Психотехника «Трансформация энергии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психотехника «Трансформация энергии»



· Осознайте, чтоесть вещи, которые вас очень сильно раздражают (заставляют вас гневаться, например). Что вы видите, слышите, чувствуете, когда думаете об этом?

· Теперь подумайте о том, что вам необходимо самому сделать какое-то важное дело (может быть у вас есть какой-то долгострой; скучные домашние дела; вам предстоит сделать что-то важное, а решимости не хватает и т.п.). Как вы это видите, слышите, чувствуете во внутреннем мире?

· Представьте себе, что ваше дело сделалось. Что вы увидите, услышите, почувствуете?

· На мысленном экране расположите буквально посередине вашу окончательную редакцию доделанного дела, словно это фотография. Это позитивная картинка.

Чуть левее на экране мысленного взорарасположите негативную картину вашего раздражения тоже как фотографию.

Требования к «фотографичности» изображения не жесткие. Важно, чтобы картинка по возможности была одна (и в центре, и чуть левее). Это могут быть живые фотографии, как в кино.

· А теперь любым возможным способом как бы войдите в картинку с раздражением (гневом и т.п.) и проживите ее. Удостоверьтесь, что вы реально испытываете те эмоции, о которых думали вначале работы. Можете даже усилить их.

· А теперь внимание! Удерживая в себе эмоции - сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на несколько секунд.

· Далее быстро переведите внимание в центр вашего мысленного экрана, туда, где находится картинка вашего сделанного дела, и резко сделайте в нее выдох, то есть перенесите энергию из негативной картинки в позитивную.

При подобном переносе энергии меняется ее заряд - с минуса на плюс. А, следовательно, те дела, которые вам еще только предстоит сделать в реальности - делать будет легче. Они как бы наполняются внутренним светом и ждут только своего часа.

    Верить во все это не нужно, подобные техники нужно проверять самостоятельно и накапливать индивидуальный опыт взаимодействия с внутренним миром.

Конечно, будет лучше, если вы научитесь трансформировать негативную энергию в момент ее возникновения. «Позитивная» и «негативная» энергия - это очень условные определения. Любая энергия - это просто энергия. Но вот, если энергия идет на разрушение чего-то или кого-то, то можно говорить о ее негативности. Напротив, если что-то созидается достойное, то можно говорить о том, что энергия позитивна.

Итак, если есть реальное чувство, к примеру, сильное раздражение, то вы сразу можете его трансформировать, проделав предложенный алгоритм. Понятно, что вы сразу успокоитесь, произведете хорошее впечатление на человека, если вы в это время общались, сделаются все ваши дела, но... такое умение работать с собой - это высший пилотаж. Такое умение достигается не за один месяц. Придется потрудиться, но это стоит того.

    Учащимся эта техника может даваться так же не легко, как и вам, но это не повод для того, чтобы ей не обучать. К тому же вам, наверняка, известен феномен: чтобы самому что-то хорошо понять и запомнить, нужно кого-нибудь этому научить.

Психотехника «Сад мечты» (внутренний безопасный сад)

    Эта техника работает как домашняя заготовка. И изначально выполняется примерно 30-40 минут как б еседа с уточняющими вопросами от специалиста (медиатора, педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя).

1. Представь себе кусок земли (только земля, свободная территория). На ней будем создавать твой внутренний хороший сад. Здесь может быть любое время года, что захочешь или все вместе, или попеременно. Может быть светит солнце, дует легкий ветерок, что-то еще…Может быть есть водоем (пруд, водопад, что-то еще…)

Ты можешь посадить свой сад и выбрать дерево, деревья, куст, кустарники, цветок, цветы, что-то еще. Сад – это место, где можно чувствовать себя комфортно. Знакомых там нет. И можно придумать кого-то (людей, животных), кто будет тебе приятен.

2. Что ты видишь, слышишь, чувствуешь, когда сморишь туда (вдохновение, надежду, тоску, что-то еще?)

3. Где место в теле, которое соответствует ощущению сада? Оно нравится?

4. Каждый день заглядывай и смотри на свой сад. Можешь улучшать его.

Все представленные техники, разумеется, можно «миксовать» и добавлять к ним что–то свое. Важно понимать, какой эффект получится в результате.

Каждая из предложенных техник помогает расслаблению, уводя организм от стресса и травмы.

Помимо идеи знакомства с эмоциями и их осознания у себя, важно научится понимать, как они выражаются. Следующий параграф посвящен именно внешним проявлениям выражения эмоций.

