Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности обмена белков у детей↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие об уровнях организации живой системы – клеточный, тканевый, органный, системный, организменный
В процессе изучения тела человека его структуры условно делятся на клетки, ткани, органы, системы органов, которые образуют организм. Организм формируется и может существовать только при интеграции клеток в ткани, из которых образуются органы и системы органов. Объединенные системы органов представляют организм, целостность которого обеспечивается единой нейрогуморальной регуляцией. Орган – часть тела, которая имеет определенную форму, строение, занимает соответствующее место и выполняет специфическую функцию. В образовании любого органа принимают участие разные ткани, но только одна из них является главной, другие выполняют вспомогательную функцию. Например, соединительная ткань образует внешние оболочки органов дыхания и пищеварения; мышечная – стенки полых органов (желудка, мочевого пузыря и др.); нервная ткань составляет основу головного и спинного мозга. Органы тела человека отличаются по форме, размерам, расположению. Кроме индивидуальных отличий возможны отличия половые и возрастные. Органы, схожие по строению, происхождению, выполняющие одинаковую функцию, образуют систему. В организме человека есть следующие системы органов: костная, мышечная, пищеварительная, дыхательная, сердечно-сосудистая, мочевыделительная, нервная, органы чувств, эндокринная. Некоторые органы объединяются в аппараты по функциональному принципу (опорно-двигательный, эндокринный) или по генетической связи, даже разные по своим функциям (например, мочеполовой аппарат). Известно, что процессы, которые протекают в организме человека, могут осуществляться только при сохранении относительного постоянства внутренней среды организма. К внутренней среде организма относят кровь, лимфу, спинномозговую и тканевую жидкость, с которыми непосредственно связаны клетки организма. Совокупность систем и аппаратов органов образует целостный организм человека, в котором все основные части взаимосвязаны, при этом главная роль в объединении принадлежит нервной и эндокринной системам. Эти две системы действуют слаженно, обеспечивая нейрогуморальную регуляцию функций организма. Нервная система передает органам сигналы в виде нервных импульсов, а эндокринная система освобождает гормональные вещества, которые кровь переносит к органам – мишеням. Взаимодействие между клетками нервной и эндокринной систем осуществляется с помощью разных клеточных медиаторов, образованных из аминокислот. Выделяющиеся в нервной системе в очень малых концентрациях, они владеют исключительно мощным воздействием на эндокринный аппарат. Кроме совместной регуляции жизнедеятельности организма нервная и гуморальная системы выполняют отдельные функции.
Саморегуляция физиологических функций – основной механизм поддержания жизнедеятельности организма на относительно постоянном уровне. Относительное постоянство внутренней среды у человека поддерживается нейрогуморальными физиологическими механизмами. Эти механизмы регулируют деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, органов пищеварения, почек и потовых желез, которые обеспечивают выделение из организма продуктов обмена веществ. Таким образом, нервная и эндокринная системы обеспечивают динамичное развитие организма и устойчивость его основных физиологических функций. Организм человека – единая система, в которой все тесно взаимосвязано и взаимообусловлено. В нем нет главных и вторичных органов и систем. Детскому организму, как и всему живому, свойственны основные закономерные процессы: рост, развитие и формообразование. Рост и развитие отображают две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса. Интенсивность роста и развития детей зависит от генетических и социальных условий. Передача детям родительских признаков называется наследственностью. Она может быть определена визуально (цвет волос, глаз, черты лица и др.) и с помощью сложных современных исследований (ядерной ДНК и др.) Рост и развитие ребенка зависят от окружающей среды. Различают благоприятную и неблагоприятную наследственность. Факторы, которые обеспечивают развитие способностей и гармоничности личности, относятся к благоприятной наследственности. Известно, что они могут не проявиться у ребенка, если ему не будут созданы хорошие условия для развития. Наследственность, особенно неблагоприятная, в ряде случаев не поддается коррекции и отражается на развитии и состоянии организма всю жизнь. Но раннее определение детей с наследственными отклонениями позволяет своевременно повысить интеллектуальное развитие таких детей, помочь им овладеть грамотой, приобщить их к общественно-полезному труду.
