Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социал-демократическая модель

Поиск

Под этим заголовком рассматриваются основные прин­ципы так называемой скандинавской или нордической моде­ли. Главным принципом распределения социального обеспе­чения является универсализм. Имеется в виду, что социаль­ное обеспечение — это право всех граждан, обеспеченное главным образом государственным сектором (бюджетом).

"Финансовая подкладка" этой модели держится на ста­бильном и высоком уровне производительности, сильных профсоюзах как работодателей, так и работополучателей и договорных отношениях между ними, которые контролируются государством. Подразумевается, что государственный сектор финансирует социальную политику через систему на­логообложения. Государственный сектор несет ответственность не только за расширение и финансирование социального обеспечения, но и за действительное функционирование раз­личных социальных служб. Это возможно при наличии силь­ного, но децентрализованного управления. Исторически ело- жилось, что коммуны в Скандинавии (Норвегии и Швеции) с XVIII в. отвечали за положение бедных, престарелых, детей (особенно, осиротевших).

Государственные налоги, как правило, имеют косвенный характер и связаны с розничной продажей товаров и услуг населению. Прямым налогом облагаются доходы. При этом прогрессия настолько велика, что шведские предпринима­тели, чтобы избежать налогового гнета, частенько стремят­ся зарегистрировать предприятие в Европе. Однако государ­ство держит под контролем и этот процесс. Часть налогов остается в коммуне, часть перечисляется государству на со­держание университетов, полиции, армии.

Хотя первой ввела обязательное страхование Германия при канцлере Бисмарке, Швеция отстала от нее ненадолго. Уже перед Первой мировой войной действовали две системы обязательного страхования: для пожилых и инвалидов (пен­сионное страхование по старости и инвалидности) и от без­работицы. Это позволило разорвать "обязательную" связь старости и бедности, привело к возникновению понятия "обес­печенная старость".

В 1930-е годы в Швеции и Норвегии (Финляндия в силу исторических причин запаздывала, однако после Второй мировой войны можно уже говорить о Скандинавии в целом) был сформулирован новый подход к социальным целям обще­ства. Необходимо было сократить разницу в условиях жиз­ни, так как оказалось, что социальная защита повышает спрос на товары и услуги на внутреннем рынке у "слабых" слоев населения и тем самым способствует экономическому росту.

В этот период оформилось разделение пенсии на "народ­ную" (социальную), выплачиваемую каждому жителю стра­ны по достижении 65 лет из бюджета, и трудовую, завися­щую от стажа, характера деятельности и пропорциональную объему страховых выплат. Если "народная" пенсия не превы­шает установленный государством и одинаковый для всех минимум, то трудовая зависит от самого работника. Таким образом, получается, что минимум гарантирован, но заин­тересованность в собственных усилиях сохраняется.

Тогда же впервые были введены дотации на каждого ребенка для каждого родителя. Ребенок стал объектом соци­альной защиты, причем без всяких оговаривающих условий в виде многодетности, неполноты семьи и т. п.

Врезультате сложилась некая "картина социального мира", где четко обозначились группы, связанные с конк­ретными проблемами, а не с бедностью, которая "исчезла". Это, например, следующие "слабые группы":

— дети до 6 лет;

— неправильно воспитанные дети (имеющие плохих родителей) и трудные подростки;

— старики;

— инвалиды (люди с дизабилитациями);

— безработные;

— "зависимые" (алкоголики, наркоманы и т. п.).

Итак, активная перераспределительная политика реши­ла проблемы бедности, но не смогла решить проблемы "сла­бых групп". Подход к их решению базируется на следующих принципах:

1. Все люди имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности. Общество не может "выбросить" слабые элементы и должно предоставить возможности слабым "респектировать" свои потребности.

2. Социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах. Только если клиенты не могут нести за себя ответственность, они могут быть принудительными.

3. Социальная защита должна быть непрерывной, охва­тывать все сферы жизни человека и давать возможность жить нормальной жизнью.

4. Социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения. Нормализационный подход помогает преодолеть разрыв как в физических, так и в социальных возможностях "слабых" групп и всего общества. В частности, все должны иметь возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу, т. е. стать нормальными, самообеспечивающимися членами общества.

Для реализации этих принципов в социальных службах занято множество государственных служащих, большинство которых составляют женщины. Как следствие принципа социальных прав гражданина, уровень затрат на социальное обеспечение является достаточно высоким, что позволяет избежать стигматизации социального обеспечения и поддер­живать большое число сторонников социал-демократической модели.

Модель предполагает достаточно успешное использова­ние корпоратизма, результатом чего является контролируе­мая классовая борьба, где представители различных групп интересов сотрудничают с государством, например, в трех­сторонних переговорах. Эта модель имеет обязательным пред­варительным условием высоко и хорошо организованное об­щество и является итогом политической приверженности прин­ципам институционального общества welfare в терминологии концепции Титмусса.

Консервативная модель

Эта модель имеет несколько названий. Некоторые назы­вают ее "континентальной" европейской в соответствии с ее геополитической доминантой, другие предпочитают опреде­ление "институциональной". Центральный принцип, тем не менее, у всех один — упор на рынок и принцип страхования под государственным наблюдением. Из-за приверженности к системе социального страхования, организуемой и финанси­руемой "социальными партнерами", как называют в ЕС на­нимателей и нанимаемых, консервативная модель базирует­ся на принципе достижений, где труд определяет последую­щее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех слоев на­селения, которые не заняты постоянно или вообще не заня­ты, и поэтому они не имеют страховок, а степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную по­мощь, обычно не очень большую. Соответственно консерва­тивная модель социальной политики ведет к появлению двой­ного общества, описанного одним немецким социологом как Первая и Вторая Реальности.

Страной, где максимально полно реализованы принципы консервативной модели, является Германия, которая во­обще первой в Европе и в мире ввела систему страхования. 1 Заслуга в формировании страхового законодательства при­надлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социаль­ного страхования:

· Закон о страховании по болезни лиц промыслового труда — в 1884 г.;

· Закон о страховании от несчастных случаев на производстве — в 1885 г.;

· Закон об инвалидности и страховании по старости — в 1891 г.

Уже этим законам были присущи черты, характерные для системы страхования и сегодня:

— увязывание размеров страховых взносов с заработ­ком, а, к примеру, не с тем или иным риском;

— распределение расходов на взносы между рабочими и нанимателями;

— публично-правовая форма организации страхования, возраст пенсионирования по старости был равен 70 годам при наличии 30-летнего трудового стажа;

— пенсии по инвалидностиназначались в случае утраты 2/3 трудоспособности.

Фи­нансирование осуществлялось за счет страховых взносов, выплачиваемых застрахованными и работодателями в равных долях, и дотации государства, за введение которой Бисмар­ка называли социалистом.

"Немецкая" модель построена на взаимных обяза­тельствах нанимаемых и нанимателей, на принципе трудово­го участия (лучше обеспечен тот, кто больше работает и больше зарабатывает) и на примате реабилитации над пенсионированием, чтобы не допускать досрочного ухода на пен­сию в связи с утратой трудоспособности.

Либеральная модель

Либеральная модель также рассматривает рынок как наи­более важную сферу для организации человеческого взаимо­действия, но отличается от консервативной, по крайней мере, в двух отношениях. В либеральной, во-первых, предусмотре­но социальное обеспечение остаточного типа, т. е. люди, как правило, должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, в настоящее время правительство несет ограниченную, и, тем не менее, всеоб­щую ответственность за социальное обеспечение всех граж­дан. Соответственно социальное обеспечение связано с глу­бокой стигмой, приводящей, таким образом, к малой отдаче. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи.

Нужно отметить, что либеральная модель (как и все ос­тальные) сильно модифицировалась с того момента, когда она стала формироваться. Классическими странами либераль­ной модели считаются Великобритания и США.

