Оценка показателей рентабельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка показателей рентабельности



В финансовом анализе и управлении финансами используется большое количество разнообразных показателей рентабельности. При этом все они имеют единую методическую основу, и характеризуют относительную доходность деятельности предприятия.

Универсальная формула показателя рентабельности могла бы выглядеть так:

.

К показателя доходов можно отнести: ▪ прибыль от продаж; ▪ балансовую прибыль; ▪ чистую прибыль; ▪ чистый денежный поток (брутто-результат эксплуатации инвестиций) и т. п.

К величинам, включаемым в знаменатель показателя рентабельности можно было бы отнести: ▪ активы (имущество) по балансу; ▪ чистые активы (активы за вычетом обязательств); ▪ основные средства; ▪ собственный капитал; ▪ акционерный капитал; ▪ выручка от продаж или товарооборот; ▪ расходы, связанные с производством и реализацией продукции и т.п.

К наиболее важным и часто используемым относят показатели рентабельности:

 

n активов =

Чистая (или балансовая) прибыль / Активы;

n собственного капитала =

Чистая (или балансовая) прибыль / Собственный капитал;

n продаж =

Прибыль от продаж (или чистая прибыль) / Выручка-нетто;

n текущих расходов =

Прибыль от продаж / Расходы, связанные с производством

и реализацией продукции.

Разновидностью рентабельности текущих затрат является рентабельность продукции (услуги):

(Цена продукции – Себестоимость продукции).

Себестоимость продукции

Желательной тенденцией в изменении показателей рентабельности, которая выявляется в процессе оценки, является их стабильность и неуклонный рост. При этом приходится учитывать этап жизненного цикла продукта и предприятия. В конце ЖЦП только снижение затрат на производство одновременно с естественным снижением объемов реализации может обеспечить рентабельность продукции и бизнеса в целом, иначе следует перейти к внедрению нового продукта или переориентировать фирму на иной вид бизнеса. Поэтому важно не только сравнивать рентабельность в прошлом и отчетном периоде, но и определять тенденции в ее изменении за ряд месяцев или даже лет.

Для диагностики работы фирмы важно отслеживать влияние конкретных факторов на показатели рентабельности. Наиболее важные характеристики содержатся в факторных моделях показателей рентабельности активов и рентабельности собственного капитала. Первый отражает наиболее общие аспекты доходности бизнеса, а последний – эффективность инвестиций с позиции акционеров или учредителей. Эффективность основного вида деятельности характеризует рентабельность продаж.

Для рентабельности активов факторная модель может иметь вид:

Rак = Rпр · Оак,

где – рентабельность продаж; Оак – оборачиваемость активов (Оборот/Имущество по балансу).

В литературе эта модель получила название модели Дюпона (компании «Дюпон»):

1-й фактор модели характеризует среднюю долю прибыли в цене каждой единицы продукции;

2-й фактор характеризует количество единиц продукции, производимое при имеющихся производственных мощностях (при таком объеме имущества) и установленной цене продажи продукции.

Модель Дюпона показывает возможности роста рентабельность производства. К ним можно отнести: ▪ увеличение цены продукции; ▪ снижение себестоимости производства продукции; ▪ расширение объемов производства при имеющихся мощностях.

Реализация их одновременно маловероятная, но желательна, т. к. именно в этом и заключается задача управления. При выборе стратегии обычно применяют вариационное моделирование, основанное на оценках производственных возможностей и предполагаемой реакции рынка на изменение цен и объемов производства.

Характеристика вариантов.

1. Увеличиваем цену до 12 р. и при неэластичном спросе реализуем то же количество – 3000 штук с теми же затратами на единицу. Идеальный вариант.

2. При росте цены снижается реализация – до 2500 штук.

3. При сохранении цены можем реализовать больше на 500 штук (мощностей достаточно).

4. Рост производства приведет к росту затрат (например, на содержание оборудования) до 9 р.

5. Увеличиваем реализацию, а рост затрат компенсируем увеличением цены до 12 р.

6. При увеличении цены обеспечиваем прежний натуральный объем продаж за счет увеличения затрат на рекламу и себестоимости до 9 р.

7. Если можно реализовать продукцию в объеме 4000 штук по цене 10 р. и при этом снизить затраты до 7 р. например за счет условно-постоянных расходов, то этот вариант следует признать лучшим.

В долгосрочном плане всегда выигрывает вариант, в котором сочетается средний уровень рентабельности продаж и оборачиваемости активов.

Таблица 2.12

Выбор стратегии

Показатели Варианты
Базовый              
Цена единицы продукции, р.                
Себестоимость продукции, р.                
Объем производства в штуках                
Имущество (активы), тыс. р.                
Объем продаж, тыс. р.       38,5 38,5      
Прибыль от продажи единицы, р.                
Рентабельность активов, % 4,5 6,0 5,0 5,3 3,5 5,3 4,5 5,7
Рентабельность продаж, % 27,3 33,3 33,3 27,3 18,2 25,0 25,0 30,0
Оборачиваемость активов 0,165 0,18 0,15 0,193 0,193 0,21 0,18 0,19

 

Рентабельность собственного капитала имеет формулу:

Rск = Rак: Ка,

где Ка – коэффициент автономии (отношение собственного капитала к совокупному).

Рентабельность собственного капитала является индикатором риска собственников и фактором роста (или снижения) курса акций акционерного общества. Поэтому обеспечение ее высокого уровня является одной из важнейших задач менеджмента.

На основе этих двух моделей можно сформировать модель, объединяющую 4 фактора:

,

где Н – коэффициент использования внеоборотных активов (ВОА на 1 рубль выручки); М – коэффициент использования оборотных активов (ОА на 1 рубль выручки).

При неглубоком изучении формулы может сформироваться мнение, что всегда следует занимать как можно больше, так как коэффициент автономии будет снижаться. Однако займы могут привести к снижению прибыли и убыткам, поэтому расчеты рентабельности собственного капитала также должны быть вариантными с учетом всех возможностей привлечения внешних источников финансирования или отказа от них. Границы привлечения кредитных ресурсов будут определяться специальным расчетом.

Достаточно важной для характеристики производственной (либо торговой) деятельности предприятия является оценка влияния на общую рентабельность оборота рентабельности отдельных видов товаров или их групп (например, промышленные и продовольственные или высоко и низко рентабельные). По существу мы имеем здесь дело с двухфакторной моделью, где факторами являются рентабельность видов и структура реализации (которую характеризует доля вида в обороте).

Влияние структурных изменений в реализации товаров (продукции) определяется согласно формуле:

D Rстр = å Ddi · Ri0,

где i – вид товара; Ddi – изменение его доли в совокупном обороте, в долях единицы; Ri0 – его рентабельность в %.

Влияние изменений рентабельности товаров (видов продукции) определяется согласно формуле:

D RR = å DRi · di1,

где DRi – изменение рентабельности конкретного вида товаров в %; di1 – его доля в совокупном обороте, в долях единицы.

Показатели рентабельности продаж, активов и собственного капитала используются при прогнозировании курса акций предприятия с учетом изменений рыночной конъюнктуры[6, с. 378-391; 12, с. 82-97].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.009 с.)