Тема. Клетка – универсальная единица живой материи. Витамины, растворимые в жирах
Витамин А необходим для роста детского организма, поэтому его часто называют «витамином роста». От его присутствия в организме зависит сохранение нормального зрения. При недостатке витамина А возникает заболевание куриная слепота, а при длительном его отсутствии – болезнь ксерофтальмия, приводящая к слепоте. Витамин А обеспечивает нормальное состояние кожи, слизистых оболочек. Он имеет большое значение в профилактике простудных заболеваний. Витамин А содержится в жире и печени морских рыб, говяжьей печени, мясе морских рыб, жирной сельди, икре, яичном желтке, молоке, сливочном масле... Вещество, из которого образуется витамин А, содержится в растительных продуктах, имеющих красный и зеленый цвет. Это провитамин А – каротин, из которого в организме в присутствии жира образуется витамин А. Витамин Д играет большую роль в рационе питания детей. При его недостатке дети заболевают рахитом, в их костях не откладываются соли кальция и фосфора. У таких детей наблюдается медленное зарастание родничков черепа и позднее появление зубов. Кости у больного ребенка размягчаются и под тяжестью собственного тела искривляются. В зимнее время большая часть тела детей закрыта одеждой, организм испытывает недостаток в данном витамине. Это может компенсироваться выработкой витамина из провитамина при облучении организма ультрафиолетовыми лучами. Витамин Е оказывает влияние на обмен веществ детского организма, нормализует работу половых желез в период полового созревания. При недостатке данного витамина у родителей дети рождаются нежизнеспособными. Большие количества витамина Е содержатся в семенах злаков, например, пшеницы, кукурузы и других продуктах растительного происхождения. Витамин К был открыт сравнительно недавно. Это регулятор процесса свертывания крови. Витамин К образуется в толстом кишечнике микрофлорой. Недостаток его может возникать при приеме сульфамидных препаратов и антибиотиков, подавляющих кишечные бактерии. Витамин К назначают взрослым и детям при гемофилии. Этот витамин содержится в шпинате, крапиве, капусте, моркови, мясе, рыбе, яйцах, печени и других продуктах.
Тема. Понятие о росте и развитии детского организма. Факторы, влияющие на рост и развитие. Основные закономерности роста и развития. Акселерация
эпохальнаяиндивидуальная Причины: Причины: повышение солнечной активности генотипическая обусловленность, и радиационного фона Земли, рациональное питание, занятия урбанизация, улучшение социальных спортом и т. д. условий жизни, синтетические витамины
Выделяют на основании учёта соотношения антропометрических показателей гармонический и дисгармонический типы акселерации. К гармоническому относятся дети, у которых антропометрические показатели выше средних значений. К дисгармоническому – ниже. В то же время существует и другой взгляд на акселерацию как на результат нарушения жирового обмена во время беременности. Известно, что чем больше полнеет женщина во время беременности, тем выше вес ребёнка при рождении. Крупный плод – это и «старый» плод, т. к. вес плода соответствует его биологическому, а не хронологическому возрасту. Авторы этой гипотезы отмечают сопряжённость ускоренного развития с «современными» болезнями – атеросклерозом, сахарным диабетом, гипертонией, ожирением и т. д. Наряду с акселерацией у отдельных детей наблюдается отставание в росте и развитии организма – ретардация. Причинами могут быть: недостаточное или несбалансированное питание, постоянное недосыпание, переутомление, хронические или инфекционные заболевания, физические недостатки.