Католическая модел

Принципы католической модели социальной политики даны в ряде "папских писем", изданных Ватиканом в течение XX столетия. Главным принципом является идея вспомогательности, концепция, в которую вдохнуло новую жизнь ее введение в лексикон ЕС. В "christikiche Soziallegre" (Хри­стианском социальном учении) принцип вспомогательности означает, что ближайшая инстанция должна всегда пытаться решать возможные проблемы. Естественно, индивидуум является ближайшей инстанцией. Если он не может себе по­мочь, то обращается к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей и т. д. Если и это не поможет, то индивидууму следует воспользоваться услугами страхования. Последней инстанцией является государствен­ный сектор. В католической модели семья и прочие ин­ституты гражданского общества в местной общине играют основную роль.

Социальное учение римско-католической церкви — со­вокупность социально-политических, социально-экономичес­ких и этических концепций, изложенных в официальных цер­ковных документах, а также выработанных католическими теологами и одобренных церковной иерархией. Наряду с этим учением, которого обязаны придерживаться все католики, имеются социальные взгляды региональных церквей, учиты­вающие местные условия, а также концепции отдельных католических мыслителей или групп, которые иногда зна­чительно отличаются от официальной доктрины. В широком смысле католическое социальное учение как приложение принципов вероучения к социальным явлениям и отношени­ям — столь же древнее, как и сама католическая церковь. Однако в современном виде социальное учение католицизма начало формироваться с конца XIX в. и процесс этот продол­жается. Его социальной предпосылкой являлось утвержде­ние капитализма в развитых странах Запада, что вызвало необходимость особо подчеркивать роль церкви как защитни­цы всех обездоленных и угнетаемых. Эти идеи доктринально оформил папа Лев XIII в своих энцикликах, главным образом в "Рерум новарум" (1891 г.), где отмечалось значение рабоче­го вопроса и признавалось наличие вопиющего социального неравенства. Вместе с тем церковь осудила социализм, объя­вила частную собственность и классовое неравенство неиз­бежно вытекающими из "естественного права" и природы человека.

В основу социального учения католицизма была положе­на томистская теория "естественного права", из которой вы­водилось право частной собственности. Церковь пропаганди­рует такие принципы, как принцип солидарности, регулиру­ющий взаимоотношения личности и общества и не допускаю­щий крайнего индивидуализма и крайнего коллективизма; принцип "общего блага" (это понятие, весьма абстрактное и многозначное, по-разному истолковывается католическими авторами); принцип "вспомоществования", означающий по­мощь со стороны социальных общностей более высокого ран­га общностям более низкого ранга и отдельным индивидам.

"Гаудиум эт спес" (лат. "Gaudium et spes" — "Радость и надежда") — конституция церкви (пастырская), принятая II Ватиканским собором (1962-1965). Имеет другое назва­ние — "О церкви в современном мире". В ней сформулирова­на позиция католической церкви в отношении важнейших со­циальных проблем современности: войны и мира, социальной справедливости, социально-экономического развития стран, получивших политическую независимость, положения тру­дящихся и т. д. В документе содержатся некоторые новые моменты в социальной доктрине католицизма, говорится о праве трудящихся на объединение, признается законность забастовки как средства защиты прав рабочих, хотя оговари­вается, что она должна всегда рассматриваться как крайнее средство. Частная собственность характеризуется как усло­вие свободы человека, но при этом довольно резко критику­ются некоторые "пороки" капитализма.

