Вопрос 3. Механизм составления промежуточного и окончательного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Механизм составления промежуточного и окончательного



Ликвидационного баланса

Ключевым бухгалтерским документом предприятия-банкрота является промежуточный

ликвидационный баланс, поскольку в нем отражены все активы предприятия, составляющие его

конкурсную массу, а также результаты рассмотрения требований кредиторов. При этом

конкурсная масса — это не только имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного

производства, но и выявленное в процессе его проведения.

Промежуточный баланс составляется на дату открытия конкурсного производства в целях

отражения имущественного положения предприятия до начала реализации его активов и

производства каких-либо расходов ликвидационной комиссией. При этом промежуточный баланс

должен отражать результаты рассмотрения требований кредиторов, следовательно, составление

его возможно не ранее закрытия реестра требований кредиторов, т. е. не ранее истечения срока,

установленного конкурсным управляющим для предъявления претензий. В течение этого периода

проводятся инвентаризация и оценка имущества должника, имевшегося на момент банкротства.

В ходе инвентаризации проводится анализ сделок по отчуждению активов, и начинается

работа по оспариванию сделок, противоречащих Закону. Как правило, ликвидационная комиссия

участвует во множестве судебных дел, связанных с возвратом активов из незаконного владения,

взысканием процентов и штрафов по непогашенной своевременно дебиторской задолженности,

положительный исход которых может существенно увеличить конкурсную массу и изменить

перспективы погашения требований кредиторов.

 

При ликвидации предприятия необходимо составление ликвидационного баланса, на базе

которого принимаются управленческие решения собственниками, кредиторами, инвесторами и


 

50

др. Целью составления ликвидационного баланса является определение ликвидационной

стоимости предприятия. Ликвидационный баланс имеет ряд особенностей по сравнению с

операционным бухгалтерским балансом. Впервые эти особенности были проанализированы

В.Д. Новодворским. Он выделил следующие 4 особенности ликвидационного баланса:

1. Ликвидационный баланс является инвентарным балансом.

2. Баланс не должен содержать остатков по регулирующим счетам (02, 05, 16, 42, 59, 63) и

бюджетно-распределительным счетам (97, 98).

3. Использование футуристической концепции оценки актива баланса.

4. Применение иной группировки статей актива и пассива, соответствующей фактической

степени ликвидности имущества и установленному законом или нормативным документом

порядку удовлетворения требований к предприятию.

В хозяйственной практике выделяют упорядоченную и принудительную ликвидацию. При

упорядоченной ликвидации распродажа активов осуществляется в течение разумного периода

времени, чтобы можно было получить высокие цены продажи активов. Для наименее ликвидной

недвижимости предприятия этот период составляет около двух лет. Он включает в себя время

подготовки активов к продаже, время доведения информации о продаже до потенциальных

покупателей, время на обдумывание решения о покупке и аккумулирование финансовых средств

на покупку, перевозку и т.д.

При принудительной ликвидации активы распродаются настолько быстро, насколько это

возможно, часто одновременно и на одном аукционе. Принудительной ликвидации соответствует

понятие «принудительная ликвидационная стоимость предприятия».

В практике различают и третий вид ликвидационной стоимости - ликвидационную

стоимость прекращения существования активов предприятия. В этом случае активы

предприятия не продаются, а списываются и уничтожаются, а на данном месте строится

новое прогрессивное предприятие, дающее значительный экономический (социальный)

эффект. В этом случае стоимость предприятия представляет собой отрицательную величину,

так как требует от владельца предприятия определенных затрат на ликвидацию активов,

При составлении ликвидационного баланса необходимо учесть затраты на ликвидацию

данного предприятия, которые могут включать в себя комиссионные риэлторов, юристов,

оценщиков, административные издержки по поддержанию работы предприятия вплоть до

завершения его ликвидации, выходные пособия и выплаты, расходы на перевозку проданных

активов и др.

Ликвидационная стоимость аналогична текущей цене выбытия и текущему денежному

эквиваленту, за исключением того, что определяется обстоятельствами, складывающимися на

другом рынке. Текущая цена выбытия предполагает нормальную сделку по продаже и обычную

нормальную прибыль, а текущий денежный эквивалент, по крайней мере, обычную

организованную ликвидацию.

Некоторые авторы, например Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Ф., понимают

ликвидационную стоимость как стоимость активов предприятия при принудительной их продаже

постоянным клиентам фирмы по резко сниженным ценам, либо другим фирмам обычно ниже

себестоимости. Данный подход представляется слишком узким, так как полностью игнорирует

ситуацию добровольной ликвидации предприятия и упорядоченной распродажи его активов. В

связи с этим такая оценка не является реалистичной и имеет весьма ограниченную область

применения (например при утрате активов своей полезности, их устаревании и т.д.).