Школьная зрелость С явлением неравномерного роста и развития детей возникают проблемы, касающиеся, в частности, вопросов определения школьной зрелости. Под ней понимают степень морфофункционального развития детей, которая оказывается достаточной для осуществления сложного комплекса приспособительных реакций, необходимых для начала обучения в школе. К медицинским критериям оценки зрелости ребёнка относят: состояние его здоровья на период осмотра, уровень биологической зрелости и заболеваемость за предшествующий период. В психофизиологические критерии входят: результаты выполнения теста Керна–Ирасека, качество звукопроизношения и мотометрический тест Озерецкого (Куинджи, 2001). Дети, у которых были выявлены некоторые отклонения в развитии необходимых функций, требуют проведения индивидуальных занятий с целью развития моторики мелких мышц кисти (рисование, лепка, вырезание ножницами и т. п.), занятий с логопедом, и перед поступлением в школу (апрель–май) осуществляется их повторное обследование. Не достигшие школьной зрелости дети к обучению не допускаются, поскольку требования школы превышают их резервные возможности и провоцируют у них развитие неврозов. Исследования показывают, что среди шестилетних детей обычно только 49% готовы к школе, а среди детей 6,5 лет – 68%. При правильной организации учебного процесса отрицательных изменений в организме детей, начавших заниматься в школе с 6 лет, не выявляется.
Спинной мозг. Головной мозг Значение: · Осуществляет связь организма с окружающей средой. · Регулирует деятельность органов и систем органов. · Обеспечивает координированную деятельность между органами и системами органов в процессе деятельности организма и в соответствии с её характером. · Способность человека к абстрактному мышлению связана с деятельностью коры больших полушарий головного мозга. Нервная система
центральная периферическая нервная система нервная система (Г. М. и С. М.) (нервы, нервные узлы, волокна, отходящие от ЦНС)
соматическая вегетативная нервная система нервная система (регулирует работу (регулирует работу мышц тела) внутр. органов)
черепно- и спинно- симпатическая мозговые нервы парасимпатическая
Спинной мозг Формирование ЦНС начинается с образования спинномозговой трубки на начальных зародышевых стадиях. Впоследствии из неё развивается спинной мозг и отделы головного мозга. Спинной мозг располагается в позвоночном канале; снаружи он окружён тремя оболочками: твёрдой, паутинной, мягкой. Внешне спинной мозг представляет собой тяж. Масса и длина его зависят от возраста и пола: Новорожденный 14 – 16 см 5 г Младший школьник 30 – 32 см 18 г Взрослый 43 – 45 см 30 г Спинной мозг несколько сплющен спереди назад, с очень узкой полостью посередине – центральным каналом. В центре находится спинно-мозговой канал, заполненный ликвором. Спинной мозг берёт начало от большой затылочной впадины. В нижних отделах спинной мозг суживается и на уровне второго поясничного позвонка образует мозговой конус. Растёт спинной мозг неравномерно. Наиболее быстро растут грудные сегменты. Спинной мозг имеет шейный и грудной изгибы, а также шейное и поясничное утолщение. У новорожденных утолщения наиболее выражены и центральный спинномозговой канал шире. Как и в позвоночнике в спинном мозге выделяют следующие отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый. На поперечном срезе видно, что спинной мозг состоит из серого вещества (внутри) и белого (по краям). В сером веществе выделяют передние (короткие и широкие выступы) и задние (узкие, длинные) рога. От передних рогов отходят эфферентные нейроны, которые передают возбуждение из ЦНС регулируемым органам. К задним рогам подходят аксоны афферентных нейронов, которые делятся на восходящую и нисходящую ветви, которые образуют связь с разными отделами спинного и головного мозга. По мере выхода из спинного мозга рога образуют смешанные спинномозговые нервы (31 пару). Белое вещество образовано длинными отростками нервных клеток и делится на передние, задние и боковые столбы. В них размещены проводящие пути. По восходящим путям возбуждение передаётся от рецепторов нейронам спинного мозга и далее в отделы головного мозга. По нисходящим – от головного мозга через спинной мозг к рабочим органам. Основные функции: серого вещества – рефлекторная, белого вещества – проводниковая.
