Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности органа зрения у детей↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос 14 Особенности органа зрения у детей Несмотря на то, что орган зрения закладывается еще на 3 неделе эмбриогенеза, у новорожденных детей развитие зрительного анализатора не завершено. Окончательное структурно-функциональное становление его наблюдается в возрасте 7 лет. Глаза новорожденного, представляющие собой периферический отдел зрительного анализатора, более крупные (приблизительно в 3 раза), чем у взрослого человека. После рождения глазное яблоко ребенка растет медленно и к 5 годам увеличивается только на 5 мм. Роговица у новорожденного имеет относительно большую величину и выступает сильно вперед. В силу недоразвития черепномозговых нервов (в том числе лицевого и тройничного) в первые месяцы жизни ребенка роговица обладает малой чувствительностью. Склера у ребенка тонкая, но более эластичная, чем у взрослого, сквозь нее просвечивается пигментированная сосудистая оболочка, что обусловливает несколько голубоватый цвет склеры. Хрусталик почти округлой формы, причем радиус кривизны передней и задней поверхности одинаковы. Хрусталиковые волокна у ребенка характеризуются высоким содержанием воды и незначительного количества неорганических соединений, в силу чего они обладают большей, чем у взрослых, эластичностью. После 10 лет эластичность хрусталика начинает снижаться. Сосудистая оболочка у детей первых лет жизни тонкая, содержит мало хроматофоров с небольшим запасом пигмента. Цилиарное тело развито слабо, а цилиарная мышца тонкая и короткая, слабо иннервирована. Радужная оболочка у новорожденных детей выпуклая, имеет воронкообразную форму и содержит мало пигмента. Мышца расширяющая зрачок развита слабо, поэтому у детей первых лет превалирует сфинктер, в силу чего зрачок сужен до 2мм и слабо реагирует на свет и слабо расширяется. Структурно-функциональное становление различных отделов сосудистой оболочки, в основном, происходит на 2 году жизни ребенка, а окончательное развитие завершается к 7 годам. Несмотря на то, что палочковый аппарат на периферии сетчатки развит, периферическое зрение появляется только на 6 месяце жизни, поэтому для детей первых лет жизни свойственно узкое поле зрения. Окончательное становление этого показателя имеет место в возрасте 16-18 лет. До 6-8 лет для большинства детей характерна небольшая дальнозоркость, обусловленная, прежде всего, короткой переднезадней оси глаза, в силу чего фокус оптической системы находится за пределами сетчатки. В то же время у 30-40% детей наблюдается чрезмерное увеличение переднезаднего размера глаза, в результате чего у них развивается близорукость (миопия), обусловливающая необходимость пользоваться очками с рассеивающими линзами. Помимо наследственного фактора развитию близорукости способствует длительное (систематическое) рассматривание близких предметов (телевизор, компьютер, книжный текст), что сопровождается повышением тонуса наружных мышц и длительным сокращением ресничной мышцы. В связи с этим необходимо следить, чтобы дети длительное время не находились у телевизора, за работой на компьютере, приучались держать рассматриваемые предметы на расстоянии 35-40 см от глаз. Колбочки имеют округлую форму и располагаются более плотно. Только в возрасте 5-6 месяцев дети начинают выбирать игрушки по цвету. Однако осознанное ощущение цвета формируется к 3 годам жизни ребенка и именно с этого возраста он начинает правильно определять цвет окрашенных предметов и игрушек. Зрительный нерв тонкий, нервные волокна его слабо миелинизированы. Процесс миелинизации завершается к 6 месяцам жизни ребенка. Слезная железа развита слабо: малых размеров, концевые отделы слабо развиты, выводные протоки узкие. Слезная железа начинает продуцировать слезную жидкость лишь на 2 месяце жизни ребенка с момента начала функционирования черепномозговых нервов и вегетативной нервной системы. Таким образом ребенок в течение 1,5 – 2 месяцев «плачет без слез».
Глаза являются не только зеркалом души. С их помощью мы видим и воспринимаем окружающий мир. Поэтому нарушение зрения заставляет нас страдать, доставляя массу неудобств. И особое внимание этому вопросу надо уделять с раннего детства.
