ТОП 10:

Согласно первой Конституции (Основному закону) Османско-тюркского государства, которая была принята в 1860 г., немусульмане получили право участвовать в управлении государством.



Даже первый парламент состоял из депутатов, говорящих на 14 языках. Все законы, ограничивающие права немусульман, были отменены. Они образовали коммерческую организацию под названием ,Дарма тижарат", что позволило им расширить экономическую деятельность и увеличить торговые сделки с зарубежными странами. Чтобы контролировать и защищать права этой организации, по инициативе немусульман образовали правовую организацию „Контора низомие", что привело к отмене внешних налогов.

Статья Конституции о том, что 10 % военной силы должны составлять немусульмане, не получила применения, так как основная часть немусульман продолжала заниматься ювелирным делом, торговлей, производством и сапожным ремеслом. Но главное, что их права были подтверждены и упорядочены законом.

Из немусульман, принимавших участие в государственных делах, около 50 % составляли переводчики. В результате их переводческой деятельности многие государственные секреты были разглашены. Количество немусульман в стране все увеличивалось. Во второй половине XIX в. только в Стамбуле армяне, например, составляли 150 тыс. человек.

Армянам были предоставлены все права. Основным государством, поддерживающим армян, была Франция. Стала повышаться их роль в государственных делах. В 1860 г. при поддержке Пруссии и других немецких государств в Османско-тюркском государстве было создано „Протестантское общество", которое содействовало созданию многих школ и лечебниц.

Вхождение немусульман в государственный аппарат было на руку европейским государствам, так как усиливало зависимость от них Османской империи. Законы, принятые во второй период Танзимата (реформ), в основном были направлены на обеспечение интересов иностранного капитала и немусульманской буржуазии Турции.

Это положение нашло отражение в соглашении „Кичик Кайнара", в указе „Танзимат", в указе р Реформе, в Берлинском соглашении, в Конституции 1860 г., в Уставе общества „Маърифати умумия", в „Уставе армян" и в других документах. Исполнение принятых обязательств строго контролировалось и европейскими странами, и озинами, работающими в государственной системе.

Все это постепенно ослабляло Османскую империю и положение турков в мире.В связи с географическим положением Османской империи в середине материка Евроазии, социально-политические изменения, происшедшие в Европе, и европейский образ жизни не могли не оказать своего влияния на эту страну.

И все же в Османской империи попрежнему процветали феодальные отношения, хотя Европа в результате развития механизированного производства, торговли и обновления военной системы давно перешла к капиталистическим. Поэтому ведущие страны Европы использовали озинов для вмешательства во внутренние дела Османской империи.

Чтобы не потерять своей независимости и противостоять европейским государствам, необходимо было сохранение сильной военной системы. Однако Османская империя все же была заинтересована в экономических и политических связях с Западом.

В средине XVIII в. образовалось движение „Западничество".Это движение было социально-политическим и идеологическим течением и ставило своей целью образование республики как в Западной Европе. „Западничество" стремилось к развитию социальной, духовной и культурной жизни Турции, но, критикуя турецкие обычаи и культурные ценности и даже иногда противодействуя им, не всегда соответствовало интересам национальной независимости своей страны.

Идеи Запада первоначально стали пропагандироваться во время правления Ахмедшаха III (1703 — 1730) главным визирем Ибрагимом пашой и его сторонниками. Во времена правления Махмудшаха I (1730 — 1774), затем Абдулхамида I (1774 — 1788) и, в основном, во времена Селимшаха III (1789 — 1808) „модель" Запада была принята за образец реформ.

Программа реформ вызывала сопротивление, возникали отдельные восстания. Махмуд- шах II (1808 — 1839) приказал схватить бунтовщиков. Но противники реформ видели в них многие отрицательные стороны, связанные с религией и духовностью, что могло нанести ущерб духовным и нравственным ценностям народа, а также исламской религии. К тому же простой народ воспринимал реформы, как возвышение верхних слоев общества и еще большее унижение простого народа.

Образ жизни Запада стал проникать и через печать. Ибрагим Мутафаррик, идеолог „западнического" движения, своей деятельностью еще больше усилил недовольство в турецком обществе, что вызвало новые восстания религиозного и национального характера.Как говорилось выше, Махмудшах II направил войска против противников реформ, которые предполагалось осуществить в армии. Реконструкция армии предусматривала отказ от пехоты, оснащение армии современным вооружением и изменение ее структуры по европейскому образцу.