"Популорум прогрессио" (лат. "Populorom progressio" — "Развитие народов") — энциклика Павла VI, изданная в Ва­тикане 26 марта 1967 г., посвящена социальным проблемам. Указав во введении на важность социального вопроса как всемирной проблемы, папа в первой части энциклики — "Об интегральном развитии человека" — рассматривает со­циальное положение в современном мире, обращая особое внимание на неравномерность развития народов, анализиру­ет некоторые концептуальные вопросы социального учения церкви. Под влиянием идей Ж. Маритена в энциклике выдви­гается идея интегрального, целостного экономического и куль­турного развития человечества; подчеркивается, что каждый человек ответственен не только перед всеми живущими сейчас людьми, но и перед будущими поколениями. Павел VI утверждает, что истинным является только христианский гуманизм, но, тем не менее, светский гуманизм имеет свою ценность, поскольку он все же дает возможность для сотруд­ничества верующих с неверующими в достижении земных целей. Экономика рассматривается как средство для осуще­ствления интегрального гуманизма. В "Популорум прогрессио" проявилась дальнейшая эволюция отношения католичес­кой церкви к частной собственности. Отмечая, что право ча­стной собственности ни для кого не является безусловным и абсолютным, энциклика допускает ради общего блага нацио­нализацию частной собственности. Во второй части энцикли­ки — "О солидарном развитии человечества" — рассматри­ваются проблемы взаимоотношений между народами, особенно между богатыми и бедными странами: первые призываются оказывать помощь вторым; излишки богатых стран должны служить для помощи бедным странам; для этой цели предла­гается создать всемирный фонд за счет части военных расхо­дов. Проблема развития народов увязывается с проблемой мира. Энциклика призывает обеспечить равноправие стран и наро­дов в торговых отношениях, преодолеть препятствия, чини­мые национализмом и расизмом.

"Соллицитудо реи социалис" (лат. "Sollicitudo rei socialis" — "Забота об общественном") — седьмая энциклика Иоанна Пав­ла II, оглашенная в 1988 г. в честь 20-й годовщины энциклики Павла VI "Популорум прогрессио". "Соллицитудо реи социа­лис" — типичная социальная энциклика, содержащая новое определение социальной доктрины церкви, показывающая ее место, функции, цели и задачи на фоне основных идейно-политических проблем современного мира. Подводя итоги про­шедшего после публикации "Популорум прогрессио" двад­цатилетия, папа сделал вывод, что "нынешняя ситуация в мире с точки зрения развития производит скорее негативное впечатление". Это вызывается, в частности, тем, что увели­чивается разрыв между развитым Севером и южными регионами; что существуют различные формы эксплуатации и уг­нетения; действуют экономические, финансовые и социальные механизмы, укрепляющие состояние богатства одних и бед­ности других. Все страны должны решить разделяющие их конфликты, научиться сотрудничать друг с другом, что мо­жет произойти только в том случае, если они существенным образом изменятся

 

Скандинавская модель

В модели социальной политики этого типа значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, и основным каналом перераспределения является бюджет. Государство несет основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых и т.п.) в большинстве случаев организовываются муниципалитетами. Данная система действует через перераспределение (например, бюджет или социально-страховые фонды), и доля социальных расходов очень высока. Эта модель в той или иной мере воплощается в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.
Швеция: шведская модель.
Термин «шведская модель» появился в конце 60-х годов в связи с приобретением Швецией статуса государства, одного из самых развитых в социально-экономическом отношении. Именно в Швеции возникли и получили развитие понятия “политика полной занятости”, “солидарная система зарплат”. Основными целями шведской социальной политики являются полная занятость и выравнивание доходов. [3] Осуществление целей идет через преднамеренное перераспределение доходов, прежде всего через налоговую и трансфертную политику, для чего были созданы специальные государственные и негосударственные институты. Универсальность модели выражается во всеобщности и общедоступности социальной защиты, которая распространяется на все население. Оказываемая помощь обеспечивает социальную защиту населения на уровне нормального жизненного стандарта. [4]
Социальное обеспечение находится на высоком уровне и предусматривает выплату пособий по безработице, детские пособия и ряд других. Пособия по безработице позволяют сохранить достойный уровень жизни в случае потери работы, а сокращение расходов на выплаты по безработице достигается за счет развитой системы служб трудоустройства. Дети, независимо от доходов родителей, получают ежемесячное пособие, которое выплачивается до 18 лет. Дополнительные пособия получают семьи с тремя и более детьми. В дополнение к услугам социального обеспечения действуют негосударственные организации, выполняющие различные виды социальной работы, например, защиту прав инвалидов.
Социальные услуги.
Образование в Швеции охватывает все население и обеспечивает практически полную грамотность. Бесплатным является среднее и высшее образование, а также программы переквалификации и ряд других образовательных программ. Разнообразие форм обучения взрослого населения дает возможность непрерывного образования на протяжении всей жизни. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров при общедоступности образования значительно снижают уровень безработицы и отражают политику полной занятости населения. В самом законодательстве Швеции закреплено предоставление оплачиваемого учебного отпуска. Швеция вообще тратит на образование больше ВНП, чем любая другая страна, и занимает одно из ведущих мест по уровню грамотности. Расходы на образование окупаются, так как способствуют развитию поведенческой гибкости людей, их мобильности в меняющейся ситуации на рынке труда. Здравоохранение в Швеции доступно для всех граждан посредством всеобщего социального страхования независимо от доходов и уплачиваемых налогов.
На сегодняшний день социальная модель в Швеции требует серьезного пересмотра в сторону либеральных реформ. К этому обязывает членство в ЕС, которое требует согласия с его основополагающими неолиберальными принципами и стандартами социального регулирования. Возникает вопрос о слишком высоких социальных издержках в Швеции по сравнению с другими членами ЕС, где расходы на социальную защиту значительно ниже. В целом ситуацию в области социальной защиты продолжают определять принципы солидарности и социальной справедливости. [5]

