Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мышечной системы. Задержка моторного развития как показатель отклонения в здоровьеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Движение нашего тела и отдельных органов всего организма обеспечивается деятельностью мышц. По строению и физиологическим свойствам различают: Мышцы поперечно-полосатыегладкие
скелетные мышцы, мышцы внутренних органов, мышцы сердца кровеносных сосудов
Активной частью опорно-двигательного аппарата являются скелетные мышцы. Мышцы в организме выполняют следующие функции: – изменяют положение тела в пространстве; – осуществляют дыхательные, глотательные движения; – формируют мимику; – участвуют в образовании грудной, брюшной и тазовой полостей; – изменяют положение глазного яблока; – оказывают влияние на слуховые косточки; – мышечная деятельность оказывает влияние на кровообращение, развитие и форму костей. Каждая мышца – это орган, имеющий мышечную и сухожильную часть. Пучки скелетных мышц, всё более укрупняясь, образуют пучки I, II, и III порядка. Каждый из пучков разделен прослойками соединительной ткани, а все мышцы снаружи покрыты чехлом, тоже соединительнотканным, который называется фасцией. Мышцы прикрепляются к костям при помощи сухожилий, которые не обладают свойством сократимости и образованы соединительной тканью. В организме человека насчитывается около 600 скелетных мышц. Форма и величина мышц зависят от выполняемой ими работы. Различают длинные (мышцы верхних и нижних конечностей), широкие (широчайшая мышца спины), короткие (межреберные), круговые (рта, глаз). По функции различают мышцы – сгибатели, разгибатели, приводящие и отводящие, а также мышцы, вращающие внутрь и наружу. В процессе развития ребенка отдельные мышечные группы растут неравномерно. У грудных детей прежде всего развиваются мышцы живота, позднее – жевательные. К концу первого года жизни в связи с ползанием и началом ходьбы заметно растут мышцы спины и конечностей. За весь период роста ребенка масса мускулатуры увеличивается в 35 раз. В период полового созревания, наряду с удлинением трубчатых костей, удлиняются интенсивно и сухожилия мышц. Мышцы в это время становятся длинными и тонкими, и подростки выглядят длинноногими и длиннорукими. В 15 – 18 лет продолжается дальнейший рост поперечника мышц. Развитие мышц продолжается до 25-30 лет. Мышцы ребенка бледнее, нежнее и более эластичны, чем мышцы взрослого человека.
Мышцы обладают тремя важнейшими свойствами: возбудимостью, проводимостью и сократимостью. Сократимость является специфическим свойством мышц. Возбуждение и сокращение вызывается нервными импульсами, поступающими из нервных центров. Сокращаясь, мышцы выполняют работу. Работа мышц зависит от их силы. Мышцы тем сильнее, чем они толще. Работа мышц – необходимое условие их существования. Длительная бездеятельность мышц ведет к их атрофии и потере ими работоспособности. Мышцы человека в состоянии покоя частично сокращены. Это состояние, когда мышца напряжена, но не производит движения, называется тонусом мышцы. Тонус мышцы играет важную роль в осуществлении координации движений. Исследования показывают, что школьники 7-11 лет обладают низкими показателями мышечной силы. Дети такого возраста более приспособлены к кратковременным скоростно-силовым динамическим упражнениям. Однако, младших школьников следует постепенно приучать к сохранению статических поз. Особое значение статические упражнения имеют для выработки и сохранения правильной осанки. Наиболее интенсивно мышечная сила увеличивается в подростковом возрасте. С 18 лет рост силы замедляется и к 25-30 заканчивается. В течение длительного периода онтогенеза формируется одно из важнейших качеств – выносливость. Выносливость к динамической работе еще очень невелика в 7-11 лет. С 11-12 лет дети становятся более выносливыми. Исследования показывают, что хорошим средством развития выносливости являются ходьба, медленный бег, передвижение на лыжах. К 14 годам мышечная выносливость составляет 50-70%, а к 16 годам – около 80% выносливости взрослого человека. Как известно, правильно подобранный ритм и достаточная, но не чрезмерная, нагрузка предотвращают быстрое наступление мышечного утомления. Работающая мышца нуждается в постоянном источнике энергии, которая освобождается благодаря окислительным процессам. Необходимые для работы мышц питательные вещества и кислород доставляются кровью. Установлено, что утомление, в первую очередь, развивается не в мышце, а в соответствующих участках ЦНС. После прекращения работы наступает восстановительный период. Его продолжительность зависит от возраста, пола и тренированности организма. По мере роста и развития детей увеличивается объем и масса мышц, повышается их сила и выносливость.
