Цели и объект финансового менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и объект финансового менеджмента



 

Цели финансового менеджмента в ходе своей эволюции неоднократно изменялись.

В условиях командно-административной системы цели деятельности предприятий диктовались сверху. Официальной целью всей экономики было – улучшение экономического и социального положения трудящихся. Эту цель государство навязывало и предприятиям. Планы экономического и социального развития предприятий разрабатывались на основе решений партии и правительства. Министерства, руководствуясь этими решениями, спускали предприятиям темпы роста производства, гарантировали обеспечение предприятия необходимыми ресурсами. На государственном уровне задавались и критерии экономической целесообразности мероприятий, проводимых предприятиями. На всю экономику был установлен один норматив эффективности капитальных вложений – 15 копеек на каждый вложенный рубль. Эта величина была включена во все методики оценки эффективности капитальных вложений.

В более позднее время непосредственной целью каждого предприятия стало обеспечение выполнения государственного плана и включенных в него цифр с наименьшими затратами. Последнее стало воплощением принципа экономической заинтересованности предприятий в эффективной работе, так как, чем больше предприятие зарабатывало прибыли, тем больше у него оставалось на решение социальных проблем коллектива. В этот период стал применяться нормативный метод планирования и управления экономикой. Зная норматив отчислений от прибыли вышестоящей организации, предприятие могло предвидеть возможности финансирования своего развития. В какой-то степени нормативы стали предшественниками налоговой системы. Однако они были менее стабильными, чем налоговые ставки. Ведомства часто их пересматривали в течение года, исходя из «государственных интересов».

Принципы рыночной экономики коренным образом изменили приоритеты в экономике. На первое место вышли предпринимательские интересы. Главным принципом стала самостоятельность и полная ответственность предпринимателей за результаты их деятельности. Предприниматель вправе сам установить для себя цель его деятельности и, следовательно, цель управления финансами.

В теории финансового менеджмента, получившей развитие за рубежом и сегодня используемой нашими предпринимателями, известны следующие цели:

1) минимизация расходов; 2) безубыточность; 3) избежание банкротства и крупных финансовых неудач; 4) выживание в условиях конкурентной борьбы; 5) захват рынка конкретного товара; 6) достижение определенных темпов роста экономического потенциала; 7) рост объемов производства и реализации; 8) лидерство в борьбе с конкурентами; 9) максимизация текущей прибыли; 10) максимизация цены фирмы.

Первые четыре вида целей – это цели фирмы в условиях экономического спада и кризиса. Следующие 5 пунктов – это цели фирмы в условиях экономического роста. Теория и практика финансового менеджмента доказали, что такие цели, как 1, 2, и 9 не могут универсальными для оценки всех направлений деятельности организации. Отечественный опыт это подтверждает. Часто организация, которая по данным отчетности выглядит прибыльной, не может заплатить налог на прибыль в установленные сроки и находится на грани банкротства. С позиции этой цели трудно оценить такие действия фирмы как, например, распространение бесплатно части продукции фирмы, буклетов, масштабные рекламные мероприятия, покупка лицензии на новую технологию, покупка конкурента.

Цели 3–7 могут использоваться только в краткосрочной перспективе.

Цель 8 достаточно универсальна и может быть использована достаточно долго. Однако она страдает одним недостатком – ее трудно оценить количественно и, следовательно, она не может быть понятной всем исполнителям, которые будут ее реализовывать на практике.

В настоящее время менеджеры ведущих мировых корпораций ориентированы на достижение цели 10. Опыт работы фирмы в рыночных условиях свидетельствует о том, что рыночная стоимость фирмы (цена фирмы) равна сумме денежных потоков, которые должна генерировать фирма в течение срока эксплуатации основного технологического оборудования с учетом периода их получения. Показатель денежных потоков, позволяющий оценить и доходность бизнеса и платежеспособность фирмы, таким образом, тесно связывается с основной целью финансового менеджмента и становится главным объектом финансового управления и планирования.

 


 
 

В настоящее время российские коммерческие организации, для которых проблема выживания не стоит, также начинают использовать эту цель в управлении. В частности, во многих из них начинают применять такой механизм как бюджетирование, в ходе которого оцениваются на перспективу денежные потоки. Налоговое планирование также можно рассматривать как составную часть планирования денежных потоков. Логическим завершением перехода на оценку финансовых и коммерческих решений с точки зрения максимизации цены фирмы стало бы развитие фондового рынка[2, с. 47-63; 7, с. 16-50].

1.3. Финансовый менеджмент: концепции и содержание

Концепции финансового менеджмента как и его цели прошли длительный путь становления и развития. В настоящее время их можно представить следующим набором.