Учащимся стоит после работы с образцом (примерная таблица по проявлению гнева), предложить индивидуальную форму работы (или в малой группе) по самостоятельному заполнению таблиц.


 

Способы выражения эмоций

 

По своей сути существует не так уж много способов выражения эмоций, вернее они укладываются в четыре базовых конструкции.

Начинается все в тот момент, когда ребенок совсем маленький. Он может только крутиться в пеленках, показывая свое недовольство, как вариант и плакать. Грустно, больно, страшно, противно – варианты плача будут разными, но идея одна – надо плакать.

Ребенок становится старше и может уже на уровне поведения себя как-то проявить: забиться в угол, если страшно; ударить или укусить бабушку, если что-то не так; с разными людьми вести себя по-разному и т.п.

Наступает и момент символического выражения эмоций: можно нарисовать «бяку-закоряку», когда плохо; сложить замечательный пазл, когда хорошо что-то создать в физическом мире.

Самая сложная конструкция вербальная. Она вызревает к моменту, когда освоены все предыдущие (телесная реакция, поведенческая, символическая). Сложная она потому, что маленький ребенок не говорит еще очень хорошо технически и находится на доморальном уровне развития, поэтому легко может заявить: «Бабушка, ты дура!», а маме может сказать: «Ты плохая, я тебя не люблю».

Если такое случится, то взрослые могут напрочь отбить ребенку охоту выражать свое настроение. Он будет подвергнут наказанию. И с этого момента вербальное самопроявление будет ограничено.

Это ограничение является еще одним важным противоречием в умении подростка или взрослого человека говорить о важном, выражать эмоциональное состояние и воспринимать сигналы другого человека.

    Все эмоции – это сообщающиеся сосуды. Если «перекрыт» кран для выражения одной эмоции, то «прорывать» будет где-то в другом месте. Если ребенку запрещали злиться, радоваться сильно и плакать (не по делу), то, скорее всего, вырастет тревожный человек, постоянно сдерживающий свои чувства (и не осознающий их).

    Даже на радость может быть наложен запрет: «Много радуешься, значит много плакать будешь!» или «Смех без причины – признак дурачины».

После того, как педагог предложит учащимся совместно рассмотреть в табличном виде пример проявления гнева, нужно дать возможность провести самоисследование по всем эмоциям.

Даже взрослые люди, порой, не готовы ответить на все вопросы, так как или не имеют подобных навыков или совершенно не осознают формы проявления своих реакций (и поэтому ничего не могут проанализировать).

Хорошо, если в классе будет проведена рефлексия, чтобы ребята смогли ориентироваться на других. Иногда, только послушав другого человека, можешь что-то понять и про себя.

Выражение гнева

Способ выражения эмоции Примеры
1 Телесный Заболеть (выдавленные эмоции); заплакать или закричать (маленький ребенок) Техника «Моделируемый плач»
2 Поведенческий Закатить истерику; наорать на кого-то; кинуть что-нибудь (побить посуду); хлопнуть дверью; испортить чье-то имущество (или свое) Техника «Окончание реакции»
3 Символический Искусство (музыка, живопись, театр, литература, скульптура, архитектура) Рисовать, играть, моделировать отношения важно для ребенка  Эрик Эриксон говорил, что «игра – это капитальный ремонт чувств ребенка») Визуализация… Притчи… Метафоры Арт-терапия: графические методы (нейрографика, мандалы, эбру, свободное рисование)  
4 Вербальный (словесный) · «Ты высказывание»: «Ты дура!» (незрелый способ маленького ребенка) · «Я-высказывание»: (- случилось то-то; - я чувствую то-то; - мне хотелось бы так-то и так-то…)  

    Курсивом в таблице выделены техники и целые направления, которые можно использовать в работе с собой (и другими) для отреагирования эмоций. Оставаясь в теле и психике, они разрушают человека.


Способы выражения эмоций

Способ выражения эмоции Радость Гнев Страх Печаль
Телесный        
Поведенческий        
Символический        
Вербальный (словесный)        

Способ выражения эмоции Интерес Отвращение Обида Вина
Телесный        
Поведенческий        
Символический        
Вербальный (словесный)        

Эмоциия Радость Гнев Страх Печаль
Можно или нельзя  выражать эмоцию        

    Можно дополнительно использовать на другом занятии эту таблицу, в которой сделать акцент на возможность выражения той или иной эмоции. Вариант работы в малой группе будет уместен, чтобы у учащихся была возможность обсудить полученные результаты.

