Кушанская империя. Империя гунтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кушанская империя. Империя гунтов



Кушанская держава

 

Политическая история. На развалинах греко-бактрийского царства постепенно складывается одно из крупнейших политических объединений древнего мира—Кушанская держава. В пору своего расцвета она занимала огромную территорию от границ ханьского Китая до парфянских владений в Восточном Иране. Кушанская цивилизация оставила заметный след в истории мировой культуры, соединив достижения многих народов. Однако история этой мировой державы плохо известна и лишь в последние годы стала привлекать пристальное внимание исследователей.

Основным ядром Кушанского государства первоначально была территория Бакт-рии. Здесь после падения Греко-Бактрии существовали мелкие политические образования, в том числе владения, подчинявшиеся вождям кочевых племен, уничтоживших власть греко-бактрийских царей. Эти вчерашние кочевники довольно скоро восприняли традиции оседлой культуры. Гробницы представителей знати открыты советскими археологами на поселении Тил-ля-тепе в Северном Афганистане. Среди найденных здесь многочисленных изделий из золота и серебра были предметы, связанные с миром степей, и вещи, несущие явный отпечаток художественной культуры Греко-Бактрии.

В 1 в. до н. э. на территории Бактрии повсеместно проводятся новые каналы, создаются целые земледельческие оазисы, строятся города, продолжающие градостроительные" принципы греко-бактрийского периода. Вскоре один из правителей по имени Герай помещает на монетах свое изображение в виде вооруженного всадника, символизирующего тесную связь с кочевым миром. Еще более интересно этническое название этого правителя — он именует себя кушанцем. Дальнейший рост этого небольшого владения Герая привел в конечном итоге к созданию огромной Кушанской державы.

Ее основателем был Кадфиз I, который подчинил четыре небольших княжества кочевых племен, располагавшихся на территории Бактрии, а затем и владения мелких греческих династов. В результате вся Бактрия оказалась объединенной под властью нового правителя, который принимает пышный титул «царя царей». Эти события приходятся предположительно на I в. н. э. Новая держава направила свои устремления по традиционным путям на юг. за перевалы Гиндукуша, где Кадфизу I удалось утвердиться в ряде областей. Выпуск монет с индийскими надписями свидетельствует о том, что в состав его владений вошло и индийское население. При Кад-физе I центр Кушанского государства сос-ставляла Бактрия, а столицей скорее всего был город Бактры.

Дальнейшее расширение кушанских границ произошло при сыне и преемнике основателя государства — Кадфизе II. Он присоединил к Кушанской державе значительную часть Северо-Западной Индии, возможно, вплоть до Варанаси. В результате Кушанская империя стала одной из крупнейших мировых держав, охватывающей значительную часть Средней Азии, территорию современного Афганистана, большую часть Пакистана и север Индии. На монетах Кадфиза II чаще всего встречается изображение индуистского бога Шивы с быком. Декларируя свою склонность к индуизму, царь тем самым стремился укрепить авторитет кушанской династии среди новых подданных.

Наибольшую известность из числа кушанских правителей получил Канишка, но по вопросу о времени его правления существуют значительные расхождения среди исследователей. Скорее всего, оно относится к первой трети II в. н. э. При нем произошло определенное смешение главного центра Кушанской державы в сторону индийских владений. Столицей был город Пурушапура, современный Пешавар. Более всего Канишка известен как покровитель буддизма. Однако в покровительстве популярной религии скорее всего следует видеть трезвый расчет опытного политика. На монетах Канишки действительно имеются изображения Будды, но они сравнительно редки. Зато в изобилии встречаются изображения самых различных божеств—здесь а греческие Гелиос и Гефест, и индоиран-тме Митра и Вертрагна и многие другие,

Поскольку границы кушанских владений на западе непосредственно соприкасались: Парфией, а на востоке — с ханьским Китаем, нередко имели место военные столкновения. Особенно упорной была борьба в Восточном Туркестане в конце I—начале II в. н. э., где кушанской армии.далось в конечном счете остановить хань-;:<ую экспансию. В III в. н. э. кушаны потерпели поражение в столкновении с Са-.ганидским государством, пришедшим на;мену Парфии. Некоторое возрождение кушан отмечается в IV в., но они уже не достигли былой славы.

