Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины и профилактика нарушений зренияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
85% информации человек получает через органы зрения. Орган зрения представлен глазным яблоком и вспомогательным аппаратом. Глазное яблоко находится в глазнице черепа и удерживается в ней с помощью трех пар мышц. Глазное яблоко покрыто тремя оболочками. Наружная – белочная или склера. На передней поверхности она переходит в прозрачную роговицу. За белочной оболочкой следует сосудистая, питающая глаз. На передней поверхности она переходит в радужную, содержащую пигменты, от которых зависит цвет глаз. Посередине радужки находится отверстие – зрачок, через который лучи света проникают внутрь глаза. Внутренняя оболочка глаза называется сетчаткой. Она имеет сложное строение. Состоит из 10 слоев. В ней находятся колбочки и палочки. Это видоизмененные светочувствительные зрительные клетки. С помощью колбочек осуществляется восприятие цвета. С помощью палочек – свет. От нервных клеток сетчатки отходит зрительный нерв, который подает информацию в затылочную долю коры больших полушарий. Между роговицей, радужкой и хрусталиком находится пространство, заполненное водянистой жидкостью. За зрачком расположено тельце – хрусталик, заключенный в прозрачную сумку. С помощью двух ресничных мышц он удерживается в глазу. Все внутреннее пространство глаза, находящееся за хрусталиком и радужкой, заполнено стекловидным телом. Таким образом, зрительный анализатор состоит из рецепторного отдела (сетчатки), проводникового (зрительного нерва), коркового (затылочная область коры больших полушарий). Периферический отдел выполняет защитную функцию. К нему относятся: брови, ресницы, веки, слезная железа. Острота зрения у новорожденных очень низка и только к 5 годам приближается к норме. Затем, в большинстве случаев (80 – 90%), у детей и подростков остается несколько выше, чем у взрослых. В возрасте 18 – 60 лет острота зрения остается неизменной. Поле зрения у детей значительно уже, чем у взрослых, но с возрастом быстро увеличивается (особенно в 6 – 8 лет) и продолжает расширяться до 20 – 25 лет. Восприятие пространства начинает формироваться с трехмесячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора. Объемное зрение, т. е. восприятие формы предмета, начинает формироваться с 5 месяцев. Этому способствует совершенствование координации движений глаз, фиксации взора на предмете, улучшение остроты зрения, взаимодействие зрительного анализатора с другими. В интервале между 6-м и 9-м месяцем у ребенка возникает представление о глубине и отдаленности расположения предметов. Специфическая реакция зрительного анализатора на различные цвета у детей наблюдается сразу после рождения. Порядок восприятия различных цветов предположительно таков: желтый, белый, розовый, красный, коричневый, черный, голубой, зеленый, фиолетовый. В 6 месяцев дети различают все цвета, начинают выбирать игрушки по цвету, но правильно называют все цвета лишь с 3-х лет. Глаза у большинства новорожденных (90%) характеризуются небольшой дальнозоркостью. К 8 – 12 годам она постепенно исчезает. Однако у 30 – 40% детей в результате увеличения размеров глазного яблока развивается близорукость (миопия). Это следствие увеличения внутриглазного давления при длительном чтении в положении сидя с большим наклоном головы, при напряжении аккомодации, происходящем при недостаточном освещении и продолжительном рассматривании мелких предметов (дошкольный и младший школьный возраст), а также при врожденном удлинении глазного яблока. Предрасположенность к близорукости может передаваться по наследству. Длительное чтение, письмо, работа с компьютером, просмотр телепередач сопровождаются сильным напряжением глаз и поэтому требуют ограничения во времени. В целях профилактики развития близорукости необходимо приучать детей рассматривать предметы (особенно книгу при чтении) на расстоянии 35 – 40 см от глаз. Непрерывная продолжительность чтения в младших классах не должна превышать 15 – 20 мин, для среднего возраста – 25 – 30 мин, для старшеклассников – до 45 мин. Существуют и ограничения при работе на компьютере. Для учащихся 1-х классов – 10 мин, 2 – 5-х – 15 мин, 6 – 7-х – 20 мин, 8 – 9-х – до 25 мин. для школьников 10 – 11 кл., имеющих сдвоенные уроки, на первом часу – 30 мин, а на втором – 20 мин. Профилактикой близорукости является обеспечение рационального освещения рабочих мест. Свет должен падать с левой стороны. Для защиты глаз от прямого солнечного света рекомендуется применять светозащитные козырьки у окон. Для освещения классной доски необходима установка специальных светильников. Окраска стен – теплые тона, светлые, матовые. Доска – коричневая, зеленая матовая. Классная доска размещается на расстоянии не меньше двух метров от первых парт. Сохранение зрения во многом зависит от посадки детей во время занятий. Рассаживать детей за столы в соответствии с их ростом и состоянием зрения. Педагог должен следить, чтобы дети, которым назначены очки, пользовались ими. Детей с нарушением зрения нельзя направлять на работы, связанные с подъемом тяжестей. Просмотр телепередач на расстоянии 2 – 3 м. Большую роль в сохранении зрения имеет правильный режим дня. Беспорядочный образ жизни, систематическое недосыпание, злоупотребление просмотром телепередач вредно сказываются не только на зрении, но и на здоровье в целом. Восстановить работоспособность зрительного анализатора позволяет отдых продолжительностью 6 – 10 минут, особенно в сочетании с движениями.