        

    Следующий блок обучения конфликтологии имеет отношение к самоосознаниюсвоих стратегий поведения, проявлениям частей личности и знакомству со своими эгосостояниями. Этому может быть посвящено несколько уроков.  Самоорганизация – это основа для управления собой.


 

6

Самоогранизация

Цель: познакомить учащихся с методами осознания, принятия и интеграции частей своей личности, способствующими созданию позитивной Я-концепции.

Задачи: теоретическое обоснование Я-концепции, знакомство кучащихся с Я-состояниями, обучение работе с техникой «Разбуди в себе Взрослого», обучение работе с техниками презентации и интеграции реальных и идеальных ролей.

Опорные понятия: образ, Я-концепция, Я-состояния, субличности, реальные и идеальные роли, психотерапевтическая техника.

6.1. Создание Я-концепции.

6.2. Методика самоанализа и самопомощи.

6.3. Методика самоанализа и самопомощи (продолжение).

6.4. Определение своих жизненных задач.

    Контрольные вопросы не выносятся отдельным пунктом, так как все занятия имеют тренинговый аспект, предполагающий активное включение в работу с информацией.

    Самоорганизация - это сплав самовосприятия, самоосмысления, самопонимания, саморегуляции, самосовершенствования и т.д. В данном случае, вы это уже поняли, список можно продолжать до бесконечности. И дело здесь не в неудачно выбранном термине. Просто самоорганизация - это уже некий видимый результат, который мы можем наблюдать через действия человека. Но вот путь, который человек проделывает, выходя на позитивные стратегии внутреннего и внешнего поведения, очень тернист.

       Особенно это актуально для подросткового и юношеского возраста. В данном случае приходится признать, что этот контингент просто еще не знает своих позитивных возможностей. Практически не на что опираться. Все структуры - в стадии становления.     Обратимся к зрительному образу, поясняющему данную мысль. Стакан воды - это ребенок. Стакан с замерзшей водой - взрослый человек. А стакан с замерзающей водой - это подросток...

    Молекулы воды подвижны. Какова будет структура будущего льда? Кто и что окажет влияние на процесс замерзания? И надо ли?

 

Создание Я-концепции

Методические рекомендации.      В начале занятия попробуйте замотивировать учащихся на работу со структурами собственного «Я». Попросите их, например, на листе бумаги сформулировать свою реальную проблему или некий проблемный вопрос, на который бы они хотели получить ответ прямо сегодня во время занятия (10 мин.).

    Эту процедуру желательно проделать, исходя из двух очень важных психологических аспектов.

    Первый аспект. Начиная с подросткового возраста человек перестает адекватно воспринимать информацию, если она не нужна ему непосредственно для реализации каких-то своих целей. Поэтому, предлагая учащемуся написать реально интересующий его вопрос, вы тем самым снимаете раздражение по поводу еще одной «ненужной» информации.

    Второй аспект. Это, пожалуй, самое неприятное. Дело в том, что люди, не чувствующие определенной доли уверенности в своих силах, не уважающие свое мнение, не любящие себя практически не способны усваивать какую-либо информацию, направленную на самосовершенствование. Это абсурдно, но это так. Психологическая защита не дает возможности услышать и увидеть что-нибудь такое о себе, что еще больше травмирует личность человека.

И подросток, и юноша - это, как правило, не очень уверенные в себе люди. А тема, которую вы станете давать на уроке словно специально придумана для того, чтобы в очередной раз сделать ребенку больно: «Ах! Как я несовершенен!» Поэтому, на наш взгляд, будет лучше, если учащийся сконцентрирует свое внимание на каком-то животрепещущем для него моменте, чем станет расстраиваться по каждому изложенному вами пункту: «Все-то у меня не слава богу...»

Далее желательно через каждые 7 - 10 минут лекционного текста предлагать учащимся следующий вопрос: «Подумайте, какое отношение имеет к вашему вопросу полученная информация?»

Ребята могут подумать про себя 2-3 минуты, могут записать, могут обсудить с соседом по парте. Это будет зависеть от формы занятия, выбранной вами в самом начале (по договоренности с учащимися).

Задача. Задача этого урока заключается в том, чтобы максимально пробудить интерес к своей собственной личности: 1) с помощью материала занятия, 2) использования стимулирующих вопросов, которые помогут узнать ребенку свои возможности в плане самостоятельного решения проблем.

