Особенности культуры Древней Руси



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности культуры Древней Руси



Культура Киевской Руси

Понятия:

· Скань, зернь, эмаль, чернь

· Кириллица, глаголица

· Пергамен

· Берестяные грамоты

· Жития святых

· Крестово-купольный храм, апсиды, хоры

· Мозаика, фреска

 

Культура Московской Руси XIV-XV вв.

Понятия:

· Ересь

· Рационализм

· Нестяжатели

· Иосифляне

· Автокефальность

 

Главные события и характерные черты культуры XIV-XV веков.

Главными событиями русской истории XIV-XV веков стали: процесс объединения русских земель в единое государство и борьба с монгольским игом. Соответственно ключевыми чертами культуры стали: а) идея национального возрождения и государственного объединения; б) идея национальной независимости.

Фольклор

  • Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV веках сложились жанры исторической песни и сказания.
  • Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными желаниями. Например, песня о Щелкане, основанная на истории восстания 1327 года в Твери.
  • Особый цикл былин - о Садко и Василии Буслаеве - сложился в Новгороде.

Письменность и литература

  • Самыми важными произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения, богословские рассуждения. Центры летописания: Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. Примеры: Троицкая летопись (1408 год, Москва как центр объединения русских земель), Русский Хронограф – всемирная история с краткими сведениями по истории Руси (середина XV века).
  • Самые известные произведения литературы XIII века – «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем», в состав которой вошло сказание о Евпатии Коловрате.
  • В конце XIV – начале XV века были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтические произведения «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». «Задонщина», автор - Софоний Рязанец («Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая») и «Сказание о Мамаевом побоище» - наиболее совершенные произведения о Куликовской битве.
  • В XIII-XV веках на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и другие.
  • Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть («Повесть о Петре и Февронии», рассказывающая о любви крестьянки и князя).
  • Сохранился в русской литературе и жанр «Хождений», то есть описаний путешествий («Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии).

Общественная мысль

  • XIV-XV века были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-х годах XIV века возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове.
  • Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает кормиться трудами собственных рук, а не чужим трудом. Поэтому они отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники – иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Одновременно нестяжатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит увещевать, как заблуждающихся, а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым всякое сомнение в вере.

Архитектура

  • В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV века. Московский Кремль:
  • строительство белокаменного Московского Кремля (1366 – Дмитрий Донской, белокаменный Кремль),
  • XV век, Иван III – строительство современного Кремля (из красного кирпича, элементы итальянского зодчества – «ласточкин хвост»).
  • Самыми знаменитыми постройками конца XV века стали величественный Успенский собор, построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти и Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами.

Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве XIII-XV веков выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева.

  • Феофан Грек, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические. Примеры: церковь Спаса-на-Ильинке в Новгороде, Архангельский и Благовещенский соборы в Москве.
  • Иная манера была присуща Андрею Рублеву (последняя треть XIV – первая треть XV века, монах Троице-Сергиева монастыря). Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире. Примеры: Благовещенский собор в Москве, Успенский собор во Владимире, Троицкий собор (знаменитая «Троица»), «Спас».
  • Конец XV – начало XVI века – Дионисий (иконы Успенского собора Московского Кремля).

 

Литературные произведения Архитектура иконопись
«Слово о погибели русской земли» «повесть о разорении Рязани Батыем» «Задонщина» «Сказание о Мамаевом побоище» «Повесть о Петре и Февронии» «Хождение за три моря» Афанасия Никитина     Новгородские: Церковь Федора Стратилата на ручью, церковь Спаса на Ильине улице Московские: Успенский собор в Звенигороде, Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Успенский собор Московского Кремля (Аристотель Фиорованти), Благовещенский собор Московского Кремля(Псковские мастера), Грановитая палата (Марко Руффо, Антонио Соляри)   Феофан Грек (Богоматерь Донская, росписи церкви Спаса на Ильинее улице) Андрей Рублев (Троица, росписи Андроникова монастыря)

 

Церковь Федора Стратилата на ручью

Церковь Спаса на Ильине улице (фрески Феофана Грека)

 

Успенский собор в Звенигороде

Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря

Успенский собор Московского Кремля (Аристотель Фиорованти)

 

 

Благовещенский собор Московского Кремля (Псковские мастера)

 

Грановитая палата (Марко Руффо, Антонио Солари)

Московский Кремль при Иване Калите

Московский Кремль при Дмитрии Донском

Кремль при Иване III (Пьетро Антонио Солари)

 

Донская икона Божьей матери (Феофан Грек)

Фрагмент росписи церкви Спаса на Ильине улице

Успение (Феофан Грек)

Троица (Андрей Рублев)

Апостол Павел (Андрей Рублев)

 

 

Культура XVI в.

