Древняя Ассирия : природные условия, население, источники, периодизация истории. История в Староассирийский период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древняя Ассирия : природные условия, население, источники, периодизация истории. История в Староассирийский период



Староассирийский период

Ухудшение климата на Аравийском полуострове во второй половине 3-го тысячелетия до нашей эры вызвало переселение оттуда семитских племён к среднему течению Евфрата и далее на север и восток. Северной группой этих семитских переселенцев были ассирийцы, тесно связанные по происхождению и языку с племенами, расселившимися на той части Месопотамии, где Евфрат приближается к Тигру и получивших название аккадцев. Ассирийцы говорили на северном диалекте аккадского языка.

Первый город, построенный ассирийцами (вероятно, на месте субарейского поселения) — они назвали Ашшур, по имени своего верховного бога Ашшура. Города, впоследствии составившие ядро ассирийского государства (Ниневия, Ашшур, Арбела и др.), до XV века до н. э.. Сначала Ашшур был центром сравнительно небольшого, номового, преимущественно торгового государства, в котором ведущую роль играли купцы. Ассирийское государство до 16 в до н. э. называлось «алум Ашшур», то есть народ или община Ашшур. Используя близость своего города к важнейшим торговым путям, купцы и ростовщики Ашшура проникли в Малую Азию, и основали там свои торговые колонии, важнейшей из которых является город Каниш.

С III тыс. до н. э. — номовое государство Ашшур на среднем Тигре

В XXI в до н. э. — входил в державу III династии Ура

Около 1970 г. до н. э. — власть переходит к коренным ашшурцам

Около 1720 г. до н. э. — правитель из рода аморейского вождя Шамши-Адада восстанавливает независимость

Собственно Ассирия занимала небольшую территорию вдоль верхнего течения Тигра, которая тянулась от нижнего течения Заба на юге до гор Загра на востоке и до гор Масиос на северо-западе. К западу от Ассирии открывалась обширная сирийско-месопотамская степь, пересечённая в северной части горами Сингара. На севере территория Ассирии незаметно переходила в армянское нагорье. Степи и горы, окружающие Ассирию, были покрыты скудной растительностью. Население здесь с давних времён занималось главным образом скотоводством. Долина Верхнего Заба удобна для земледелия, так как эта река несёт весной много воды после таяния горных снегов. Долина Тигра хорошо орошалась периодическими разливами великой реки. Однако, стеснённая с востока горами, она сравнительно невелика. Площадь пахотных земель древней Ассирии не превышала 12 тыс. кв. км.

 

По своему климату и по условиям естественного орошения Ассирия несколько отличалась от средней и южной части Месопотамии. Осенью шли дожди или, по образному выражению древней надписи, «открываются врата (небесного. — В. А.) океана». Зима держалась недолго, но в декабре и в январе земля нередко покрывалась снегом и температура доходила до 14° ниже нуля. Ранней весной долина и степь быстро покрывались травой, но жаркое солнце уже в начале лета быстро сжигало всю растительность. Хлеб снимали в июле, а в августе жара становилась нестерпимой. Даже в садах «сохли сочные растения». Осенью, в сентябре — октябре, поспевали финики. Особенное значение для земледельческого хозяйства имели дожди. Поэтому ассирийцы говорили, что «их глаза устремлены на дождь, небесный поток» и что «когда в стране падает дождь, то будет хороший урожай». Бог Рамман считался небесным владыкой, который посылает на землю дожди; в ассирийских законах упоминаются «воды бога Адада (т. е. дождь. — В. А.)». Периодические разливы Тигра давали возможность построить сеть каналов и использовать воду наводнения. Склоны гор в достаточной степени орошались водами горных потоков, ручьёв и рек, стекавших главным образом с Иранского плоскогорья.

 

Горы были в некоторых местах покрыты лесом и изобиловали дичью. Здесь с древних времён люди находили различные сорта камня и металлическую руду, необходимые им для развития ремёсел. Долина верхнего Тигра в торговом отношении занимала выгодное положение, так как отсюда шли торговые дороги во все стороны: на юг по Тигру к Персидскому заливу, на восток по долинам рек на Иранское плоскогорье, на север через горные проходы в район трёх великих озёр — Севана, Вана и Урмии — и в области Закавказья, на северо-запад по Тигру к границам Сирии и Малой Азии, откуда открывалась дорога на запад к торговым городам сиро-финикийского побережья.