Экономика, общество и государственное управление. Кушаны унаследовали развитое;ельское хозяйство Бактрии, основанное на поливном земледелии, что благоприятствовало высокой плотности населения, значительная часть которого проживала в городских центрах. Среди городов отчетливо выделяются два типа: города, издревле и постепенно формировавшиеся как крупные центры, и города, построенные под эгидой центральной власти по канонам, сложившимся еще в греко-бактрийский период. Значительное число городов второго типа лучше всего показывает, что при ку-;ланах продолжалась активная градостроительная политика.

Большие и малые кушанские города, как ранее существовавшие, так и вновь построенные, образовывали целую систему, связанную дорогами и караванными путями. Объединявшая их развитая внутренняя и внешняя торговля составляла характерную черту Кушанского государства. На одном из первых мест стояли торговые связи с западными странами — с Римской империей и прежде всего с ее восточными провинциями. Торговля велась как по суше, так и по морю — через западные порты Индостана. Сухопутная дорога шла на север, в Бактрию, и далее в Китай. В портовых городах западные купцы встречались с местными торговцами, а нередко и последние предпринимали путешествия на далекий Запад, достигая, например, Александрии Египетской, важнейшего торгового порта в Средиземном море.

Товары, двигавшиеся по этим торговым путям, были многочисленны и разнообразны. В Рим направлялись пряности, благовония, драгоценные камни, слоновая кость, сахар. Особенно большое значение имела торговля рисом и хлопчатобумажными изделиями. Транзитом из Китая шли шелк, кожи и другие изделия. Из Рима доставлялись ткани и одежды, рассчитанные на местные вкусы, изделия из стекла и драгоценных металлов, статуи и различные вина. В большом количестве ввозилась золотая и серебряная римская монета, клады которой довольно часто встречаются на территории Кушанской державы. Римское золото использовалось кушанами для чеканки собственных монет.

Не меньшее значение имел внутренний товарообмен в государстве кушан. Городские центры снабжали прилегающую округу высококачественными произведениями ремесел. Внутренняя торговля вела к развитию денежного обращения, хорошо прослеживаемого по находкам кушанских монет. Наряду с золотом кушанские правители в огромных количествах выпускали мелкую медную монету, предназначенную для розничной торговли. Кушанское правительство получало немалые доходы в результате взимания таможенных пошлин с привозимых товаров. Имеются сведения о том, что царь считался владыкой гаваней, рудников и таможен. При раскопках дворца наместника в городе Беграме была обнаружена сокровищница, заполненная вещами из Рима, Индии и Китая, которые скорее всего попали сюда в качестве пошлины с проходивших караванов.

Кушанская держава представляла собой, во всяком случае в пору расцвета, централизованное государство во главе с «царем царей», личность которого иногда обожествлялась. Кушанские правители стремились создать особый династийньп! культ, посвягдая ему специальные храмы. Глава государства опирался на разветвленный административный аппарат, в котором существовало множество рангов и градаций. Известны титулы великих сатрапов, простс сатрапов, наместников, «начальников границ» и некоторые другие. С ослаблением центральной власти, особенно при неудачах во внешних столкновениях, роль и значение правителей отдельных, прежде всего богатых, областей возрастали, что в конечном итоге повлияло на распад единой державы. Городами, возможно, также управляли царские наместники.

Наиболее сложен вопрос о социальной структуре Кушанской державы. Основной производственной единицей в сельском хозяйстве являлась сельская община налогоплательщиков. Вместе с тем здесь существовали и крупные централизованные хозяйства, принадлежавшие храмам и крупным собственникам. Можно предполагать, что в этих хозяйствах значительную роль играл труд рабов. Скорее всего формы эксплуатации в кушанском обществе были весьма разнообразны, включая различные варианты рабского и полурабского состояния.

Кушанская культура. Длительный период относительного мира и благополучия, расцвет городов, интенсивные связи с основными центрами древнего мира привели к необычайному расцвету культуры кушанской эпохи. Ее характерной чертой является тесная связь с городами и распространение урбанизированной культуры в сельской местности. Раскопки сельских поселений кушанского времени в Бактрии показывают, что они уступают городам лишь размерами и отсутствием ремесленных производств и монументальной архитектуры. Весьма показательно распространение буддизма, который именно при кушанах широких масштабах проникает в Бактрию

в некоторые другие области Средней

Азии. Это объясняется не только тем

докровительством, которое, как свидетель

ствует традиция, кушанские цари оказыва

ли буддизму. Возросшая его популярность

связана с ролью буддизма как идеологии,

близкой и понятной в первую очередь го

родскому населению, численность которого

в Кушанском государстве была весьма

зелика. Буддизм выработал новый взгляд

на личность, проповедовал равенство людей,

по крайней мере в духовной области.