Нарушение зрения у детей Нарушение зренияДети с нарушением зрения, как правило, имеют меньшую двигательную активность, что приводит к таким физическим нарушениям, как неправильная осанка и плоскостопие, также нарушается функциональная деятельность сердечнососудистой системы и дыхания. Основные особенности детей с нарушением зрения заключаются в том, что они познают мир с помощью слуха и осязания. Поэтому представление об окружающем мире у них отличное от обычного, а качество образов совсем другое. К сожалению, развитие детей с нарушением зрения происходит намного медленнее, что оказывает влияние на развитие памяти, речи и воображения. Заниматься со слабовидящими или слепыми детьми должны специально обученные преподаватели, которые смогут максимально стереть границу между ними и здоровыми малышами. Почему мы хуже видим Классификация нарушений зрения распределяет их на две группы: функциональные и органические. Функциональные являются самыми легкими с точки зрения исправления, если они были вовремя обнаружены (косоглазие, катаракта, близорукость, помутнение роговицы, астигматизм, дальнозоркость и прочее). Органические заключаются в нарушениях, которые касаются структуры глаза и отделов зрительной системы. Такие нарушения могут привести не только к ухудшению зрения, но и к его полной потере (миопия, гиперметропии, астигматизм и прочее). Данные виды нарушения зрения лечатся совершенно по-разному, поэтому важно как можно раньше провести диагностику. Хорошее зрение зависит не только от глаза, а от его взаимодействия с головным мозгом. Причины нарушения зрения могут скрываться именно в этом, и делятся они на три группы: I. Повреждения частей глаза или структурные нарушения. II. Нарушение рефракции, глаз не способен сфокусировать на сетчатке изображение. III. Поражение той части мозга, которое отвечает за взаимодействие с глазом. И если врожденных пороков избежать сложно, то дальнейшим нарушениям каждый человек просто обязан препятствовать. В первую очередь, стоит начать с грамотного обустройства рабочего места, когда свет на монитор или рабочий стол падает сбоку, не создавая бликов, расстояние предмета от глаз 50-70 см и смотреть на него лучше сверху. Профилактика нарушения зрения обязательно должна включать физические упражнения и специальную гимнастику для глаз. Самыми лучшими видами спорта с этой точки зрения признаны плавание, теннис, бадминтон. Они заставляют глаз постоянно фокусироваться на предметах и укрепляют воротниковую зону, что очень важно для хорошего зрения. Правильное питание и своевременное поступление необходимых для зрения витаминов (А, С, D, E) поможет сохранить острое зрение на долгие годы. Также следует избегать стрессов, выделять время для отдыха и, конечно же, регулярно посещать окулиста. Ворос 15. Слуховая сенсорная система — сенсорная система, обеспечивающая кодирование акустических стимулов и обусловливающая способность животных ориентироваться в окружающей среде посредством оценки акустических раздражителей. Периферические отделы слуховой системы представлены органами слуха и лежащими во внутреннем ухе фонорецепторами. На основе формирования сенсорных систем (слуховой и зрительной) формируется назывательная (номинативная) функция речи — ребёнок ассоциирует предметы и их названия. Слуховая сенсорная система человека. Слуховая система является одной из важнейших дистантных сенсорных систем человека, так как она является средством межличностного общения. Акустические (звуковые) сигналы, представляющие собой колебания воздуха с разной частотой и силой, возбуждают слуховые рецепторы, которые находятся в улитке внутреннего уха. Эти рецепторы активируют первые слуховые нейроны, после чего сенсорная информация передается в слуховую область коры большого мозга. Наружное ухо. Наружный слуховой проход проводит звуковые колебания к барабанной перепонке, которая отделяет наружное ухо от барабанной полости, или среднего уха. Она представляет собой тонкую (0,1 мм) перегородку и имеет форму направленной внутрь воронки. После того, как через наружный слуховой проход действуют звуковые колебания, перепонка начинает колебаться. Среднее ухо. В среднем ухе находятся три косточки: молоточек, наковальня и стремечко. Они последовательно передают колебания барабанной перепонки во внутреннее ухо. Рукоятка молоточка вплетена в барабанную перепонку, а другая его сторона соединена с наковальней. Сама наковальня передаёт колебания стремечку, которое передаёт колебания барабанной перепонки