Культура Московской Руси XIV-XV вв.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Московской Руси XIV-XV вв.



Понятия:

· Ересь

· Рационализм

· Нестяжатели

· Иосифляне

· Автокефальность

 

Главные события и характерные черты культуры XIV-XV веков.

Главными событиями русской истории XIV-XV веков стали: процесс объединения русских земель в единое государство и борьба с монгольским игом. Соответственно ключевыми чертами культуры стали: а) идея национального возрождения и государственного объединения; б) идея национальной независимости.

Фольклор

  • Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV веках сложились жанры исторической песни и сказания.
  • Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными желаниями. Например, песня о Щелкане, основанная на истории восстания 1327 года в Твери.
  • Особый цикл былин - о Садко и Василии Буслаеве - сложился в Новгороде.

Письменность и литература

  • Самыми важными произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения, богословские рассуждения. Центры летописания: Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. Примеры: Троицкая летопись (1408 год, Москва как центр объединения русских земель), Русский Хронограф – всемирная история с краткими сведениями по истории Руси (середина XV века).
  • Самые известные произведения литературы XIII века – «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем», в состав которой вошло сказание о Евпатии Коловрате.
  • В конце XIV – начале XV века были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтические произведения «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». «Задонщина», автор - Софоний Рязанец («Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая») и «Сказание о Мамаевом побоище» - наиболее совершенные произведения о Куликовской битве.
  • В XIII-XV веках на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и другие.
  • Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть («Повесть о Петре и Февронии», рассказывающая о любви крестьянки и князя).
  • Сохранился в русской литературе и жанр «Хождений», то есть описаний путешествий («Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии).

Общественная мысль

  • XIV-XV века были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-х годах XIV века возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове.
  • Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает кормиться трудами собственных рук, а не чужим трудом. Поэтому они отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники – иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Одновременно нестяжатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит увещевать, как заблуждающихся, а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым всякое сомнение в вере.

Архитектура

  • В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV века. Московский Кремль:
  • строительство белокаменного Московского Кремля (1366 – Дмитрий Донской, белокаменный Кремль),
  • XV век, Иван III – строительство современного Кремля (из красного кирпича, элементы итальянского зодчества – «ласточкин хвост»).
  • Самыми знаменитыми постройками конца XV века стали величественный Успенский собор, построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти и Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами.

Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве XIII-XV веков выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева.

  • Феофан Грек, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические. Примеры: церковь Спаса-на-Ильинке в Новгороде, Архангельский и Благовещенский соборы в Москве.
  • Иная манера была присуща Андрею Рублеву (последняя треть XIV – первая треть XV века, монах Троице-Сергиева монастыря). Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире. Примеры: Благовещенский собор в Москве, Успенский собор во Владимире, Троицкий собор (знаменитая «Троица»), «Спас».
  • Конец XV – начало XVI века – Дионисий (иконы Успенского собора Московского Кремля).

 

Литературные произведения Архитектура иконопись
«Слово о погибели русской земли» «повесть о разорении Рязани Батыем» «Задонщина» «Сказание о Мамаевом побоище» «Повесть о Петре и Февронии» «Хождение за три моря» Афанасия Никитина     Новгородские: Церковь Федора Стратилата на ручью, церковь Спаса на Ильине улице Московские: Успенский собор в Звенигороде, Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Успенский собор Московского Кремля (Аристотель Фиорованти), Благовещенский собор Московского Кремля(Псковские мастера), Грановитая палата (Марко Руффо, Антонио Соляри)   Феофан Грек (Богоматерь Донская, росписи церкви Спаса на Ильинее улице) Андрей Рублев (Троица, росписи Андроникова монастыря)

 

Церковь Федора Стратилата на ручью

Церковь Спаса на Ильине улице (фрески Феофана Грека)

 

Успенский собор в Звенигороде

Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря

Успенский собор Московского Кремля (Аристотель Фиорованти)

 

 

Благовещенский собор Московского Кремля (Псковские мастера)

 

Грановитая палата (Марко Руффо, Антонио Солари)

Московский Кремль при Иване Калите

Московский Кремль при Дмитрии Донском

Кремль при Иване III (Пьетро Антонио Солари)

 

Донская икона Божьей матери (Феофан Грек)

Фрагмент росписи церкви Спаса на Ильине улице

Успение (Феофан Грек)

Троица (Андрей Рублев)

Апостол Павел (Андрей Рублев)

 

 

Культура XVI в.

Понятия

· Москва- Третий Рим

· Книгопечатание

· Шатровый стиль



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.96.236 (0.015 с.)