Утвердившийся при Канишке вариант буд

дизма значительно упростил «путь к спа

сению», иногда ограничивая его простыми

дарами, совершаемыми подносителями.

Все это способствовало превращению буд

дизма в подлинно массовую религию, по

пулярную как у рядовых горожан, так и

з среде городской верхушки.

Вместе с тем увлечение буддизмом не'привело к вытеснению местных народных культов и зороастризма. Продолжали сооружаться монументальные храмы огня и небольшие домашние святилища, в которых центральное место занимал алтарь для возжигания священного пламени. Исключительной популярностью пользовались терракотовые фигурки духов-покровителей, в основном в образе женщин. Довольно много терракотовых изображений всадников на конях в полной упряжи — всадники были важнейшей частью кушанского войска.

В кушанской архитектуре, скульптуре и живописи определенное отражение и преломление нашли три художественные традиции. Прежде всего это весьма древние традиции бактрийской культуры с ее большими достижениями в области монументальной архитектуры. Вторым важнейшим компонентом было греческое искусство глубокие корни которого в Бактрии определялись как значительным числом греко-македонских колонистов, так и проникновением эллинистических традиций в местную среду. Наконец, третьим компонентом было искусство Индии, пришедшее с распространением буддизма, который принес готовые архитектурные решения культовых сооружений и определенные художественные традиции и эстетические концепции. В кушанской архитектуре внешняя монументальная парадность дворцовых и храмовых комплексов сочеталась с пышностью внутреннего убранства. Живописные и скульптурные композиции последователь-но и с большой детализацией развертывали на стенах храмов и дворцов религиозные сцены и групповые портреты членов царской семьи в окружении воинов и слуг. Именно такая скульптурная группа была открыта при раскопках раннекушанского дворца на городище Халчаян в Северной Бактрии. Стремление к передаче индивидуальных черт, в какой-то мере к психологическим характеристикам было особенно заметно на ранних этапах кушанского искусства. Позднее "официальные изображения кушанских владык в соответствии с требованиями династийного культа приобретают черты застывшей отрешенности, а воспроизведения буддийских персонажей несут неизменный штамп утонченного типа красоты. Наоборот, в изображениях лиц, сопровождающих официальных персон, виден тот жизненный реализм и индивидуальные черты, которые связаны с греческой традицией. Несомненно, развитие городов, торговли, а значит, в какой-то мере творческой инициативы способствовало утверждению этих черт кушанского искусства. Империя Гупт

 