Понятия

· Москва- Третий Рим

· Книгопечатание

· Шатровый стиль

Фольклор

  • В XVI веке расцветает жанр исторической песни. Большое распространение имели и исторические предания. Песни и предания обычно посвящались выдающимся событиям того времени - взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям - Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу.
  • В фольклоре XVI века нередко смешиваются сюжеты киевского былинного цикла и события более близкого прошлого.

Литература и общественная мысль

  • В начале XVI веке старцем Филофеем была выдвинута теория «Москва – третий Рим». Первый Рим пал, второй Рим – Константинополь – тоже, третий же Рим – Москва, стоит вечно, а четвертому Риму не бывать.
  • Расцвет публицистики: челобитные Ивану IV Грозному Ивана Пересветова (защищал интересы дворянства, выступая за укрепление самодержавной власти), переписка Ивана Грозного со сбежавшим князем Андреем Курбским (защищал интересы аристократии, выступая против самодержавной власти). Общим у авторов было то, что они выступали за крепкое государство и сильную царскую власть. Политическим идеалом Курбского при этом являлась деятельность Избранной Рады, а для Ивана Пересветова – сильный правитель, опиравшийся на дворянство.
  • Обобщающим руководством по ведению домашнего хозяйства, поведению в быту стал «Домострой», написанный Сильвестром в середине XVI века. «Домострой» означает «домоводство», поэтому в нем можно найти самые различные советы и наставления.
  • Уровень грамотности среди населения был различным. Обучение проводилось в частных школах, которые обычно содержали люди духовного звания. Появляются первые учебники по грамматике («Беседа об учении грамоте») и арифметике («Цифирная счетная мудрость»).

Культура XVII в.

Понятия

· Обмирщение культуры

· Нарышкинское (московское) барокко

· Парсуна

· Нравоучительная повесть

· Сатира, драма, поэзия

 

Образование и письменность. Литература

  • Увеличивается число грамотных людей. Обучали церковнослужители и приказные по церковным книгам. Но уже в первой половине XVII века появились частные школы, где учили не только грамоте, но и риторике, древним языкам, иностранным языкам (немецкий) и философии. Учителями в них нередко бывали ученые украинские монахи. В 1687 году было создано первое высшее учебное заведение в России – Славяно-греко-латинская академия (братья Лихуды). Академия была построена по образцу европейских университетов. Преподавание велось на греческом и латинском языках.
  • Развивается книгопечатание: первый печатный букварь (Карион Истомин), учебники, богослужебные книги, официальные документы (Соборное уложение). Создавались библиотеки как государственные (Посольского приказа), так и частные (Ордина-Нащокина, Голицына).
  • В литературе XVII века появились принципиально новые жанры: сатира, драма, поэзия. Сатирические повести – о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде, где обличался неправедный и корыстный суд. Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого (воспитатель царских детей). Автобиографический жанр пришел в русскую литературу благодаря «Житию» протопопа Аввакума. Устное народное творчество – песни о Степане Разине.
  • При Алексее Михайловиче в России был образован театр, в 1672 году. Театр был создан под влиянием молодой жены царя, Натальи Кирилловны. В нем ставили пьесы на библейские сюжеты, которые продолжались обычно несколько часов.

