Родитель                                        взрослый /                            ребенок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родитель                                        взрослый /                            ребенок



!______________________________!___________________________!

    Безусловно, каждое из состояний важно. Родитель внутри нас будет заботится о том, как мы переходим улицу. А Ребенок внутри нас станет веселиться в гостях. Представьте себе, что произойдет, если человек начнет вести себя «как ребенок» во время перехода дороги и читать морали во время всеобщего веселья в гостях.

* Вспомните картинку бабушки с вязанием и ребенка в песочнице и представьте их поведение наоборот. Вот, чтобы не случалось таких казусов и нужен нам арбитр - Взрослый внутри нас. Но... все хорошо в теории. В жизни же я-состояния обязательно перепутываются, и мы начинаем вести себя неадекватно: обижаемся из-за самой малости, начинаем делать наставления, там, где нас не спрашивают. А потом удивляемся, что у нас испортились отношения не только с другими людьми, но и с самим собой (5 мин.).

- Подумайте, какое отношения имеет к вашему вопросу полученная информация? (3 мин.)

* Выполните следующее упражнение:

1.Глядя на схему, представьте себе, например, аптекарские весы с чашечками. Представьте себе, как Родитель перетягивает Ребенка и наоборот. Взрослый в этот момент остается неподвижным (он пока просто наблюдатель).

2.Убедитесь в том, что вы хорошо поняли отличие в я-состояниях Родителя и Ребенка.

3.На внутреннем экране нарисуйте образ аптекарских весов и взвесьте на них свое собственное состояние прямо сейчас. Где больше? Или вы почувствовали себя в центре? Соответствует ли ваше состояние тому, чем вы сейчас занимаетесь? (Можно развести руки в стороны, представив, что ваши ладони - это чаши весов, и всем телом поучаствовать во взвешивании).

4.Сверьтесь с таблицей. Соответствует ли ваше состояние основным положениям? Что нового вы могли бы туда занести самостоятельно?

5.Вспомните любую ситуацию, которая доставила вам недавно неприятные ощущения (увидьте картинку события, услышьте звуки, почувствуйте себя так, как тогда). А теперь представьте себе образ весов и посмотрите, куда отклонились чаши весов? Проанализируйте самостоятельно: ваша реакция и поведение были адекватны ситуации?

6.Проделайте то же самое с ситуацией, которая вам запомнилась, как очень приятная (5 мин.)

 

- Подумайте, какое отношения имеет к вашему вопросу полученная информация? (3 мин.)

· Как правило, если у человека все хорошо в жизни, то никакие психологические упражнения и техники ему не вспоминаются, потому что не нужны. Однако, мы часто можем испытывать непонятное раздражение, усталость, гневливость или желание поныть и т.п. Отчего это происходит? Это сигнал того, что какое-то из наших полярных Я-состояний оказалось в невыгодной для него позиции. Наше неадекватное поведение является сигналом того, что у нас есть некие нереализованные потребности, которые обычно реализуются через определенные Я-состояния. Вот здесь-то мы и можем узнать, Родителю или Ребенку внутри нас нужна наша помощь. Уже на этапе диагностики может само собой наступить успокоение просто от того, что человек начинает ориентироваться в ситуации. А вот, если этого не произошло, а обстоятельства требуют адекватного поведения, то можно применить технику из разряда самопомощи. Назовем ее «ВЕСЫ».

Техника «ВЕСЫ»:

· Зафиксируйте свое состояние. Что вы чувствуете (прямо сейчас)?

· Определите, в какую сторону склонилась чаша весов.

· Выправьте чаши весов на мысленном экране.

· Представьте себя в центре (на месте Взрослого). Побудьте немного в этом состоянии, проживите его всем телом.

· Что вы теперь чувствуете?

· Что вы теперь думаете? (5 мин.)

 

- Подумайте, какое отношения имеет к вашему вопросу полученная информация? (3 мин.)

Дополнительная информация.

Методом визуализации своего состояния можно пользоваться в любой момент. Хорошо это работает в ситуации, когда нужно быстро оценить, что же именно со мною происходит. Почему я обиделся (ась)? Почему чувствую себя из рук вон плохо?

 

Образы для диагностики могут быть самыми разными, главное, чтобы они передавали зерно мысли. Китайские мудрецы очень давно говорили о том, что, если мысль не может быть нарисована на плоскости, значит она не понята. В нашем примере зерно смысла заключено в среднем положении Взрослого относительно Родителя и Ребенка. В образе это может быть реализовано по-разному. Это могут быть качели, градусник, маятник и т.п.

 

Как правило, любая информация усваивается очень индивидуально, поэтому если у вас или у ваших учащихся в процессе чтения возник иной образ, с другой доминантой (имеется в виду отсутствие акцента на середину), то ничего страшного, конечно, не произошло. Главное, аргументация. Если она представлена, можно быть уверенным, что тема осознанна.

Учитель может дать задание учащимся (непосредственно на уроке или во время выполнения домашней работы) придумать свои образы для диагностики состояния, нарисовать их и объяснить.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.005 с.)