уменьшенной амплитуды, но увеличенной силы. В среднем ухе расположены две мышцы: стременная (m. stapedius) и напрягающая барабанную перепонку (m. tensor tympani). Первая из них, фиксирует стремечко, ограничивая тем самым его движения, а вторая сокращается и усиливает натяжение барабанной перепонки. Сокращаясь примерно через 10 мс, эти мышцы автоматически предохраняют внутреннее ухо от перегрузок. Строение улитки. Во внутреннем ухе находится улитка, представляющая собой костный спиральный канал с диаметром у основания 0,04 мм, а на вершине — 0,5 мм. Костный канал разделен двумя перепонками: преддверной (вестибулярной) мембраной и основной мембраной. На вершине улитки обе эти мембраны соединяются. Верхний канал улитки сообщается с нижним каналом улитки через овальное отверстие улитки барабанной лестницей. Оба канала улитки заполнены перилимфой, которая напоминает по составу цереброспинальную жидкость. Между верхним и нижним каналами проходит средний — перепончатый канал, заполненный эндолимфой. Внутри среднего канала улитки на основной мембране расположен звуковоспринимающий аппарат, который содержит рецепторные волосковые клетки, трансформирующие механические колебания в электрические потенциалы[1]. Расположенные на основной мембране внутренние и наружные рецепторные волосковые клетки отделенные друг от друга кортиевыми дугами. Внутренние волосковые клетки располагаются в один ряд, а наружные — в 3—4 ряда. Общее число этих клеток от 12 000 до 20 000. Один полюс удлинённой волосковой клетки фиксирован на основной мембране, а второй находится в полости перепончатого канала улитки. При действии звука основная мембрана начинает колебаться, а наиболее длинные волоски рецепторных клеток, наклоняясь, касаются покровной мембраны. Отклонение волоска на несколько градусов приводит к натяжению тончайших вертикальных нитей (микрофиламент) и открытию от 1 до 5 ионных каналов в мембране рецепторных клеток. После чего через открытый канал в волосок начинает течь калиевый ионный ток. Деполяризация пресинаптического окончания волосковой клетки приводит к выходу в синаптическую щель нейромедиатора, который воздействует на постсинаптическую мембрану афферентного волокна и вызывает генерацию в нём возбуждающего постсинаптического потенциала, после чего в нервные центры генерируются импульсы. Рецепторные клетки связаны между собой в пучок тонкими поперечными нитями. При сгибании одного или нескольких более длинных волосков, они тянут за собой все остальные волоски. По этой причине открываются ионные каналы всех волосков и обеспечивается достаточная величина рецепторного потенциала. Суммационный потенциал Потенциалы слухового нерва Потенциал эндолимфы Первые три возникают под влиянием звуковых раздражений, а последние два не обусловлены действием звука. Если ввести в улитку электроды, а затем соединить их с динамиком и подействовать на ухо звуком, то динамик точно воспроизведет этот звук. Это явление называют микрофонным эффектом улитки. Регистрируемый электрический потенциал (кохлеарный микрофонный потенциал) генерируется на мембране волосковой клетки в результате деформации волосков. При воздействии сильным звуком большой частоты (высокие тона) происходит сдвиг исходной разности потенциалов (суммационный потенциал). Суммационный потенциал может быть положительным и отрицательным. В результате возбуждения рецепторов импульсные сигналы генерируются в волокнах слухового нерва. В последние десятилетия в связи с ростом напряжения экологической обстановки на детский организм ложится дополнительная нагрузка. Это обусловлено тем, что ребенок должен адаптироваться помимо природных, еще и к антропогенным факторам среды. К ним относят все виды загрязнения: физическое (шумовое, электромагнитное, радиационное и т.п.); химическое, связанное с проникновением в воздух, почву и воду химических веществ до уровня, превышающего предельно допустимые концентрации; механическое, связанное с бытовыми и промышленными отходами. Действие-Влияние шума. Шум, как физическое явление, представляет собой механические колебания упругой среды в диапазоне слышимых частот. Ухо человека может слышать только те колебания, частота которых составляет от 16 до 16 000 колебаний з секунду. Уровень шума измеряется а единицах, выражающих степень звукового давления - децибелах (дБ). Шум в 20-30 дБ практически безвреден для растущего организма и составляет естественный звуковой фон, без которого невозможна жизнь. Шум в 130 дБ вызывает болевые