Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Коренные изменения на международной арене после окончания второй мировой войны.
Похожие статьи вашей тематики
Вторая мировая война привела к коренным изменениям соотношения сил в мире и положения Советского Союза на международной арене. После 1945 г. практически ни одна серьезная международная проблема не могла быть решена без участия СССР. Политическое влияние Советского Союза распространялось на Польшу, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, Румынию, Югославию, Албанию, Финляндию, оккупированные советскими войсками восточные части Германии и Австрии. Укреплению международных позиций СССР способствовал рост мирового коммунистического движения. Характерной чертой международной обстановки после окончания войны явился общий сдвиг влево широких народных масс в капиталистических странах. В Западной Европе выросли численно и окрепли коммунистические партии. В годы войны они шли в авангарде борьбы против фашизма. На первых послевоенных выборах в парламенты в таких крупных европейских странах, как Франция и Италия, многие избиратели (около 5,5 млн французов и 4,4 млн итальянцев) отдали голоса кандидатам от коммунистических партий. В 19451947 гг. коммунисты входили в правительства 13 капиталистических стран Европы, Азии и Латинской Америки. Коммунистические режимы в первые послевоенные годы установились в целом ряде государств Азии — Северном Вьетнаме (1945), Северной Корее (1948), Китае (1949). За годы Второй мировой войны существенно расширились внешнеполитические связи СССР. Если в июне 1941 г. Советски Союз поддерживал дипломатические отношения с 26 государствами, то к концу войны — с 52 государствами мира. На Надлежащей высоте находился международный авторитет Советского Союза как страны, внесшей решающий вклад в достижение победы союзников во Второй мировой войне. Это особенно заметно было в странах Восточной Европы, народы которых пережили ужасы немецкой оккупации и были освобождены Красной Армией. Вместе с тем положение СССР на международной арене было достаточно сложным. На Ялтинской и Потсдамской конференциях произошел фактический раздел мира на сферы влияния. Западные союзники СССР по антигитлеровской коалиции признали приоритет Советского Союза в странах Восточной Европы. Они вошли в сферу особых интересов СССР. В Москве этот регион рассматривался в первую очередь как пояс безопасности советского государства по западному и югозападному периметру границ. Приобретя статус великой державы, Советский Союз столкнулся с трудностями, вытекавшими из необходимости подкрепить этот статус соответствующим экономическим потенциалом. Экономическое положение СССР было сложным: в ходе войны население понесло огромные потери, значительная часть страны лежала в развалинах, уровень жизни понизился до критической черты. В этих условиях советское руководство понимало, что, обладая правом воздействия на ход дальнейшего мирового развития, оно было лишено главного — соответствующего экономического потенциала. Перед СССР встала необходимость четкого определения стратегического курса в условиях складывавшегося биполярного мира. Декларируя главное содержание и задачи послевоенной внешней политики Советского Союза, ЦК ВКП(б) подчеркивал необходимость обеспечить благоприятные международные условия для мирного социалистического строительства в СССР, для развития мирового революционного процесса, для сохранения мира на земле. Советское руководство всячески стремилось создать образ СССР как миролюбивого государства, готового к поиску компромиссов в решении актуальных международных проблем совместно с бывшими партнерами по антигитлеровской коалиции. К тому же положение в народном хозяйстве заметно ограничивало внешнеполитические возможности СССР. Вторая половина 40х гг. была и временем выработки общего внешнеполитического курса США в послевоенных условиях. Окончание Второй мировой войны породило новую ситуацию. Среди Западных стран, партнеров Советского Союза по антигитлеровской коалиции, только США значительно усилили свои экономические, политические и военные позиции. Великобритания, Франция и ДРУгие стРаны из лагеря победителей вышли из войны с ослабленной и во многом дезорганизованной экономикой. Людские потери США в войне были сравнительно невелики — около 300 тыс. человек. Американская территория не пострадала от военных действий. Экономика динамично развивалась, валовой национальный продукт в стране за годы войны возрос в 1,7 раза. К концу войны США стали монопольным обладателем ядерного оружия. Экономическое и военное могущество способствовали появлению у Соединенных Штатов претензий на роль мирового лидера. 19 декабря 1945 г. в своем послании конгрессу президент Трумэн писал, что победа в войне возложила на США «бремя постоянной ответственности за руководство миром» и что они «полны решимости сохранить свою роль руководителя всех наций». В свою очередь, Советский Союз стремился как можно быстрее материализовать влияние на освобожденные Красной Армией страны, подведя под него соответствующую политическую и экономическую базу. Таким образом, две крупнейшие державы мира — Советский Союз и Соединенные Штаты Америки — после окончания Второй мировой войны стремились усилить свое влияние и максимально расширить его сферу.