В начале IV в. Индия представляла собой массу мелких и мельчайших государств, различных по формам правления и уровню развития. В обстановке, свободной от внешней угрозы (вследствие войн Кушан с Сасанидами, а Сасанидов еще и с Римом), в Индии постепенно создаются предпосылки для возникновения нового государства общеиндийского масштаба. Наиболее развитая в экономическом и культурном отношении область Магадха, как и в IV в. до н. э., во времена Нандов и Маурьев, стала ядром новой империи во главе с династией Гупт. Основателем династии явился один из местных царьков, Гупта (III в.), по имени которого и называется вся династия. Но только при его внуке Чандрагупте I (320—335) государство Гупт становится политической силой. По-видимому, Чандрагупта I добился этого не только военными средствами; во всяком случае, источники как самое важное событие его царствования отмечают заключение им союза с весьма влиятельным племенем личчхавов (в северной части современного штата Бихар), скрепленного его браком со знатной кшатрийкой этого племени. С каким-то важным событием Царствования Чандрагупты I (может быть, с его воцарением) связано установление «эры Гупт» (319-20 г.), от которой ведется отсчет лет во многих древнеиндийских надписях. Если Чандрагупта I заложил фундамент новой империи, то его сын Самудрагупта (335—380) возвел само здание. В то время главным средством этого была война, и именно его Самудрагупта использовал. В одной из надписей рассказывается, что он участвовал в ста сражениях и тело его покрыто шрамами. В результате пятнадцати лет жестоких завоевательных войн государство Гупт превратилось в самую мощную политическую силу тогдашней Индии. Его основной частью была долина Ганга; прежние царские династии, правившие здесь, были истреблены или изгнаны, а их владения включены в состав империи в качестве провинций, управлявшихся непосредственно гуптской администрацией. Империю окружали государства, находившиеся в разной степени зависимости от Гупт. На. севере это был Непал, на северо-востоке—Камарупа (в совр. Ассаме), на юге—«лесные царства» (территории племен, населявших глухие районы верховьев рек Нармады, Сона и Маханади). В глубь Южной Индии (вплоть до г. Канчи, недалеко от совр. Мадраса) Самудрагупта совершил победоносный поход, но, по-видимому, ограничился взиманием единовременной дани, а крупных территориальных приобретений здесь не сделал. К западу и северо-западу от долины Ганга находились зависимые республики; но, по-видимому, они были вскоре полностью поглощены, потому что к концу IV в. об их государственном существовании данных нет. Вне пределов власти Самудрагупты, хотя и в сфере его политического влияния, оставались территории современных Гуджарата, Западного Пенджаба, заиндские территории и Кашмир. Период расцвета империи совпадает с царствованием Чандрагупты II Викрамадитьи (380—415). Важнейшим внешнеполитическим успехом Чандрагупты II было разрушение государства Западных кшатрапов (это произошло после длительной борьбы). В результате в империю вошли новые богатые территории, открылся прямой выход к Аравийскому морю и возникла возможность установления непосредственных связей со странами Ближнего Востока. Все это дало дополнительный толчок развитию торговли, ремесла и культуры. При Чандрагупте II государство достигло максимальных пределов, внутреннее положение было прочным, во всех областях экономики наблюдался подъем, а это способствовало развитию науки, литературы и искусств. Период IV—V вв. часто именуется в исторической литературе «золотым веком Гупт», и это в первую очередь относится ко времени царствования Чандрагупты II. В исторической традиции он известен под почетным названием Викрамадитья («Солнце могущества»). Широкое покровительство его и других гуптских царей ученым и писателям привлекало к их дворам выдающихся культурных деятелей своего времени. Когда воцарился внук Чандрагупты Скандагупта (455 г.), ему пришлось отражать вторжение «белых» гуннов-эфталитов. Богатая Индия всегда привлекала к себе внимание иноземных завоевателей и на протяжении периода древности неоднократно подвергалась нападениям — персов, греко-македонцев, греко-бактрийцев, саков, парфян, кушан. Нашествие эфталитов превзошло их по размаху, кровопролитию, разрушениям и политическим последствиям. Первая их атака была Скандагуптой отражена, и столь решительно, что до начала VI в. новых крупных набегов на Индию из Средней Азии не было. Роль общеиндийского лидера Гупты смогли бы играть дальше только при условии сохранения внутренней прочности империи. Но после смерти Скандагупты (467 г.) начались династические распри и ослабление центральной власти. Поэтому, когда в начале VI в. натиск эфталитов на Индию возобновился, сопротивление им оказалось значительно менее эффективным. В течение примерно 30 лет продолжались войны с захватчиками; одно время им подчинялась вся Северная Индия и даже Гупты платили им дань. Но в конце концов, вследствие раздоров среди самих эфталитов, они были оттеснены на северо-запад. Даже конечный успех в борьбе с эфталитами не привел к укреплению внутриимперских связей. Продолжавшиеся две трети века войны потребовали огромного напряжения сил, вызвали разорение страны и массовую гибель населения. В окончательном изгнании чужеземцев из Индии были заинтересованы местные правители, и поэтому они оказывали Гуптам поддержку до полной победы, но затем империя начала быстро распадаться. Территория, на которую все еще распространялась власть Гупт, быстро уменьшалась, а в середине VI в. прекращаются упоминания о существовании даже самой династии. С этого времени карта Северной Индии опять стала представлять собой мозаику мелких и мельчайших государств, ни одно из которых не было способно играть роль политического гегемона.
51. Внешняя политика новоассирийских царей в VIIв. До н.э. Падение Ассирии.

