Коллоквиум по пройденным темам



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллоквиум по пройденным темам



 

Цели занятия: повторить пройденный теоретический материал, изложенный на лекционных занятиях.

 

Структура занятия

1. Опрос.

2. Составление тестов и заполнение таблиц.

 

К 8 лабораторному занятию уже должно быть вычитано достаточно материалы, чтобы можно было заниматься его закреплением. Поэтому может быть проведен опрос по вышеперечисленным лекционным темам

Для дополнительного закрепления материала и проверке результатов самостоятельной работы над некоторыми темами, может быть выдано задание на составление тестов по пройденным темам. А также заполнение табл. 2 по теме «Классификация деловых игр».

 

Им Таблица 2

 

Классификационные признаки деловых игр

 

Классификационные признаки Имитационные игры Ролевые игры Деловые игры в узком понимании Организационно-деятель-ностные игры Ваш пример экономической игры
Объект моделирования          
Количество ролей          
Различие ролей          
Взаимодействие ролей          
Эмоциональная напряженность          
Цели игроков          
Альтернативность решений          
Необходимость внешнего контроля          
Способ оценки          

Лабораторная работа 13

 

Деловые игры и кибернетические системы. Построение инфрмационно-логической схемы игры

Цели занятия: приобретение навыков построения информационных схем игр, анализа и использования информационной (инфологической) схемы в разработке игровых моделей.

 

Структура занятия

1. Коллективное построение информационной (инфологической) схемы для любой ситуации как возможная основа для игрового моделирования.

2. Построение информационных схем для любых экономических отношений.

 

Исходя из общих кибернетических свойств и принципов, можно сформулировать основные правила построения информационно-логической схемы:

1. Обязательно должен быть ключевой субъект – игрок или объединения игроков. Обычно он располагает в центре схемы, и с ним связано большинство игровых событий. Объект моделирования иногда (в ролевых и имитационных играх) может быть представлен взаимоотношениями нескольких субъектов. Информационными узлами могут быть не только субъекты, но и их действия, материальные объекты и т.д.

2. Движение информации должно быть замкнутым, то есть обязательно должна быть обратная связь и возможность корректировки.

3. Должен быть предусмотрен источник новой информации, если игра планируется многоэтапной.

 

При составлении информационных схем принято использовать следующие обозначения:

Прямая тонкая линия – регламентированный поток информации. Надпись над линией обозначает форму движения информации (устно, письменно, визуально).

Возможное, но не обязательное движение информации можно отобразить штриховой линией, нежелательное – волнистой или ломаной. Нежелательное движение информации можно пресечь дополнительным контролем.

В качестве примера может быть рассмотрена информационно-логическая схема игры «Трудоустройство», представляющая отношения между вышеперечисленными субъектами рынка труда (рис.1).

Как мы видим, по данной схеме можно легко составить описание роли каждого субъекта рынка труда, проследить взаимоотношения с другими субъектами и объектами, запланировать необходимые псевдодокументы (игровые формы документов), исходные данные, инструкции и т. д.

На рисунке 1 в качестве ключевого объекта рассматривается целая группа организаций и людей, занимающихся посреднической деятельностью на рынке труда: служба занятости, кадровое агентство, СМИ. Именно деятельность посредников формирует рынок труда.

Плотными линиями представлены регламентированные взаимоотношения

субъектов, как правило, представляющие собой движение информации в виде документов. Штриховыми – возможное участие и взаимодействие, не мешающее ходу игры.

 
 

 


Рис. 1. Информационно-логическая схема игры «Трудоустройство».

 

В данной игре не предусмотрена многоэтапность. Игра «Трудоустройство» заканчивается, как только используется информационный потенциал работодателя и соискателей.

В принципе, информационную модель можно построить на примере любой ситуации. Для того, чтобы вовлечь студентов в процесс составления информационной модели, стоит взять представителя наиболее известной им профессии, допустим, продавца-кассира.

Схема информационного взаимодействия с окружающим миром продавца-кассира включает в себя следующие объекты: касса, прилавок, товары, документы, деньги и целых ряд субъектов: покупатели, менеджер торгового зала, обслуживающий персонал, директор магазина, бухгалтерия, поставщики, представители контролирующих органов и т. д.