1. Концепция денежного потока утверждает, что любое предпринимательское решение сказывается на величине денежных средств предприятия, и потому наиболее точным критерием целесообразности такого решения является превышение поступлений денежных средств над их выплатами.

2. Концепция временной ценности денежных средств заключается в том, что денежная единица, полученная сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через некоторое время, неравноценны в связи с наличием факторов инфляции, риска и упущенной выгоды.

3. Концепция взаимосвязи риска и доходности предполагает что получение любого дохода в предпринимательской деятельности связано с риском. Величина риска будет тем больше, чем выше предполагаемая доходность.

4. Концепция стоимости капитала включает следующие положения:

§ каждый источник финансирования, включая собственный, имеет стоимость;

§ любое решение имеет смысл только тогда, если уровень дохода будет выше уровня стоимости капитала.

5. Концепция эффективности рынка капитала утверждает, что уровень цен на акции и иные активы зависит от информационной гибкости рынка. Степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. В зависимости от степени эффективности рынка цены на активы при появлении дополнительной информации изменяются в большей или меньшей степени.

6. Концепция асимметричной информации утверждает, всегда есть такая категория лиц, которые располагают информацией, недоступной широким слоям населения, и поэтому от владения такой информации может быть получена предпринимательская выгода.

7. Концепция агентский отношений базируется на том, что не всегда владельцы компании занимаются ее текущим управлением. Собственники и управляющие имеют различные интересы в деятельности компании, что сказывается на принятии управленческих решений.

8. Концепция альтернативных затрат содержит утверждение, что любое предпринимательское решение связано с отказом от какого-либо альтернативного предпринимательского решения, доходы от которого должны рассматриваться как упущенная выгода или дополнительные затраты выбранного решения.

9. Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта основывается на том, что обычная организация создается для деятельности бесконечно долгое время. Эта концепция делает возможным применения методов прогнозирования и планирования на основе отчетных данных, обеспечивает преемственность данных учета, отчетности, налогообложения и т. д.

Финансовый менеджмент – система рационального управления движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями хозяйствующих субъектов в процессе движения финансовых ресурсов. Он является неотъемлемой частью общей системы управления предприятием. Как любая система управления финансовый менеджмент состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой.

Как было указано выше, в качестве основного объекта управления (управляемой подсистемы) в финансовом менеджменте выступает денежный поток предприятия как непрерывный поток денежных выплат и поступлений, проходящих через расчетный счет и другие счета предприятия. Управлять денежным оборотом – значит предвидеть его возможные состояния, уметь определять объем и интенсивность поступления и расхода денежных средств в ближайшей и отдаленной перспективе.

Управляющей подсистемой (субъектом управления) являются финансовые службы коммерческой организации, финансовые менеджеры, располагающие необходимой информацией и техническими средствами. Основной конечной целью финансового менеджмента является повышение конкурентных позиций коммерческой организации в сфере ее деятельности через механизм формирования и эффективного использования денежных потоков.

Основной принцип финансового менеджмента – исключительность интересов организации. Конечные финансовые цели фирмы определяют набор задач и последовательность действий всех участников процесса управления.

Система финансового менеджмента представлена на рис. 1.3.


     
   
 
 
 
   

 


Рис. 1.3. Система финансового менеджмента

 

Функции, которые осуществляет управляющая подсистема, таковы:

· прогнозирование финансовых результатов и финансового положения организации на перспективу;

· текущее финансовое планирование;

· оперативное финансовое управление и регулирование денежного оборота;

· обработка финансовой информации;

· анализ финансового положения организации и эффективности вложения капитала;

· контроль за расходованием и поступлением денежных средств на всех этапах производственно-коммерческого цикла.

Задачи, решаемые финансовым менеджером, являются следующими:

· обеспечение правовой законности и защищенности хозяйственных операций с капиталом и финансовыми ресурсами организации;

· налаживание нормальных финансовых взаимоотношений со всеми участниками коммерческих операций;

· разработка планов и прогнозов вложения капитала и оценка их эффективности;

· выбор и обоснование кредитной и валютной политики организации;

· разработка и реализация инвестиционных проектов, направленных на повышение доходности коммерческой организации;

· страхование капитала и финансовых операций от финансовых рисков и потерь;

· оценка возможностей конкурентов;

· непрерывное обеспечение деятельности фирмы ресурсами и контроль за их использованием;

· анализ финансовых результатов и финансового состояния организации и ее клиентов[5, с. 36-45; 7, с. 51-82].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.94.177 (0.018 с.)