Реформы Тиглатпаласара III и начало третьего возвышения Ассирии. В 746—745

гг. до н. э. в обстановке недовольства только что понесенным от Урарту поражением вспыхнуло восстание в Кальху, вследствие которого к власти при поддержке военной партии пришел новый царь Тиглатпаласар III, проведший серию важных реформ,' способствовавший укреплению государства. Одной из реформ была административная: разукрупнение наместничеств, подчинение их правителей, которые стали именоваться областеначальниками, контролю центральной власти и ограничение их функций. В обязанности облаете начальников входило обеспечить поступление в казну податей, выполнение повинностей населением области, поставку воинских кон-тингентов и командование ими. Однако управляемые ими территории стали гораздо меньше, чем прежде, их собственные владения были раздроблены, им запрещалось давать иммунитетные грамоты, освобождавшие от податей и повинностей в пользу государства, самостоятельно предпринимать военные походы.

Другая реформа Тиглатпаласара III была проведена в сфере военного дела и армии. Ранее Ассирия вела войны силами ополчения, формировавшегося по намест-ничествам из числа мужского населения страны, а также из вой нов-колонистов, получавших за службу участки, называемые «землей лука». Снабжение армии базировалось на принципе самоэкипировки. Теперь была создана постоянная армия — «царский полк»,— комплектовавшаяся на основе рекрутского набора и находившаяся на царском снабжении. Закреплено было деление по родам войск, введено единообразное вооружение, увеличено число легковооруженных пехотинцев. Численность армии возросла за счет средних и бедных слоев населения, заинтересованных в военных походах.

Ассирийская армия как орудие завоевательной политики. Ассирийская армия состояла из нескольких родов войск. Пехота среди них была самой большой по численности. Она делилась на тяжело- и легковооруженную. Тяжеловооруженные воины сражались копьями и мечами, легковооруженные были лучниками, пращниками и метателями дротиков.

Конница стала широко применяться, видимо, с IX в, до н. э. Она также делилась на тяжело- и легковооруженную. Особенно успешно конница использовалась в тех районах, где трудно было действовать пехоте и колесницам (в горах, степях, пустынях), ее бросали в бой, когда нужно было рассеять неприятеля или преследовать отступающего врага.

Ударную силу ассирийской армии составляли колесницы. В колесницу обычно впрягалась четверка (квадрига) коней, иногда два коня, а третий, запасной, привязывался сбоку. В колеснице могли находиться двое: возничий и лучник, но мог быть экипаж и из четырех человек, если к ним присоединялись еще два щитоносца. Колесничие принадлежали к наиболее обеспеченным слоям населения и составляли привилегированную часть войска. В ассирийской армии было организовано взаимодействие всех родов войск. Такие роды войск, как колесницы, тяжеловооруженная пехота и кавалерия, были представлены в ней гораздо шире, чем в армиях других государств.

Армия была хорошо вооружена и оснащена. Оборонительное вооружение изготовлялось из бронзы, наступательное — из железа. В бою воинов прикрывали щиты различных форм и размеров, изготовлявшиеся из дерева, плетеного тростника, кожи, металла. Шлемы делались из бронзы и железа. Тело воина защищал панцирь: короткий или длинный, из тростника либо из кожаных ремней, снабженных металлическими бляхами. Лошадей иногда закрывали «броней» из войлока и кожи. Икры ног защищались тростниковыми поножами. Воины носили кожаные сандалии, но иногда они изображены и босыми.

При осаде городов и крепостей применяли военные машины, например тараны. Возводились насыпи до уровня крепостных стен, делались подкопы; предпринималось запруживание рек, отведение русла, разрушение плотин, следствием этого могло быть затопление города или, наоборот, возможность проникнуть в него по сухому руслу. Для укрытия войска от неожиданного нападения противника ассирийцы строили военный лагерь, окруженный валом и рвом, укрепленный стеной, оснащенный походными палатками. Они превосходно овладели искусством фортификации. Крупные ассирийские города были одновременно и сильнейшими крепостями, могущими выдержать и дерзкий штурм, и долгую осаду. Крепости обычно назывались в честь богов — покровителей войны (Ашшура, Иштар) или по имени царей, например Дур-Шаррукин («Крепость Саргана»), В состав ассирийских войск входили инженерные и вспомогательные части: саперы, оружейники, погонщики скота, обозники.

