Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Теория морфемы в русском языкознании. Факторы, определяющие морфемную структуру слова↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема: Теория морфемы в русском языкознании. Факторы, определяющие морфемную структуру слова Продолжительность 8 часов План практического занятия Вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Понятие морфемы. Вопрос о морфеме и ее месте в системе структурно-семантических единиц в русском языкознании. 2. Два уровня членения слова; морфемные и субморфемные элементы. 3. Морфы и их разновидности. Соотношение понятий морфа и морфемы. Линейность и альтернационность в морфемике. 4. Принципы выделения морфем. 5. Языковые факторы, определяющие морфемную структуру слова. Неморфемные слова, их типология. 6. Позиционно-функциональные типы морфем. 7. Материально выраженные и нулевые морфемы. Проблема нулевой суффиксации. 8. Понятие регулярности и продуктивности морфем, соотношение этих понятий. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме Схема операционно-типологического уровня к заданию 2: ВЫ – РУБ – К – А (ВЫРУБК – И, ВЫРУБК – У) Вырезать выкосить рубить стройка стена рубака стирка весна метод деривационной цепочки: вырубка – вырубить - рубить Использование таблицы нулевых аффиксов и алгоритма их определения (см.: лекции) Практические задания: 1. Выделить в составе слов морфемы, представленные различными морфами: лед, льдина, обледенелый, холодный, прохладный, охлаждение, расхолаживать, остановить, останавливать, взреветь, вскричать, костями, костьми, подобрать, подбор, подбирать, крыть, кроет, покров, свежесть, молодость, звонок, звоночек, звонка, безрадостный, беспредметный, сгиб, согну, согбенный, светить, свеча, освещение. 2. Произвести морфемный анализ слов: правдивость, серебристый, безволие, вытряхивание на операционно-типологическом уровне. 3. Выделить в данной группе неморфемные слова: кофе, какао, пюре, БАМЗ, Токио, янцзы, ТЮЗ, БТИ, Масснэ, Шиллер, пенальти, априори, рефери, иваси, резюме, досье, разве, из, ух! Там. Вдруг, колли, Чили, США, если, мимо, кроме, даже. 4. Определить и доказать наличие нулевых морфем (релятов: флексий и формообразующих аффиксов): пять, опять, тишь, сплошь, силен, угас, групп, груб, болен, прочь, течь (сущ.), течь (глаг.), лов, ловок, ловить, устав (сущ.), устав (деепр.), устал, пек, печь (сущ.), печь (глаг.), пустошь, лишь, рек, пройден, зверь, теперь, открыт, открыть, свой, домой. 5. Дать характеристику выделенным суффиксам с точки зрения регулярности/продуктивности: бедн ость, аппарат чик, боя знь, би ч, бород ат ый, кап ель, пляс ун, завсегда тай, проработ к а, инструмент арий, работ яг а, актив ист, цыган к а, ходь б а, коз ел. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Выполните морфемное членение всех слов данного текста: Еще в первой половине первого тысячелетия, в период формирования у славян племенного строя, у них как и у большинства других народов, находившихся на тех же ступенях общественного развития, существовало первоначальное письмо типа «черт» и «резов». Это были простейшие счетные знаки в форме черточек и зарубок, племенные и родовые знаки, знаки собственности, календарные знаки. Письмо это было, однако, непригодно для записи военных и торговых договоров, богослужебных текстов и других сложных документов. Для этих целей славяне примерно с седьмого века, когда у них возникают первые раннефеодальные княжества и развиваются связи с Византией, заимствуют буквенно-звуковое византийское письмо. 2. Произведите морфемный анализ слов: формирование, развитие, раннефеодальные, тысячелетие, простейший. Произведите словообразовательный анализ слов: формирование, развитие, раннефеодальные, тысячелетие, простейший.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Литература Краткие теоретические, справочно-информационные материалы по теме Образец выполнения задания 1: земля – х (нечленимая, непроизводная), дрожь – дрожать (нечленимая, производная), улица – х (членимая, непроизводная), отпутывать – отпутать (членимая, производная) Практические задания 1. Выделить основы следующих слов, определить их характер по членимости и производности: багажник, упрекать, берег, заступник, бой, птица, излечение, корм, рубить, сборка, твердый, удобный, блеск, бумага, принять, художник, шум, сучок, корнеплод, гриб, надеть, играть, обычный, синь, раскладывать, обезоружить. 