 

Население

 

С очень древних времён, возможно с V–IV тысячелетий до н. э., на территории Ассирии жили субарейские племена, искони населявшие северную часть Передней Азии. Эти племена по своему языку, внешнему облику, культурному уровню и историческим судьбам были очень близки хурритам, населявшим северо-западную часть Месопотамии и северную Сирию, урартам Закавказья и горным племенам, жившим к востоку от Тигра. Однако эти субарейские племена к началу II тысячелетия до н. э. уже отчасти смешались с семитскими племенами, которые были близки к семитам Аккада и аморитам, населявшим сирийско-месопотамскую степь и Сирию. Затем, в эпоху образования Ассирийского государства, субарейские племена растворились среди семитов. Господствующим языком в Ассирии был ассирийский язык, входящий в группу семитских языков.

 

Источники

 

Античные авторы сохранили в своих трудах ряд разрозненных, часто недостоверных, но порой всё же существенных сведений по истории Ассирии. Уже в IX–VIII вв. до н. э. в греческой литературе появляются не только упоминания об Ассирии, но даже описания отдельных событий из истории Ассирии. Так, Аристотель сообщает, что существовал особый эпос Гесиода, в котором рассказывалось о разрушении ассирийской столицы Ниневии. Легенды о возникновении Ассирийского государства и об его крушении особенно прочно вошли в античную историографию. Ценные сведения об Ассирии даёт Диодор, который использовал данные Ктесия Книдского и Геродота, подвергнув их некоторой критической переработке.

 

Большой материал для изучения истории Ассирии дали раскопки крупнейших городов Ассирии Ашшура, Калаха, Ниневии и Дур-Шаррукина, где были обнаружены многочисленные развалины дворцов и храмов, разнообразные памятники архитектуры, предметы быта, памятники религиозного культа и, что особенно важно, огромное количество надписей. За последнее время были произведены раскопки в местах древнейших поселений субарейцев и ассирийцев. Особенно интересные и очень древние предметы и надписи были найдены в Арпачия, около Ниневии, несколько восточнее в Тепе-Гавра и, наконец, к востоку от нижнего Заба в Аррафа (Керкук). Древнейшие памятники, в частности керамика, покрытая геометрическим и стилизованным орнаментом, найденная в Арпачия, относятся приблизительно к тому жо времени, к которому относятся древнейшие шумерийскио памятники из эль-Обеида и древнемитаннийские, раскопанные в Тель-Халафе. Все эти предметы позволяют установить одну и ту же стадию в развитии материальной культуры, в эпоху первого появления металлов и разложения родового строя, но до появления государства.

 

Наибольшую ценность для изучения истории Ассирии представляют письменные источники, найденные на территории Ассирии и в соседних странах. Яркий свет на древнейшую историю Ассирии проливают документы, найденные в Кюль-Тепе, в Каппадокии, очевидно, происходящие из архивов торговых колоний, основанных ассирийцами в восточных областях Малой Азии, заселённых уже с конца III тысячелетия до н. э. хеттскими племенами. В этих документах упоминаются чисто ассирийские имена и встречаются типично ассирийские датировки.

 

Единственным крупным юридическим документом среди ассирийских надписей являются так называемые «Ассирийские законы» или, вернее, часть судебного сборника, в котором из 79 статей 51 статья касается семейного права. Этот сборник был составлен приблизительно в середине II тысячелетия до н. э. (в XV–XIII вв. до н. э.). Текст его был найден в развалинах древней столицы Ассирии — города Ашшура. Законы являются существенным источником по истории Ассирии и проливают некоторый свет на хозяйственный и общественный строй древних ассирийцев. Для более позднего времени большой интерес представляют царские надписи, летописи, перечни чиновников «лимму», по именам которых обозначались годы, историко-дипломатические документы, как, например, историческая справка, составленная по поводу договора, заключённого между Ассирией и Вавилоном при ассирийском царе Адад-нирари, наконец, очень ценная административная переписка ассирийских царей с местными чиновниками, относящаяся главным образом к последним векам существования Ассирийского государства. Огромное количество самых различных надписей, найденных в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала, свидетельствует о довольно значительном уровне развития ассирийской культуры.