Проводя наступательную военную политику, ассирийцы заботились об устройстве дорог и мостов, по которым могли двигаться их войска. Дороги мостили камнем. Существовали сторожевые посты, путевые знаки, путеводители. Мосты сооружались из стволов деревьев, камня, кирпича, быстро наводились понтонные переправы.

Славились своей работой ассирийские оружейники. На многих рельефах царских дворцов изображены мастера, осматривающие и испытывающие луки, стрелы, копья. Вместительные арсеналы были построены во многих крепостях, там хранились вооружение для воинов, колесницы, грузовые повозки, упряжь животных.

Войско сопровождали писцы, которые вели запись трофеев и прочую переписку. В армии были и переводчики, знавшие языки стран «восхода и заката солнца». В состав войска входили жрецы и прорицатели, а также музыканты, игравшие на струнных, духовых и ударных инструментах, сопровождавшие отряды в походах, участвовавшие в релишозных церемониях и победных триумфах.

Имелся и флот, хотя он не играл значительной роли, ибо военные действия Ассирия вела в основном на суше, а страна находилась в глубине материка. Для ведения крупных военных действий на реке или море использовался обычно флот покоренных народов, и прежде всего лучших на Ближнем Востоке мореходов — финикийцев.

Важнейшей составной частью ассирийской армии был обширный разведывательный аппарат. На границах с соседними государствами, в каждой завоеванной стране ассирийцы имели своих шпионов и осведомителей. Без основательно собранной и тщательно проверенной информации о той или иной стране военные действия не начинались. Организация ассирийской разведки хорошо известна по сохранившимся в царском архиве Ниневии разведывательным донесениям о положении в Урарту времени правления Саргона II (конец VIII в. до н. э.). Руководил деятельностью разведки чаще всего царевич-престолонаследник. Налаженная разведка помогала Ассирии поддерживать навязанные ею «порядки» в завоеванных странах и своевременно подавлять возникающее там сопротивление.

В отличие от многих древневосточных государств Ассирия почти не использовала наемников. С достоверностью можно говорить лишь про полк киммерийцев при Асар-хаддоне (начало VII в. до н. э.). Но в ее армию включались лучшие военные силы, мастера-оружейник и, кораблестроители покоренных народов, использовалось их вооружение.

Во главе ассирийской армии стоял главнокомандующий, часто родом из царской семьи, военными действиями на местных фронтах руководили областеначальники. Армия делилась на отряды по 10, 50, 100, 1000 человек. Имелись знамена и штандарты, на которых изображались символы, связанные в основном с культом бога Ашшура — верховного бога и бога войны у ассирийцев. В армии и чиновничьем аппарате полагалось приносить присягу.

Судя по дошедшим данным, наибольшая численность ассирийской армии достигала огромной цифры в 120 000 человек. Это была одна из самых крупных и прекрасно организованных армий древнего мира.

Расцвет Ассирийской державы. Время третьего и самого блестящего возвышения Ассирии приходится на конец 40-х годов VIII в.— конец 40~х годов VII в. до н. э.

Располагая крупной и прекрасно организованной армией, опираясь на военную партию, требующую новых завоеваний, Тиглатпаласар III (745—727 гг. до н. э.) возобновил захватническую политику.

Наибольшие трудности ожидали Ассирию на западе. В 743—740 гг. до н. э. Тиглатпаласар III разгромил коалицию северосирийских и малоазийских правителей, которую поддерживало Урарту, и получил дань от 18 царей. На территорию самого Урарту было совершено два успешных похода (в 738 и 735 гг.). В 734—732 гг. до н. э. против Ассирии выступила новая коалиция, включавшая в себя Дамасское и Израильское царства, многие города побережья, арабские княжества и Эдом. И эта тяжелая война была выиграна, а власть Ассирии над Восточным Средиземноморьем упрочена.

На востоке Тиглатпаласару III удалось к 737 г. закрепиться в ряде районов Мидии, на юге — не только победить в напряженной борьбе Вавилон, но и в 729 г. короноваться в этом священном городе.

Все эти успешные завоевания превратили Ассирию в крупнейшее государство Передней Азии. В его состав вошли Месопотамия, большая часть Восточного побережья Средиземного моря, ряд областей Мидии.

