Салическая и Рипуарская правда как исторический источник. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Салическая и Рипуарская правда как исторический источник.



Важнейшим источником права в Средние века являлись варварские правды - записи обычного права варварских племен. В конце V в. была составлена запись обычного права вестготов (судебник короля Эврика), несколько позднее - Бургундская Правда. В конце V или в начале VI вв. появилась Салическая Правда. Была создана запись обычного права рипуарских франков - Рипуарская Правда. Алеманы имели свою - Алеманскую Правду, бавары - Баварскую Правду, саксы - Саксонскую и т.п. Господствовал при этом "национальный", а не территориальный принцип действия права.

Варварские правды (лат. Leges barbarorum, буквально — законы варваров), запись обычного права германских племён (вестготов, бургундов, франков и др.), основавших на территории Западной Римской империи свои королевства. К Варварской правде относятся: Вестготская правда (её самая ранняя часть записана во 2-й половине 5 в.), Бургундская правда (конец 5 — начало 6 вв.), Салическая правда (записана в начале 6 в.), Рипуарская правда (6—7 вв.), Алеманнская правда (кон. 6—8 вв.), Баварская правда (сер. 8 в.), Лангобардские законы (сер. 7—сер. 8 вв.), Англо-саксонские законы (7—9 вв.), Саксонская правда, Фризская правда, Тюрингская правда, Правда франков-хамавов (нач. 9 в.).

Имея много общих черт с записями обычного права других германских и негерманских племён (например, с древними скандинавскими и исландскими законами, Русской правдой и др.), В. п. отличаются от них прежде всего тем, что отражают процесс перехода от родового строя к феодальному, протекавший либо в форме синтеза разлагавшихся германских родовых и римских рабовладельческих отношений, либо, по крайней мере, при участии отдельных элементов рабовладельческой формации и её духовной культуры (римского права, письменности, религии и пр.). Почти все Варварские правды испытали в большей или меньшей степени влияние римского права (особенно Вестготская и Бургундская). Варварские правды объединяет также хронологический признак. Время их возникновения 5—9 вв., все они (за исключением англосаксонских) записаны на вульгарной латыни. Для Варварских правд (во всяком случае для континентальных) характерно также взаимовлияние. Все Варварские правды были записаны по инициативе королевской или герцогской власти. Варварские правды имеют, как правило, сложную структуру: состоят из отдельных частей разновременного происхождения (например, Рипуарская, Алеманнская) или, будучи результатом единого законодательного акта (Салическая правда), дополнены королевскими законами более позднего периода. В ряде случаев собственно Варварскими правдами является лишь древнейшая часть (например, в Вестготской правде — кодекс Эвриха, в Лангобардских законах — эдикт Ротари), так как позднейшие дополнения или редакции внесены в порядке королевского законодательства.

Варварские правды представляют собой судебники, в которых отдельные казусы возводятся в обычай, общие нормы права отсутствуют. Большинство норм Варварских правд касается уголовного права и судебного процесса, но имеются также нормы, регулирующие имущественные отношения членов племени, а также положение органов возникавшей государственности. Варварские правды в большинстве случаев применялись только к лицам данного племени (взаимоотношения римского и др. населения регулировались обычно специальными законами).

Варварские правды — важнейший (а в некоторых случаях единственный источник для изучения общественного строя складывавшихся раннефеодальных государств Западной Европы. В них отражены различные этапы переходного периода от родоплеменного строя к феодальному. В Салической, Саксонской (а также Фризской, Тюрингской, хамавов) правдах еще отчётливо выступают черты родоплеменного строя с остатками кровнородственных отношений. Однако Варварские правды (даже самые архаические) свидетельствуют уже о наличии известного социального расслоения: в них наряду с рядовыми полноправными свободными членами племени различаются родовая и служилая знать, с одной стороны, полусвободные и несвободные люди — с другой. Но в качестве основных субъектов права в Варварских правдах выступают ещё рядовые свободные общинники — непосредственные производители (классы феодального общества ещё не сформировались). Варварские правды дают возможность проследить переход от земледельческой общины к марке и дальнейший процесс разложения общинного строя, переход пахотной земли в собственность отдельных семей, начальный этап классообразования и зарождения государства. В Варварских правдах, зафиксировавших наиболее далеко зашедший процесс классообразования и становления феодального общества (особенно в Баварской, Алеманнской, Вестготской), нашли отражение развитие крупного землевладения и превращение свободных общинников в зависимых крестьян, зарождение условного землевладения, усиление королевской власти и государственного аппарата, церкви.

Для В. п. характерна внутренняя противоречивость, отразившая борьбу между элементами старого родоплеменного и зарождавшегося феодального укладов. В. п. представляют собой, с одной стороны, фиксацию обычая, соответствовавшего ещё интересам широких масс общинников, а с другой — введение правовых норм, отражавших интересы зарождавшегося класса феодалов, стремление формировавшегося государства устранить институты родоплеменного строя или приспособить их к собственным нуждам.

По мере упрочения феодального строя В. п. утрачивали своё значение, и к 11 в. в большинстве случаев перестали применяться.

Салическая Правда

Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в.). Рубеж разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой пра­вящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.

Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов фео­дального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, свя­занного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства — с другой. На смену относительной централизации раннефеодального госу­дарства приходит феодальная раздробленность.

В V—VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношение эксплуатации среди самих франков не были раз­виты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сфор­мировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

Важнейшим источником для изучения общественного строя франков пре­имущественно Северной Галии в меровингский период является "Салическая правда". Она представляет собой запись судебных обычаев салических Франков, произведенную, как полагают, в начале 6в. еще при хлодвиге. Римское влияние сказалось здесь гораздо меньше, чем в других варварских правдах, и обнаруживается главным образом во внешних чертах; латинский язык, штрафы в римских денежных единицах.

"Салическая правда" более или менее чистом виде отражает архаические порядки первобытнообщинного строя, существовавшие у франков ещё до заво­евания, и слабо отражает жизнь и правовое положение галлоримского населения. Но на протяжении 6-9 вв. франкские короли делали все новые и новые дополнения к "Салической правде" поэтому в сочетании с другими источни­ками более позднего периода она позволяет проследить также и дальнейшую эволюцию от родоплеменного строя к феодализму франкского общества в полом.

РИПУАРСКАЯ ПРАВДА (лат. Lex Ripuaria) - памятник обычного права одного из германских племен - рипуарских франков, создававшийся с 6 по 8 веков.; одна из так называемых варварских правд. Содержит два ряда текстов: 1-я часть, наиболее архаическая (гл. 1-31), представляет запись древних судебных обычаев, 2-я часть (гл. 32-54) включает также королевское законодательство (главным образом времени правления короля Дагоберта, 629-639), на многих статьях этой части сказалось влияние Салической правды. Сводный текст Рипуарской правды, от которого сохранилось 35 рукописей, относится к кон. 7 - нач. 8 веков. В Рипуарской правде отразились характерные черты различных стадий общественных эволюций: архаическая судебная процедура (соприсяжничество, ордалии, судебный поединок), наличие общинных лесов и в то же время прогрессирующее имущественное расслоение, формирование частной собственности на землю, появление различных форм крестьянской зависимости, укрепление позиций церкви и королевской власти. Рипуарская правда - важный источник для изучения процесса феодализации у франков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.116.176 (0.007 с.)