Архитектура

  • В конце XVII века появился новый архитектурный стиль – нарышкинское (московское) барокко. Его отличительные черты – живописность, усложненность плана, сочетание красного (кирпичная кладка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. Характерным образцом этого стиля является церковь Покрова в Филях, построенная в 1693 году в усадьбе Нарышкиных, Новодевичий монастырь.
  • Светские постройки: деревянный царский дворец в Коломенском, кирпичный Теремной дворец Московского Кремля, палаты Аверкия Кириллова.
  • Московский Кремль перестал быть оборонительным сооружением, в XVII веке башни Кремля украшаются шатрами, появляются часы на Спасской башне.

Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве XVII века сильнее, чем в других сферах культуры, сохранялось влияние традиции, что объяснялось контролем церковных властей за соблюдением иконописного канона. И, тем не менее, именно в XVII веке началось превращение иконописи в живопись.

  • При Оружейной палате была создана школа для обучения живописи, живописная мастерская - фактически Академия художеств, которую возглавлял Симон Ушаков.
  • Симон Ушаков – крупнейший художник XVII века: «Спас Нерукотворный», «Троица».
  • В XVII веке было положено начало портретной живописи – парсуны. Известны изображения Алексея Михайловича, его сына Федора Алексеевича, патриарха Никона, князя Скопина-Шуйского.

Культура XVIII в.

Для развития культуры господствующих слоев российского общества характерны окончательное торжество светского начала, решительное следование европейским образцам, глубокий разрыв с традиционной народной культурой. Во второй половине XVIII века в России сформировалась самобытная национальная культура европейского типа. Успехи культуры отражали поступательное развитие государства и общества в целом. Сформировавшаяся в это время атмосфера особой дворянской духовности подготовила взлет русской национальной культуры в XIX веке.

Просвещение и наука

  • 1701 - Школа математических и навигационных наук в Москве, в Сухаревой башне (позднее - Морская Академия в Кикиных палатах в Петербурге). Позже возникли Артиллерийская школа, Медицинское училище, Инженерная школа.
  • Для обучения провинциальных дворян были созданы 42 "цифирные школы".
  • Образование приняло светский характер, первое место заняли математика, астрономия, инженерное дело.
  • Появились новые учебники. "Арифметика, сиречь наука числительная" Магницкого.
  • 1700 году - летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, начало года не 1 сентября, а 1 января.
  • 1702 - первая печатная газета "Ведомости" (при Алексее Михайловиче издавалась рукописная газета "Куранты" для нужд двора), редактором которой был Петр I.
  • 1708 - переход на гражданский шрифт.
  • 1755 - по инициативе Михаила Васильевича Ломоносова и при поддержке Ивана Ивановича Шувалова создан Московский университет. Устав университета предусматривал преподавание на русском языке (в европейских университетах преподавание велось на латыни). Университет состоял из философского, юридического и медицинского факультетов. Не было богословского факультета.
  • Екатерина II - создана система воспитательных и образовательных учреждении под руководством Ивана Бецкого.
  • 1764 - Смольный институт благородных девиц.
  • Петр I открыл первый в России музей - Кунсткамеру, где были собраны различные древности, анатомические коллекции. При Кунсткамере имелась богатая библиотека.
  • 1741 - экспедиция Витуса Беринга обследовала северо-западное побережье Америки и доказала, что Азия отделена от Америки.
  • Известный изобретатель петровского времени - Андрей Константинович Нартов.
  • 1718 - Петр задумал создать российскую Академию наук, велел пригласить крупнейших зарубежных ученых. Академия открылась в 1725 году, уже после смерти императора. Создание Академии наук привлекло в Россию европейских ученых, среди которых такие мировые знаменитости, как математики Л. Эйлер и Д. Бернулли. Работали в России немецкие историки Г. Байер и Г.Ф. Миллер, внесшие значительный вклад в становление российской исторической науки. При Екатерине II Академию наук возглавляла Екатерина Романовна Дашкова.
  • Михайло Васильевич Ломоносов: поступил в 1731 году в Славяно-греко-латинскую Академию, откуда был переведен в Петербургский университет при Академии наук, а затем направлен учиться в Германию. В 1745 году он стал первым русским профессором, членом Академии наук. Александр Сергеевич Пушкин писал о Ломоносове: "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом".
  • В XVIII веке достигла значительных успехов историческая наука. Василий Никитич Татищев. "История Российская" в 5 томах.
  • Знаменитый изобретатель-самоучка - Иван Петрович Кулибин: проекты лифта, "самобеглой коляски", одноарочного моста через Неву, телескопа, микроскопа, барометра.
  • Иван Иванович Ползунов сумел усовершенствовать паровую машину, с работой которой он познакомился в Англии. Подобная машина была создана в Англии Джеймсом Уаттом лишь через двадцать лет.