ощущения, а достигнув 150 дБ, становится непереносимым. Шум оказывает на организм ребенка двоякое действие: специфическое и неспецифическое. Специфическое воздействие проявляется в повреждении органа слуха, точнее, кортиевого органа, что приводит к развитию тугоухости и даже потере слуха. Неспецифическое воздействие сопровождается функциональными изменениями, происходящими во многих системах организма. Через проводящие пути слуховой сенсорной системы шум действует на различные центры головного мозга ребенка, влияя на высшую нервную деятельность, нарушая равновесие процессов возбуждения и торможения, изменяя рефлекторные реакции. В результате у детей возникает раздражительность, беспокойство, нарушение сна, отвлечение внимания от обычных занятий. Шум вызывает возбуждение вестибулярного аппарата. При этом появляется голов окружение, нарушается координация движений, а при нарастании шума до 130 дБ у детей могут возникать галлюцинации. Шум оказывает вредное влияние на зрительную сенсорную систему. Чем больше его интенсивность, тем хуже ребенок видит и реагирует на происходящее. При действии шума происходят сдвиги функционального состояния сердечно-сосудистой системы. У детей нарушается нормальное кровообращение. Даже несколько громко сказанных слов могут вызвать спазмы сосудов. Многочисленные исследования показали, что шум оказывает негативное воздействие на деятельность желез внутренней секреции, желудка и кишечника, вызывая в растущем организме патологические изменения. Гигиена зрительной системы. Деятельность. Основное требование к органу зрения – ясно различать предметы на Зрения. Питания и т.д. Помощью очков. Напряжение при чтении. Передачи. Здоровью детей. Гигиена слуховой системы. Гигиена слухового анализатора- это комплекс норм, условий и требований, направленных на охрану слуха, создание оптимальных условий для деятельности слухового анализатора, способствующих нормальному его развитию и функционированию. Вопрос 14 Особенности органа зрения у детей Несмотря на то, что орган зрения закладывается еще на 3 неделе эмбриогенеза, у новорожденных детей развитие зрительного анализатора не завершено. Окончательное структурно-функциональное становление его наблюдается в возрасте 7 лет. Глаза новорожденного, представляющие собой периферический отдел зрительного анализатора, более крупные (приблизительно в 3 раза), чем у взрослого человека. После рождения глазное яблоко ребенка растет медленно и к 5 годам увеличивается только на 5 мм. Роговица у новорожденного имеет относительно большую величину и выступает сильно вперед. В силу недоразвития черепномозговых нервов (в том числе лицевого и тройничного) в первые месяцы жизни ребенка роговица обладает малой чувствительностью. Склера у ребенка тонкая, но более эластичная, чем у взрослого, сквозь нее просвечивается пигментированная сосудистая оболочка, что обусловливает несколько голубоватый цвет склеры. Хрусталик почти округлой формы, причем радиус кривизны передней и задней поверхности одинаковы. Хрусталиковые волокна у ребенка характеризуются высоким содержанием воды и незначительного количества неорганических соединений, в силу чего они обладают большей, чем у взрослых, эластичностью. После 10 лет эластичность хрусталика начинает снижаться. Сосудистая оболочка у детей первых лет жизни тонкая, содержит мало хроматофоров с небольшим запасом пигмента. Цилиарное тело развито слабо, а цилиарная мышца тонкая и короткая, слабо иннервирована. Радужная оболочка у новорожденных детей выпуклая, имеет воронкообразную форму и содержит мало пигмента. Мышца расширяющая зрачок развита слабо, поэтому у детей первых лет превалирует сфинктер, в силу чего зрачок сужен до 2мм и слабо реагирует на свет и слабо расширяется. Структурно-функциональное становление различных отделов сосудистой оболочки, в основном, происходит на 2 году жизни ребенка, а окончательное развитие завершается к 7 годам. Несмотря на то, что палочковый аппарат на периферии сетчатки развит, периферическое зрение появляется только на 6 месяце жизни, поэтому для детей первых лет жизни свойственно узкое поле зрения. Окончательное становление этого показателя имеет место в возрасте 16-18 лет. До 6-8 лет для большинства детей характерна небольшая дальнозоркость, обусловленная, прежде всего, короткой переднезадней оси глаза, в силу чего фокус оптической системы находится за пределами сетчатки. В то же время у 30-40% детей наблюдается чрезмерное увеличение переднезаднего размера глаза, в результате