Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организации (предприятия), их типы и факторы выбораСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Под стратегией в управлении понимается выработка направлений развития предприятия, намечаемой им политики, целей различных уровней, общего, всестороннего плана их достижения, способа использования средств и ресурсов, направленных на достижение целей. Целью разработки стратегии развития предприятия является выявление основных направлений его эффективного функционирования во взаимосвязи с внутрипроизводственными резервами и внешней окружающей средой. Выделяют две группы стратегий организации: экономические (общефирменные) и функциональные, т.е. по отдельным направлениям (функциям) деятельности. К экономическим стратегиям, в частности, относят: 1. Базовые стратегии – определяют основную концепцию деятельности организации, например: · стратегия роста, обосновывающая намерения предприятия увеличивать объем производства, продаж, капитальных вложений и т.п.; · стратегия стабилизации - это план деятельности организации в условиях нестабильности объемов продаж, доходов и т.п.; · стратегия выживания - это оборонительная стратегия, применяемая в условиях глубокого кризиса деятельности предприятия. 2. Портфельные стратегии – отражают способы распределения ограниченных ресурсов между хозяйственными подразделениями организации с использованием критериев привлекательности предлагаемых ими решений и потенциальных возможностей каждой хозяйственной единицы; 3. Конкурентные стратегии – определение и реализация конкурентных преимуществ организации. Конкурентное преимущество - способность организации действовать в направлениях, в которых конкуренты не хотят или не имеют возможности соответствовать ее уровню по ряду ключевых показателей продукции и/или сервисной политики. Функциональными называются стратегии, направленные на реализацию основных функций организации. Функциональная стратегия – тип обеспечивающей стратегии в стратегическом наборе, который определяет стратегическую ориентацию определенной функциональной подсистемы управления организацией, которая обеспечивает ей достижение поставленной цели, а также (при наличии взаимосвязанных обоснованных функциональных стратегий) управляемость процессами выполнения общих стратегий и миссии организации. В общем виде выделяют 4 основных типа функциональных стратегий организации: учетно-аналитический, производственный, маркетинговый, управления и контроля. 1. Учетно-аналитическая стратегия исходит из положения, что для планирования развития организации необходимо знать, что было вчера и как эту информацию использовать в будущем. Поэтому в организациях, использующих данную стратегию, значительная роль отводится работе специальных аналитиков. При этом замеряются как финансовые, так и нефинансовые, субъективные параметры: цели, стратегии, доли рынка, уровень подготовки персонала и т.д. Для этих целей создается система учета и аудита, которая "замеряла" бы эти показатели. Современным направлением данной стратегии является внедрение новых форм учета, получившего название управленческого, возникшего на стыке двух дисциплин - учета и менеджмента. Управленческий учет предназначен для перехода от учета показателей "работы", обращенных в прошлое, к учету показателей "качества и эффективности", которые обращены в будущее. 2. Производственная (созидательная) стратегия существует в виде разработки и управления процессом создания необходимых для потребителей продуктов и услуг на предприятии. Определение производственных стратегий связано со скоростью и масштабами изменений, которые необходимо произвести на предприятии. 3. Маркетинговая стратегия для многих организаций является важнейшей функциональной стратегией, поскольку она обеспечивает обоснованность их рыночной направленности. В общем виде стратегия маркетинга состоит из четырех этапов: · анализ соотношения «потребитель – товар»; · определение общей маркетинговой стратегии в отдельных сегментах рынка; · создание стратегий «marketing – mix» (своеобразного маркетингового «стратегического набора); · совершенствование и контроль. Маркетинговая стратегия имеет два основных ориентира – рынок и продукт. 4. Стратегия управления и контроля выдвигает на первый план необходимость решения таких вопросов, как: · организация всех видов планирования на предприятии; · организация эффективного информационного обеспечения бизнеса; · организация эффективной системы коммуникаций на предприятии; · организация эффективной системы контроля на предприятии. 7.3.Прогнозирование как элемент планирования Значительно снизить риск принятия решения в качестве плана может обеспечить грамотно составленный прогноз. В общем виде под прогнозом следует понимать научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Возможные разновидности прогнозов: 1. Экономические прогнозы - носят преимущественно общий характер и служат для описания состояния экономики в целом по компании или по конкретным изделиям. 2. Прогнозы развития конкуренции - характеризуют возможную стратегию и тактику поведения конкурентов. 3. Прогнозы развития технологии - ориентируют пользователя относительно перспектив развития технологий. 4. Прогнозы состояния рынка - используются для анализа рынка товаров. 5. Социальное прогнозирование - исследует вопросы, связанные с отношением людей к тем или иным общественным явлениям. Методы прогнозирования делятся на количественные (формализованные) и качественные (интуитивные). Применение количественныхметодов прогнозирования целесообразно в случаях устойчивой экстраполяционной направленности исследуемого явления. Термин «экстраполяция» имеет несколько толкований. В широком смысле слова экстраполяция – это метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над явлением или его частью, на это же явление в других условиях его проявления или на другую часть явления в тех же условиях его существования. Чаще всего речь идет о перенесении тенденций развития системы или совокупности процессов из прошлого в будущее. Разграничивают формальную и прогнозную экстраполяцию. Если первая базируется на простом сохранении тенденций прошлого в будущем, то вторая увязывает фактическое состояние исследуемого объекта с гипотезами о динамике его развития. Экстраполяция в экономике базируется на анализе временных рядов. Для повышения точности экстраполяции используют различные приемы (построение тренда с использованием метода наименьших квадратов, метода экспоненциального сглаживания, применение метода скользящей средней и т.п.). К приемам количественного прогнозирования относятся эконометрическое моделирование и определение уровня экономических индикаторов (уровень инфляции, уровень доходов населения, уровень конкуренции, демографический состав населения, политическое состояние в обществе и т.