Жак Ришар дает следующее определение ликвидационного баланса: «Этот балансовый

отчет содержит все активы (нематериальные и материальные) по цене их ликвидации при

условии, что активы предприятия будут реализованы по частям; долги также оцениваются с этой

точки зрения (имеется в виду непринудительная ликвидация).

Экономический механизм составления ликвидационного баланса, разработанный

профессором Бреславцевой Н.А., сводится к последовательному удовлетворению обязательств

предприятия, получению дебиторской задолженности, реализации материальных ценностей,

основных средств и других активов и удовлетворению обязательств предприятия в соответствии


 

51

с установленной очередностью.

Составление ликвидационного баланса требует реализации комплекса ликвидационных

бухгалтерских проводок с использованием метода двойной записи.

В зависимости от состояния бизнеса на предприятии результаты ликвидационного баланса

могут быть различными. Можно выделить следующие базовые варианты:

1. В активе баланса - счета денежных средств, в пассиве -источники собственных средств

(уставный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль).

2. Собственный капитал полностью проеден, итог баланса отрицательный.

Алгоритм составления ликвидационных проводок включает в себя следующие этапы:

1. Реализация активов в зависимости от степени их ликвидности, т.е. со 2 по 1 разделы

актива баланса.

2. Удовлетворение обязательств (начиная с 5 по 3 раздел пассива баланса) в соответствии с

установленной очередностью удовлетворения требований кредиторов и списания денежных

средств со счета (ст. 64, ст. 855 ГК РФ).

3. При недостаточности средств последовательно используются источники, расположенные

в 4 разделе пассива баланса (начиная с 480 по 410 строку).

4. Все имущество предприятия, отраженное в бухгалтерском балансе, образует конкурсную

массу (активы), в которую включаются все объекты, принадлежащие предприятию с

подразделением на свободные от обязательств и заложенные.

5. Оценка активов предприятий производится в порядке, установленном законодательством

РФ в контексте с конкретными случаями, договорами, соглашениями.

6. Имущество, являющееся предметом залога, обеспечения обязательств и платежей,

выданных и полученных, направляется на погашение соответствующих обязательств прямым

путем в соответствии с наступившей очередью погашения обязательств.

7. В активы не включается имущество, не принадлежащее предприятию на праве

собственности, арендованное имущество, материалы, принятые в переработку, находящиеся на

ответственном хранении, комиссии, имущество работников предприятия.

8. Удовлетворение обязательств при ликвидации юридического лица производится в порядке

очередности, установленной ст. 64 «Удовлетворение требований кредитора» ГК РФ.

9. Удовлетворение обязательств при составлении нулевого баланса во всех остальных

случаях производится в порядке очередности, установленной ст. 855 «Очередность списания

денежных средств со счета» ГК РФ.

Продажа различных видов активов предприятия производится в различные сроки.

Например, недвижимое имущество предприятия, как правило, может быть реализовано за

довольно продолжительный промежуток времени. Данный срок зависит от различных факторов,

например от профиля предприятия (чем более универсальный характер производства, тем легче

осуществить перепрофилизацию и тем легче и быстрее его продать). Максимальный срок

продажи всех активов крупного предприятия может составить 24 месяца. Оборудование,

машины, механизмы предприятия могут быть проданы и вывезены в более короткий срок.

Остальные активы можно реализовать сразу же после принятия решения о продаже активов.

Ниже приводится примерный календарный график ликвидации активов предприятия.

Ликвидацию активов осуществляет специально созданная для этого группа, в которую наряду

с работниками предприятия включают риэлторов, оценщиков, юристов, аудиторов.

Расчет текущей стоимости активов осуществляется методом накопления активов. Для расчета

используются данные баланса предприятия на дату оценки (либо на последнюю отчетную дату).

Проверка и корректировка счетов баланса производится одновременно с проведением

инвентаризации имущества предприятия на дату оценки. Инвентаризация производится в

соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых

обязательств, утвержденными Минфином РФ 13.06.1995 г., приказ №49, при привлечении

эксперта-оценщика и аудитора качество составления ликвидационного баланса повышается.


 

52

В ликвидационном балансе необходимо учесть затраты, связанные с ликвидацией

предприятия. Данные затраты возникают как при продаже активов предприятия, так и до

продажи могут включать в себя:

· комиссионные (расходы на риэлторские, оценочные, юридические, аудиторские

услуги);

· налоги и сборы, уплачиваемые при продаже основных средств;

· скидки с продаж;

· затраты на хранение запасов и готовой продукции до их продажи;

· затраты на транспортировку (если предусмотрено договором);

· затраты по налогообложению, страхованию и охране активов до их продажи;

· выходные пособия и прочие выплаты работникам предприятия;

· управленческие расходы.

