Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критические периоды в постнатальном развитии детей.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Индивидуальное развитие детского организма от момента оплодотворения яйцеклетки до окончания жизни называется онтогенезом. В генотипе оплодотворённой яйцеклетки закодирована информация не только обо всех свойствах и признаках будущего организма, но и потенциальная возможность реализовать весь жизненный цикл индивидуального развития. Следовательно, начало роста и развития зиготы определяется внутренним (эндогенным) фактором и энергетическими резервами (экзогенными). Рост – это увеличение массы и линейных размеров организма, осуществляемое за счёт увеличения числа и массы клеток. Каждый организм имеет генетически предопределённый потенциал роста, но его реализация зависит от того, насколько благоприятствует этому внешняя среда. Наиболее активный рост характерен для молодого организма (до 20) лет, далее наступает фаза его стабилизации, а с 50 лет – медленное снижение ростовых процессов. На рост человека критическое влияние оказывает эндокринная система, особенно гормон роста и производные щитовидной железы. (Карликовость, гигантизм). К числу наиболее значимых факторов, воздействующих на рост и развитие, относится двигательная активность. Она играет роль в становлении организма с момента оплодотворения и в течение всего онтогенеза. Повышенная двигательная активность сопровождается усилением процессов анаболизма, что ведёт к усилению роста и развития, недостаток движений – наоборот. Избыточное питание, высокая температура среды и другие факторы ослабляют и уменьшают функциональные резервы организма и ускоряют процессы старения. Развитие разных органов и систем происходит неравномерно и неодновременно. В первую очередь оно затрагивает те из них, функционирование которых жизненно необходимо на данном этапе онтогенеза. Например, к моменту рождения у ребёнка достаточно хорошо развит спинной мозг, обеспечивающий регуляцию основных жизненных отправлений организма, чего нельзя сказать о головном мозге. Индивидуальное развитие представляет собой цепь последовательно сменяющих друг друга в микро- и макромасштабах времени переходных периодов. Каждый из них характеризуется комплексом морфофункциональных особенностей: длиной и массой тела, формой, пропорциями телосложения, основными показателями физического развития, интенсивностью роста. В индивидуальном развитии различают 2 основных этапа: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения). В последнем выделяют три этапа: роста, зрелости и старости. В фазе роста происходит постепенное увеличение массы тела и формирование морфологических, физиологических и биохимических особенностей организма. Зрелость отличается полным развитием систем организма, а старость является инволюционным процессом и характеризуется уменьшением размеров тела, постепенным ослаблением физиологических функций, затуханием жизненных процессов. Более дифференцированная характеристика возрастных особенностей с учётом морфологических, физиологических, биохимических показателей позволяет выделить 15 периодов жизни человека (см. табл.). Смена одного периода последующим обозначается как переломный этап индивидуального развития. В его рамках происходит преобразование системы внутренних и внешних взаимосвязей, присущей предыдущему возрастному этапу. Формирующаяся система должна обеспечить адаптацию к новым условиям среды, с которыми организм не взаимодействовал в предыдущие возрастные периоды. К моменту рождения рост зрелого доношенного ребёнка в среднем равен 50-55 см, масса тела 3-3,5 кг. Возможны незначительные колебания. В течение первого года жизни происходит наибольший прирост длины тела на 20-25 см, за второй – 12-13 см, третий – 7-8 см. Затем темп роста стабилизируется и составляет 4-5 см в год. Рост ребёнка школьного возраста можно рассчитать по формуле L = 75 + 5n (n – возраст, лет). В период полового развития наблюдается усиление роста. После 20-25 лет прирост тела в длину практически прекращается. Масса тела является более лабильным показателем и зависит от многих причин экзо- и эндогенного характера. Она отражает развитие костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки. К году масса тела ребёнка утраивается. У детей старше года её можно рассчитать по формуле m = 10 + 2n (n – возраст от 2 до 11 лет). До 18-25 лет масса тела не растёт, а затем у здорового человека поддерживается на одном уровне до 40-46 лет. Не менее важным показателем развития и состояния здоровья организма является окружность грудной клетки. При рождении она составляет 32-35 см. В течение первого года она увеличивается в месяц на 1,2-1,3 см, составляя к году 47-48 см. С 10 до 16 лет величину можно определить по формуле: ОГК = 63 + 3 (n – 10). Внешним показателем развития служит и изменение пропорций тела. С возрастом относительные размеры головы уменьшаются, а длина рук и ног увеличивается. За весь период развития длина ног увеличивается примерно в 5 раз, рук – в 4, а туловища – в 3 