Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материально-сырьевые запасы: функции и политика управления

Поиск

Запасом является любой ресурс, необходимый для функционирования предприятия. Однако особое внимание на практике уделяется материальным запасам, поскольку они представляют собой один из наиболее дорогих активов предприятий. Товарно-материальные запасы всегда считались фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения, ее гибкое функционирование, и являлись своего рода "страховкой".

Существует три вида товарно-материальных запасов:

· сырьевые материалы (в т.ч. комплектующие изделия и топливо);

· товары, находящиеся на стадии изготовления;

· готовая продукция.

Запасы выполняют несколько функций:

1.Функция накопления - предполагает обеспечение непрерывного процесса производства и/или продаж за счет создания необходимого для этого резерва того или иного вида сырья, полуфабрикатов или готовой продукции.

2.Функция защиты от инфляции - предполагает, что для предприятий вложение средств в запасы иногда гораздо более надежный способ инвестирования капитала, чем вложение денег в банк или иной бизнес.

3.Функция управления затратами за счет выбора величины заказа - исходит из необходимости достижения баланса между преимуществами и недостатками с одной стороны отсутствия значительных размеров запасов, а с другой - наличия значительных размеров запасов. Этот баланс достигается выбором оптимального объема партии заказанных товаров, который определяется по формуле Вильсона.

Для закупок сырья (материалов):

200 ·A · Q Nс = ------------------, C · R (3.5)

где А – годовой объем закупок сырья (материалов), кг (шт.);

Q – издержки по закупке одной партии сырья (материалов), руб.;

C – цена единицы закупаемого сырья (материалов), руб./кг (руб./шт.);

R – процент издержек на складирование сырья (материалов) от стоимости среднегодового запаса, %.

Для готовой продукции и незавершенного производства:

200 · B · S Nг = ---------------------, Р · Y (1 – B /М) (3.6)

где В – годовой объем реализации продукции, шт.;

S – издержки по подготовке к запуску в производство одной серии (партии) готовой продукции, руб;

Р – переменные издержки за единицу продукции, руб/шт;

Y – процент издержек на складирование готовой (незавершенной) продукции от стоимости среднегодового запаса, %;

М – производственная мощность предприятия, шт.

К политике управления запасами при зависимом спросе относят использование АВС-анализов. Применение АВС-анализов исходит из возможности подразделения запасов на три группы (см.рис.3.1).

Процент 100

общей

стоимости Класс А

запасов 75

 

 

 

 

25 Класс В

 

Класс С

 

0 25 50 75 100

Процент единиц наименований

Рис.3.1. График АВС-анализа

На рис.3.1 изображены три группы товаров:

· товары класса А, на которые приходится примерно 70-80% от общей стоимости запасов, но которые составляют не более 15% от общего числа наименований (позиций);

· товары класса В, на который приходится около 30% от общего числа позиций при 15-25% от общей стоимости запасов;

· товары класса С, составляющие более 50% от общего числа позиций, но не более 5-7% от общей стоимости запасов.

Политика, базирующаяся на АВС-анализе, заключается в следующем:

· прогнозирование потребности в запасах класса В должно быть более тщательным, чем запасов класса С, а класса А более тщательным, чем запасов класса В;

· надежность работы поставщиков и точность записей учета запасов класса А должна быть наивысшей.

· цикл инвентаризации (проверки правильности учета реальному наличию запасов) по товарам класса А должен быть наименьшим, а по товарам класса С – наибольшим.

Определенный интерес представляет опыт работы компаний по принципу "без складов", примером которых является применение систем "Канбан" и "Точно в срок". Система "Канбан" предусматривает соответствие наличных запасов на предприятии потребностям начальной стадии производственного процесса. Масштабы межоперационного складирования сокращаются вследствие синхронизации операций. Система "Точно в срок" основывается на том, что центральное звено планирования выдает задание не всем подразделениям, а лишь последнему звену (складу готовой продукции). В свою очередь все звенья производственного процесса получают задания непосредственно от очередного, находящегося ближе них к последнему звену, что обеспечивает для каждой работы конкретного заказчика и заданные сроки исполнения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.242 (0.006 с.)