Так как в календарном графике ликвидации активов предприятия заложены различные сроки

их продажи, то ликвидационная стоимость каждого актива с учетом корректировки на затраты,

связанные с ликвидацией необходимо дисконтировать. Ставка дисконта будет определяться

периодом дисконтирования. По результатам предварительного аналитического ликвидационного

баланса, аудитор (финансовый аналитик) делает предварительные выводы, характеризующие

результаты условной реализации активов, для того чтобы ликвидационная комиссия приняла

решение о возможных формах реализации предприятия, которые представлены в таблице 5.

При составлении ликвидационных балансов производится уточнение наличия рыночной

стоимости активов и пассивов фирмы с привлечением разнообразных экспертных данных. Эти

экспертные данные позволяют более точно определить рыночную стоимость активов фирмы.


 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

 

Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»

 

 

УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬЕТ

 

 

Риполь-Сарагоси Ф.Б.

 

УЧЕТ И АНАЛИЗ БАНКРОТСТВ

 

Учебно-методическая разработка

 

 

Ростов-на-Дону

 


 

1. Общие положения

 

Программа содержит вопросы курса «Учет и анализ при банкротстве» по основным темам

дисциплины. Задания и методические указания к ним дают возможность усвоить основные

приемы и правила ведения бухгалтерского учета, проведения экономического анализа,

выполнения оценки имущества предприятия при его банкротстве. Программа и методические

указания предназначены для студентов учетно-экономического факультета.

Студенты для выполнения задания распределяются по первой букве фамилии в следующем

порядке:

 

 

Вариант

+

А-Д 1, 2, 11

 

Е-К 3, 4, 12

 

 

Л-Н 5, 6, 13

 

 

О-С 7, 8, 14

 

 

Т-Я 9, 10

 

2. Цель и задачи изучаемой дисциплины.

 

Целью изучения курса «учет и анализ при банкротстве является освоение практического

содержания основных понятий и приемов бухгалтерского учета, экономического анализа и

оценочной деятельности в условиях банкротства. Кроме этого к цели изучения данной

дисциплины следует отнести изучение специфических особенностей организации банкротства,

техники и методологии учета, анализа и оценочной деятельности, как важнейших составляющих

экономического процесса банкротства или санации предприятия – банкротства.

Приступая к изучению дисциплины, студенты, прежде всего, должны ознакомиться с

содержанием программы курса.

Далее, используя законодательный, учетный и лекционный материал, освоить навыки

основных приемов бухгалтерского учета: составление отчетности в условиях банкротства в виде

ликвидационных (окончательных) балансов, нулевых балансов, составление консалтинговой

(сводной) отчетности. Освоить подходы к проведению экономического анализа и оценочной

деятельности при банкротстве предприятия. С этой целью необходимо выполнить задания

предложенные в настоящих методических указаниях.

 

3. Программа курса «Учет и анализ при банкротстве».

 

Тема 1. Общие представления о банкротстве предприятия, организации.


 

Зарубежный опыт банкротства предприятий, организаций. Нормативно – правовая база

процесса банкротства предприятия в России. Отечественный опыт проведения банкротства

предприятия. Концепция взаимосвязи оценки стоимости, учета, экономического анализа и

антикризисного управления при банкротстве предприятия.

 

Тема 2. Антикризисное управление предприятиям, организацией в условиях банкротства на

основе комплексного экономического баланса.

 

Антикризисное регулирование и экономико – правовые условия управления предприятием,

организацией. Предпосылки и признаки проявления неплатежеспособности предприятия в

финансовом обороте. Функционально – стоимостный анализ (ФСА) – инструментарий поиска

резервов предприятия.

Тема 3. Санация (оздоровление) предприятия на основе российских и международных

стандартов МОТ (Международной организации труда).

Основания для санации предприятия – банкрота. Процедура санации предприятия –

банкрота. Виды и основные этапы и санации, оздоровления предприятия, организации банкрота.

Тема 4. аналитическое исследование информационной базы системы бухгалтерских

балансов предприятия, организаций при выполнении антикризисного управления.

Концепция балансового управления экономическими процессами в предбанкротный

период. Сущность и методологические основы составления и использования нулевых

бухгалтерских балансов предприятия при банкротстве. Сущность и методологические основы

составления и применения консолидированных бухгалтерских балансов предприятий. Сущность и

методологические основы разработки и применения ликвидированных бухгалтерских балансов

предприятия при выполнении процедуры банкротства.