Тема: Профилактика нарушений осанки. Плоскостопие Особенности развития костно-мышечной системы у детей определяют ряд гигиенических требований: с одной стороны – охрана её от вредного воздействия, с другой – её развитие и укрепление. Нарушение функции мышечной системы сопровождается изменением состояния тела детей. У детей младшего школьного возраста продолжается окостенение скелета и укрепление мышц связочного аппарата. Вся опорно-двигательная система приспосабливается к новым нагрузкам и условиям. Приходится учиться держать правильно ручку, карандаш, подолгу сидеть за партой (столом). Образ жизни, привычки накладывают отпечаток на форму позвоночника и формируют осанку. Осанка – это привычная поза при сидении, стоянии, ходьбе. Правильная осанка – все изгибы позвоночника равномерно и умеренно выражены, голова расположена прямо, плечи, лопатки и гребни подвздошных костей находятся на одной прямой. Правильная осанка обуславливает хорошее физическое развитие и здоровье, а также высокую трудоспособность детей. Кроме нормальной, правильной физиологической осанки отличают разные отклонения от неё. Различают отклонения в сагиттальной плоскости и фронтальной. В сагиттальной плоскости различают следующие типы патологической осанки: круглая спина, плоская спина, кругло-вогнутая и плосковогнутая спина. Этому способствует ряд факторов: рахит, раннее усаживание ребёнка, продолжительное сидение в согнутой позе за неприспособленным столом. Коррекция заключается в укреплении мышц туловища; в придании тазу нормального угла наклона, ликвидации вредных факторов. Нарушение осанки во фронтальной плоскости (ассиметричная осанка) отличается тем, что это нестойкое отклонение позвоночника, которое может быть исправлено самим больным путём корригирующих упражнений, укрепления мышц. Характерные признаки: плечевой пояс наклонён вперёд, одно плечо выше другого, слабое развитие мышц туловища, снижена трудоспособность. Нарушение осанки может быть связано с деформацией позвоночника. Отличают 3 вида искривления позвоночника: кифоз (рахитичный, остеохондрозный, лечение – противорахитичное, ортопедическое, ЛФК), лордоз, сколиоз (обменно-гормональные нарушения, статико-динамические). Все перечисленные нарушения осанки в той или иной степени неблагоприятно сказываются не только на деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем, но и воздействуют на психику, снижают жизненный тонус, активность, что ведёт к гиподинамии со всеми отрицательными результатами. Для профилактики нарушений осанки следует выполнять некоторые требования. Постель не должна быть слишком мягкой, а подушка – высокой. Длина кровати должна быть на 25-30 см больше, чем рост ребёнка. Во время занятий следует приучить детей сидеть за партой, чтобы иметь опору для ног, спины и рук. Воспитатели и учителя должны постоянно следить, чтобы дети правильно сидели за столом, проводить физкультминутки. Главным средством профилактики является физическое воспитание детей.
Плоскостопие У стопы есть 2 свода: продольный и поперечный. Опущение продольного или поперечного свода стопы называется плоскостопием. Плоская стопа встречается у детей довольно часто (15-25%) и сопровождается жалобами на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость. Плоскостопие редко бывает врождённым. Приобретённое плоскостопие может быть травматическим, паралитическим и статическим. Часто причиной развития болезни является рахит, слабость мышц связочного аппарата, ношение обуви на высоком каблуке, толстой подошве, неправильно подобранная обувь. Профилактика плоскостопия начинается с выработки правильной походки (с пятки на носок). Для укрепления мышц ступни следует ходить босиком, на носках, пятках, внутренней и боковой поверхностях, делать массаж ступней ног, ванночки, правильно подбирать обувь, использовать вкладыши-супинаторы.
