ТОП 10:

Порядок проведения инвентаризации



Для проведения инвентаризации активов и обязательств создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается приказом руководителя Компании.

В состав инвентаризационной комиссии (далее - Комиссия) включаются представители административного персонала, работники департамента бухгалтерского учета и отчетности и другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и др.).

После утверждения приказа, председателю комиссии выдается письменное распоряжение за подписью руководителя Компании, в котором кроме состава комиссии указываются: номер и дата приказа, объект, подлежащий инвентаризации, сроки начала и окончания работы.

До проведения инвентаризации члены комиссии должны:

· подробно ознакомиться с материалами последней инвентаризации, проведенной по данным объектам, с мерами, принятыми по результатам последней инвентаризации;

· опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения имущества, имеющие отдельные входы и выходы;

· проверить исправность весоизмерительных приборов, используемых для работы комиссии в процессе проведения инвентаризации, и соблюдение установленных сроков их клеймения;

· получить последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении имущества, подлежащего инвентаризации.

Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам) с указанием «до инвентаризации по состоянию на «...» (дата)», что должно служить сотрудникам департамента бухгалтерского учета и отчетности основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица представляют расписки о том, что к началу инвентаризации все имущество, поступившее на ответственное хранение, оприходовано, а выбывшее списано в расход, и все расходные и приходные документы на имущество, находящееся у них в подотчете, сданы в департамент бухгалтерского учета и отчетности. Аналогичные расписки принимаются и от лиц, имеющих подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Инвентаризация имущества производится по местонахождению имущества.

Проверка фактических остатков производится при обязательном участии материально ответственного лица, при этом материально ответственное лицо не может являться членом комиссии на своем участке.

Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносятся в инвентаризационные описи - документы, составляемые в момент проведения инвентаризации и подтверждающие фактическое наличие имущества и обязательств на определенную дату не менее чем в двух экземплярах, которые подписываются всеми членами комиссии и материально ответственным лицом. В конце описи материально ответственное лицо дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственного лица в инвентаризационных описях лицо, принявшее это имущество, расписывается в их получении, а сдавшее - в их сдаче.

Для полной и точной проверки фактического наличия имущества комиссия должна быть обеспечена рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправными весовыми, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой и т.п.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещение, где хранится инвентаризируемое имущество, ежедневно опечатывается в присутствии членов комиссии и материально ответственного лица.

В случае, если в период проведения инвентаризации комиссия не имеет возможности произвести подсчет имущества в данном помещении и записать их в опись сразу, на группу проинвентаризированного (просчитанного) имущества прикрепляются инвентаризационные ярлыки фактического наличия имущества.

На имущество, не принадлежащее Компании на правах собственности, но находящееся у них, составляются отдельные инвентаризационные описи.

На имущество, пришедшее в негодность, составляется отдельная инвентаризационная опись.

По окончании инвентаризации, оформленные инвентаризационные акты и описи, сличительные ведомости сдаются в департамент бухгалтерского учета и отчетности.

Инвентаризация основных средств и нематериальных активов

При инвентаризации нематериальных активов проверяется:

· правильность и своевременность отражения нематериальных активов в учете;

· наличие документов, подтверждающих права Компании на его использование (патенты, лицензионные соглашения, товарные знаки и др.).

До начала инвентаризации основных средств проверяется:

· наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных описей и списков по учету основных средств;

· наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

· наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности Компании, а также сданные или принятые в аренду, на ответственное хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в инвентаризационные описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

Основные средства заносятся в опись по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в один цех или отдел и учитываемые в одной типовой инвентарной карточке, в инвентаризационных описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

При выявлении объектов не принятых на учет, а также объектов, по которым в учетных регистрах отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия включает в инвентаризационную опись недостающие, правильные сведения и технические показатели по этим объектам, например: по зданиям - их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), дополнительные постройки; по каналам - протяженность, глубина и ширина (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам - местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам - тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия и ширина полотна и т.п.