Головной мозг Головной мозг ребёнка к моменту рождения не заканчивает своего развития. Масса мозга новорожденного 400 г, в год – 800 г, младшего школьника – 1300 г, взрослого – 1600 г. Головной мозг покрыт тремя оболочками и состоит из ствола и переднего мозга. Головной мозг
стволпередний мозг - продолговатый - промежуточный - мост (варолиев) - большие полушария - мозжечок - средний
От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов.
Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. В его сером веществе находятся центры, регулирующие дыхание, деятельность сердца, жевание, сосание, глотание, слюноотделение, чихание, кашель, тонус скелетных мышц, а также центры, регулирующие вегетативные функции. К 7 годам созревание ядер продолговатого мозга в основном заканчивается. Мост выполняет проводниковую функцию. От него и продолговатого мозга отходят 8 пар черепных нервов. Мозжечок состоит из двух полушариев и червя. Функции: поддерживает мышечный тонус, координирует движения. Усиленный рост мозжечка отмечается на первом году жизни. К 15 годам достигает размеров взрослого. Средний мозг состоит из четверохолмия и ножек. Передние бугорки четверохолмия содержат центры ориентировочных рефлексов на зрительные раздражения. Задние – на слуховые раздражения. Есть в среднем мозге красное ядро, регулирующее тонус скелетных мышц. В стволовой части мозга содержится особое образование, состоящее из скоплений нейронов различных типов с множеством отростков, которые переплетаются и образуют густую нервную сеть – сетчатую или ретикулярную формацию. Она поддерживает кору в рабочем состоянии, влияет на тонус скелетных мышц и на функционирование сердечно-сосудистой системы. Действует под контролем коры больших полушарий. Промежуточный мозг. Важнейшие функции выполняют структуры, включающие в себя зрительный бугор (таламус) и подбугровую область (гипоталамус). Через бугры проходят импульсы в кору головного мозга. Подбугровая область с гипофизом регулирует обмен белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей. Здесь находятся центры насыщения и голода, регуляции температуры тела. Ядра её участвуют во многих сложных поведенческих реакциях (половые, пищевые, агрессивно-оборонительные). Это высший подкорковый центр регуляции жизненно важных процессов, их интеграции в сложные системы, обеспечивающие целесообразное приспособительное поведение. Большие полушария головного мозга расположены над передней поверхностью ствола мозга. Они соединены крупными пучками нервных волокон, образующих мозолистое тело. У взрослого человека их масса составляет 80% массы головного мозга и в 40 раз превышает массу ствола. Сверху большие полушария покрыты корой – филогенетически молодым образованием мозга. Образована она слоем серого вещества, состоящего из тел нейронов, толщиной 1,5 – 4 мм. Под ним находится слой белого вещества с ядрами серого, которые отвечают за формирование чувств и эмоций. Нервные клетки коры залегают 6-ю слоями. Общая площадь коры – 1700 – 2000 см2. В коре насчитывается от 12 до 18 млрд. нервных клеток. Самая крупная борозда – центральная и боковая. В коре различают несколько долей: - лобную; - теменную; - затылочную; - височную.
К коре приходят импульсы от разных анализаторов – это сенсорные зоны. Информация от органов зрения – в затылочную область, от органов слуха – в височную, от рецепторов кожи – в область за центральной бороздой, от мышц и сухожилий – перед центральной бороздой. С особыми участками мозга связана речь человека. При нарушении этих участков наблюдаются нарушения речи. При нарушении слухового центра человек утрачивает способность понимать устную речь. Он слышит звуки речи, но не понимает значения. Нарушение зрительного центра речи приводит к потере способности понимать прочитанное. Двигательный центр речи обеспечивает выговаривание слов, их написание. Человек разговаривает, читает, пишет и понимает смысл слов при обязательном взаимодействии всех этих центров. С внутренней стороны каждого полушария находится обонятельная зона. Большая часть нервных путей, идущих как к коре, так и от неё перекрещивается, а поэтому правое полушарие связано с левой частью тела и наоборот. Вся кора функционирует как единое целое.