 

Древнейший период истории Ассирии

 

Раскопки, произведённые в Арпачия, позволяют установить уровень развития хозяйства и всей культуры субарейских племён, которые с древнейших времён населяли северную Месопотамию. Некоторые из этих племён уже вели оседлый земледельческий образ жизни. Они сеяли эммер, один из древнейших хлебных злаков, известных народам Передней Азии. Были приручены важнейшие домашние животные. Появляются и развиваются различные ремёсла: керамика, изготовление тканей и металлургия. Некоторые сведения мы имеем и о религиозных верованиях этих древних племён. Субарейцы обоготворяли явления природы и верили в загробную жизнь. Это подтверждают найденные скорченные погребения с могильным инвентарём: сосудами, каменными и костяными орудиями.

 

Храм богам Ану и Адад в городе Ашшуре. Реконструкция

 

Названия субарейских племён и страны Субарту встречаются в шумеро-аккадских и вавилонских надписях, в частности в важных документах, найденных в Мари. Ещё Саргон Древний, царь Аккада, воевал со страной Субарту. Документы, найденные в развалинах царского дворца в Мари, указывают, что вавилонский царь Хаммурапи, ведя борьбу с этими северными горными племенами Субари, вынужден был заключить против них военный союз с Зимрилимом, царём Мари. Государство Мари, так же как и Вавилон, стремилось укрепить своё экономическое и политическое влияние в Субарту. Зимрилим получает из северной Месопотамии много писем от подчинённых ему князей. Он получает оттуда дань, жертвы для богов и храмов Мари и называет себя «царем Верхней Страны». Очевидно, и Вавилон и Мари в равной степени были заинтересованы в укреплении всякого рода связей со страной Субарту. На очень широкое распространение субарейцев и значительное развитие субарейской культуры указывает целый ряд фактов. На обширной территории от северного течения Тигра вплоть до Ниппура были найдены документы, содержащие субарейские имена. К востоку от Титра, около Керкука, были также найдены аккадские надписи с субарейскими именами. Раскопки обнаружили здесь остатки субарейского поселения; субарейское влияние проникало даже на запад, вплоть до Сирии. Древнейшие ассирийские цари были тесно связаны с коренным субарейским населением страны. Некоторые из них носили субарейские имена, как, например, Ушпия и Кикия. В равной мере в древнейшей Ассирии чувствуется и некоторое митаннийское влияние. Так, в Самарре на реке Тигре была найдена медная табличка с митаннийским именем царя Арисена, который в III тысячелетии до н. э. правил в Уркише и в Наваре. Надпись содержит посвящение в честь бога Кергала.

В Ассирию с древних времён проникало сильное культурное влияние из Шумера. Так, во время раскопок древнего ассирийского города Ашшура под святилищем богини Иштар были обнаружены развалины более древнего храма, а под фундаментом этого храма был найден слой обломков, содержащий памятники типично шумерийской скульптуры. Ассирийское искусство в течение долгого времени было под сильным влиянием шумерийского искусства. Города южной части Ассирии находились в особенно сильной культурной зависимости от древнего Шумера. Правители этих городов носили обычно жреческий титул подобно шумерийским патэси. Ассирийские цари и впоследствии сохраняли эти жреческие титулы.

56. Первое государственное образование в Китае Шан (Инь)

На основании изучения всех видов источников вырисовывается картина сложной социальной структуры древнекитайского общества.

О далеко зашедшем социальном расслоении общества в XIV—XI вв. до н. э. и формировании классовых отношений свидетельствуют иньские погребения. Можно выделить по крайней мере четыре категории погребений: четко различаемые по внешним признакам: размерам, характеру и количеству инвентаря и т. п.

Первую категорию составляют наиболее крупные гробницы, раскопанные в районе Аньяна. В центральной погребальной камере площадью 400—500 кв. м и глубиной 10 и более метров помещался внешний гроб, в котором был заключен еще один — внутренний. В могилу вместе с усопшим клали бронзовые ритуальные сосуды, украшения из золота и яшмы, оружие, музыкальные инструменты, сосуды из белой каолиновой глины. Встречаются в гробницах и повозки, запряженные лошадьми. В погребениях этой категории всегда находят костные останки людей, скорее всего слуг или придворных, которых погребали насильственно вместе с усопшим.

Вторую категорию составляют погребения размером в среднем 20—25 кв. м при глубине 5—7 м. Здесь обычно нет человеческих сопогребений, однако инвентарь достаточно богат и разнообразен: бронзовые сосуды, яшмовые украшения, оружие. Третью категорию составляют захоронения в грунтовых ямах, едва вмещающих тело покойного. В инвентаре, как правило, встречаются грубые глиняные сосуды, иногда.орудия труда. Наконец, к четвертой категории относятся погребения под фундаментами зданий или вокруг больших захоронений. По характеру скелетов и их расположению можно судить о том, что в могилах этой категории погребались люди, умершие насильственной смертью: обезглавленные или засыпанные заживо.

