в неудачно выбранном термине. Просто самоорганизация - это уже некий видимый результат, который мы можем наблюдать через действия человека. Но вот путь, который человек проделывает, выходя на позитивные стратегии внутреннего и внешнего поведения, очень тернист. Особенно это актуально для подросткового и юношеского возраста. В данном случае приходится признать, что этот контингент просто еще не знает своих позитивных возможностей. Практически не на что опираться. Все структуры - в стадии становления. Обратимся к зрительному образу, поясняющему данную мысль. Стакан воды - это ребенок. Стакан с замерзшей водой - взрослый человек. А стакан с замерзающей водой - это подросток... Молекулы воды подвижны. Какова будет структура будущего льда? Кто и что окажет влияние на процесс замерзания? И надо ли?
Создание Я-концепции Методические рекомендации. В начале занятия попробуйте замотивировать учащихся на работу со структурами собственного «Я». Попросите их, например, на листе бумаги сформулировать свою реальную проблему или некий проблемный вопрос, на который бы они хотели получить ответ прямо сегодня во время занятия (10 мин.). Эту процедуру желательно проделать, исходя из двух очень важных психологических аспектов. Первый аспект. Начиная с подросткового возраста человек перестает адекватно воспринимать информацию, если она не нужна ему непосредственно для реализации каких-то своих целей. Поэтому, предлагая учащемуся написать реально интересующий его вопрос, вы тем самым снимаете раздражение по поводу еще одной «ненужной» информации. Второй аспект. Это, пожалуй, самое неприятное. Дело в том, что люди, не чувствующие определенной доли уверенности в своих силах, не уважающие свое мнение, не любящие себя практически не способны усваивать какую-либо информацию, направленную на самосовершенствование. Это абсурдно, но это так. Психологическая защита не дает возможности услышать и увидеть что-нибудь такое о себе, что еще больше травмирует личность человека. И подросток, и юноша - это, как правило, не очень уверенные в себе люди. А тема, которую вы станете давать на уроке словно специально придумана для того, чтобы в очередной раз сделать ребенку больно: «Ах! Как я несовершенен!» Поэтому, на наш взгляд, будет лучше, если учащийся сконцентрирует свое внимание на каком-то животрепещущем для него
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.091 с.) |