К моменту рождения ребёнка кора больших полушарий имеет такой же тип строения, как у взрослого. Однако поверхность её после рождения увеличивается за счет формирования мелких борозд и извилин. Различные корковые зоны созревают неравномерно. Наиболее рано созревает соматосенсорная (от мышц, сухожилий) и двигательная кора, позже – зрительная и слуховая. К 7 годам отмечается резкий скачок в развитии ассоциативных областей (речевых). Наиболее поздно созревают лобные области коры.
Тема. Нервная ткань и её физиологические свойства. Возбудимости, торможении Нервная система образована нервной тканью, состоящей из нервных клеток (нейронов) и межклеточного вещества (нейроглии или глии). Нейрон – основная структурная и функциональная единица нервной системы, приспособленная для осуществления приёма, обработки, хранения, передачи и интеграции информации. Нейрон состоит из тела, покрытого мембраной. Внутри тела находятся органоиды: ядро, ядрышко, митохондрии, рибосомы и т. д. Оно воспринимает раздражения, перерабатывает их, передаёт информацию и формирует ответную реакцию. От тела нейрона отходят отростки: короткие (дендриты – от 1 до 1000) – воспринимают поступающие сигналы и передают их к телу, длинный (аксон, 1) – проводит возбуждение от тела клетки. Аксон покрыт белой жироподобной оболочкой (миелиновой). Она не сплошная. Часть аксона, лишенная оболочки, называется перехватом Ранвье. Заканчивается аксон нервным окончанием. В мякотных волокнах местные токи могут проходить через мембрану только в перехвате Ранвье. В результате чего скорость распространения нервного импульса возрастает. Скорость возникновения возбуждения увеличивается постепенно и достигает величины, характерной для взрослых лишь к 10 – 12 годам. Для детей дошкольного возраста характерна неспособность нервных клеток длительное время находиться в состоянии возбуждения. С этим связана нестойкость доминанты: посторонние раздражения легко разрушают доминанту, вызывая образование новой доминанты, которая в свою очередь быстро оказывается заторможенной. Отсюда: неустойчивость внимания дошкольника, быстрый переход от одной деятельности к другой. Передача импульсов от нейрона к нейрону осуществляется в строго определённом направлении – от аксона к дендриту – и подчинена ряду законов проведения нервных импульсов По выполняемым функциям нейроны бывают: – чувствительные (афферентные, центростремительные) – проводят нервные импульсы от поверхности тела и внутренних органов в мозг; – вставочные (ассоциативные) – анализируют информацию и вырабатывают решение; – двигательные (эфферентные, центробежные) – проводят нервные импульсы от мозга к рабочим органам. Различают нейроны возбуждающие и тормозные. Все типы нейронов функционируют в тесном взаимодействии. Раздражимость. Нейроны, как и все клетки, обладают раздражимостью – способностью под влиянием факторов внешней и внутренней среды переходить из состояния покоя в состояние активности. Естественным раздражителем нейрона является нервный импульс, поступающий или из других нейронов, или из рецепторов. Возбудимость – способность быстро ответить на действие раздражителя возбуждением. Возбуждение способно перемещаться из одного места клетки в другое, от одной клетки к другой. Обязательным признаком возбуждения является изменение электрического состояния поверхностной клеточной мембраны. Возникшее возбуждение распространяется по нервному волокну, переходит на другие клетки или другие участки клетки и передается только в одном направлении: с аксона одного нейрона на тело и дендриты другого нейрона. Места контакта нейронов или нейрона и рабочего органа называются синапсами. Количество их на теле одного нейрона достигает 100 или больше. Одно нервное волокно может образовывать до 10 тыс. синапсов. Синапс имеет очень сложное строение. Возбуждение через синапсы передается химическим путем с помощью медиатора. В центральной нервной системе наряду с возбудительными существуют тормозные синапсы. На каждой нервной клетке