Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткие теоретические, справочно-информационные материалы по теме↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Использование схемы «Позиционно-функциональная типология аффиксов русского языка» Практические задания 1. Выделить корень и указать его характер: свободный/связанный: возможность, льдинка, улочка, прибавить, безбрежный, солнце, изменение, раздевалка, переплетчик, словарь, вежливый, ширина, упрекать, певучий, художественный, плановый, робкий, одиночество, птица, дорожный, приемник. 2. Вычленить из структуры слов, начинающихся или оканчивающихся одинаково, следующие аффиксы: Префикс: подождать, подоконник, подорожник, подобный, подогреть, подоблачный, подострить, подолбить, подошва, подоснова, подоходный, подотчетный; Суффикс: стульчик, мячик, огурчик, ответчик, лимончик, летчик, зайчик, ключик, перчик, молодчик, обходчик; Окончание: вдвоем, водоем, (к) трем, конем, заем, соберем, (о) своем, объем, живьем, жнивьем, нипочем, (о) чем, причем (союз). 3. Выделить окончание родительного падежа множественного числа имен существительных. В качестве доказательства привести сопоставления с формами именительного падежа единственного и множественного числа: коров, рогов, частей, змей, друзей, линий, слов, ослов, сынов, сыновей, сторожей, зверей, батарей, скитаний, осей, семей, статей, кружев, братьев, ущелий, траншей. 4. Выделить в составе сложных слов корневые морфемы формализованного типа (аффиксоиды). Определите тип аффиксоида (префиксоид/суффиксоид): лженаучный, Киргизстан, морфолог, востоковед, взаимопомощь, стреловидный, полуголодный. 5. Выделите в структуре приведенных слов уникальные морфемы: набекрень, почтальон, белокурый, бахвал, брусника, рукав, мальчуган, четверг, аплодисменты, вдребезги, курносый, козел, закоулок, лентяй, выпивоха. 6. Определите,каким из возможных элементов структуры слова являются гласные О/Е(соединительные гласные, наречные суффиксы, конечные гласные иноязычной основы): быстродействующий, чернорабочий, радиотехника, нижеследующий, огнеупорный, трудоустройство, автопредприятие, жизнеспособный, долгоиграющий, раннеспелый, монорельсовый, высокооплачиваемый, лесотундра, телеателье биотехнология, малознакомый, макромир. Вопросы и задания для самостоятельной работы Полисемия, омонимия, синонимия, антонимия морфем. Задание: распределите данные слова по трем группам в зависимости от общности деривационного значения аффикса: осинка, проверка, дочка, внучка, дикарка, варка, уборка, пионерка, травка, цыганка, поливка, голубка, коровка, знахарка, побелка, подготовка, нитка, блондинка, обработка, радистка, птичка.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 (продолжение предыдущей темы) Тема: Синхронический и диахронический подходы в анализе слова по составу Продолжительность 2 часа План практического занятия Вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Какие основные процессы изменения состава слова вы знаете? 2. Назовите причины процесса переразложения. 3. Почему происходит процесс усложнения? В чем особенности корня, появившегося в процессе усложнения? 4. Какое значение для речевой деятельности и языка имеет явление ложной этимологии? (см.: Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1967, с. 102-107, 116-117 сделать конспект). 5. Какое значение имеет членение слова для речевой практики? Краткие теоретические, справочно-информационные материалы по теме
Практические задания 1. Установите по толковому словарю русского языка разницу в значении слов. Чем вызвана эта разница? В словах, для которых в современном русском языке нельзя найти производящее, проанализируйте морфемный состав в историческом плане, обратившись к этимологическому словарю. кольцо – перстень, перчатка – рукавица, вторник – пятница, услуга – одолженье, раздать – разделить, безделье – праздность, постель – логово. 2. В следующих словах произошел процесс усложнения основы. В чем он заключается? Каково морфемное членение этих слов? агитация, адаптация, апробация, гравюра, делегация, конфронтация. 3. Проанализируйте морфемный состав данных слов. Выявите особенности корня. В схеме морфемного состава ослабление свойств корня обозначайте пунктиром. прибавить, сознание, творчество, забава, забавляться, переводить, дело, одежда, одеть, действие, отойти, развить, бездельник, лентяй. 