Тема: Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение детей младшего школьного возраста Пищеварение – процесс обработки пищи и расщепления пищевых веществ на более простые составные части, которые могут быть усвоены организмом. У человека и животных жизнедеятельность организма связана с непрерывной затратой энергии, которая расходуется при работе всех органов. Каковы же источники энергии, затрачиваемой организмом? Это пища. Но пища не может быть усвоена в том виде, в котором она поступает в организм. Она проходит ряд сложных превращений под действием ферментов. Конечные продукты расщепления белков в органах пищеварения − это аминокислоты. Жиры расщепляются на глицерин и высокомолекулярные органические кислоты. Углеводы – на моносахариды, в основном, на глюкозу.
Пищеварительная система
Пищеварительный трактПищеварительные железы Ротовая полость, глотка, Слюнные, желудочные, кишечные, пищевод, желудок, кишечник печень, поджелудочная
Пищеварительный тракт представляет собой трубку, стенки которой состоят из трёх слоёв: внутреннего – слизистой оболочки, среднего – мышечного, наружного – соединительнотканного. В пищеварительный канал поступают соки пищеварительных желез. Пищеварительная система имеет возрастные особенности. У детей слизистая оболочка нежнее, обильно снабжена кровеносными сосудами и обладает большей чувствительностью к механическим раздражениям пищей. У новорожденных объём желудка 30 см3. Но на 15-й день жизни объём увеличивается втрое. В желудке младенца пища задерживается на 2,5 -3 часа. Желудок у детей растёт очень быстро: в год его объём 300-350 см3, в 2 года – 700 см3, в 7 лет – 1100 см3. Особенно интенсивно увеличивается дно желудка. В связи с этим возрастает и количество желез слизистой оболочки желудка. Тонкая кишка у новорожденных в два раза короче, чем у взрослых. Её длина – примерно, 3м. Те же соотношения наблюдаются в размерах толстой кишки (60-130 см). В течение первых двух лет жизни ребёнка длина его кишечника интенсивно растёт. Тонкая кишка достигает длины 4,5 м, а толстая – 80 см. Затем рост замедляется. Вторая волна усиленного роста кишечника начинается у детей после 8 лет.
Полость рта Пищеварительный тракт начинается ротовой полостью. Сверху она ограничена твёрдым нёбом, сзади – мягким нёбом, спереди и с боков – верхнечелюстной и нижнечелюстной костями, а также щеками. Спереди ротовое отверстие замыкается зубами. В слизистой оболочке ротовой полости расположены мелкие железы, выделяющие слизь. Язык – мышечный орган. Это орган вкуса и передвижения пищи в полости рта. Он участвует в актах глотания и сосания, а также принимает участие в произношении звуков членораздельной речи. Задний отдел ротовой полости называется зевом. Он ограничен корнем языка, мягким нёбом, нёбными складками и язычком, свисающим на границе с глоткой. В нёбных складках находятся две крупные нёбные миндалины.