Могилы первой категории, очевидно, принадлежали иньским правителям или их ближайшим родственникам. Имеющие много общего с царскими могилами шумерского Ура, эти гробницы ярко характеризуют противопоставление правителей основной массе населения. Богатые погребения второй категории — это могилы представителей господствующего слоя иньского общества, которые по своему имущественному положению, знатности и социальному весу занимают особое место в общественной структуре. Скромные по размерам и инвентарю погребения принадлежат свободным общинникам. Что же касается погребений последней, четвертой категории, то в них хоронили людей, не имевших равных прав даже с простолюдинами, подневольных работников, слуг или рабов.

Согласно представлениям, господствующим в Древнем.Китае, «главные дела в государстве — это жертвоприношения и войны». И то и другое нашло достаточно подробное отражение в текстах иньских надписей на гадательных костях.

Одним из наиболее важных результатов любого военного похода был захват пленных. Победоносный полководец возвращался в Великий Город Шан, ведя за собой толпу пленников. Специальный гадатель обычно задавал божеству целую серию вопросов, связанных с дальнейшей судьбой захваченных в плен. Его интересовало, какое количество пленных, когда, каким способом и какому из усопших предков правителя следует принести в жертву. Во время религиозных церемоний в честь того или иного предка могли одновременно принести в жертву до нескольких сотен пленных. Существовало много различных способов принесения в жертву — отрубание головы, утопление, сжигание на костре и пр. Это явление сравнительно широко было распространено в архаических раннеклассовых обществах, не научившихся в полной мере ценить рабский труд и опасавшихся оставлять в живых военнопленных — мужчий. Длительное изучение гадательных текстов показало, что в них нет каких-либо специфических терминов, применявшихся для обозначения рабов.

Представления иньцев об окружающем мире и его населении носили отчетливо выраженный этноцентрический характер. Они считали, что в центре Поднебесной находится Великий Город Шан — резиденция правителя. Вокруг него простираются территории, входящие в состав Иньского государства. Они различаются по странам света: западные земли, южные земли и т. д. За пределами земель живут племена, не признающие власти иньского правителя и поэтому враждебные ему. Однако четкой границы между землями и племенами фактически не существовало. Любое племя, выступившее на стороне правителя Инь, автоматически становилось частью соответствующих земель, и наоборот. Иньское государство не имело какой-либо иной системы территориального деления, кроме родопле-менного. Оно возникло скорее всего как союз племен, одно из которых возвысилось над остальными и подчинило их своему влиянию.

Политическое единство иньцев олицетворялось правителем — ваном. Отчетливо выступает тенденция к утверждению единоличной власти государя. Говоря о себе, иньские ваны употребляли торжественную формулу: «Я—единственный среди людей*. Власть вана находила выражение в его праве отдавать приказы любому человеку, находившемуся на его землях. Часто ван лично возглавлял карательные походы против враждебных племен. Если же племя признавало власть вана, он жаловал его вождю титул, указывавший на то, что данное племя становилось членом иньской коалиции. Отныне оно могло рассчитывать на покровительство и защиту со стороны вана, который должен был заботиться обо всех своих подчиненных. Вождь племени, получивший от вана титул, обязан был регулярно являться в Великий Город Шан, присылать туда дань, а в случае необходимости предоставлять в распоряжение правителя свои ополчения. Если их территория подвергалась нападению, подчиненные вожди немедленно сообщали об этом вану. Ван был одновременно и верховным жрецом. Только он мог по трещинам на гадательной кости определять волю божества.

Наибольшего могущества Иньское государство достигло при ване У Дине, правившем во второй половине XIII в. до н. э. При нем в Великом Городе Шан были построены новые дворцы и храмы. У Дин значительно расширил территорию Инь. В памяти потомков он остался могущественным завоевателем.

После смерти У Дина дом Инь пришел в упадок. Последний правитель Инь рисуется в письменных источниках как безнравственный тиран, который «распутствовал и безобразничал, не зная удержу». Эти сообщения скорее всего представляют собой попытку обосновать и исторически оправдать события, относящиеся к последней трети XI в. до н. э. и вошедшие в историографию как «чжоуское завоевание».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.017 с.)