Объекты основных средств, которые в момент инвентаризации будут вне места нахождения Компании (автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризируются до момента временного их выбытия, о чем должно быть оговорено в распоряжении о проведении инвентаризации.

Инвентаризация запасов

При хранении запасов в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки запасов помещение опломбируется, и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

На время инвентаризации все операции с инвентаризуемыми запасами и денежными средствами прекращаются, и посторонние лица в помещение, где проводится инвентаризация, не допускаются.

На больших складах при длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя Компании в процессе инвентаризации могут отпускаться запасы в присутствии членов комиссии.

Эти запасы заносятся в отдельную инвентаризационную опись под наименованием "Запасы, отпущенные во время инвентаризации". Оформляться эта опись должна по аналогии с документами на поступившие запасы во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя комиссии.

Запасы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственным лицом в присутствии членов комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти запасы заносятся в отдельную опись под наименованием «Запасы, поступившие во время инвентаризации». В описи указывается когда, от кого они поступили, дата и номер приходного документа, наименование, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя комиссии делается отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти запасы.

Запасы в инвентаризационных описях отражаются по каждому отдельному наименованию с указанием номенклатурного номера, вида, группы, артикула, сорта и количества.

Запасы, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в инвентаризационные описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих запасов на ответственное хранение, с указанием их наименований, количества, сортности, фактической стоимости (по данным учета), даты сдачи груза на хранение, места хранения, номера и даты документов.

При получении от организаций, на ответственном хранении которых эти запасы находятся, копий инвентаризационных описей, комиссия сопоставляет фактическое наличие запасов с количеством, установленным по документам.

По запасам, находящимся в переработке у других организаций, составляется отдельная опись, где указывается наименование организации, наименование запасов, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи их в переработку, номера и даты документов, на основании которых отпущены запасы в переработку.

Инвентаризационные описи составляются отдельно на запасы, находящиеся в пути, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.

В описях на запасы, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование (согласно документу), количество и стоимость (согласно данным учета), дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти запасы учтены на соответствующих счетах.

На счетах учета запасов могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным - копиями предъявленных покупателями документов (платежных поручений, векселей и т.д.), по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением банка; по находящимся на складах других организаций - сохранными расписками, на последнюю дату, близкую к дате проведения инвентаризации.

Инвентаризация запасов, находящихся в пути, отгруженных, но не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся на соответствующих счетах сумм.

Предварительно может быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами.

При установлении фактов неоприходования поступивших запасов должны быть затребованы объяснения лиц, получивших их.

В описях на запасы, отгруженные и неоплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование запасов, дата отгрузки, дата выписки, номер и сумма по счет-фактуре.

Запасы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризуются по месту их нахождения и лицами, на ответственном хранении которых они находятся.

При инвентаризации запасов, выданных в индивидуальное пользование работникам, допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи.

Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.п.).

При инвентаризации незавершенного производства комиссия:

· определяет фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве, а также готовые изделия, не полностью укомплектованные и не сданные на склад;

· выявляет неучтенный брак;

· определяет фактическую комплектность незавершенного производства (заделов) и обеспеченность сборки деталями;

· выявляет остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено определить фактическую себестоимость находящихся в производстве заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изготовлением и сборкой изделий и т.п.

Запасы, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризируются и фиксируются в отдельных описях.

Инвентаризация расчетов

Инвентаризация расчетов с банками по кредитам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами и другими дебиторами и кредиторами заключается:

· в сверке расчетов с банками, органами казначейства, финансовыми, налоговыми органами, пенсионными фондами, со структурными подразделениями организаций, выделенными на отдельные балансы;

· в проверке правильности и обоснованности сумм задолженности, включая суммы по которым истекли сроки исковой давности;

· в выявлении по задолженности работникам Компании сумм своевременно не выплаченной заработной платы, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

Проверке должны быть подвергнуты счета «краткосрочная кредиторская задолженность», «долгосрочная кредиторская задолженность» в части сумм товаров в пути и расчетов с поставщиками по неотфактурованным поставкам.