Зубы Ребёнок рождается на свет без зубов. Первые молочные зубы прорезаются в возрасте 6-9 месяцев. К концу первого года жизни их насчитывается 8, ко второй половине третьего года жизни – 20. У ребёнка всего 20 молочных зубов. Они очень нежны и непрочны. С шестилетнего возраста начинается смена молочных зубов на постоянные. Этот процесс длится до подросткового возраста. Здоровые молочные зубы являются предпосылкой появления здоровых постоянных зубов. Процесс прорезывания постоянных зубов продолжается до 19-25 лет (3 – мудрости. 8 резцов, 4 клыка, 8 малых и 12 больших коренных зубов). В каждом зубе различают коронку, шейку, корень. Коронка покрыта прочной эмалью. Шейка и корень – цементом. Большая часть зуба состоит из плотного вещества – дентина. Внутри зуба находится полость, заполненная рыхлой соединительной тканью с кровеносными и нервными сосудами – пульпа. При помощи зубов пища раздробляется, размельчается и перетирается. Зубы также играют роль в образовании звуков. В период смены передних зубов дети чуждаются товарищей, избегают отвечать на уроках, становятся менее общительными. Таких детей следует оберегать от дополнительных технических травм, т.к. всё это может отразиться как на их физическом развитии, так и на формирующемся характере. При недостатке в пище витаминов С, Д и др. нарушается обмен веществ в организме. В том числе, и в зубах. Это ведёт к нарушению питания дентина и эмали, а значит, и к заболеванию зубов.
Заболевания зубов
Кариес − Пульпит – нарушается целостность эмали. В зубе воспаление мягких тканей в появляется полость. Причина − неправильный центре зуба. режим питания, недостаток в воде фтора.
Заболевания зубов важно своевременно устанавливать, т.к. потеря зубов нарушает процесс пищеварения и ведёт к разнообразным заболеваниям пищеварительного тракта. Тема: Физиология пищеварения Пищеварение – процесс обработки пищи и расщепления пищевых веществ на более простые составные части, которые могут быть усвоены организмом. Начальный этап физической и химической обработки пищи, а также её апробация происходят в ротовой полости. В ротовой полости пища измельчается с помощью зубов. В неё открываются протоки 3-х пар крупных слюнных желез (околоушных, подъязычных, подчелюстных) и множество мелких. Тщательное пережёвывание пищи способствует лучшему контакту её компонентов со слюной, защищает пищеварительный тракт от механических повреждений, ускоряет достижение чувства сытости. В слюне содержится муцин, придающий ей вязкость, бактерицидное вещество лизоцим и ферменты амилаза и мальтаза, расщепляющие полисахариды до глюкозы, а также минеральные соли. Итак, в ротовой полости начинается частичное расщепление углеводов. Ферменты слюны действуют только в слабощелочной среде и при температуре тела. Из ротовой полости измельчённая и частично расщеплённая пища попадает в глотку, а затем − в пищевод. В нём физическое состояние и химический состав пищи не меняется. Из пищевода пища попадает в желудок. Железы желудка вырабатывают и выделяют желудочный сок. Это бесцветная жидкость кислой реакции. Он состоит из воды, ферментов, соляной кислоты и слизи. Кислота активизирует работу ферментов и губительно действует на некоторые микроорганизмы. Слизь предохраняет стенки желудка от механических повреждений. Ферменты пепсины расщепляют белки, липиды расщепляют эмульгированные жиры, химозины створаживают молоко. Продолжительность пищеварения в желудке зависит от вида и усвояемости пищи (от 2 до 8 часов). 12-типерстная кишка (25-30 см) является начальным отделом тонкого кишечника. Она играет основную роль в пищеварении, поскольку здесь происходит переваривание белков, жиров, углеводов с помощью ферментов, поступающих из поджелудочной железы и желчи, вырабатываемой клетками печени. Печень участвует во всех видах обмена веществ, играет роль в поддержании гомеостаза, в синтезе и депонировании органических соединений, в ней обезвреживаются ядовитые продукты обмена. В тонком кишечнике осуществляется активное всасывание воды, минеральных веществ, витаминов. Осуществляет регуляторную и гомеостатическую функцию, синтезирует витамин А и другие биологически активные вещества, окисляет канцерогенные углеводороды до нетоксичных соединений. Толстый кишечник населён симбиотическими