раза. Оценку физического развития детей производят с помощью методов антропометрии, изучая соматометрические, соматоскопические и физиометрические признаки. Физическое развитие детей обычно оценивают путём сопоставления их индивидуальных показателей с возрастными стандартами. У детей с отклонениями в физическом развитии, как правило, имеются нарушения деятельности сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной и других систем, поэтому они подлежат особому углубленному обследованию, для них необходимы индивидуальные специальные планы оздоровления. Психическое развитие детей происходит на фоне становления нервных структур, гуморального аппарата и представляет собой процесс усложнения психических функций, происходящий под влиянием наследственно-биологических и социальных факторов. В психическом развитии ребёнка, также как и в физическом, выделяют три критических периода: 3-4 года, 7-8 и 12-14 лет. Резкое напряжение деятельности всех физиологических систем организма в эти периоды повышает подверженность как соматическим, так и нервно-психическим заболеваниям. Особенно сложен в этом отношении пубертатный период, характеризующийся половым созреванием, гормональной перестройкой, резкими вегетативно-сосудистыми сдвигами в организме. Поведение подростков в этот период отличается эмоциональностью, завышенными требованиями к своей внешности и порождаемыми этим комплексами неполноценности. Существенные поправки в закономерности психического развития вносит феномен акселерации. Так в последнее время у многих детей раньше формируется речь, характер, развиваются способности к обобщению, абстрактному мышлению. Вместе с тем нередко отмечается дисгармония психического и физического развития, в результате которой зрелые в физическом, половом отношении подростки обнаруживают черты психической инфантильности (подчиняемость постороннему влиянию, внушаемость, стремление к немедленному удовлетворению желаний …). На протяжении последнего столетия во всех частях света наблюдается значительное ускорение физического развития детей: увеличение роста, массы, окружности грудной клетки, ускорение полового созревания и т. д. Такие изменения называются акселерацией. Биологические механизмы её до сих пор окончательно не выяснены.
Акселерация
эпохальнаяиндивидуальная Причины: Причины: повышение солнечной активности генотипическая обусловленность, и радиационного фона Земли, рациональное питание, занятия урбанизация, улучшение социальных спортом и т. д. условий жизни, синтетические витамины
Выделяют на основании учёта соотношения антропометрических показателей гармонический и дисгармонический типы акселерации. К гармоническому относятся дети, у которых антропометрические показатели выше средних значений. К дисгармоническому – ниже. В то же время существует и другой взгляд на акселерацию как на результат нарушения жирового обмена во время беременности. Известно, что чем больше полнеет женщина во время беременности, тем выше вес ребёнка при рождении. Крупный плод – это и «старый» плод, т. к. вес плода соответствует его биологическому, а не хронологическому возрасту. Авторы этой гипотезы отмечают сопряжённость ускоренного развития с «современными» болезнями – атеросклерозом, сахарным диабетом, гипертонией, ожирением и т. д. Наряду с акселерацией у отдельных детей наблюдается отставание в росте и развитии организма – ретардация. Причинами могут быть: недостаточное или несбалансированное питание, постоянное недосыпание, переутомление, хронические или инфекционные заболевания, физические недостатки.
Школьная зрелость С явлением неравномерного роста и развития детей возникают проблемы, касающиеся, в частности, вопросов определения школьной зрелости. Под ней понимают степень морфофункционального развития детей, которая оказывается достаточной для осуществления сложного комплекса приспособительных реакций, необходимых для начала обучения в школе. К медицинским критериям оценки зрелости ребёнка относят: состояние его здоровья на период осмотра, уровень биологической зрелости и заболеваемость за предшествующий период. В психофизиологические критерии входят: результаты выполнения теста Керна–Ирасека, качество звукопроизношения и мотометрический тест Озерецкого (Куинджи, 2001). Дети, у которых были выявлены некоторые отклонения в развитии необходимых функций, требуют проведения индивидуальных занятий с целью развития моторики мелких мышц кисти (рисование, лепка, вырезание ножницами и т. п.), занятий с логопедом, и перед поступлением в школу (апрель–май) осуществляется их повторное обследование. Не достигшие школьной зрелости дети к обучению не допускаются, поскольку требования школы превышают их резервные возможности и провоцируют у них развитие неврозов. Исследования показывают, что среди шестилетних детей обычно только 49% готовы к школе, а среди детей 6,5 лет – 68%. При правильной организации учебного процесса отрицательных изменений в организме детей, начавших заниматься в школе с 6 лет, не выявляется.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.235 (0.008 с.) |