Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие теоретические, справочно-информационные материалы по теме

Поиск

Использование схемы «Позиционно-функциональная типология аффиксов русского языка»

Практические задания

1. Выделить корень и указать его характер: свободный/связанный: возможность, льдинка, улочка, прибавить, безбрежный, солнце, изменение, раздевалка, переплетчик, словарь, вежливый, ширина, упрекать, певучий, художественный, плановый, робкий, одиночество, птица, дорожный, приемник.

2. Вычленить из структуры слов, начинающихся или оканчивающихся одинаково, следующие аффиксы:

Префикс: подождать, подоконник, подорожник, подобный, подогреть, подоблачный, подострить, подолбить, подошва, подоснова, подоходный, подотчетный;

Суффикс: стульчик, мячик, огурчик, ответчик, лимончик, летчик, зайчик, ключик, перчик, молодчик, обходчик;

Окончание: вдвоем, водоем, (к) трем, конем, заем, соберем, (о) своем, объем, живьем, жнивьем, нипочем, (о) чем, причем (союз).

3. Выделить окончание родительного падежа множественного числа имен существительных. В качестве доказательства привести сопоставления с формами именительного падежа единственного и множественного числа: коров, рогов, частей, змей, друзей, линий, слов, ослов, сынов, сыновей, сторожей, зверей, батарей, скитаний, осей, семей, статей, кружев, братьев, ущелий, траншей.

4. Выделить в составе сложных слов корневые морфемы формализованного типа (аффиксоиды). Определите тип аффиксоида (префиксоид/суффиксоид): лженаучный, Киргизстан, морфолог, востоковед, взаимопомощь, стреловидный, полуголодный.

5. Выделите в структуре приведенных слов уникальные морфемы: набекрень, почтальон, белокурый, бахвал, брусника, рукав, мальчуган, четверг, аплодисменты, вдребезги, курносый, козел, закоулок, лентяй, выпивоха.

6. Определите,каким из возможных элементов структуры слова являются гласные О/Е(соединительные гласные, наречные суффиксы, конечные гласные иноязычной основы): быстродействующий, чернорабочий, радиотехника, нижеследующий, огнеупорный, трудоустройство, автопредприятие, жизнеспособный, долгоиграющий, раннеспелый, монорельсовый, высокооплачиваемый, лесотундра, телеателье биотехнология, малознакомый, макромир.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Полисемия, омонимия, синонимия, антонимия морфем.

Задание: распределите данные слова по трем группам в зависимости от общности деривационного значения аффикса: осинка, проверка, дочка, внучка, дикарка, варка, уборка, пионерка, травка, цыганка, поливка, голубка, коровка, знахарка, побелка, подготовка, нитка, блондинка, обработка, радистка, птичка.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

(продолжение предыдущей темы)

Тема: Синхронический и диахронический подходы в анализе слова по составу

Продолжительность 2 часа

План практического занятия

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Какие основные процессы изменения состава слова вы знаете?

2. Назовите причины процесса переразложения.

3. Почему происходит процесс усложнения? В чем особенности корня, появившегося в процессе усложнения?

4. Какое значение для речевой деятельности и языка имеет явление ложной этимологии? (см.: Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1967, с. 102-107, 116-117 сделать конспект).

5. Какое значение имеет членение слова для речевой практики?

Краткие теоретические, справочно-информационные материалы по теме

 

Практические задания

1. Установите по толковому словарю русского языка разницу в значении слов. Чем вызвана эта разница? В словах, для которых в современном русском языке нельзя найти производящее, проанализируйте морфемный состав в историческом плане, обратившись к этимологическому словарю. кольцо – перстень, перчатка – рукавица, вторник – пятница, услуга – одолженье, раздать – разделить, безделье – праздность, постель – логово.

2. В следующих словах произошел процесс усложнения основы. В чем он заключается? Каково морфемное членение этих слов? агитация, адаптация, апробация, гравюра, делегация, конфронтация.

3. Проанализируйте морфемный состав данных слов. Выявите особенности корня. В схеме морфемного состава ослабление свойств корня обозначайте пунктиром. прибавить, сознание, творчество, забава, забавляться, переводить, дело, одежда, одеть, действие, отойти, развить, бездельник, лентяй.