Теперь перед завоевателями встал вопрос об организации стабильного и прочного управления завоеванными областями. Тиглатпаласар III попытался внести некоторые новшества в его решение. На завоеванных Ассирией землях создавались провинции, ставшие частью Ассирийской державы: они были лишены самостоятельности и отданы под власть гражданской и военной администрации, назначаемой царем. Система провинций прежде всего была введена на землях Восточносре-диземноморского побережья.

При Тиглатпаласаре III впервые стали проводить систематическое переселение народов из одной завоеванной ассирийцами области в другую или непосредственно в Ассирию, Завоеватели преследовали далеко идущие экономические цели (освоение разоренных и новых территорий), а также политические, военные и религиозные (смешение народов, забвение ими старых традиций, отрыв от родной земли, родственников, прежних культов). Из одной лишь Сирии было переселено 73 000 человек. При преемнике Тиглатпаласара III — Салманасаре V (727—722 гг. до н. э.) подолжалось усиление военной партии при дворе. Пытаясь ограничить влияние богатых торговцев и высшего жречества, царь отменил привилегии и иммунитет самоуправляющихся торговых городов в Ассирии (Ашшур, Харран) и Вавилонии (Вавилон, Сиппар, Ниппур, Урук), а также храмов, что привело к обострению политической борьбы в стране между жреческо-торговыми и военными кругами. Недовольство жрецов к торговцев, а также затянувшаяся война с Израильским царством способствовали свержению Салманасара V и воцарению одного из младших представителей династии— Саргона II (722—705 гг. до н. э.). Новый царь добился урегулирования внутриполитической борьбы в государстве, поддерживая равновесие между военными и торгово-жреческими кругами. Он вернул городам и храмам Ассирии и Вавилонии прежние привилегии, наряду с этим оправдались и надежды военной группировки на обширные завоевания.

В правление Саргона II Ассирия разгромила Израильское царство. Ее войска в 722 г. до н. э. после трехлетней осады Ашшурабанапал в образе священного строителя-восстановителя храма Мардука в Вавилоне. VII в. до н. э.

штурмом взяли и разрушили его столицу Самарию, а жителей переселили на новые места. Израильское царство исчезло с политической карты Передней Азии.

Благодаря хорошо налаженной разведке и тайной дипломатии, а также вследствие ослабления Урарту, вызванного вторжением киммерийцев, ассирийцам в 714 г. до н. э. удалось нанести сокрушительный удар по давнему северному сопернику. Урарту так и не смогло в дальнейшем оправиться от этого страшного поражения.

В продолжение всего царствования Сар-гона II ассирийцы вели борьбу за сохранение власти над Вавилоном, оспариваемой у них халдейскими правителями Южного Двуречья. Лишь в 709 г. до н. э. после победы над одним из претендентов на вавилонский трон — Мардукаплаиддином II — им удалось упрочить власть над Вавилоном.

Новые территориальные приобретения были сделаны в Мидии, на землях которой образовались две новые провинции, но и здесь власть Ассирии все время приходилось поддерживать силой оружия.

Западные владения по-прежнему оставались «горячей» точкой державы. В 717 г. Саргон II после ожесточенной войны подчинил Каркемиш — столицу одного из западных княжеств и важный торговый центр. После войн с Аскалоном и особенно Ашдодом с трудом утверждалась власть Ассирии на юге Вое точное ре диземномор-ского побережья. Ее продвижение в этом направлении вызвало тревогу Египта и привело к ассиро-египетским военным столкновениям.

В последние годы царствования Саргон II вел тяжелые войны на юго-востоке Малой Азии, где спокойствию ассирийских провинций угрожали мушки — один из народов Фригийского царства. Сюда же продвигались ИЗ Закавказья грозные кочевники — киммерийцы.

В правление Саргона II была основана новая ассирийская столица — резиденция царя город Дур-Шаррукин на Тигре (около совр. Хорсабада), с прекрасными дворцами, садами я храмами.