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (дата выдачи, целевое назначение).

При инвентаризации расходов будущих периодов комиссия по документам устанавливает и включает в описи сумму, подлежащую отражению на счете.


 

Раздел 7.Забалансовые счета

Забалансовые счета предназначены для учета:

1) объектов, которые по действующим законоположениям не могут быть учтены на балансовых счетах;

2) ценностей, временно находящихся у Компании и не принадлежащих ему (арендованные основные средства на условиях текущей аренды, материалы, принятые на ответственное хранение и т.д.);

3) активов, требующих дополнительного учета и контроля (бланки строгой отчетности, списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов, и т.д.).

Учет на забалансовых счетах ведется по простой схеме счетоводства, без системы двойной записи, с применением следующего Рабочего плана забалансовых счетов:

001 - арендованные основные средства (текущая или оперативная аренда), учет ведется в оценке, определенной в договоре на аренду, по каждому объекту арендованных основных средств, по инвентарным номерам, присвоенным им арендодателем. Для учета арендованных основных средств применяется Журнал аналитического учета арендованных основных средств, где указывается объект учета, арендодатель, стоимость объекта, срок аренды, за кем закреплен объект, дата и номер документа, по которому объект возвращен арендодателю;

002 - товарно-материальные запасы, принятые на ответственное хранение, учет ведется в ценах, предусмотренных в расчетно-платежных документах, по субъектам-владельцам товарно-материальных запасов, их видам, сортам и местам хранения. Для учета указанных товарно-материальных запасов применяется Журнал аналитического учета, где указывается субъект-владелец, причина принятия на ответственное хранение, склад, вид, количество и стоимость товарно-материальных запасов, возврат, расходы по хранению и т.д.;

003 - материалы, принятые в переработку (пока нет в Компании указанных материалов);

006 - бланки строгой отчетности, перечень документов, относящихся к бланкам строгой отчетности, порядок их хранения и использования устанавливается по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения. Журнал аналитического учета бланков строгой отчетности ведется на основании приходных и расходных документов по видам таковых бланков;

007 - списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов, ведется за балансом в течение пяти лет с момента списания на убытки для наблюдения за возможностью взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Учет ведется в специальном Журнале по каждому должнику, информация об имущественном положении должника должна обновляться сразу в случае изменения, претензионно-исковая работа не прекращается;

008 - обеспечения обязательств и платежей полученные, учет ведется по каждому полученному гарантийному обеспечению (обязательству) в специальном Журнале до погашения обязательств;

009 - обеспечения обязательств и платежей выданные, учет ведется по каждой выданной гарантии до полного погашения обязательств;

020 - смарт-карты по номинальной стоимости, учет ведется по материально-ответственным лицам на основе приходных и расходных документов;

000-641- межфилиальные расчеты.

В случае наличия объектов забалансового (информативного) учета, которые нельзя отнести к вышеперечисленным забалансовым счетам, необходимо дополнить перечень счетов с обязательным доведением до всех пользователей.

4) Все активы и обязательства, учтенные за балансом, подлежат инвентаризации в сроки и в порядке, установленные для собственных активов, обязательств, доходов и расходов.

 


[1] В отношении объединений предприятий, произошедших до 1-го января 2010 года (в отношении учета и раскрытия информации в финансовой отчетности) Компанией применялись принципы, устанавливаемые МСБУ 3 в редакции 2004 года для объединений бизнеса, соглашения о которых заключены 31 марта 2004 года или после этой даты. В отношении объединений бизнеса, с датой приобретения после 1-го января 2010 года (в отношении учета и раскрытия информации в финансовой отчетности) Компанией применяются принципы, изложенные ниже и устанавливаемые МСБУ 3 (пересмотренный) в редакции 2008 года.

[2] Приказ Министра финансов РК от 22.06.2007 N 221 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА".

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.191 (0.01 с.)