расположено множество возбудительных и тормозных синапсов, что создает условия для их взаимодействия и, в конечном счете, для различного характера ответа на пришедший сигнал. На ранних этапах развития первыми созревают возбудительные синапсы, тормозные формируются позже. С их созреванием связано усложнение процессов переработки информации. Основной формой нервной деятельности являются рефлекторные акты. Рефлекс – ответная реакция организма на раздражения, осуществляемая посредством ЦНС. Благодаря рефлекторной деятельности организм способен быстро реагировать на различные изменения внешней или внутренней среды. Путь, по которому проходит нервный импульс при осуществлении рефлекса, называется рефлекторной дугой. Во всех органах тела располагаются нервные окончания, чувствительные к раздражителям, – рецепторы. По месту расположения они бывают: – экстерорецепторы (воспринимают раздражения внешней среды); – интерорецепторы (внутренней среды); – проприорецепторы (в мышцах, сухожилиях…) Возникшее возбуждение в рецепторах превращается в нервный импульс, который по центростремительным нейронам передается в ЦНС. В ЦНС происходит обработка сигналов и передача их на центробежные нейроны, а они – к рабочему органу. Таким образом, рефлекторная дуга состоит из отделов: 1. рецепторный; 2. центростремительный; 3. ЦНС; 4. центробежный; 5. рабочий орган (эффектор). Чтобы деятельность организма была координированной, недостаточно только прямых связей от мозга к рабочему органу, важны и обратные связи (рабочий орган – мозг), по которым идут импульсы, сигнализирующие о правильности или ошибочности выполняемого действия. Тема. Учение о типах высшей нервной деятельности. Детского организма Через органы чувств в соответствующие зоны коры больших полушарий непрерывно поступает информация из окружающей среды. Для нормальной деятельности организма необходимо, чтобы многочисленные раздражения, действующие на него, точно и тонко различались, анализировались. Анализ раздражений начинается еще в рецепторах, каждая группа которых чувствительна к раздражениям определенного рода. Например, рецепторы органа зрения раздражаются светом, органа слуха – звуком и т.д. Возникшие в рецепторах импульсы проводятся по афферентным нейронам в ЦНС и по её проводящим путям достигают соответствующей зоны коры. При этом осуществляется анализ раздражителей, который достигает исключительной тонкости в корковых зонах. Павлов назвал системы, обеспечивающие анализ раздражителей, анализаторами. Анализатор включает в себя: – периферический отдел (рецепторный); – проводниковый (нервы и проводящие пути в ЦНС); – корковый (участок коры больших полушарий). Ощущения лежат в основе чувствительности, которая определяет состояние живого организма, его способность реагировать на раздражения, исходящие из внешней и внутренней среды. В результате воздействия окружающей среды и её восприятия происходит познание мира. Развитие и созревание различных анализаторов у плода начинаются рано и происходят в разные сроки. Раньше всех созревают структуры вестибулярного анализатора, позже – вкусового, обонятельного и кожного. Слуховой и зрительный анализаторы созревают позже других. К моменту рождения ребенка функционируют все анализаторы, но их совершенствование происходит до 17 – 20 лет. Развитию и функциональному совершенствованию анализаторов способствуют их рациональная тренировка и отдых в процессе обучения и воспитания ребенка. В процессе обучения и воспитания детей с дефектами сенсорной чувствительности большое значение имеет высокая пластичность нервной системы, позволяющая компенсировать выпавшие функции за счет оставшихся органов чувств. Так, у слепых детей повышается чувствительность вкусового и обонятельного анализаторов, а также осязание, что позволяет им читать при помощи пальцев рук. Сенсорная информация является важным фактором развития ребенка. В условиях сенсорного голода не развиваются нервные клетки и мозговые структуры, задерживается общее развитие организма.