4. Проанализируйте факты детской речи. Какие явления представлены в примерах? (Белка) – нельзя ругаться. Надо говорить: «Бела». У нас сегодня бескультура была. Мы бегали, толкались, бескультурными становились. (ср.: физкультура). Хочу тоже босоноги, как у тебя. (ср.: босоножки). Дыракан побежал в дырку (ср.: таракан). Смотри, я уже сам дверь заключаю (ср.: «закрываю на ключ»).

Задания для самостоятельной работы

Произведите морфемное членение слов с точки зрения синхронии и диахронии: варежка, воочию, государство, дар, закадычный, запас, застенчивый, звук, зеница, кокошник, колесо, колея, кошелка, лоток, лудильщик, мир, наволочка, нельзя, неуклюжий, облачение, обзор, объегорить, пешком, пир, подол, подоплека, пожар, позор, польза, потолок, прикорнуть, природа, сдоба, суть, успех.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Основа слова. Типы основ по структуре. Мотивационные отношения между основами. Производная и производящая основы.

Продолжительность 4 часа

План практического занятия

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Понятие основы как части словоформы без флексии и формообразующего суффикса. Основы прерывистые и непрерывистые. Классификация основ по функциональной нагрузке сочетающегося с основой аффикса: основа словоизменения, основа формообразования, основа словообразования.

2. Понятие членимости и производности основы. Разработка членимости основ в работах М.В. Панова и Н.А.Янко-Триницкой. Степени членимости основы: полная свободная, полная связанная, достаточная, недостаточная.

3. Понятие производных и производящих основ.

4. Мотивационные отношения, их разновидности: прямая, переносная и периферийная, метафорическая мотивированность.

Литература

Краткие теоретические, справочно-информационные материалы по теме

Образец выполнения задания 1: земля – х (нечленимая, непроизводная), дрожь – дрожать (нечленимая, производная), улица – х (членимая, непроизводная), отпутывать – отпутать (членимая, производная)

Практические задания

1. Выделить основы следующих слов, определить их характер по членимости и производности: багажник, упрекать, берег, заступник, бой, птица, излечение, корм, рубить, сборка, твердый, удобный, блеск, бумага, принять, художник, шум, сучок, корнеплод, гриб, надеть, играть, обычный, синь, раскладывать, обезоружить.

2. Определить, какой из трех основных степеней членимости обладают основы следующих слов: пекарь, голосистый, жених, малина, вылет, словарь, пастух, аптека, торгаш, принести, чувство.

3. Опираясь на работу И.С. Улуханова, дать характеристику степеням членимости: вредить-вредительство, чистый-очистить, чистить-очистить, здоровый-оздоровить, ловкость-неловкость, неловкий-неловкость, религия-религиозность, стекло-стеклярус, дуга-радуга

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Охарактеризуйте морфонологические явления в словах: супружеский, дружеский, пальтишко, регбист, лягушиный, рижский, утенок, зелень.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: Словообразовательная система русского языка. Словообразовательные типы и модели, парадигмы, цепочки, гнезда; словообразовательный формант

Продолжительность 6 часов

План практического занятия

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Дериватология как научная дисциплина.

2. Словообразовательные отношения и выражающие их формы, значения, средства (основные и вспомогательные).

3. Понятие словообразовательной системы, принципы ее построения. Понятие словообразовательной структуры слова (производящая основа и формант).

4. Формант как носитель словообразовательного значения. Частное и общее словообразовательное значение. Классификация словообразовательных значений: мутационные, модификационные, транспозиционные и соединительные. Фразеологизация значения производного слова.

5. Словообразовательный ряд и словообразовательная парадигма как единицы измерения типов производности.

Аффиксальное и корневое направления в изучении словообразования.

Единицы системы и их иерархическая организация: производное слово, словообразовательная структура слова, словообразовательная пара, словообразовательный формант. Группировка однотипных словообразовательных пар, словообразовательная категория, словообразовательная подсистема,

Словообразовательный тип как единица классификации производных слов и его составляющие: отнесенность производящих слов к одной части речи, тождественный в формальном и семантическом отношении формант. Классификация словообразовательных типов: регулярные нерегулярные, продуктивные непродуктивные, транспозиционные-нетранспозиционные.

Гнездо как объединение слов на основе общности корня. Двух частное строение гнезда: вершина и производные слова. Строение и типы гнезд. Классификация гнезд по аспекту их изучения: лексическое, морфемное, словообразовательное и лексико-словообразовательное. Классификация гнезд по степени их развертывания: нулевое, слаборазвернутое и сильноразвернутое.

Словообразовательная цепочка. Типы словообразовательных цепочек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.201 (0.01 с.)