4. Проанализируйте факты детской речи. Какие явления представлены в примерах? (Белка) – нельзя ругаться. Надо говорить: «Бела». У нас сегодня бескультура была. Мы бегали, толкались, бескультурными становились. (ср.: физкультура). Хочу тоже босоноги, как у тебя. (ср.: босоножки). Дыракан побежал в дырку (ср.: таракан). Смотри, я уже сам дверь заключаю (ср.: «закрываю на ключ»). Задания для самостоятельной работы Произведите морфемное членение слов с точки зрения синхронии и диахронии: варежка, воочию, государство, дар, закадычный, запас, застенчивый, звук, зеница, кокошник, колесо, колея, кошелка, лоток, лудильщик, мир, наволочка, нельзя, неуклюжий, облачение, обзор, объегорить, пешком, пир, подол, подоплека, пожар, позор, польза, потолок, прикорнуть, природа, сдоба, суть, успех. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 Тема: Основа слова. Типы основ по структуре. Мотивационные отношения между основами. Производная и производящая основы. Продолжительность 4 часа План практического занятия Вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Понятие основы как части словоформы без флексии и формообразующего суффикса. Основы прерывистые и непрерывистые. Классификация основ по функциональной нагрузке сочетающегося с основой аффикса: основа словоизменения, основа формообразования, основа словообразования. 2. Понятие членимости и производности основы. Разработка членимости основ в работах М.В. Панова и Н.А.Янко-Триницкой. Степени членимости основы: полная свободная, полная связанная, достаточная, недостаточная. 3. Понятие производных и производящих основ. 4. Мотивационные отношения, их разновидности: прямая, переносная и периферийная, метафорическая мотивированность. Литература Краткие теоретические, справочно-информационные материалы по теме Образец выполнения задания 1: земля – х (нечленимая, непроизводная), дрожь – дрожать (нечленимая, производная), улица – х (членимая, непроизводная), отпутывать – отпутать (членимая, производная) Практические задания 1. Выделить основы следующих слов, определить их характер по членимости и производности: багажник, упрекать, берег, заступник, бой, птица, излечение, корм, рубить, сборка, твердый, удобный, блеск, бумага, принять, художник, шум, сучок, корнеплод, гриб, надеть, играть, обычный, синь, раскладывать, обезоружить. 2. Определить, какой из трех основных степеней членимости обладают основы следующих слов: пекарь, голосистый, жених, малина, вылет, словарь, пастух, аптека, торгаш, принести, чувство. 3. Опираясь на работу И.С. Улуханова, дать характеристику степеням членимости: вредить-вредительство, чистый-очистить, чистить-очистить, здоровый-оздоровить, ловкость-неловкость, неловкий-неловкость, религия-религиозность, стекло-стеклярус, дуга-радуга Вопросы и задания для самостоятельной работы Охарактеризуйте морфонологические явления в словах: супружеский, дружеский, пальтишко, регбист, лягушиный, рижский, утенок, зелень. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 Тема: Словообразовательная система русского языка. Словообразовательные типы и модели, парадигмы, цепочки, гнезда; словообразовательный формант Продолжительность 6 часов План практического занятия Вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Дериватология как научная дисциплина. 2. Словообразовательные отношения и выражающие их формы, значения, средства (основные и вспомогательные). 3. Понятие словообразовательной системы, принципы ее построения. Понятие словообразовательной структуры слова (производящая основа и формант). 4. Формант как носитель словообразовательного значения. Частное и общее словообразовательное значение. Классификация словообразовательных значений: мутационные, модификационные, транспозиционные и соединительные. Фразеологизация значения производного слова. 5. Словообразовательный ряд и словообразовательная парадигма как единицы измерения типов производности. Аффиксальное и корневое направления в изучении словообразования. Единицы системы и их иерархическая организация: производное слово, словообразовательная структура слова, словообразовательная пара, словообразовательный формант. Группировка однотипных словообразовательных пар, словообразовательная категория, словообразовательная подсистема, Словообразовательный тип как единица классификации производных слов и его составляющие: отнесенность производящих слов к одной части речи, тождественный в формальном и семантическом отношении формант. Классификация словообразовательных типов: регулярные нерегулярные, продуктивные непродуктивные, транспозиционные-нетранспозиционные. Гнездо как объединение слов на основе общности корня. Двух частное строение гнезда: вершина и производные слова. Строение и типы гнезд. Классификация гнезд по аспекту их изучения: лексическое, морфемное, словообразовательное и лексико-словообразовательное. Классификация гнезд по степени их развертывания: нулевое, слаборазвернутое и сильноразвернутое. Словообразовательная цепочка. Типы словообразовательных цепочек.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.153 (0.01 с.) |