микроорганизмами, которые выполняют ряд полезных функций: препятствуют жизнедеятельности и размножению болезнетворных микробов, синтезируют витамины (В, К), которые расщепляют клетчатку. В результате в кишечнике создаётся кислая среда, которая препятствует гнилостному бактериальному разложению белков. В толстом кишечнике осуществляется всасывание воды, минеральных веществ, витаминов, глюкозы. Каловые массы удаляются через прямую кишку. Вместе с ними удаляются продукты обмена, как холестерин, кальций, металлы, соли, плохо растворимые в воде. Нарушение процессов пищеварения и расстройство ритмов соковыделения происходит при систематических погрешностях режима питания, редких приёмах пищи и поспешной еде. Большое количество пищи, съеденной за один приём, вызывает растяжение стенок желудка и ухудшает самочувствие человека. Перенасыщение пищи холестерином приводит к образованию желчных камней. Тормозят желчеобразование холод, голодание и недостаточность кислорода. Нарушают желчевыделительную функцию и внешнюю секрецию поджелудочной железы избыточное потребление жиров, белков, поваренной соли, лука, чеснока, поспешная еда… Употребление рафинированных и других продуктов, лишённых балластных веществ (белый хлеб, макароны, рис, манная крупа, яйца…), нарушает двигательную и выделительную функцию кишечника, приводит к развитию запоров. Образующиеся при этом токсические вещества поступают в кровь, а затем в печень, отягощая её функцию. Перегрузка рациона мясными продуктами усиливает процессы гниения и способствует интоксикации организма. Употребление кисломолочных продуктов, свёклы, моркови, сухофруктов (слив) активизирует перистальтику кишечника и подавляет деятельность его гнилостной микрофлоры. Правильное питание – залог здоровья.
Тема. Гигиена питания Рациональное питание обеспечивает растущий организм необходимыми для его гармоничного роста и развития энергией и питательными веществами в качественных соотношениях и достаточном количестве. Потребность конкретного человека в разных компонентах еды зависит от многих факторов: от величины физической нагрузки, возраста, пола, конституции организма, условий окружающей среды, активности нервной и эндокринной систем, беременности и т. д.. Количество и состав продуктов питания, необходимых человеку в сутки, называется пищевым рационом. Составление сбалансированного пищевого рациона основывается на трёх основных физиологических принципах: 1. Калорийность суточного рациона человека должна соответствовать его энергозатратам. 2. Количество белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов должно быть равное, по крайней мере, минимальное. 3. Количество витаминов, солей и микроэлементов должно быть ниже токсического уровня. Взрослому человеку среднего роста и массы требуется в сутки 80-100 г белков 70-80 г жиров 350-400 г углеводов Чтобы обеспечить достаточное количество витаминов и минеральных солей, в рационе должны быть свежие овощи, фрукты, соки. Наиболее рациональным является четырёхразовое питание. Завтрак – 20-25% Второй завтрак – 10-15% Обед – 40-45% Ужин – 20-25% Для школьников, занимающихся в I-ую и II-ую смену, рекомендован режим питания:
Важное значение имеют соотношения пищевых рационов. Наилучшим соотношением считаются: Б: Ж: У = 1: 1: 5 – для младших школьников Для средних классов 1: 1: 4 − для старших классов и взрослых Физиологические нормы употребления питательных веществ меняются с возрастом и обусловлены энергозатратами организма. Потребность детей в витаминах повышается в связи с напряжением процессов роста и обмена веществ в организме. Т.к. в организме витамины не синтезируются, то они должны постоянно поступать с едой. Недостаток поступления витаминов – гиповитаминоз. Лишнее поступление – гипервитаминоз. При организации питания школьников нужно уделять внимание горячему обеду в школе, калорийность которого должна быть для детей 7-12 лет 500-600 ккал − для городских школ и 800 ккал − для сельских (т.к. дети живут дальше от школы). Перед сном приём еды, богатой белками и жирами, отрицательно влияет на процессы пищеварения и организм в целом. В период сна все физиологические процессы замедляются, что усложняет переваривание еды. Поэтому детям дают немножко овощей и молока не позже, чем за 2 часа до сна.