 

Литература. Общественная мысль

  • Важнейшим направлением в русской и европейской литературе середины XVIII века был классицизм. Классицизм нашел выражение, прежде всего, в поэзии: Антиох Кантемира, Василия Тредиаковского и особенно Михаила Ломоносова и Александра Сумарокова. Самым выдающимся российским поэтом конца XVIII века, писавшим в стиле классицизма, стал Гаврила Державин. К классицизму относятся и комедии Дениса Фонвизина "Бригадир" и "Недоросль".
  • Во второй половине XVIII века складывается стиль сентиментализма. Важнейшими жанрами этого стиля стали чувствительная повесть и путешествие. Николай Карамзин "Бедная Лиза".
  • Общественная мысль развивалась под влиянием Просвещения. Крупнейшим деятелем Просвещения был Николай Новиков. Журналы "Трутень", Живописец".
  • Радикальная форма просветительской идеологии представлена в творчестве Александра Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву" и ода "Вольность". Крайний радикализм Радищева побудил Екатерину II назвать его "бунтовщиком хуже Пугачева".


Архитектура и изобразительное искусство. Скульптура. Театр.

  • Для петровской эпохи характерно преобладание гражданского каменного строительства над культовым. Архитектурным стилем эпохи стало "русское (петровское) барокко" с характерной пышностью, торжественностью, причудливостью форм. Крупнейшие архитекторы эпохи: Доменико Трезини (Летний дворец Петра, Петропавловский собор, здание 12 коллегий в Петербурге), Иван Коробов (Гостиный двор в Москве).
  • В середине XVIII века преобладающим архитектурным стилем было барокко. Крупнейшим российским архитектором этого времени был Бартоломео Растрелли. Он построил Зимний дворец, ансамбль Смольного монастыря, дворец Строганова в Петербурге, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе.
  • Во второй половине XVIII века классицизм. Василий Баженов, Матвей Казаков и Иван Старов. Знаменитейшее произведение Баженова - Пашков дом в Москве (старое здание Российской Государственной библиотеки). Он же разработал проект Михайловского замка в Петербурге. Матвей Казаков: здания Московского Университета, Сената в Москве, Благородное собрание, целый ряд усадеб и церквей. Иван Старов - автор Таврического дворца и Троицкого собора в Александро-Невской лавре в Петербурге.
  • В начале XVIII века окончательно восторжествовало светское начало в живописи. Основной жанр эпохи - портрет. Крупнейшие живописцы эпохи: Иван Никитин (портреты Петра I, Натальи Алексеевны), Андрей Матвеев (автопортрет с женой).
  • Вторая половина XVIII века - период расцвета русской живописи, прежде всего портретной. Крупнейшими портретистами XVIII века были Федор Рокотов (портрет Екатерины II, Павла I, портрет Струйской), Дмитрий Левицкий (портреты смолянок) и Владимир Боровиковский (портрет Лопухиной).
  • Выдающимся мастером скульптуры был Федот Иванович Шубин, создавший целю галерею скульптурных портретов государственных деятелей и полководцев России. Но самую знаменитую скульптуру России создал француз Этьен Морис Фальконе - автор "Медного всадника".
  • В первой четверти XVIII века появляется общедоступный русский театр. Во второй половине XVIII века был открыт первый государственный театр (труппа Федора Волкова из Ярославля) в Петербурге, создавались крепостные театры в помещичьих имениях (актриса Прасковья Жемчугова-Ковалева).