Изложение темы.

Я-концепция - означает концепцию человека о том, что он собой представляет. Сюда включаются характеристики, которые воспринимаются человеком как части себя. Это могут быть роли, которые человек играет в жизни: ученик, спортсмен, любитель рока и т.д. Так же Я-концепция включает наше восприятие того, какими мы хотим быть для себя, какими должны быть в глазах окружающих людей и степень соответствия этому образу. Как правило, речь идет о неком сознательном опыте, вернее осознаваемом.

К. Роджерс, американский психотерапевт, создатель данной теории, акцентировал свое внимание на том факте, что оценка индивида другими людьми (особенно в младенчестве и детском возрасте) помогает развитию позитивного или, напротив, негативного образа самого себя.

Маленький ребенок не выживет без заботы взрослых. И приспосабливаясь к миру, начинает смотреть на себя глазами взрослого человека. Контроль за словами мамы, бабушки, отца еще не может быть осуществлен: сказано «нельзя», значит - нельзя! В подсознании человека на всю жизнь остаются матрицы убеждений, высказываний о нас, которые были заложены значимыми для нас людьми (10 мин.).

- Подумайте, какое отношения имеет к вашему вопросу полученная информация? (3 мин.)

*  Выполните следующее упражнение:

1. Вспомните, что хорошего говорили о вас взрослые, когда вы были маленькими (значимые взрослые: мать, отец, бабушки, дедушки, тети, дяди, воспитатели детского сада, первая учительница).

2. Вспомните, что плохого говорили о вас взрослые (-//-).

3. Что вы чувствовали, когда вспоминали хорошие и плохие высказывания в свой адрес?

4. Что вы думаете о проделанной работе прямо сейчас? (10 мин.)

- Подумайте, какое отношение имеет к вашему вопросу полученная информация? (3 мин.)

Очень часто мы хвалим и ругаем себя теми же словами, фразами, которые получились в процессе выполнения упражнения. Обратите на это внимание.

К. Роджерс, рассматривая процесс развития личности ребенка, говорит так же о том, что в угоду взрослым маленький человек постепенно отказывается от своей индивидуальности и перестает понимать свои истинные потребности. Очень часто то, что хотелось и нравилось ему не нравилось взрослым. Взрослые большие и умные, они знают лучше, как нужно. Ребенок уступает.

Общество далеко не совершенно. И воспитательный процесс - наглядное тому доказательство. Всю оставшуюся жизнь обычный человек посвящает тому, чтобы преодолеть свои детские комплексы и запреты, чтобы вновь обрести себя (5 мин.).

- Подумайте, какое отношение имеет к вашему вопросу полученная информация? (3 мин.)

Чтобы начать понимать себя и выстраивать себя как личность, нужно многое уметь. Так, например, важно различать, своя ли мысль пришла нам в голову или это родительская матрица поведения? Нужно вовремя понять реальная или идеальная роль завладела нашим сознанием, выполнимо ли то, что мы наметили. Именно этим вещам мы попробуем научиться на следующих трех уроках. Обучаться вы будете с помощью психотерапевтических техник. Вы можете спросить, чем техника отличается от простого упражнения?

Упражнение предполагает, что его нужно неоднократно проделать для того, чтобы произошли какие-либо изменения.

Предположим, что вы ознакомились с каким-то правилом правописания на русском языке, и чтобы его запомнить и писать правильно далее вы выполняете несколько упражнений (на данное правило), и... количество перейдет в качество.

Техника отличается от упражнения тем, что сразу дает качественное изменение какого-либо показателя. Это целостное действие, разбитое на ряд последовательных операций, имеющих в своей основе правильно построенные психологические процессы внимания, восприятия, мышления, памяти. В структуре любой техники всегда прослеживается алгоритм выполнения (5 мин.).

- Подумайте, какое отношение имеет к вашему вопросу полученная информация? (3 мин.)

*  Удалось ли вам в течение занятия решить свою проблему или получить ответ на интересовавший вас вопрос?

*  Что вы чувствуете по поводу проделанной вами работы прямо сейчас?

*  Что вы думаете по поводу проделанной вами работы прямо сейчас?

Обратите внимание на то, что сначала идет обращение к чувствам и только затем к разуму. Это один из основных принципов работы с техникой, так как чувство - первично, разум - вторичен. Проследите эту закономерность на следующих уроках.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.048 с.)