Методика самоанализа и самопомощи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика самоанализа и самопомощи



Методические рекомендации. Самоанализ, безусловно можно осуществлять по-разному. Можно анкетировать себя, тестировать, вести рассуждения по поводу услышанного или прочитанного. Эти виды работы будут напрямую обращены к нашему логическому левому полушарию мозга. Это уровень сознания. Однако не все вопросы можно решить с его помощью. Правое же полушарие традиционно для европейской культуры остается практически незадействованным. А жаль, потому что именно оно имеет прямое отношение к работе с нашим подсознанием, которое знает ответы на большее количество вопросов. Именно поэтому мы хотели бы ознакомить вас со способами самоанализа, которые основаны на приемах общения со своим подсознанием. (Напомним материал предыдущего урока: когда ребенок начинает «идти на поводу» у взрослых он теряет свою индивидуальность, а выражается это в потере контакта со структурами подсознания).

Одним из сильнейших видов работы со своим внутренним миром является метод визуализации. Для того, чтобы им пользоваться, нужно знать несколько важных аспектов.

    Первый аспект. Люди мыслят с помощью образов. Это праязык человечества. Вспомните, сон всегда говорит с нами на языке образов, символов.

    Второй аспект. Образы представлены в трех модальностях восприятия: визуальной, аудиальной и кинестетической. Проще говоря каждый человек на внутреннем экране может видеть образ, где-то внутри себя слышать, как он звучит и чувствовать что-либо по отношению к образу.

    Третий аспект. Образы бывают позитивными и негативными по отношению к человеку, который их хранит и наблюдает за ними. Наличие позитивных и негативных образов сказывается не только на психологическом состоянии человека, но и на его физиологии.

Проверьте прямо сейчас эту мысль: подумайте о чем-нибудь хорошем и осознайте, как вы себя чувствуете? Подумайте о чем-нибудь плохом и осознайте, как вы теперь себя чувствуете? И снова о хорошем.

    Текст методической рекомендации может быть представлен учащимся, если они не знакомы с подобными видами работы (10 мин.). Вы можете использовать и на втором уроке данный вопрос:

- Подумайте, какое отношения имеет к вашему вопросу полученная информация? (3 мин.)

       Задача. Нужно познакомить уч-ся с Я-состояниями в образах.

Изложение темы. Самоанализ подразумевает, что человек может разобраться в своем поведении, мыслях. Хорошо, если он прочитал в своей жизни достаточное количество философской или психологической литературы, тогда ему, действительно, есть, что анализировать. А если нет? Если нам нужно быстро разобраться в своем поведении, а мы не знаем как?

    Давайте обратимся к размышлениям американского психиатра Э. Берна, который создал трансактный анализ.

    Его размышления очень близки позициям К. Роджерса. Он тоже считает, что человек программируется своими родителями на долгие годы вперед. И отношение к своей жизненной позиции (концепции) закладывается тогда же, в детстве. Поэтому проведение анализа и самоанализа сводится в первую очередь к тому, чтобы понять, где наши собственные мысли, а где мысли наших близких.

    Э. Берн говорит, что каждый человек может находится в трех важнейших состояниях или поведенческих стереотипах. Речь идет о РОДИТЕЛЕ, РЕБЕНКЕ и ВЗРОСЛОМ. Рассмотрим таблицу, содержащую основные позиции, характерные для Родителя и Ребенка. Это два полярных состояния. Вот в чем они проявляются.

 

Основные положения    РОДИТЕЛЬ         РЕБЕНОК
1.Главная мысль Информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц; это наставления, поучения, запреты и т.д. Эмотивное начало в человеке
2.Позитивные стороны Набор проверенных временем правил Наличие творческого потенциала
3.Негативные стороны Предубеждения и предрассудки; стереотипное поведение Капризность, обидчивость, эгоцентризм
4.Высказывания «я должен», «мне нельзя», «всегда» «я хочу», «я не хочу», «я боюсь», «я не буду»
5.Физические признаки «указующий перст» руки, поджатые губы, качание головой слезы, дрожащие губы, пожимание плечами, выражение восторга
     

n Представьте себе бабушку за вязанием и мысленно дорисуйте ее реакции и действия, отраженные в основных положениях РОДИТЕЛЯ.

n Представьте себе маленького ребенка, который играет в песочнице, и мысленно дорисуйте ему основные положения РЕБЕНКА.

n Можно представить взаимодействие бабушки и ребенка (15 мин.).

- Подумайте, какое отношения имеет к вашему вопросу полученная информация? (3 мин.)

    А теперь поговорим о состоянии, характерном для ВЗРОСЛОГО: это способность человека адекватно воспринимать информацию, поступающую из внешнего и внутреннего мира; задача этого состояния сводится не к подавлению двух вышеописанных состояний, а к изучению информации, записанной в Родителе и Ребенке, и к выбору наилучших стратегий поведения в тот или иной временной момент; для Взрослого не существует понятий «должен» или «не хочу», он делает выбор, исходя из своих возможностей - он «может» или «не может» что-либо в данный момент (позже может реализовать не поддавшуюся программу действий). Взрослый- это некая «золотая середина», с позиций которой хорошо просматриваются Родитель и Ребенок. Рассмотрим это на схеме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.007 с.)