2. Определить, какой из трех основных степеней членимости обладают основы следующих слов: пекарь, голосистый, жених, малина, вылет, словарь, пастух, аптека, торгаш, принести, чувство. 3. Опираясь на работу И.С. Улуханова, дать характеристику степеням членимости: вредить-вредительство, чистый-очистить, чистить-очистить, здоровый-оздоровить, ловкость-неловкость, неловкий-неловкость, религия-религиозность, стекло-стеклярус, дуга-радуга Вопросы и задания для самостоятельной работы Охарактеризуйте морфонологические явления в словах: супружеский, дружеский, пальтишко, регбист, лягушиный, рижский, утенок, зелень. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 Тема: Словообразовательная система русского языка. Словообразовательные типы и модели, парадигмы, цепочки, гнезда; словообразовательный формант Продолжительность 6 часов План практического занятия Вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Дериватология как научная дисциплина. 2. Словообразовательные отношения и выражающие их формы, значения, средства (основные и вспомогательные). 3. Понятие словообразовательной системы, принципы ее построения. Понятие словообразовательной структуры слова (производящая основа и формант). 4. Формант как носитель словообразовательного значения. Частное и общее словообразовательное значение. Классификация словообразовательных значений: мутационные, модификационные, транспозиционные и соединительные. Фразеологизация значения производного слова. 5. Словообразовательный ряд и словообразовательная парадигма как единицы измерения типов производности. Аффиксальное и корневое направления в изучении словообразования. Единицы системы и их иерархическая организация: производное слово, словообразовательная структура слова, словообразовательная пара, словообразовательный формант. Группировка однотипных словообразовательных пар, словообразовательная категория, словообразовательная подсистема, Словообразовательный тип как единица классификации производных слов и его составляющие: отнесенность производящих слов к одной части речи, тождественный в формальном и семантическом отношении формант. Классификация словообразовательных типов: регулярные нерегулярные, продуктивные непродуктивные, транспозиционные-нетранспозиционные. Гнездо как объединение слов на основе общности корня. Двух частное строение гнезда: вершина и производные слова. Строение и типы гнезд. Классификация гнезд по аспекту их изучения: лексическое, морфемное, словообразовательное и лексико-словообразовательное. Классификация гнезд по степени их развертывания: нулевое, слаборазвернутое и сильноразвернутое. Словообразовательная цепочка. Типы словообразовательных цепочек. Продолжительность 4 часа План практического занятия Вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Способы русского словообразования, определение. Морфемные и неморфемные, узуальные и окказиональные способы. 2. Классификация способов словообразования В.В. Виноградова. Лексико-семантический способ, лексико-синтаксический способ, морфолого-синтаксический способ. 3. Современная классификация способов. Способы образования слов, имеющих одну производящую основу: суффиксальный, префиксальный, постфиксальный, префиксально-суффиксальный, префиксально- постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, субстантивация. Способы образования слов, имеющих более чем одну производящую основу: сложение, суффиксально-сложный способ, сращение, аббревиация. 4. Морфонологические особенности словообразования. Чередование внутри морфем и на морфемном шве. Усечение производящих основ. Типы усечений. Тема: Теория морфемы в русском языкознании. Факторы, определяющие морфемную структуру слова Продолжительность 8 часов План практического занятия Вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Понятие морфемы. Вопрос о морфеме и ее месте в системе структурно-семантических единиц в русском языкознании. 2. Два уровня членения слова; морфемные и субморфемные элементы. 3. Морфы и их разновидности. Соотношение понятий морфа и морфемы. Линейность и альтернационность в морфемике. 4. Принципы выделения морфем. 5. Языковые факторы, определяющие морфемную структуру слова. Неморфемные слова, их типология. 6. Позиционно-функциональные типы морфем. 7. Материально выраженные и нулевые морфемы. Проблема нулевой суффиксации. 8. Понятие регулярности и продуктивности морфем, соотношение этих понятий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.205.182 (0.007 с.) |