Тема. Зрительная сенсорная система, Её организация. Вестибулярный аппарат Основным механизмом, обеспечивающим ориентировку в пространстве и равновесие, служит вестибулярный аппарат. Анатомически он связан с органом слуха и образован преддверием и тремя полукружными каналами. Вестибулярный аппарат заполнен эндолимфой. И в преддверии, и в расширенном конце каждого полукружного канала находится рецепторный аппарат, в состав которого входят волосковые клетки. Свободные их концы погружены в студенистую массу, содержащую известковые отолиты. При изменении положения головы или скорости движения тела изменяется положение отолитов, что приводит к раздражению волосковых клеток. В них возникает возбуждение, которое передается к нейронам коры височной и теменной долей. Возбуждение приводит к рефлекторному изменению тонуса определенных мышц. При нарушении деятельности вестибулярного аппарата человек лишается способности сохранять равновесие. Усиленное раздражение вестибулярного аппарата сопровождается учащением или замедлением сердечных сокращений, дыхания, рвотой, усиленным потоотделением. При повышенной возбудимости данного анализатора в условиях морской качки наблюдается «морская болезнь»; аналогичные явления наблюдаются при полетах, поездках в поезде или автомобиле. Специальная тренировка позволяет повысить выносливость вестибулярного аппарата. Вестибулярный аппарат созревает рано у плода, в 4–5 месяцев. Возбудимость рецепторов вестибулярного анализатора у детей старшего возраста выше, чем у взрослого. Натуральные условные вестибулярные рефлексы на положение кормления и покачивание в коляске вырабатываются на 3-ей неделе жизни ребенка. Способность дифференцировать направленность воздействия на вестибулярный аппарат появляется на 2 – 3-м месяце жизни.
Вкусовой анализатор У детей вкусовые ощущения играют большую роль в познании мира, формируя их поведение. Орган вкуса представлен множеством вкусовых почек, расположенных в сосочках языка, слизистой оболочке нёба, зева, надгортанника. На вершине вкусовой почки имеется отверстие, ведущее во вкусовую ямку. Вкусовая ямка имеет рецепторные клетки, вступающие в контакт с растворенными веществами. Вкусовые луковицы созревают на 3-м месяце внутриутробной жизни. К моменту рождения ребенка рецепторные приборы располагаются на всей слизистой оболочке ротовой полости и языка. Новорожденный ребенок реагирует на горькие, сладкие, кислые и соленые вещества, выделяя при этом слюну и проявляя эмоции. С возрастом рецепторы в основном локализуются на поверхности языка. Вкусовая чувствительность у детей школьного возраста близка ко взрослой. От рецепторов слизистой оболочки языка и мягкого нёба вкусовые ощущения передаются по вкусовому нерву в корковый отдел, который находится с внутренней стороны каждого полушария. При продолжительном действии вещества на рецептор вследствие его адаптации снижается вкусовая чувствительность к этому веществу. Адаптация к сладким и соленым веществам происходит быстрее, чем к горьким и кислым. Вкусовые ощущения очень индивидуальны. В определении вкуса участвуют и обонятельные раздражения. Полное отсутствие вкуса почти никогда не наблюдается, но бывает извращение вкуса, обусловленное разнообразными факторами (болезни внутренних органов, психиатрические заболевания).
Обонятельный анализатор
Обоняние позволяет различать запахи различных веществ. Его рецепторы находятся в слизистой оболочке верхнезадней части полости носа. Общая площадь обонятельного эпителия составляет 2,5 см2 и состоит из рецепторных клеток, которых у человека насчитывается около 60 млн. Реснички клеток погружены в слой слизи и не способны активно двигаться. При вдохе молекулы пахучих веществ возбуждают их. Нервные импульсы поступают по обонятельному нерву во внутреннюю поверхность полушарий, где происходит распознавание запахов. Некоторые пахучие вещества раздражают не только обонятельные клетки, но и окончания тройничного нерва, что вызывает рефлекторное чихание, кашель или остановку дыхания. У новорожденных реакция на запах ослабевает скорее в результате более быстрой адаптации обонятельных рецепторов. На 4-м месяце жизни ребенок начинает отличать приятные запахи от неприятных и отвечать на них адекватной реакцией. Острота обоняния достигает максимума в период полового созревания. Утрата обоняния называется аносмией. Она может быть временной (при насморке) или постоянной (при опухолях лобных долей).