 

 

Б. Ф. Растрелли. Собор Смольного монастыря

 

Б.Ф. Растрелли Пятый (существующий) Зимний дворец

 

В.И.Баженов Дом Пашкова

 

 

И.Е. Старов Таврический дворец

 

А. Ф. Кокоринов Ж. Б. Валлен-Деламот Академия художеств

 

Доменико Трезини Петропавловский собор

 

Культура Киевской Руси

Понятия:

· Скань, зернь, эмаль, чернь

· Кириллица, глаголица

· Пергамен

· Берестяные грамоты

· Жития святых

· Крестово-купольный храм, апсиды, хоры

· Мозаика, фреска

 

Особенности культуры Древней Руси

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами. Оно связано с развитием общества и государства. В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.

Письменность.Летописи.Литература.

Зарождение письменности – братья Кирилл и Мефодий (IX век) – кириллица.

Грамотность распространилась довольно широко, о чем свидетельствуют:

  • рукописи на пергаменте (Остромирово Евангелие, Изборники 1073 и 1076 годов)
  • граффити (надпись Владимира Мономаха на стене Софийского собора в Киеве)
  • эпиграфика (надпись на Тмутараканском камне)
  • берестяные грамоты (обиходные записи, выцарапанные так называемыми "писалами" на кусках бересты)


Первая книга на Руси – Остромирово Евангелие (изготовлено по заказу новгородского посадника Остромира во времена Ярослава Мудрого).

Летописание.

«Повесть временных лет» – первое десятилетие XII века – монах Нестор Киево-Печерского монастыря. Это общерусский летописный свод, текст которого включает летописные своды XI века и другие источники. История Руси в ПВЛ связана с всемирной историей и историей славянства. ПВЛ положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.

Литература.

  • устное народное творчество – былины. Былины киевского цикла (о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, князе Владимире) и новгородского цикла (купец Садко).
  • проповеди и поучения – первое литературное произведение – «Слово и законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха
  • жития святых (агиография) – «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба» (Нестор)
  • героический эпос – «Слово о полку Игореве», написано в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака (1185)
  • публицистика – «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (XII - начало XIII)


Зодчество Древней Руси.

  • первая каменная церковь – Десятинная церковь в Киеве (конец Х века)
  • крестово-купольный храм (Византия), в XII веке – однокупольные храмы
  • Софийский собор (1037, в память о разгроме печенегов, 13 куполов) и Золотые ворота в Киеве, Софийский собор в Новгороде (1052)
  • Владимиро-Суздальское княжество: XII век – Успенский собор и Дмитровский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли (1165)


Изобразительное искусство.

  • мозаика – изображение, выполненное из цветных камней (Богоматерь Оранта – Молящаяся в Софийском соборе)
  • фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке (фрески Софийского собора в Киеве)
  • иконопись – произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение (Ангел Златые власы (новгородская школа))

Прикладное искусство.

  • зернь – украшение ювелирных изделий зернышками из металла
  • гравировка – украшение ювелирных изделий рисунком, вырезанным на металле
  • филигрань – ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой крученой проволоки

 

Литературные произведения Архитектурные памятники Церковная живопись
Остромирово Евангелие Повесть временных лет «Слово о полку Игореве» «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона Сказание о Борисе и Глебе (Житие Бориса и Глеба) «Хожение» игумена Даниила «Моление (слово) Даниила Заточника» «Поучение Владимира Мономаха» Киевские: Десятинная церковь, Софийский Собор, Золотые ворота Новгородские: Софийский собор, Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса на Нередице, церковь Николы на Липне, церковь Параскевы Пятницы на торгу Владимирские: Успенский собор, Дмитриевский собор, Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове, Церковь покрова на Нерли Богоматерь Владимирская Богоматерь Оранта Святой Георгий Спас нерукотворный Ангел Златые власы

 

Софийский собор в Киеве

Золотые ворота в Киеве

Софийский собор в Новгороде

Георгиевский собор Юрьева монастыря

Церковь Спаса на Нередице

Церковь Николы на Липне

Церковь Параскевы Пятницы на торгу

Успенский собор во Владимире

Дмитриевский собор во Владимире

Золотые ворота во Владимире

Княжеский замок в Боголюбово

Церковь Покрова на Нерли

Богоматерь Владимирская Богоматерь оранта

 

 

Ангел златые власы Святой Георгий

Спас Нерукотворный

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.192.241 (0.029 с.)