Послевоенные амбиции Советского Союза иногда оказывались весьма завышенными. Они проявились в требованиях об изменении режима Черноморских проливов путем пересмотра заключенной в 1936 г. в Монтре конвенции о возвращении СССР Карского и Ардаганского округов, ранее принадлежавших России, но в 1921 г. переданных советским правительством Турции; предоставлении военноморской базы в Дедеагаче (Фракия) на Эгейском море; участии СССР в управлении Танжером (Марокко), а также в последовавших заявлениях о заинтересованности в изменениях политических режимов в Сирии и Ливане, о предоставлении протектората над Ливией, бывшей итальянской колонией» для обеспечения присутствия в Средиземном море. После окончания войны Советский Союз предпринял меры п° укреплению своих позиций в Иране. Эта страна в августе * 41 г. была оккупирована советскими и английскими войсками, с тем чтобы исключить возможность использования иранской ■Территории фашистскими агрессорами. 29 января 1942 г. СССР, Англия и Иран подписали союзный договор. Он предусматривал, что советские и английские войска будут выведены из Ирана не позднее чем через шесть месяцев после окончания войны. Суверенитет и территориальная неприкосновенность Ирана подтверждались и в принятой в Тегеране союзниками декларации трех держав об Иране. После окончания войны Великобритания вывела свои войска из Ирана. Советские войска остались. В то же время Советский Союз поддерживал Народную партию Ирана (партию Туде), которая объединяла противников существующего в стране режима и сепаратистские движения курдов и азербайджанцев, преследуя цель ослабить центральную власть в Тегеране. В декабре 1945 г. при советской поддержке в северных провинциях Ирана были провозглашены Автономная Республика Азербайджан и Курдская Народная Республика. Это вызвало резкое обострение советскоанглийских отношений. Великобритания вновь ввела в Иран военные части. В начале 1946 г. США и Великобритания вынуждены были оказать давление на СССР, требуя вывести войска из северного Ирана. В обмен на создание смешанной советскоиранской нефтяной компании Советский Союз согласился вывести свои войска (май 1946 г.). После их ухода Иран в конце 1946 г. денонсировал договор о нефтедобыче, подавил курдских и азербайджанских сепаратистов и восстановил контроль над северной частью своей территории. В это же время активизировалось партизанское движение в Греции под руководством коммунистов и при поддержке Болгарии, Югославии и Албании, где у власти находились коммунисты. На Дальнем Востоке неудачей закончились планы СССР по оккупации северной части острова Хоккайдо. В послании Г. Трумэну от 16 августа 1945 г И.В. Сталин предлагал включить эту территорию в район сдачи японских вооруженных сил советским войскам в качестве советской зоны оккупации. Американский президент это предложение отклонил. Соединенные Штаты имели план установления единоличного контроля над послевоенной Японией. После завершения Второй мировой войны СССР и США все больше отдалялись друг от друга. Плодотворное сотрудничество в годы войны осталось в прошлом. Политический курс двух великих держав все больше поляризировался. Идеологическое противостояние порождало атмосферу враждебности на мировой арене. 21 августа 1945 г. США заявили о прекращении поставок по лендлизу СССР. В сентябре 1945 г. Объединенный комитет начальников штатов одобрил идею нанесения США первого меморандум с предложением «отобрать приблизительно 20 наиболее важных целей, пригодных для стратегической атомной бомбардировки в СССР и на контролируемой им территории». В напряженной обстановке начался процесс мирного урегулирования с бывшими союзниками гитлеровской Германии: Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. Решением Потсдамской конференции составление проектов мирных договоров для этих стран было возложено на Совет Министров иностранных дел (СМИД) «в качестве немедленной и важной задачи». 11 сентября 1945 г. в Лондоне открылась первая сессия СМИД. Сразу же обнаружилось, что Советский Союз и западные державы подходят к важной задаче послевоенного устройства Европы с различных позиций. На сессию в Лондоне США и Англия пригласили делегации Франции и Китая. Это противоречило Потсдамским решениям руководителей трех держав о Совете министров иностранных дел, который должен состоять только из государств, подписавших условия капитуляции с данной страной. Процесс выработки мирных договоров длился полтора года. Возникавшие разногласия приходилось урегулировать на Московском совещании министров иностранных дел (декабрь 1945 г.), Парижской (апрель — июль 1946 г.) и НьюЙоркской (ноябрь — декабрь 1946 г.) сессиях СМИД, на Парижской мирной конференции (июль — октябрь 1946 г.). 10 февраля 1947 г. мирные договоры с Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией были подписаны в Париже. Несмотря на компромиссный характер ряда статей, они в целом носили демократический, справедливый характер.
|