п.). Качественные методы прогнозирования наиболее эффективны, когда составляя прогноз деятельности предприятия аналитик располагает неполной информацией, достаточной для количественных методов прогнозирования. Качественные (интуитивные) методы прогнозирования используются и в случаях необходимости решения сложных неформализуемых процессов (явлений). Качественные методы предполагают выявление мнения определенных групп людей. При составлении прогноза можно использовать мнению как конечных потребителей (модели ожидания потребностей), так и мнения независимых экспертов - людей наиболее компетентных по исследуемым вопросам (методы экспертных оценок). Вторая группа методов, получившая гораздо большее распространение, делится на методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок. Примеры методов индивидуальных экспертных оценок: · метод интервью предполагает непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ», При этом главное при такого рода опросе – выявить мнение опрашиваемого по поводу перспектив развития явления (объекта, процесса); · аналитический метод основан на самостоятельной работе эксперта без его непосредственного контакта с опрашиваемым, а лишь на основании получаемой от него через третьих лиц информации; · метод написания сценария предполагает предварительное построение логики процесса или явления и лишь затем получение необходимых для прогнозирования данных в строго определенных объеме и порядке. Примеры методов коллективных экспертных оценок: · метод комиссии основан на создании специальной группы экспертов (комиссии, жюри), задача которой заключается в распределении обязанностей по формулировке вопросов анкет, проведению опроса потребителей или его представителей, обработке материалов и выработке окончательной гипотезы развития объекта (процесса, явления) в будущем; · метод Дельфи исходит из анонимности экспертов, полного отсутствия контакта между ними, многоуровневой процедуры опроса экспертов, обеспечение экспертов всей имеющейся информацией об исследуемом объекте (процессе, явлении); · метод коллективной генерации идей (метод мозговой атаки) предполагает отбор наиболее квалифицированных специалистов-экспертов, перед которыми ставится определенная задача и сроки ее решения. При этом может быть набор базовых идей, которые требуют либо отбраковки, либо одобрения; · метод морфологического анализа исходит из возможности последовательного разбора этапов процесса (явления, объекта) и получения информации по каждому из этапов возможных вариантов его развития, Чаще всего при применении этого метода строится дерево решений или матрица решений, и цель экспертов состоит в последовательном соединении параметров каждого уровня поочередно со всеми параметрами прочих уровней на предмет выявления всех возможных альтернатив прогноза. Как правило индивидуальные методы экспертных оценок ориентированы на высокий интеллектуал экспертов, в то время как методы коллективных экспертных оценок исходят из преимущества группового мышления.
7.4.Основные методы текущего планирования Текущее планирование на предприятии призвано обеспечить увязку целей предприятия, требований потребителей и ресурсных возможностей. Текущие планы могут разрабатываться как по отдельному направлению деятельности предприятия (план производства, план маркетинга, план развития науки и техники, план повышения экономической эффективности производства, план капитальных вложений и капитального строительства (план инвестиций), план материально-технического снабжения, план по труду и кадрам, план по издержкам производства и реализации продукции, план социального развития коллектива предприятия, план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, так и по ряду направлений одновременно – комплексные планы. Основными текущего методами планирования являются: Индикативный. Индикаторами могут быть любые показатели, однако при индикативном планировании более главным является не их конкретное значение в определенный период времени, а диапазон изменения (max---min) во взаимоувязке между собой. При индикативном планировании как правило говорят о системе индикаторов (финансовые, экономические, трудовые). Примером индикативного планирования является деятельность предприятия, работу которого регулирует рынок. В этом случае, если товар не находит сбыта в силу, например, высокой стоимости или низкого качества, то предприятие должно либо снизить уровень издержек и/или прибыли, либо использовать более совершенные технологии, обеспечивающие повышение качества продукции, либо перепрофилироваться на выпуск новой продукции, имеющей устойчивый сбыт и доступной для производственных мощностей предприятия. Балансовый. Предполагает обеспечение равенства между потребностями предприятия и используемыми ресурсами. Выделяют одно-, много- и межпродуктовые балансы, сводные, комплексные, материальные, натуральные, стоимостные балансы. Балансовый метод может быть использован на всех этапах и уровнях планирования, однако наибольшее распространение он получил при финансовом планировании. Нормативный. Основан на определении и использовании системы норм и нормативов. Норма – научно-обоснованная мера общественно-необходимых затрат ресурса на изготовление продукции (процесс, явление) в определенных организационно-экономических условиях. Норматив – поэлементная составляющая нормы, характеризующая степень использования ресурса, требования к результатам деятельности, эффективность процесса (явления) и т.п. Среди прочих выделяют: нормы и нормативы расхода и запасов сырья, топлива, энергии, затрат труда и заработной платы, потребности в оборудовании, финансово-экономические, социальные (потребления, распределения), качества, охраны окружающей среды. Использование нормативного метода наиболее целесообразно в совокупности с прочими методами планирования. Экономико-математическое моделирование. Предполагает использование при планировании соответствующих экономико-математических методов, обеспечивающих высокую эффективность результата (бизнеса) за счет выбора из рада альтернативных вариантов наиболее эффективного. Используется чаще всего в случаях неполного наличия информации, когда имеются возможности выбора лучшего варианта из ряда альтернатив. Следует иметь ввиду, что процесс планирования базируется чаще всего на неполных данных, поэтому грамотно разработанный план должен содержать определенные резервы, иначе называемые "надбавками безопасности" или "подушками". Увеличение подушек ведет к снижению риска деятельности предприятия, но увеличению затрат на реализацию плана.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.76.193 (0.009 с.) |