Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биологический и паспортный возрастСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Каждый возрастной этап характеризуется комплексом морфофункциональных признаков: определённой массой, длиной тела, формой… Наиболее объективно биологический возраст демонстрирует уровень окостенения скелета. Но этот тест связан с рентгенологическими исследованиями. Надёжным показателем биологической зрелости является степень полового созревания, которая оценивается по выраженности вторичных половых признаков. Для детей младшего школьного возраста критериями являются: число постоянных зубов, скелетная зрелость и длина тела. Если большинство признаков находится в средневозрастных пределах, биологическое развитие считается нормальным. Паспортный возраст – это возраст, тождественный его календарному. Отставание от паспортного возраста является признаком ретардации. Такие дети менее активны на занятиях, отвлекаются и быстро утомляются. У них чаще отмечается перенапряжение зрительного и двигательного анализаторов, сердечно-сосудистой и нервной систем. Дети также нуждаются в индивидуальном подходе при обучении, проведении комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий. Школьники с ускоренным темпом развития также часто имеют низкую работоспособность, избыточную массу тела, склонность к инфекционным заболеваниям, функциональным расстройствам, гипертонии. Своевременная идентификация детей с несоответствием паспортного и биологического возрастов позволяет проводить углубленное обследование их состояния и разрабатывать индивидуальные планы оздоровления. Тема. Значение нервной системы. Строение периферической и центральной нервной системы человека. Спинной мозг. Головной мозг Значение: · Осуществляет связь организма с окружающей средой. · Регулирует деятельность органов и систем органов. · Обеспечивает координированную деятельность между органами и системами органов в процессе деятельности организма и в соответствии с её характером. · Способность человека к абстрактному мышлению связана с деятельностью коры больших полушарий головного мозга. Нервная система
центральная периферическая нервная система нервная система (Г. М. и С. М.) (нервы, нервные узлы, волокна, отходящие от ЦНС)
соматическая вегетативная нервная система нервная система (регулирует работу (регулирует работу мышц тела) внутр. органов)
черепно- и спинно- симпатическая мозговые нервы парасимпатическая
Спинной мозг Формирование ЦНС начинается с образования спинномозговой трубки на начальных зародышевых стадиях. Впоследствии из неё развивается спинной мозг и отделы головного мозга. Спинной мозг располагается в позвоночном канале; снаружи он окружён тремя оболочками: твёрдой, паутинной, мягкой. Внешне спинной мозг представляет собой тяж. Масса и длина его зависят от возраста и пола: Новорожденный 14 – 16 см 5 г Младший школьник 30 – 32 см 18 г Взрослый 43 – 45 см 30 г Спинной мозг несколько сплющен спереди назад, с очень узкой полостью посередине – центральным каналом. В центре находится спинно-мозговой канал, заполненный ликвором. Спинной мозг берёт начало от большой затылочной впадины. В нижних отделах спинной мозг суживается и на уровне второго поясничного позвонка образует мозговой конус. Растёт спинной мозг неравномерно. Наиболее быстро растут грудные сегменты. Спинной мозг имеет шейный и грудной изгибы, а также шейное и поясничное утолщение. У новорожденных утолщения наиболее выражены и центральный спинномозговой канал шире. Как и в позвоночнике в спинном мозге выделяют следующие отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый. На поперечном срезе видно, что спинной мозг состоит из серого вещества (внутри) и белого (по краям). В сером веществе выделяют передние (короткие и широкие выступы) и задние (узкие, длинные) рога. От передних рогов отходят эфферентные нейроны, которые передают возбуждение из ЦНС регулируемым органам. К задним рогам подходят аксоны афферентных нейронов, которые делятся на восходящую и нисходящую ветви, которые образуют связь с разными отделами спинного и головного мозга. По мере выхода из спинного мозга рога образуют смешанные спинномозговые нервы (31 пару). Белое вещество образовано длинными отростками нервных клеток и делится на передние, задние и боковые столбы. В них размещены проводящие пути. По восходящим путям возбуждение передаётся от рецепторов нейронам спинного мозга и далее в отделы головного мозга. По нисходящим – от головного мозга через спинной мозг к рабочим органам. Основные функции: серого вещества – рефлекторная, белого вещества – проводниковая.