Тема 5. Достоверность балансов, отчетной информации и роль результатов оценочной

деятельности при этом.

Обстоятельства влияющие на достоверность балансовой, отчетной информации

предприятия, организации. Необходимость проведения оценки текущей, рыночной стоимости

имущественного комплекса предприятия для повышения степени достоверности балансовой,

отчетной информации.

Тема 6. Основы оценочной деятельности. Оценка стоимости – ее место и роль в

экономических процессах.

Основные подходы при выполнении оценки (сравнительный, затратный, доходный).

Методы оценки на основе сравнительного подхода. Методы оценки на основе затратного подхода.

Методы и оценки на основе доходного подхода. Российские стандарты оценки и лицензирование

оценочной деятельности.

Тема 7. концептуальная связь результатов оценочной деятельности, организации системы

учетной и отчетной информации, проведение комплексного экономического анализа при

выполнении антикризисного управления предприятием банкротом.

4. Состав задания по вариантам

 

С целью более глубокого изучения теоретического материала по курсу «учет и анализ при

банкротстве» предлагаются следующие варианты заданий по темам.

 

1. Зарубежный и отечественный опыт банкротства предприятий, организаций.

2. Нормативно – правовая база процесса банкротства предприятия, организаций в

России.


 

3. Антикризисное регулирование и экономико-правовые условия управления

предприятием, организацией. Предпосылки и признаки проявления

неплатежеспособности предприятия, организации в финансовом обороте.

4. функционально – стоимостный анализ (ФСА) инструментарий поиска резервов

предприятия при формировании банкротства.

5. Основания для санации предприятия – банкрота. Процедура санации

предприятия – банкрота. Виды и основные этапы санации, оздоровление

предприятия, организации банкрота.

6. Концепция балансового управления экономическими процессами в

предбанкротный период.

7. Сущность и методологические основы составления и использования нулевых

бухгалтерских балансов предприятия при банкротстве.

8. сущность и методологические основы составления и применения

консолидированных бухгалтерских балансов предприятия.

9. сущность и методологические основы разработки и применения

ликвидированных бухгалтерских балансов предприятия при выполнении

процедуры банкротства.

10. Обстоятельства влияющие на достоверность балансовой, отчетной информации

предприятия, организации. Необходимость проведения оценки текущей,

рыночной стоимости имущественного комплекса предприятия для повышения

степени достоверности балансовой, отчетной информации.

11. Оценка стоимости – ее место и роль в экономических процессах. Основные

подходы при выполнении оценки (сравнительный, затратный, доходный).

12. Методы оценки стоимости на основе сравнительного подхода.

13. Методы оценки стоимости на основе затратного подхода.

14. Методы оценки стоимости на основе доходного подхода.

 

 

5. Порядок выполнения контрольного задания.

 

При выполнении контрольного задания выбирается нужный вариант в соответствии с

порядковым номером в списке группы (по ведомости деканата). Определяется произвольно

предприятие, к которому следует «Привязать» тему контрольного задания. Предприятие может

быть из любой отрасли, любого назначения, с любым финансовым состоянием (следует иметь в

виду – выбирать предприятия, организации далекие от банкротства). По теме контрольного

задания и по выбранному предприятию готовится контрольное задание в следующем составе:


 

1. ВВЕДЕНИЕ – описывается актуальность выбранной темы на основании литературных

источников, описываются основные характеристики предприятия

(масштабность, отраслевая принадлежность, форма собственности,

географическое месторасположение и т.д., и т.п.), описываются другие

специфические особенности, всего объем в пределах 3-4 страниц.

 

2. 1-ый раздел – описывается теоретическое представление по выбранной теме задания из

литературных источников (без привязки к выбранному предприятию),

объем раздела 7-9 страниц.

 

3. 2-ой раздел (наиболее сложная часть задания) – надо представить материал

раскрывающий выбранную тематику на основе данных выбранного

предприятия, организации, объем раздела 7-9 страниц.

 

4. Заключение – следует кратко на 2-3 страницах описать изложенный выше материал по

возможности с оценкой его значимости.

 

5. Список литературы - должен включать в себя 3-5 наименования нормативно – правовой

литературы и 5-7 источников специальной литературы по теме задания.

 

6. Приложения – может быть включено различное количество материалов, имеющего

характер первичного источника (первичной информации) для

раскрытия темы контрольного задания.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

 

Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»

 

 

УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬЕТ


 

 

 

Евстафьева Е.М., Пучкова Г.В.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.131 с.)