Если прочертить все взаимоотношения с вышеперечисленными объектами и субъектами, расписать сценарно по ролям, смоделировать необходимые нам ситуации, дополнить псевдодокументами и т. д., то мы получим практически готовую ролевую игру «Продавец-кассир», которую можно использовать в профориентационных целях, адаптационных, исследовательских вплоть до обучения неопытных продавцов и для повышения квалификации прочих работников.

Если ввести в качестве субъектов других продавцов и заложить экономические обоснования их конкуренции, мы можем получить деловую игру.

При концентрации внимания на отдельные элементы конкурентных отношений с другими продавцами, распределении временного ресурса мы можем получить имитационную игру – почти конкурс «Лучший продавец».

Если мы будем рассматривать ситуации конфликтов меду субъектами и выносить на обсуждение, то получим целый набор конкретных ситуаций.

Таким образом, информационная (информационно-логическая, инфологическая, кибернетическая и т.д.) схема любой ситуации или любых отношений представляет собой основу игры.

 

Для того чтобы студенты овладели навыками построения схем, рекомендуется разить их на группы по 2–4 человека и предложить отобразить информационно-схематично любую жизненную или экономическую ситуацию.

 

Лабораторная работа 15

 

Составление тестов

Цели занятия: проведение промежуточного контроля

 

Структура занятия

1. Опрос.

2. Составление тестов или написание контрольной работы.

 

Опрос и составление тестов проводится по следующим темам:

· Классификации игр.

· Деловые игры и кибернетические системы.

· Принципы построения деловых игр.

· Принципы проведения деловых игр.

· Основные направления в игровом моделировании.

· Оформление игры.

.

Для закрепления результатов устного опроса возможно проведение письменной работы либо составления тестов по пройденным темам.

 

Лабораторная работа 16

 

Консультация по самостоятельному игровому моделированию

Цели занятия: консультация студентов по самостоятельному игровому моделированию.

 

Структура занятия

1. Консультационная беседа.

2. Работа с материалами каждой группы.

Для закрепления всего объема пройденного материала, студентам необходимо самим в группах по 2–3, максимум 4 человека, разработать и описать деловую игру. В качестве основы игры может быть использована уже известная игра или же любая экономическая ситуация.

Как правило, задания для игрового моделирования студентам предлагается выбрать самостоятельно, но по согласованию с преподавателем, дабы не было ситуации плагиата и использования работ предыдущих курсов.

Как правило, выбирается одно из направлений:

· Деловая игра по бухгалтерскому учету и делопроизводству.

· Деловая игра на определение и развитие лидерских и коммуникационных качеств.

· Деловая игра на развитие умения работать в команде.

· Деловая игра «Мозговой штурм».

· Ролевая игра на воспроизводство экономической ситуации.

 

Выдача задания осуществляется в середине семестра, когда студенты уже ознакомились с рядом игр и сутью игрового моделирования. Если планом предусмотрены домашние задания, то игровое моделирование студентов может быть разбито на отдельные задания.

Итогом становится разработка и оформление деловой игры по самостоятельно выбранной экономической теме.

Оформление по деловой игре, как правило, состоит из проспекта, инструкций, сценария, набора псевдодокументации и бланков оценок, если таковые используются.

Общий объем работы – 10–20 страниц, включая приложения.

 

Консультационный материал включает в себя следующую информацию:

Полный комплект документации по деловой игре состоит из проспекта, инструкций, сценария, набора псевдодокументации и бланков оценок.

Проспект игры – это краткое описание сути, цели, используемых методик деловой игры и требований, которые она предъявляет к игрокам и организаторам. Многие игры публикуются в виде проспектов. В нем обязательно указывается:

1. Объект моделирования или имитации. Иногда это указывается в самом названии игры.

2. Цель игры. Если их несколько, указываются все (ознакомиться, научиться, усвоить навыки работы).

3. Перечисляются основные роли рекомендуемое количество участников. Характеризуются роли.

4. Излагается содержание игры, кратко, схематично по этапам.