Тема. Строение и функции органов дыхания Дыхание – это совокупность физиологических процессов, обеспечивающих газообмен между организмом и внешней средой и окислительные процессы в клетках, в результате которых выделяется энергия. Органы дыхания Воздухоносные пути Лёгкие - носовая полость - носоглотка - гортань - трахея - бронхи
Органы дыхания выполняют следующие функции: воздухопроводную, дыхательную, газообменную, звукообразовательную, определение запаха, гуморальную, участвуют в липидном и водно-солевом обмене, иммунную. Носовая полость образована костями, хрящами и выстлана слизистой оболочкой. Продольная перегородка делит её на правую и левую половины. В носовой полости воздух согревается (кровеносные сосуды), увлажняется (слеза), очищается (слизь, ворсинки), обеззараживается (лейкоциты, слизь). У детей носовые ходы узкие, а слизистая оболочка при малейшем воспалении набухает. Поэтому дыхание детей, особенно в первые дни жизни, затруднено. Есть и другая этому причина – придаточные полости и пазухи у детей недоразвиты. Например, гайморова полость полного развития достигает только в период смены зубов, лобная – до 15 лет. Слезно-носовый канал широкий, что ведёт к проникновению инфекции и возникновению конъюнктивитов. При дыхании носом происходит раздражение нервных окончаний слизистой оболочки, рефлекторным путем усиливается сам акт дыхания, его глубина. Поэтому при дыхании через нос в легкие поступает больше воздуха, чем при дыхании через рот. Из носовой полости через хоаны воздух попадает в носоглотку – воронкообразную полость, которая сообщается с полостью носа и через отверстие евстахиевой трубы соединяется с полостью среднего уха. Носоглотка выполняет функцию проведения воздуха. Гортань – это не только отдел воздухоносных путей, но и орган голосообразования. Она выполняет и защитную функцию – препятствует попаданию пищи и жидкости в дыхательные пути. Надгортанник расположен над входом в гортань и прикрывает её в момент глотания. Наиболее узкий отдел гортани – голосовая щель, которая ограничивается голосовыми связками. Длина голосовых связок у новорожденных одинакова. К моменту полового созревания у девочек составляет 1,5 см, у мальчиков – 1,6 см. Трахея является продолжением гортани. Это трубка длиной 10-15 см у взрослых и 6-7 см у детей. Скелет её состоит из 16-20 хрящевых полуколец, препятствующих спаданию её стенок. На всём протяжении трахея выстлана мерцательным эпителием и содержит много железок, выделяющих слизь. В нижнем конце трахея делится на 2 главных бронха. Стенки бронхов поддерживаются хрящевыми кольцами и выстланы мерцательным эпителием. В лёгких бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Самые тонкие веточки называются бронхиолами, которые заканчиваются выпуклыми мешочками, стенки которых образованы большим количеством альвеол. Альвеолы оплетены густой сетью капилляров малого круга кровообращения. В них происходит обмен газов между кровью и альвеолярным воздухом. Лёгкие – это парный орган, занимающий почти всю поверхность грудной клетки. Лёгкие состоят из бронхиального дерева. Каждое лёгкое имеет форму усеченного конуса, расширенной частью прилегающего к диафрагме. Верхушки лёгких выходят за ключицы в область шеи на 2-3 см. Высота лёгких зависит от пола и возраста и составляет приблизительно 21-30 см у взрослых, а у детей соответствует их росту. Масса лёгких также имеет возрастные различия. У новорожденных примерно 50 г, младших школьников – 400 г, у взрослых – 2 кг. Правое лёгкое несколько больше левого и состоит из трёх долей, в левом – 2 и имеется сердечная вырезка – место прилегания сердца. Снаружи лёгкие покрыты оболочкой – плеврой – имеющей 2 листка – лёгочный и пристеночный. Между ними находится замкнутая полость – плевральная, с небольшим количеством плевральной жидкости, которая облегчает скольжение одного листка по другому при дыхании. В полости плевры воздух отсутствует. Давление в ней отрицательное – ниже атмосферного.
Тема. Механизмы вдоха и выдоха.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.251 (0.02 с.) |