Континентальная модель

В этой модели государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий получателям, то есть за социальное обеспечение, но не организует социальные услуги. Здесь бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, и основными каналами перераспределения являются как государственные, так и частные (но находящиеся под контролем государства) социально-страховые фонды. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.

Германия: немецкая модель социального рыночного хозяйства.
Понятие “социальное рыночное хозяйство” было введено в 1946 г. Альфредом Мюллером-Армаком для определения парадигмы экономической политики, сочетающей принципы “рыночной свободы” и “социального выравнивания”. Целью такой социальной политики является создание условий для активной самореализации каждого члена общества в экономической сфере. Для этого требуются общие институциональные условия, которые регулируют хозяйственную деятельность индивидуумов. На первый план выходит не перераспределение дохода через бюджет и бесплатные социальные услуги как в шведской модели, а создание благоприятных экономических условий для трудоактивного населения, на которое и сориентированы основные меры социальной защиты. [6]
Социальное обеспечение.

В Германии действует 4 вида социального страхования: пенсионное, медицинское, от безработицы и от несчастных случаев. Социальное страхование финансируется совместно работодателями, а также наемными работниками и дифференцируется по видам деятельности. Принцип страхования означает право на получение услуг теми, кто делает взносы в соответствующие фонды. Уплата взноса дает право на соответствующую услугу независимо от действительной потребности в ней. Система социального обеспечения включает также государственные средства, отпускаемые в виде пособий на детей (единовременные выплаты при рождении ребенка, дотации малообеспеченным и многодетным семьям), помощь беженцам, пособия для получения образования, помощь молодежи, пособия на лечение, пенсионные субсидии, помощь жертвам войны, инвалидам, а также социальную помощь малообеспеченным гражданам.

Социальные услуги.

В системе здравоохранения действует система обязательного медицинского страхования, в результате 90% населения охвачено обязательным страхованием, 8% – частным и за 2% неимущих граждан платит государство. В системе образования главным является принцип “академической свободы”, т. е. в образовательное учреждение может поступить любой желающий, если он удовлетворяет всем условиям допуска. Среднее и высшее образование является бесплатным.
Германия в конце 1990-х гг. достигла определенного пика развития своей социально-ориентированной экономики, которая теперь, как и шведская модель, нуждается в серьезной модернизации. Политику социального рыночного хозяйства Германии усложняет проблема, связанная со структурными преобразованиями в Восточных землях, где продолжается закрытие неконкурентоспособных производств, идет рост безработицы и социальной напряженности. На ближайшие годы в Германии намечена окончательная интеграция новых федеральных земель в экономическую систему единой Германии, снижение безработицы и проведение пенсионной реформы, где наряду с государственным социальным страхованием будет развиваться частная система страхования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.202 (0.018 с.)