Тема. Слуховая сенсорная система Слуховой анализатор позволяет человеку воспринимать звуковые раздражения. Слух обеспечивает человеку получение информации из внешнего мира, способствует формированию адаптивных реакций, познавательной деятельности человека и является необходимым фактором развития речи и речевого общения. Слушая речь, ребенок начинает понимать её, а затем уже учится говорить. Потеря слуха в раннем возрасте приводит к утрате речевой способности. Орган слуха состоит из трех частей – наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо образовано ушной раковиной, улавливающей звуковые колебания, наружным слуховым проходом, в котором происходит усиление интенсивности и уменьшение амплитуды звуковых колебаний, и барабанной перепонкой. Наружный слуховой проход имеет длину 25 – 35 мм, выстлан кожей с тонкими волосками и большим количеством сальных и серных желез. Серные железы выделяют антибактериальное вещество – «серу», защищающую ухо от проникновения инфекции. Барабанная перепонка находится на границе наружного и среднего уха. Она передает звуковые колебания в среднее ухо на цепь слуховых косточек. Среднее ухо заполнено воздухом. В нем имеются три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко, соединенные между собой суставами. Звуковые волны передаются через цепь слуховых косточек на мембрану овального окна, отделяющую внутреннее ухо от среднего. Барабанная полость соединена с носоглоткой при помощи слуховой (евстахиевой) трубы, через которую происходит выравнивание давления воздуха внутри среднего уха по отношению к наружному атмосферному давлению. Внутреннее ухо расположено в пирамиде височной кости; оно отделено от среднего овальным и круглым окнами. В нем расположен спирально закрученный костный канал (улитка). Внутри костного лабиринта находится перепончатый, в котором располагается кортиев орган, состоящий из рецепторных клеток, несущих на своей поверхности слуховые волоски. Между костным и внутри перепончатого лабиринтов находится перилимфа и эндолимфа. Звуковые колебания вызывают их движение. При этом раздражаются волосковые клетки, их раздражения превращаются в нервные импульсы, которые по слуховому нерву проводятся в височную долю коры больших полушарий. Таким образом, слуховой анализатор состоит из: – волосковых клеток (рецепторный отдел); – слухового нерва (проводниковый); – височной доли коры больших полушарий (корковый). Анатомическое строение органа слуха у детей младшего школьного возраста такое же, как у взрослых. Однако острота слуха у детей ниже, чем у взрослых. Она постепенно увеличивается до 14 – 19 лет. Слуховому анализатору присуще свойство адаптации. При длительном действии сильных звуков его возбудимость понижается, а при длительном пребывании в тишине – повышается. Пороги слышимости изменяются с возрастом.
У детей младшего школьного возраста он выше, чем у взрослых. Способность различать высоту тонов зависит от разных причин, в том числе и от врожденных особенностей. Музыкально одаренные дети уже в раннем возрасте способны не только различать высоту тонов, но и безошибочно определять каждый из них. Такой музыкальный слух называется абсолютным. На уроках пения необходимо тренировать музыкальный слух детей. Это является одним из немаловажных условий гармонического формировании личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.231 (0.007 с.) |