Головной мозг Головной мозг ребёнка к моменту рождения не заканчивает своего развития. Масса мозга новорожденного 400 г, в год – 800 г, младшего школьника – 1300 г, взрослого – 1600 г. Головной мозг покрыт тремя оболочками и состоит из ствола и переднего мозга. Головной мозг
стволпередний мозг - продолговатый - промежуточный - мост (варолиев) - большие полушария - мозжечок - средний
От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов.
Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. В его сером веществе находятся центры, регулирующие дыхание, деятельность сердца, жевание, сосание, глотание, слюноотделение, чихание, кашель, тонус скелетных мышц, а также центры, регулирующие вегетативные функции. К 7 годам созревание ядер продолговатого мозга в основном заканчивается. Мост выполняет проводниковую функцию. От него и продолговатого мозга отходят 8 пар черепных нервов. Мозжечок состоит из двух полушариев и червя. Функции: поддерживает мышечный тонус, координирует движения. Усиленный рост мозжечка отмечается на первом году жизни. К 15 годам достигает размеров взрослого. Средний мозг состоит из четверохолмия и ножек. Передние бугорки четверохолмия содержат центры ориентировочных рефлексов на зрительные раздражения. Задние – на слуховые раздражения. Есть в среднем мозге красное ядро, регулирующее тонус скелетных мышц. В стволовой части мозга содержится особое образование, состоящее из скоплений нейронов различных типов с множеством отростков, которые переплетаются и образуют густую нервную сеть – сетчатую или ретикулярную формацию. Она поддерживает кору в рабочем состоянии, влияет на тонус скелетных мышц и на функционирование сердечно-сосудистой системы. Действует под контролем коры больших полушарий. Промежуточный мозг. Важнейшие функции выполняют структуры, включающие в себя зрительный бугор (таламус) и подбугровую область (гипоталамус). Через бугры проходят импульсы в кору головного мозга. Подбугровая область с гипофизом регулирует обмен белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей. Здесь находятся центры насыщения и голода, регуляции температуры тела. Ядра её участвуют во многих сложных поведенческих реакциях (половые, пищевые, агрессивно-оборонительные). Это высший подкорковый центр регуляции жизненно важных процессов, их интеграции в сложные системы, обеспечивающие целесообразное приспособительное поведение. Большие полушария головного мозга расположены над передней поверхностью ствола мозга. Они соединены крупными пучками нервных волокон, образующих мозолистое тело. У взрослого человека их масса составляет 80% массы головного мозга и в 40 раз превышает массу ствола. Сверху большие полушария покрыты корой – филогенетически молодым образованием мозга. Образована она слоем серого вещества, состоящего из тел нейронов, толщиной 1,5 – 4 мм. Под ним находится слой белого вещества с ядрами серого, которые отвечают за формирование чувств и эмоций. Нервные клетки коры залегают 6-ю слоями. Общая площадь коры – 1700 – 2000 см2. В коре насчитывается от 12 до 18 млрд. нервных клеток. Самая крупная борозда – центральная и боковая. В коре различают несколько долей: - лобную; - теменную; - затылочную; - височную.
К коре приходят импульсы от разных анализаторов – это сенсорные зоны. Информация от органов зрения – в затылочную область, от органов слуха – в височную, от рецепторов кожи – в область за центральной бороздой, от мышц и сухожилий – перед центральной бороздой. С особыми участками мозга связана речь человека. При нарушении этих участков наблюдаются нарушения речи. При нарушении слухового центра человек утрачивает способность понимать устную речь. Он слышит звуки речи, но не понимает значения. Нарушение зрительного центра речи приводит к потере способности понимать прочитанное. Двигательный центр речи обеспечивает выговаривание слов, их написание. Человек разговаривает, читает, пишет и понимает смысл слов при обязательном взаимодействии всех этих центров. С внутренней стороны каждого полушария находится обонятельная зона. Большая часть нервных путей, идущих как к коре, так и от неё перекрещивается, а поэтому правое полушарие связано с левой частью тела и наоборот. Вся кора функционирует как единое целое.
К моменту рождения ребёнка кора больших полушарий имеет такой же тип строения, как у взрослого. Однако поверхность её после рождения увеличивается за счет формирования мелких борозд и извилин. Различные корковые зоны созревают неравномерно. Наиболее рано созревает соматосенсорная (от мышц, сухожилий) и двигательная кора, позже – зрительная и слуховая. К 7 годам отмечается резкий скачок в развитии ассоциативных областей (речевых). Наиболее поздно созревают лобные области коры.
Тема. Нервная ткань и её физиологические свойства.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.112.23 (0.01 с.) |