5. Описываются основные правила. Они могут быть даны в инструкциях по ролям, а могут быть сгруппированы по событиям.

6. Прикладываются образцы документации или делается ссылка на реально существующие бланки.

7. Формулируется итог игры и система оценки: по скорости, по сумме набранных баллов.

По проспекту игры обычно не составляет труда разработать сценарий, инструкции и прочие документы по деловой игре. Собственно говоря, студентам и предлагается в качестве расчетно-графической работы или итогового домашнего задания написать проспект своей игры.

Иногда им необходимо использовать сценарий, если речь идет о ролевых играх. Сценарий игры – это проработанная последовательность событий, которой будет придерживаться ведущий (организатор) в ходе игры. Обычно это некоторая схема, которая строится по принципу разветвления событий, с проработанными узловыми моментами.

Инструкции – регламентированный перечень действий и реакций исполнителя роли на различные события и ситуации. Инструкции могут быть жестко регламентированными (характерны для имитационных игр, тяготеющих к тренингам) и свободными (в них оговариваются только права игроков, но не из обязанности). Пункты инструкции могут делиться на обязательные и условные. Первые выполняются в любом случае, вторые при наступлении определенного события.

При больших объемах инструкций их лучше давать в печатном виде, чтобы их было можно просматривать по ходу игры.

Самым важным и значимым в игровом моделировании является составление псевдодокументов, если они будут использоваться в игре.

Псевдодокументы – упрощенные формы документов, созданные специально для игры. Например, упрощенная форма бухгалтерской отчетности, налоговой декларации, бизнес-плана и прочего. Или же те самые формы, но уже наполовину заполненные. Использование реальных чистых бланков документов, конечно, увеличит количество полезных навыков, получаемых в игре, но вместе с тем может неоправданно затянуть игру, сделать ее сложной и скучной (принцип максимального освобождения от рутинных процедур).

Чаще всего студенты пренебрегают составлением псевдодокументов, предпочитая описывать их в тексте. В какой-то степени это связано с небольшим количеством опыта по отношению к документации.

Однако в экономическом игровом моделировании трудно представить себе полноценную игру без использования псевдодокументации. Это можно наблюдать на рассмотренных в данных методических указаниях играх.

 

Наиболее часто встречающиеся затруднения в игровом моделировании:

1. Неверно построена информационно-логическая схема, из-за чего отношения между субъектами перестают соответствовать действительности или становятся слишком запутанными.

2. Студентам не хватает информации, чтобы прописать весь механизм экономических отношений, они представляют его либо слишкос сложным, либо слишком упрощенным.

3. При игровом моделировании больше уделяется внимания конфликтно-конкурентным отношениям, из-за чего смоделированная игра приобретает либо признаки конкурса, либо соревнования в удачливости.

Лабораторная работа 17

Оформление игры. Защита расчетно-графических работ

Цели занятия: защита расчетно-графических работ (или, если работы не предусмотрены планами, просто домашних разработок) по игровому моделированию.

 

Структура занятия

1. Доклад от каждой команды составителей по результатам игрового моделирования.

2. Проведение наиболее проработанных и подготовленных игр в течение занятия.

Защита смоделированных игр происходит в два этапа. На первом этапе проходит своего рода закрытый конкурс, в ходе которого преподаватель определяет не более 5–7 групп с наиболее удачными разработками игр. На этот конкурс предоставляются работы в письменном виде, составленные и оформленные как проспект игры с приложениями в виде информационно-логической схемы, псевдодокументов, игровых табло.

Критерии, по которым оценивается качество работ, рекомендуется установить следующие:

1. Новизна работы, оригинальная ситуация или схема взаимодействия экономических субъектов.

2. Степень полезности приобретаемых навыков в ходе игрового моделирования.

3. Уровень продуманности экономических, финансовых и прочих отношений, разработки псевдодокументов.

4. готовность игры и команды к проведению данной игры.

 

Второй этап проходит в аудитории, где команды, прошедшие конкурс, излагают цели, схемы и правила своей игры.

 

Одна или две игры, наиболее заинтересовавших аудиторию, может быть проведена в течении занятия.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.33.139 (0.025 с.)