чего у них развивается близорукость (миопия), обусловливающая необходимость пользоваться очками с рассеивающими линзами. Помимо наследственного фактора развитию близорукости способствует длительное (систематическое) рассматривание близких предметов (телевизор, компьютер, книжный текст), что сопровождается повышением тонуса наружных мышц и длительным сокращением ресничной мышцы. В связи с этим необходимо следить, чтобы дети длительное время не находились у телевизора, за работой на компьютере, приучались держать рассматриваемые предметы на расстоянии 35-40 см от глаз. Колбочки имеют округлую форму и располагаются более плотно. Только в возрасте 5-6 месяцев дети начинают выбирать игрушки по цвету. Однако осознанное ощущение цвета формируется к 3 годам жизни ребенка и именно с этого возраста он начинает правильно определять цвет окрашенных предметов и игрушек. Зрительный нерв тонкий, нервные волокна его слабо миелинизированы. Процесс миелинизации завершается к 6 месяцам жизни ребенка. Слезная железа развита слабо: малых размеров, концевые отделы слабо развиты, выводные протоки узкие. Слезная железа начинает продуцировать слезную жидкость лишь на 2 месяце жизни ребенка с момента начала функционирования черепномозговых нервов и вегетативной нервной системы. Таким образом ребенок в течение 1,5 – 2 месяцев «плачет без слез».
Глаза являются не только зеркалом души. С их помощью мы видим и воспринимаем окружающий мир. Поэтому нарушение зрения заставляет нас страдать, доставляя массу неудобств. И особое внимание этому вопросу надо уделять с раннего детства.
Нарушение зрения у детей Нарушение зренияДети с нарушением зрения, как правило, имеют меньшую двигательную активность, что приводит к таким физическим нарушениям, как неправильная осанка и плоскостопие, также нарушается функциональная деятельность сердечнососудистой системы и дыхания. Основные особенности детей с нарушением зрения заключаются в том, что они познают мир с помощью слуха и осязания. Поэтому представление об окружающем мире у них отличное от обычного, а качество образов совсем другое. К сожалению, развитие детей с нарушением зрения происходит намного медленнее, что оказывает влияние на развитие памяти, речи и воображения. Заниматься со слабовидящими или слепыми детьми должны специально обученные преподаватели, которые смогут максимально стереть границу между ними и здоровыми малышами. Почему мы хуже видим Классификация нарушений зрения распределяет их на две группы: функциональные и органические. Функциональные являются самыми легкими с точки зрения исправления, если они были вовремя обнаружены (косоглазие, катаракта, близорукость, помутнение роговицы, астигматизм, дальнозоркость и прочее). Органические заключаются в нарушениях, которые касаются структуры глаза и отделов зрительной системы. Такие нарушения могут привести не только к ухудшению зрения, но и к его полной потере (миопия, гиперметропии, астигматизм и прочее). Данные виды нарушения зрения лечатся совершенно по-разному, поэтому важно как можно раньше провести диагностику. Хорошее зрение зависит не только от глаза, а от его взаимодействия с головным мозгом. Причины нарушения зрения могут скрываться именно в этом, и делятся они на три группы: I. Повреждения частей глаза или структурные нарушения. II. Нарушение рефракции, глаз не способен сфокусировать на сетчатке изображение. III. Поражение той части мозга, которое отвечает за взаимодействие с глазом. И если врожденных пороков избежать сложно, то дальнейшим нарушениям каждый человек просто обязан препятствовать. В первую очередь, стоит начать с грамотного обустройства рабочего места, когда свет на монитор или рабочий стол падает сбоку, не создавая бликов, расстояние предмета от глаз 50-70 см и смотреть на него лучше сверху. Профилактика нарушения зрения обязательно должна включать физические упражнения и специальную гимнастику для глаз. Самыми лучшими видами спорта с этой точки зрения признаны плавание, теннис, бадминтон. Они заставляют глаз постоянно фокусироваться на предметах и укрепляют воротниковую зону, что очень важно для хорошего зрения. Правильное питание и своевременное поступление необходимых для зрения витаминов (А, С, D, E) поможет сохранить острое зрение на долгие годы. Также следует избегать стрессов, выделять время для отдыха и, конечно же, регулярно посещать окулиста.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1086; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.22 (0.012 с.) |