Кожный анализатор Кожный анализатор представлен совокупностью рецепторных образований, обеспечивающих температурные, тактильные и болевые ощущения. Его периферические отделы расположены на поверхности тела (в коже, слизистых оболочках), в глубине тела (например, механорецепторы сердечно-сосудистой системы) и могут входить в состав специализированных сенсорных органов (глаз, ухо). Количество рецепторов различного типа, приходящихся на 1 см2 кожной поверхности, в разных её участках неодинаково и составляет в среднем: 50 болевых, 25 тактильных, 12 холодовых и 2 тепловые точки. Наибольшая чувствительность присуща губам и кончикам пальцев. Терморецепторы играют важную роль в сохранении постоянства температуры нашего тела. Тактильные рецепторы (механорецепторы) обеспечивают восприятие механических воздействий, ощущение давления, прикосновения, вибрации. Болевые рецепторы (ноцирецепторы) реагируют на болевые раздражения и позволяют избегать действия агентов, повреждающих клетки и ткани. Совокупность всех этих ощущений составляет чувство осязания. Сигналы от кожных рецепторов поступают по сенсорным (афферентным) нервам в кору больших полушарий, где и осуществляется анализ и окончательная переработка сенсорной информации. Возбудимость кожного анализатора максимальна с 17 до 27 лет, но может резко изменяться в зависимости от состояния коры головного мозга, снижаясь, например, при утомлении и сильных эмоциях. Одновременное раздражение других анализаторов также заметно снижает кожную чувствительность, даже ощущение боли средней силы в данном случае существенно уменьшается.
Тема. Общее представление о железах внутренней секреции и гормонах Все железы организма подразделяют на железы внешней секреции, которые имеют выводные протоки, и железы внутренней секреции, или эндокринные, которые не имеют выводных протоков и выделяют свой секрет в межклеточное пространство, затем кровь, лимфу. Секреты, выделяемые железами внутренней секреции, называются гормонами. Они вырабатываются в железах внутренней секреции двух типов: 1) железах со смешанной функцией (поджелудочная, половые); 2) железах внутренней секреции (гипофиз, эпифиз). Гормоны могут вырабатывать и другие органы и клетки организма, например, плацента, клетки слизистой оболочки кишечника, Клетки ЦНС (нейрогормоны). Такие гормоны называют тканевыми. Для гормонов характерны специфические свойства: – высокая биологическая активность; – специфичность; – дистанционное воздействие; – маленький размер молекул; – относительная быстрота разрушения; – не имеют видовой специфичности. Гормоны влияют на все функции организма. Они регулируют обмен белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей, тем самым поддерживают гомеостаз. Влияют на рост и формирование органов, систем органов и всего организма в целом. Вместе с нервной системой обеспечивают приспособительные реакции организма в условиях стресса. Выработка гормонов зависит от состояния организма и условий окружающей среды. При нарушении функций желез внутренней секреции может наблюдаться повышенная продукция гормона – гиперфункция, или пониженная – гипофункция. Функции эндокринных желез регулируются ЦНС, которая контролирует выделение всех гормонов. Формирование эндокринной системы начинается еще внутриутробно. Большинство гормонов синтезируется уже на 2-м месяце внутриутробного развития. К моменту рождения ребенка формируется сложная нейроэндокринная система регуляции функций. Роль гормонов в формировании организма велика и оказывает влияние на все этапы последующего развития ре
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.7 (0.022 с.) |