Финансовую сторону содержания армии составляли налоги, которые должны были быть собраны с населения. Структура и обеспечение западных армий осуществлялись именно в этом направлении, и среднее сословие налогоплательщиков было уже сформировано. Кроме того, ставилась задача изучения структуры управления в европейских государствах с целью совершенствования управления государством, особенно по Прусскому образцу, а также изучения технологий Запада.

Система ценностей и защиты прав человека в Европе больше соответствовала интересам чиновников, чем интересам простого народа. В освоении этой системы важную роль сыграли направленные в Европу послы.

Особо следует подчеркнуть деятельность послов Османской империи в Германии и Пруссии Мехмета Челебий и Нишли Мехметага, в Австрии Садик Рифата паши, в Великобритании Мустафы Рашида паши, во Франции Али паши и Фуад паши.

Эти государственные деятели хотели восстановления прежнего могущества обёссилённой Османской империи и превращения ее в страну „модерн". „Западническое" движение положило начало эпохе „Танзимат", а европейский образ жизни стал влиять на повседневный образ жизни турецкого общества.

Сторонники „Танзимата", то есть „западнических реформ", стремились осуществить реформы в области промышленности и сельского хозяйства. К сожалению, сторонники этого течения, понимая под „западничеством" только военную систему и культурную жизнь Европы и не учитывая сложных экономических связей, не смогли выбрать правильный путь.

Реформа военной системы, которую имели в виду „западники", осталась в руках властей, которые стали создавать армию и флот по западному образцу. Культурная жизнь Запада, проникая в турецкое общество в искаженном виде, не всегда оказывала положительное влияние, но это проникновение отвечало интересам европейских государств.

Постепенно Турция становилась экономически и политически зависимой от Запада.Таким образом, „западничество" нанесло ощутимый вред турецкой культуре. Оно вошло в жизнь тюркского государства в виде новой военной структуры, изменений в социально-политической области и области культуры.

Но в определенном смысле это было и шагом вперед. Однако развитие экономики значительно отставало от происшедших социально-политических перёмен, и причина этого в том, что государство, стремясь к европейскому пути развития, не усмотрело, что в основе развития Европы лежала промышленная революций.

Допущенные ошибки привели к появлению еще одного течения в стране, вошедшего в историю Турции под названием движение Новых османов. С появлением в 1860 г. этого движения начался период критики „западничества". Идеологи нового течения обвинили сторонников „Танзимата" в непонимании угрозы ввергнуть страну в экономическую зависимость от Запада, в неумении предвидеть будущее, в поверхностности, в попирательстве национальной культуры. Основоположниками движения „Новых османов" стали Номик Камал и Зия паша. Основным виновником религиозного и культурного упадка общества они считали „западническое" течение.

Одним из борцов с этцм течением был ученый Ибрагим Шинози. В 1862 г. он организовал газету „Тасвири афкор" и начал публиковать статьи с разъяснением целей и сути „западничества". На страницах этой газеты публиковали свои статьи его единомышленники, которые предлагали пути борьбы с „западничеством".

Культура Турции в этот период потеряла свою целостность. С одной стороны, человек должен был подстроиться под вновь принятые правила, а с другой — не мог и не хотел расстаться с общепринятыми национальными обычаями и традициями. Подобные обстоятельства привели к ограничению национальных обычаев, искажению религиозных убеждений и мировоззрения, что давало возможность для проникновения новых веяний в искаженном виде.

Отсутствие необходимой естественной среды для новой, „западной" культуры оказало на общество разрушительное влияние. Говоря словами одного из тюркских исследователей Энвера Зия, „Танзимат привел молодежь к тому, что культуру они стали понимать как моду Парижа, стали поверхностными, потеряли покой".

В 1860 г. подобные критические высказывания еще более усилились. Углубившийся кризис наложил отпечаток на всю политику господствующего класса. В правящих кругах царили неуверенность и растерянность. Создавшейся ситуацией воспользовались озины и опередили мусульман во многих сферах.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.168 (0.008 с.)