Сын Саргона II — Синаххериб (705— 681 гг. до н. э.) получил в наследство большую, но отнюдь не замиренную державу. Все его правление прошло в подавлении сопротивления покоренных Ассирией государств. Особенно напряженная борьба шла с Вавилоном. Ассирийцам приходилось не раз воевать с халдеями, во главе которых стоял неутомимый Мардук-апла-иддин II. Они пытались менять фбрму управления в Вавилонии, то сажая на престол царей вавилонского происхождения, то отдавая его в удел ассирийским царевичам. Вавилон яростно сопротивлялся, опираясь на помощь халдейских союзников и Элама. В 691 г. до н. э. в ожесточенной битве при Халуле с помощью специально построенного флота ассирийцам удалось нанести большой урон коалиции союзников, но и сами они понесли тяжелые потери. В 689 г. Синаххериб, получив отказ вавилонян сдаться, не только штурмом взял и разрушил город, но и пустил по его улицам воды Евфрата. Этот акт вандализма породил недовольство не только в Вавилонии и окружающих странах, но даже и в Ассирии: ведь вавилоняне были родственным ассирийцам народом, с единой культурой, языком и религией.

Увязнув в тяжелой борьбе с Вавилоном, Ассирия не могла вести активную политику на западных границах. Правда, в 701 г. до н. э. ассирийцы совершили поход на запад, расширили там свои владения за счет южных областей Восточное реди земном орского побережья, начали войну с Иудейским царством и осадили его столицу Иерусалим; иудейский царь принес Синаххерибу богатую дань и признал его власть. Поскольку враждебные ассирийцам силы в этом районе опирались на помощь Египта, назревало столкновение и с ним. Ассирийские войска подошли к египетской границе, но вавилонские события отвлекли их на другой фронт и помешали развитию конфликтной ситуации.

Конец правления Синаххериба прошел в острой внутриполитической борьбе. В 681 г. до н. э. он погиб вследствие заговора. Власть захватил младший сын Синаххериба Асархаддон (631—669 гг. до я. э,), которому удалось стабилизировать положение внутри Ассирии путем умелого сочетания интересов военной партии с интересами торгово-ростовщических и жреческих кругов. Стремясь закрепить это примирение, Асархаддон в 679—678 гг. до н. э. восстановил разрушенный Вавилон. Вавилонским городам и храмам были возвращены их привилегии, в пользу храмов введены новые налоги.

Главной задачей своего царствования Асархаддон считал завоевание Египта, но к ее осуществлению Ассирия приступила не скоро. Надо было обезопасить тыл, и Асархаддон ведет войны с киммерийцами (679 г. до н. э.), совершает поход в пограничную с Урарту Шуприю (673—672 гг. до н. Э.), пытается закрепить за собой ассирийские провинции в Мидии.

Перед походом на Египет он жестоко подавил восстание города Сидона, утвердил свою власть на Кипре, подчинил арабов Сирийско-Месопотамскои степи и северной части Аравийского полуострова. В 671 г. до н. э. Асархаддон завоевал Египет и принял традиционные титулы египетских фараонов.

Теперь Ассирийская держава простиралась от первых порогов Нила до Закавказья, от Иранского плоскогорья до Малой Азии, от Средиземного моря до Персидского залива.

Несмотря на крупные победы, последние годы правления Асархаддона были заполнены напряженной борьбой. Одним из ее проявлений был вопрос о престолонаследии. Претендентами на престол выступали сыновья Асархаддона: Ашшурбанапал, поддерживаемый военной группировкой, и Шамаш-шумукин, ставленник торгово-ростовщических кругов, тесно связанных с Вавилоном. К тому же в 670 г. до н. э. восстал только что покоренный Египет. Асар-хаддон немедленно отправился туда с карательной экспедицией, но по дороге умер.

Ассирия на закате своей истории. К власти пришел Ашшурбанапал (669— ок. 635/27 гг. до н. э.). Он превосходно знал клинопись и помимо аккадского шумерский язык, обладал литературным талантом, познакомился с искусством архитектуры, приобрел математические и астрономические познания, изучал политику и государственные дела. «Я,— говорит в летописи сам Ашшурбанапал,— постиг мудрость бога На-бу, все искусство писцов, усвоил знания всех мастеров, сколько их есть».

В ассирийской столице этого времени — Ниневии — им была создана самая обширная на Древнем Востоке библиотека, насчитывающая более 30 000 глиняных табличек: собрание мифологических и литературных произведений, оракулов, молитв и магических формул, медицинских и математических текстов, географических и ботанических справочников, словарей и пр. От времени Ашшурбанапала остались подробные и красочно написанные летописи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.05 с.)